Дело № 2-626/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Койгородок 03 июня 2016 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,
при секретаре Юркиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании действий незаконными, об обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района», в котором просит признать действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из фиксированной ставки, незаконными и обязать ответчика произвести истцу оплату расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с 01.01.2016 года в размере фактически расходов на оплату электроснабжения.
В обоснование исковых требований указал, что является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст.9 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», как член семьи (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий, на основании удостоверения № от 21.05.2008 года. До 01.01.2016 года меры социальной поддержки по оплате освещения предоставлялись исходя из фактических расходов.
С 01.01.2016 затраты на оплату электроэнергию возмещаются в пределах установленной ежемесячной денежной выплаты в фиксированном размере 1465 руб.
В силу норм Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (подп.9 п.1 ст.21), предусматривающих компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе и за электрическую энергию, истец полагает, что имеет право на меры социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» по доверенности ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо на стороне ответчика, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в письменном отзыве на иск просит рассмотреть дело без участия своего представителя, с исковыми требованиями не согласно.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 с 21.05.2008 года пользуется мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, установленных пп. 9 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также в соответствии со ст. 9 Закона Республики Коми от 12.11.2004 г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», как член семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на основании удостоверения №.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации (статья 72 пункты «б», «ж» части 1).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В соответствии п. п. «е» и «ж» ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (ч. 1 ст. 65 Конституции Республики Коми).
Статья 21 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "Оветеранах" установил конкретные меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий в области оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: плату за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим; взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшим; плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке.
Из частей 1, 3 ст.10 Федерального закона N 5-ФЗ следует, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Из анализа приведенных выше законоположений следует, что федеральные законы, закрепляя конкретные меры, направленные на социальную защиту различных категорий граждан, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в реализации этих мер, вправе наделять субъекты правом принимать дополнительные меры к федеральным мерам социальной поддержки, возложив расходные обязательства по обеспечению такими мерами на субъекты Российской Федерации.
Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусматривает правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации мерам социальной защиты отдельных категорий населения, проживающего в Республике Коми.
Согласно п.1 ч.1 ст. 9 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (далее - члены семьи погибшего (умершего)), дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых оплата за наем, оплата за содержание жилого помещения в размере 50 процентов членам семьи погибшего (умершего) в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения.
Законом РК от 01.03.2016 N 11-РЗ пункт 1 части 1 статьи 9 изложен в новой редакции, и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Согласно новой редакции закона, указанным в п. 1 ч.1 ст. 9 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ лицам дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с п. «е» ч.4 ст. 20 Закона № 55-ВЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в статье 9 настоящего Закона определена в размере 1 465 рублей.
Таким образом, изменения в Закон № 55-РЗ касаются замены формы предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на ежемесячную денежную выплату (компенсацию) в фиксированном размере, установленном для каждой льготной категории граждан с дифференциацией по природно-климатическим зонам в Республике Коми (северная и южная).
Как следует из пунктов 5,6 Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 21.03.2016 года "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 1 и подпункта "б" подпункта 1 пункта 18 статьи 1 Закона Республики Коми от 22 декабря 2015 года N 118-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по жалобе гражданина ФИО3" « в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации «в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло изменение принципа установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны боевых действий. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее действовавших льгот не установлена, поэтому субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять данную методику и устанавливать в соответствии с ней размер денежной компенсации. Не установлены федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.
Продолжая оказывать социальную помощь ветеранам боевых действий путем установления взамен процентного эквивалента фиксированной суммы компенсации жилищно-коммунальных расходов, Республика Коми, тем самым, продолжила выполнение ранее взятых на себя обязательств по финансовой поддержке ветеранов, сохранив общий объем средств, направленных на эти цели, и определив размер денежной компенсации для каждой в отдельности группы льготников с учетом финансовой возможности республиканского бюджета в период кризисных процессов в экономике.
Изменив форму поддержки, законодатель субъекта Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий и с учетом позиции федеральных органов власти по замене натуральных льгот денежной компенсацией, предусмотрев при этом меры для сохранения объема оказываемой помощи в период инфляции цен на услуги путем ее индексации часть 2 статьи 20 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми"), обеспечив тем самым частные интересы ветеранов, касающиеся права на получение социальной помощи, и интересы Республики Коми в части финансовых возможностей оказания такой помощи, что отвечает требованию поддержания доверия граждан закону.
Эти действия законодателя имеют социальную направленность, оказываемая поддержка является гарантированной обязанностью республики, поэтому произведенное изменение способа предоставления помощи не может быть расценено как умаляющее права и свободы ветеранов боевых действий.
Любая законодательная власть в свете реализации своих властных полномочий может наделять органы исполнительной власти определенными функциями, дающими им право в ходе применения закона вырабатывать формы и методы его исполнения, однако данное обстоятельство не лишает эту власть, как высшую законодательную инстанцию, права самой устанавливать порядок исполнения закона».
Учитывая изложенное выше, а также то, что вместо ранее предусмотренной компенсации в размере 50% понесенных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 01.01.2016 года Законом Республики Коми установлен иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной компенсации в твердой денежной сумме, требование истца о признании действий ГБУ РК «ЦСЗН Койгородского района» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из фиксированной ставки, незаконными и обязании ответчика произвести оплату расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с 01.01.2016 года в размере фактически расходов на оплату электроснабжения, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района» о признании незаконными действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из фиксированной ставки, незаконными и обязании ответчика произвести оплату расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с 01.01.2016 года в размере фактически расходов на оплату электроснабжения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд (<...>) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Подорова М.И.
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2016 года.