Дело №2-626/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 года с. Уйское
Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Иксановой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Челяоблкоммунэнерго» о признании незаконным начисления платы за теплоэнергию,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Челяоблкоммунэнерго» о признании незаконным начисление платы за тепловую энергию за 8 дней мая "Дата" в сумме 1670,13 рублей.
В обоснование иска указано, что АО «Челябоблкоммунэнерго» является теплоснабжающей организацией. Теплосчетчик в квартире истца отсутствует, в связи с этим отпущенное количество тепловой энергии рассчитано по нормативу и разбито на 7 месяцев отопительного сезона. Норматив потребления установлен решением Уйского сельского поселения № от "Дата" в размере 0,0457 Гкал/м2 в месяц. Истец оплатила за отопительный сезон "Дата" с "Дата" по "Дата" 21,3199 Гкал на сумму 44 984 рублей(7 мес.х 3,0457Гкал=21,3199Гкал/год), то есть, обязательства со стороны истца исполнены в полном объеме, однако ОАО «Челябоблкоммунэнерго» предъявило истцу счет за 8 дней мая "Дата" в сумме 1657,37 рублей, в которые услуга по теплоснабжению фактически не предоставлялась. Функции по установлению нормативов переданы Совету депутатов Уйского сельского поселения. Решением Совета депутатов Уйского сельского совета № от "Дата" «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения на территории Уйского сельского поселения на 2010 год» установлен норматив потребления 0,0458 Гкал/м2, продолжительность отопительного сезона не установлена. Постановлением администрации Уйского сельского поселения № от "Дата" отопительный сезон окончен с "Дата", в связи с чем истцом оплачено за теплоэнергию до "Дата". Однако, ответчик продолжает настаивать на оплате за поставленную в мае "Дата" теплоэнергию, хотя услуга по теплоснабжению в указанный период не предоставлялась, повторно прислали счет и уже третье уведомление на сумму 1670,13 рублей с угрозой о частичном ограничении подачи тепловой энергии. Считает начисление платы за теплоснабжение за май "Дата" незаконным.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержала, указала на доводы, изложенные в иске, полагает, что платить она должна за фактически потребленную тепловую энергию, с "Дата" по "Дата" теплоэнергия в ее квартиру не поставлялась, так как отопительный сезон согласно распоряжения главы Уйского сельского поселения был окончен "Дата", в связи с чем считает, что начисление ответчиком платы за теплоэнергию за 8 дней мая "Дата" является незаконным.
Представитель ответчика АО «Челябоблкоммунэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в письменном отзыве возражали против иска, ссылаясь на наличие правовых оснований для начисления истцу платы за услуги по теплоснабжению за период с "Дата" по "Дата" из расчета норматива потребления тепловой энергии 0,0458 Гкал/кВ.м. и продолжительности отопительного периода 221 день, просили рассмотреть дело в их отсутствие(л.д. 119-120).
Представитель Совета депутатов МО «Уйское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены(л.д.74).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы сторон, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частями 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги( в том числе отопление) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в пункте 1 которых определено понятие норматива потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, для определения размера платы применению подлежит лишь норматив, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила № 307), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Согласно Приложению к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (формула 6, пункт 13) ежемесячный норматив потребления отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) определяется путем деления нормы фактического годового потребления тепловой энергии на установленный период отопительного сезона.
Таким образом, на определенной территории субъектом РФ устанавливается норматив потребления тепловой энергии и стоимость гекалории, а уже сама территория определяет периодичность оплаты потребляемой тепловой энергии ( на сколько частей делить расчетную годовую величину потребления тепловой энергии - на сколько месяцев/дней ), так как потребление тепловой энергии в течение года неравномерное, поэтому для удобства расчетов установлено, что население вносит плату за отопление ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, равными долями от годового платежа.
При этом стоимость гекалории определяется по каждому поставщику теплоэнергии отдельно ( зависит от конкретных расходов поставщика на выработку 1 гекалории). Норматив потребления теплоэнергии на территории Уйского района является одинаковым для всех потребителей тепловой энергии и определяется на основании проектных тепловых нагрузок, исходя из продолжительности отопительного сезона.
Таким образом, установлено, что при расчете годового норматива потребляемой тепловой энергии поставщиком тепловой энергии не было четко определено, какую длительность отопительного периода принимали при данном расчете, вследствие чего у истца ФИО1 возникли сомнения, должна ли она платить за фактическое количество дней получения услуги по теплоснабжению включительно по "Дата", либо еще за 8 дней мая "Дата".
Судом при рассмотрении дела установлено, что стоимость 1 Гекалории в период отопительного сезона с "Дата" по "Дата" составляет для жителей с.Уйское 2109,84 рублей, что подтверждается постановлением ГК «Единый тарифный орган Челябинской области»(л.д.101-104). Норматив потребления на теплоснабжение в Уйском сельском поселении в период 2015-2016 годы установлен равным 0.0458 гкал/месяц, что подтверждается постановлением Совета депутатов Уйского сельского поселения № от "Дата" года( л.д.18-19). Сведений о годовом нормативе потребления тепловой энергии не имеется.
Установлено, что ответчик проживает в с.Уйское в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, в которой отсутствует прибор учета тепловой энергии, общая отапливаемая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.(л.д.41,55).
Истец потребляет поставляемую ответчиком теплоэнергию через присоединенную сеть. Тепловая энергия через присоединенную сеть истцу поставлялась в период "Дата" - "Дата", что подтверждается показаниями ФИО1 в судебном заседании, постановлениями Главы администрации Уйского сельского поселения о начале отопительного сезона № от "Дата" и об окончании отопительного сезона № от "Дата" года( л.д.17,107-108).
Ответчиком было начислено истцу, предъявлено к оплате, а также было предъявлено к взысканию в судебном порядке задолженность за услуги по теплоснабжению, начисленной за период с "Дата" по "Дата" в сумме 1 657,37 рублей, что подтверждается показаниями ФИО1, квитанцией-счетом на оплату(л.д.9), судебным приказом мирового судьи Судебного участка №1 Уйского района от "Дата" года(л.д.44) и определением мирового судьи судебного участка №1 Уйского района от "Дата" об отмене судебного приказа(л.д.43).
Спор между сторонами возник из за того, что четко не определено - какую длительность отопительного периода принимали при расчете годового норматива потребляемой тепловой энергии, вследствие чего истцу непонятно - должна она платить за фактическое количество дней получения услуги по теплоснабжению с "Дата" по "Дата" или еще за 8 дней мая "Дата", в которые теплоснабжение не подавалось, как на основании проектных тепловых нагрузок, исходя из продолжительности отопительного сезона.
Не оспаривая норматива потребления теплоэнергии ( 0.0458 гкал/кв.метр в месяц), вместе с тем ответчик АО «Челябоблкоммунэнерго» доказательств того, что данный норматив месячного потребления исходит из годового расчета норматива разделенного на 221 дней, не предоставил; нет таких данных и в Совете депутатов Уйского сельского поселения, Администрации Уйского муниципального района, что подтверждается информацией Совета депутатов Уйского сельского поселения, Администрации Уйского муниципального района(л.д. 48-51,56-57,83,112-115), несмотря на требование суда предоставить данные сведения.
Вместе с тем, как следует из договора теплоснабжения от "Дата", заключенного между АО «Челябоблкоммунэнерго» и ФИО1, годовой объем предоставления теплоэнергиии в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, составляет 21,3199 Гкал.(п.2.1.1), что, исходя из продолжительности отопительного периода 7 месяцев(213дней) составляет 3,0457 Гкал в месяц(л.д.106). Каких-либо дополнительных соглашений к данному договору, предусматривающих изменение годового объема предоставления теплоснабжения, в судебном заседании не установлено.
Суд не может согласиться с длительностью отопительного периода взятого ответчиком для расчета равную 7 месяцам(221 день), установленную в "Дата" постановлением Главы Уйского района от "Дата"№, так как данным постановлением был установлен норматив потребления на "Дата", при этом норматив потребления, исходя из периода отопительного сезона 221 день, был установлен равным 0, 0462 Гкал/кв.м.( л.д.20,118); после этого в "Дата" устанавливался иной норматив потребления тепловой энергии без указания на длительность расчетного отопительного периода(л.д.18-19,61).
Полномочия по установлению периода оплаты за отопление в силу ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» по Соглашениям о передаче полномочий от "Дата",, от "Дата" были переданы в ведение сельских поселений, однако в данные периоды Уйское сельское поселение расчетный период оплаты за отопление не устанавливал, что подтверждается сведения Совета депутатов МО «Уйское сельское поселение»(л.д.83,56,59).
Суд полагает, что поскольку Советом депутатов Уйского сельского поселения не установлен период оплаты за отопление, доводы ответчика в части необходимости оплаты за отопление равными долями в период отопительного сезона, то есть за 22,105887 гкал/год, равного 221 дням исчисленных ответчиком( в том числе, за 8 дней мая "Дата" )(л.д.105) являются несостоятельными, поскольку это противоречит условиям заключенного между сторонами Договора на теплоснабжение(п.2.1.1). Доказательств того, что норматив потребления 0.0458 гкал/кв.метр, предъявляемый истцу для оплаты в спорный период, рассчитан с учетом отопительного периода 221 дней в судебное заседание не представлено.
Установлено, что истец в отопительный период "Дата" с "Дата" по "Дата" оплатила за отопление 44 984 рублей, что подтверждается квитанциями о произведенных платежах(л.д.10-16), что превышает стоимость годового потребления, указанного в Договоре на теплоснабжение(21.3199Гкал. х 2109,84 рублей = 44 981,58). Доказательств иного в судебное заседание ответчиком не представлено.
Пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, предусмотрено, что потребитель имеет право, в частности, получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
АО «Челябоблкоммунэнерго», как поставщик тепловой энергии, истцу ФИО1 расчет по оплате поставляемой тепловой энергии в полном объеме ( в части продолжительности расчетного отопительного периода ) не предоставлял и предоставить не может, поскольку доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает необоснованным требования АО «Челябоблкоммунэнерго в части предъявления истцу требований об оплате стоимости тепловой энергии за период, в который не предоставлял такую услугу с "Дата" по "Дата", в связи с чем исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец ФИО1 просила взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 400 рублей.
Поскольку требования истца являются требованиями неимущественного характера, государственная пошлина по которым подлежит оплате в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ в сумме 300 рублей, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию расходы по госпошлине в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным начисление ФИО1 <адрес>-30а, <адрес>, за период с "Дата" по "Дата".
Взыскать с АО «Челябоблкоммунэнерго» в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Уйский районный суд.
Председательствующий : ____________________ Неежлева Л.С.