ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-626/2016 от 30.03.2016 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Тула

Пролетарский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Большовой Е.В.,

при секретаре Гридиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Ритейл БТ» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченных сумм за товар, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к ООО «Ритейл БТ» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченных сумм за товар, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. В последствии уточнил свои требования и просил расторгнуть договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ним и ответчиком ООО «Ритейл БТ»; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу сумму, уплаченную за кондиционер LG <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судебного решения в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу сумму за доставку товара в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу неустойку в размере <данные изъяты>; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу убытки, связанные с ложным вызовом мастера в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.; взыскать штраф в размере 50 % от цены иска в размере <данные изъяты> копеек; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу <данные изъяты>. за распечатку фототаблицы. Мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он через интернет магазин «Техпорт» приобрел кондиционер LG <данные изъяты> у ответчика ООО «Ритейл БТ» стоимостью <данные изъяты> руб., в соответствии с кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Заказ товара был оформлен через официальный сайт ответчика магазина «Техпорт». Продажа указанного товара была осуществлена методом дистанционной продажи, то есть исключающим возможность непосредственного ознакомления его (ФИО1) с товаром при заключении договора купли-продажи. Данный товар ему был доставлен курьером ответчика ООО «Ритейл БТ» по указанному им адресу и за доставку товара им было оплачено 600 руб., что подтверждается кассовым чеком ООО «Ритейл БТ». Также дополнительно он по предложению девушки по телефону на следующий день дополнительно купил – Korting K19 спрей для очистки кондиционера и сплит-систем аксессуар по цене 590 руб., что подтверждается также оплаченным им кассовым чеком на сумму 590 руб. Итого общая сумма покупки составила сумму в размере 32820 руб. Тем самым заказанный им (ФИО1) товар и доставка были им оплачены в полном объеме. В момент доставки товара он (ФИО1) его не осматривал, так как курьер очень сильно торопился и попросил сначала оплатить указанный товар и подписать типовой договор купли-продажи товара и пояснив, что в случае обнаружения им (ФИО1) в указанном товаре в течении 15 дней каких-либо недостатков и дефектов он имеет право в любое время, на его замену обратившись в их магазин. Тем самым курьер его (ФИО1) уверил, что никаких проблем с заменой товара не возникнет, так как такие правила существуют у них в магазине. В этот момент у истца (ФИО1) дома находился гость, и он (ФИО1) не имел фактически возможности осматривать данный товар ввиду занятости, попросив курьера занести указанный товар к истцу в коридор и оставить его в коридоре, после чего он (ФИО1) быстро оплатил указанную сумму курьером по чеку, подписал договор купли-продажи, акт приема-передачи товара и отпустил курьера. Утром на следующий день приехали мастера по установке приобретенного кондиционера LG CS12AWK, распаковав коробки с указанным товаром в его присутствии, увидели механические повреждения в виде вмятин справа, слева и сзади на внешнем блоке кондиционера, который вешается на улицу, а также мастера обратили внимание на внешний блок, и пояснили, что вероятно он даже вскрывался, судя по болтикам, так как сердцевина болтика видно вскрывалась и имеет другой цвет, так как на ней нет заводской краски. После чего мастерами по установке кондиционера был составлен соответствующий акт выявленных дефектах, то есть наружных механических повреждений на внешнем блоке кондиционера от ДД.ММ.ГГГГ, который был передан истцу, а также рекомендовано обратиться с целью замены данного некачественного товара имеющего наружные повреждения к продавцу товара, то есть к ответчику ООО «Ритейл БТ» с целью избежание в будущем проблем ввиду некачественного товара. Истцом (ФИО1 было оплачено за ложный вызов <данные изъяты> руб. данным мастерам ИП Х.А.В. Таким образом, при фактическом ознакомлении с товаром сразу же на следующий день после его приобретения утром ДД.ММ.ГГГГ, открыв товар и осмотрев мастерами в его присутствии, были обнаружены на нем внешние механические повреждения блока. Истцом было принято решение обменять указанный товар на аналогичный, о чем он указал в претензии, отправленной в адрес ответчика. Товар не был в эксплуатации ни дня, его товарный вид и потребительские свойства истцом были полностью сохранены в том виде, в каком он был ему доставлен курьером. Воспользовавшись своим правом, позвонил по горячей линии, через отдел рекламации на официальном сайте магазина «Техпорт» с претензией от ДД.ММ.ГГГГ, где указал на наличие явных внешних повреждений внешнего блока кондиционера с трех сторон при доставке ему (ФИО1) товара курьером, указав, что он им (ФИО1) не осматривался о чем и было указано в претензии и что вероятно, он ранее вскрывался, так как на сердцевине болтика нет краски. После чего отдел урегулирования претензий запросил фотографии внешнего блока, договор купли-продажи товара и акт приема-передачи товара с кассовым чеком. Вся указанная информация представлена ответчикам по электронной почте. Однако, ему (ФИО1) было отказано в замене внешнего блока кондиционера и товара ввиду того, что он осматривал товар, по мнению ответчика или обязан был его осмотреть, и подписал акт приема-передачи товара, соответственно их компания не несет ответственности за имеющиеся механические повреждения. Считает данный отказ ответчика незаконным, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования подержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом и уточненной исковых заявлениях, просил суд расторгнуть договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ним и ответчиком ООО «Ритейл БТ»; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу сумму, уплаченную за кондиционер LG <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судебного решения в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу сумму за доставку товара в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу неустойку в размере <данные изъяты>; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу убытки, связанные с ложным вызовом мастера в размере 700 руб.; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.; взыскать штраф в размере 50 % от цены иска в размере <данные изъяты> копеек; взыскать с ответчика ООО «Ритейл БТ» в его пользу <данные изъяты>. за распечатку фототаблицы. При вынесении решения просил суд не применять положения ст.333 ГК РФ ни к сумме неустойке ни к сумме штрафа.

Представители ответчика ООО «РИТЕЙЛ БТ» по доверенностям ФИО2 и ФИО3 исковые требования истца ФИО1 не признали в полном объеме, мотивировав тем, что действительно между истцом и их организацией ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи в том числе и кондиционера. Товар был передан истцу ДД.ММ.ГГГГ, при этом также был подписан и акт приема-передачи, что соответствует договору, из которого следует, что покупатель обязан осмотреть товар и в случае отсутствия недостатков подписать договор и акт, уплатить согласованную сторонами цену за товар. В случае обнаружения недостатков (механические повреждения товара и его упаковки, недостатки качества) покупатель вправе отказаться от принятия и оплаты заказанного товара. Ответчиком не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ от истца на электронную почту организации была получена претензия и фотографии, из которых усматриваются механические повреждения товара, которые как подтверждается договором и актом отсутствовали на момент передачи товара истцу. Считают, что товар истцу был передан без механических повреждений и надлежащим образом укомплектованный. В связи с изложенным просили суд в удовлетворении заявленных и уточненных исковых требований истцу ФИО1 отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

На основании абз. 8 пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 18 указанного Закона, в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Согласно части 1 статьи 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявлять предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В соответствии с п. 12 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, кондиционеры относятся к технически сложным товарам.

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку (п. 47). По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии (п. 49). При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы) (п. 51 Правил). Согласно п.52 Правил продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается.

Между тем, в соответствии со статьей 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина.

Согласно статье 499 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю.

В силу положений п. 1 ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 с ответчиком ООО «Ритейл БТ» заключили договор на покупку и доставку LG CS12AWK кондиционера и Korting K19 спрея для очистки кондиционера и сплит-систем.

Из данного договора усматривается, что покупатель обязуется лично осмотреть Товар, после чего в случае отсутствия выявленных недостатков принять Товар и уплатить за него согласованную в договоре цену (пункт 1.2 Договора).

Из акта приема-передачи к договору купли продажи № ТР 115-09127 следует, что продавец сдал, а покупатель принял товар в ассортименте и количестве, согласованном в заказе покупателя. При достаточном освещении и пространстве для осмотра покупатель непосредственно ознакомлен с техническими характеристиками, свойствами, функциями и габаритами, которые полностью соответствуют описанию товара, предоставленному до оформления заказа. Продавцом передан товар надлежащего качества, с полным комплектом принадлежностей и сопроводительных документов (гарантийный талон, инструкция на русском языке и другие документы к товару, предоставление которых предусмотрено для товара данного вида), претензий к упаковке, комплектности внешнему виду покупатель не имеет, механических повреждений нет. Установленный изготовителем комплект принадлежностей, технический паспорт или иной заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации на русском языке и другие относящиеся к нему документы покупателем получены полностью. Необходимая и достоверная информация об изготовителе (продавце) доведена до сведения покупателя полностью. Гарантийный талон получен и оформлен надлежащим образом. Продавец полностью исполнил свою обязанность по передаче товара покупателя. В графе покупатель стоит дата – ДД.ММ.ГГГГ и подпись с расшифровкой истца ФИО1, что не оспаривалось сторонами. Каких либо замечаний или недостатков истцом ФИО1 не отражено.

Факт доставки товара, подписании документов и произведения расчета также подтвержден показаниями в судебном заседании свидетеля П,Р,В, из которых усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ он находился у истца ФИО1 дома, когда к нему приехал курьер с доставкой кондиционера, который занес в квартиру истца большую и светлую коробку, которая была опечатана. Истец предложил курьеру раскрыть данную коробку, для ознакомления с товаром, на что курьер пояснил, что сначала необходимо оплатить указанный товар и подписать типовой договор купли-продажи товара, дополнительно пояснив, что в случае обнаружения в указанном товаре в течении 15 дней каких-либо недостатков и дефектов ФИО1 имеет право в любое время, на его замену, обратившись в их магазин. В его присутствии истец произвел оплату денежных средств в полном объеме, курьер удалился. В его П,Р,В, присутствии коробка вскрыта не была.

В судебном заседании установлено, что на следующий день истец обратился к продавцу по вопросу продажи истцу товара ненадлежащего качества, поскольку при вскрытии ДД.ММ.ГГГГ упаковки доставленного товара обнаружены механические повреждения корпуса кондиционера.

Факт обнаружения механических повреждений, при распаковывании ДД.ММ.ГГГГ кондиционера работниками ИП ФИО4 в присутствии истца ФИО1, подтвержден в судебном заседании показаниями свидетелей Х.А.В. и Х.С.В. которые составили соответствующий акт.

Согласно ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара, возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранением.

Доказательств того, что ответчик передал истцу товар ненадлежащего качества суду не представлено.

Также доказательств того, что недостатки товара возникли до получения товара покупателем в результате их транспортировки в ненадлежащих условиях суду также не представлено. Кроме того, как следует из объяснений истца ФИО1 и свидетелей Х.А.В.. и Х.С.В. упаковочная коробка не имела каких-либо вмятин и повреждений.

У суда нет оснований подвергать сомнению объективность сведений, предоставленных указанными свидетелями, их показания логичны, последовательны, согласуются между собой и соотносятся с письменными материалами дела. В связи с чем суд, исходя из положений ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ признает показания свидетелей П,Р,В,, Х.А.В., Х.С.В. относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу.

Наличие именно механических повреждений сторонами не оспаривалось, что также нашло свое подтверждение в предоставленных истцом ответчику и суду фотографиях.

О необходимости установления причин и механизма нанесения повреждений товару судом неоднократно предлагалось сторонам проведение соответствующей судебной экспертизы. Однако, обе стороны, воспользовавшись ст.56 ГПК РФ, отказались от проведения каких-либо экспертиз.

Доводы истца о передаче ответчиком истцу товара ненадлежащего качества не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу, что риск случайного повреждения товара в соответствии с п. 1 ст. 459 ГК РФ перешел к покупателю.

Факт обращения истца к продавцу на следующий день после продажи товара стороной ответчика не оспаривается.

На обращение истца ответчиком дан ответ об отказе в удовлетворении его претензии, ввиду отсутствия механических повреждений на товаре в период передачи его истцу.

Как следует из положений части 1 статьи 502 ГК РФ, покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Аналогичные правила обмена и возврата товара закреплены и в части 1 статьи 25 Федерального закона "О защите прав потребителей".

При этом, как установлено в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК РФ и пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.

При этом потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона о защите прав потребителей, при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.

По истечении этого срока отказ от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона случаев: обнаружение существенного недостатка товара (пункт 3 статьи 503, пункт 2 статьи 475 ГК РФ), нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (статьи 20, 21, 22 Закона), невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом, в силу изложенного, для возврата истцом ответчику приобретенных у последнего кондиционер необходимо, чтобы данный товар был ненадлежащего качества, что в спорном случае установлено не было, в силу чего основания, предусмотренные действующим законодательством для возврата кондиционера продавцу у истца отсутствовали.

В силу части 1 статьи 484 ГК РФ, у покупателя после заключения сделки по купле-продаже товара возникает обязанность принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи. Наличия таких случаев судом при рассмотрении дела установлено не было.

Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства, в том числе пояснения сторон, письменные материалы дела, фотографии и показания свидетелей, считает необходимым применить изложенные нормы права, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах уточненных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 к ООО «Ритейл БТ» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченных сумм за товар, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий