Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Дело № 2-6274/11
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 декабря 2011 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего – судьи Лыкиной О.С.,
при секретаре – Ким Е.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Южно – Сахалинска о возложении обязанности обеспечить котельную №16, расположенную по адресу: пос.Березняки, ул.Лесная закрытым складом угля,-
у с т а н о в и л :
Прокурор города Южно-Сахалинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Южно – Сахалинска о возложении обязанности обеспечить котельную №16, расположенную по адресу: пос.Березняки, ул.Лесная закрытым складом угля. В обоснование своих требований прокурор города Южно-Сахалинска указал следующее. Прокуратурой г.Южно-Сахалинска в рамках осуществления надзора в сфере ТЭК и ЖКХ проведена проверка подготовки к работе в осенне-зимний период 2011/2012 годов котельной ГО «город Южно-Сахалинск» № 16 в п. Березняки ул. Лесная. В ходе данной проверки было установлено, что 21.07.2005 года между ДАГУН г.Южно – Сахалинска и ОАО «Сахалинская коммунальная компания» заключен договор аренды муниципального имущества № 152. Разделом № 1 договора сторонами определен его предмет. В соответствии с п. 1.1, 1.3 договор, Департамент предоставляет во временное владение и пользование обществу муниципальное имущество (-объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории городского округа «город Южно-Сахалинск») с целью организации и обеспечения теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения пл. р-на Ново-Александровск, населенных пунктов Березняки, Старорусское и Ключи МО «Город Южно-Сахалинск». Пунктом 1 Приложения № 1 к договору предусмотрено, что обществу передается в аренду нежилое здание (котельная № 16). 21.07.2005 года сторонами подписан акт приема-передачи в аренду недвижимое муниципальное имущество согласно Приложении. № 1 к договору. В соответствии с реестром, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08.06.2011 № 970 "О подготовке основных систем жизнеобеспечения городского округа "Город Южно-Сахалинск" к осенне-зимнему периоду 2011 - 2012 годов" котельная № 16 подлежит паспортизации. 15.08.2011 года комиссией в составе представителей Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, Управления Ростехнадзора по Сахалинской области и ОАО «Сахалинская коммунальная компания» проведена проверка готовности к работе котельной № 16 к работе в осенне-зимний период 2011/2012 годов, по результатам которой составлен акт. Согласно акту проверки на котельной № 16 отсутствует закрытый склад угля. В соответствии с п. 18.20 СНиП П-35-76 закрытые склады твердого топлива следует предусматривать для местностей с повышенным выпадением осадков и снежными заносами, а также с преобладающими сильными ветрами. Таким образом, как полагает истец, котельная № 16 должна быть оснащена закрытым складом твердого топлива. Оснащение котельной № 16 закрытым складом угля предполагает новое строительство. По условиям договора на ОАО «СКК» возложена обязанность осуществлять только текущий и капитальный ремонт необходимый для использования переданного имущества. Согласно ст. 24 Устава ГО «Город Южно-Сахалинск» Администрация г.Южно-Сахалинска входит в структуру органов местного самоуправления ГО «Город Южно-Сахалинск». В силу ст. 40 Устава города Администрация г.Южно-Сахалинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области. При таких данных, в связи с тем, что администрация города Южно-Сахалинска является исполнительно-распорядительным органом самоуправления, то, по мнению истца, обязанность по обеспечению котельной № 16 закрытым складом угля возложена на данный орган. Ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с п. 9 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Круг лиц, чьи права могут быть нарушены в результате указанного бездействия администрации города Южно-Сахалинска определить не представляется возможным, поскольку состав таких лиц постоянно меняется в связи с рождением, смертью, переселением, временным пребыванием. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Прокурор города Южно-Сахалинска просил суд возложить на Администрацию г.Южно – Сахалинска обязанность обеспечить котельную №16, расположенную по адресу: пос.Березняки, ул.Лесная закрытым складом угля.
В судебном заседании помощник прокурора города Южно-Сахалинска П поддержала исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Южно – Сахалинска и ДАГУН г.Южно – Сахалинска, Г, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора г.Южно – Сахалинска отказать в полном объеме, пояснив, что котельная №16 готова к работе, что подтверждается паспортом готовности. СНиП, в требуемой прокурором части, носит рекомендательный характер, прокурором также не доказано, что в данном случае нарушаются какие-либо права неопределенного круга лиц, а следовательно не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по оборудованию котельной требуемым закрытым складом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «Сахалинская коммунальная компания» Б, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора г.Южно – Сахалинска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Сахалинское Управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со Ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Заслушав лиц, участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 21.07.2005 года между ДАГУН г.Южно – Сахалинска (арендодателем) и ОАО «Сахалинская коммунальная компания» (арендатором) заключен договор аренды муниципального имущества №152-2/СКК/05.
В п. 1.1 данного договора указано, что в целях организации теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения планировочного района Ново-Александровск, населенных пунктов Березняки, Старорусское и Ключи муниципального образования «город Южно-Сахалинск» и на основании Договора о создании открытого акционерного общества «СКК» от 22.04.2005г., арендодатель предоставляет во временное владение и пользование арендатору муниципальное имущество (далее - Имущество), согласно Приложениям 1,2,3, являющимся неотъемлемой частью договора.
Согласно п.1.2 имущество принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «город Южно – Сахалинск».
В п.1.3. указано, что имущество передается в аренду для выполнения Соглашения об урегулировании взаимодействия органов власти, хозяйствующих субъектов и защиты потребителей муниципального образования «город Южно-Сахалинск» от 27.04.2005г. с целью использования и для оказания жилищно-коммунальных услуг и обеспечения электроснабжения на территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск».
Как указано в п. 3.4 одной из обязанностей арендатора является самостоятельно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт имущества.
Согласно п.8.4 к договору аренды муниципального имущества в качестве его неотъемлемой части прилагается перечень зданий – Приложение 1.
Из Приложения 1 следует, что одним из зданий переданных ОАО «Сахалинская коммунальная компания» является котельная №16, расположенная по адресу: пос.Березняки.
По акту приема-передачи в аренду муниципального имущества, являющегося приложением №4 к договору муниципального имущества №152-2/СКК/05, котельная №16, расположенная по адресу: пос.Березняки была передана ОАО «Сахалинская коммунальная компания».
Таким образом, ОАО «Сахалинская коммунальная компания» является организацией эксплуатирующей котельную №16.
В соответствии со Ст.2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 приложения №1 вышеуказанного ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Согласно ч.2 Ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) регламентировано, что одними из обязанностей организации, эксплуатирующая опасный производственный объект, является: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность и другие.
Как уже было установлено, по условиям договора аренды муниципального имущества на ОАО «СКК» возложена обязанность, осуществлять только текущий и капитальный ремонт необходимый для использования переданного имущества.
Согласно ст. 24 Устава ГО «Город Южно-Сахалинск» администрация г.Южно-Сахалинска входит в структуру органов местного самоуправления ГО «Город Южно-Сахалинск».
В силу ст. 40 Устава администрация г.Южно-Сахалинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.
Статьей 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131ФЗ установлено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В Ст. 63 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ указано, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами готовности поселений, городских округов к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Из этого следует, что администрация г.Южно-Сахалинска является исполнительно-распорядительным органом самоуправления.
В соответствии с п.18.20 СНиП II-35-76 закрытые склады твердого топлива следует предусматривать для местностей с повышенным выпадением осадков и снежными заносами, а также с преобладающими сильными ветрами.
В п.18.21 СНиП II-35-76 указано, что в зависимости от условий организации топливоснабжения котельных емкости складов твердого и жидкого топлива допускается увеличивать сверх указанных в п.п.11.8 и 11.38 настоящих правил по решению органов, в ведении которых находятся строящееся котельные.
Из материалов дела следует, что 12.08.2011 года главным специалистом инженерных сетей Департамента городского хозяйства администрации г.Южно – Сахалинска Егоровой Н.Н., главным государственным инспектором теплотехнического надзора Сахалинского управления Ростехнадзора Комисаровой Н.И. и представителем ОАО «СКК» заместителем руководителя ЖКЦ «Север» Дубровиной И.И. составлен акт проверки к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов котельной №16. Согласно содержанию данного акта, при осмотре котельной №16 были отмечены нарушения, требующие устранения в рамках подготовки отопительному сезону, а именно отсутствует закрытый склад угля.
26.09.2011 года комиссией, утвержденной постановлением администрации г.Южно – Сахалинска, «О подготовке основных систем жизнеобеспечения городского округа «город Южно – Сахалинск» к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов от 08.06.2011 года №970 на основании «Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период» была проведена проверка котельной №16, расположенной по адресу: г.Южно – Сахалинск, ул.Лесная. В ходе, которой был составлен акт №3 проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов, комиссия пришла к выводу, о выдачи паспорта готовности к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов по котельной №16, нарушений не выявлено.
Суд приходит к выводу о том, что доводы стороны истца в той части, что получение ОАО «Сахалинская коммунальная компания» паспорта готовности котельной №16 к осенне-зимнему периоду не говорит об исполнении обязательства ответчиком, поскольку СНиП установлено требование об оборудовании котельных закрытым складом, не могут являться достаточным основанием к возложению на ответчика обязанности по оборудованию закрытым складом угля котельной, поскольку в рассматриваемом случае СНиП носит только рекомендательный характер.
Более того, СНиП II-35-76 фактически утратил силу в связи с изданием приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 года №115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
Так Правила устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. На всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 3.3.1 Правил, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Как указывалось ранее, ОАО «Сахалинская коммунальная компания» был выдан паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов на муниципальные объекты теплосетевого комплекса, переданные обществу на условиях аренды: одной из которых является котельная №16, находящийся по адресу: г.Южно – Сахалинск, ул.Лесная. Паспорт был выдан на основании актов проверки готовности №1,2,3,4,5,6 от 26.09.2011 года и актов проверки готовности №7,8,9,10,11,12.13,14 от 27.09.2011 года. Выданных комиссией по проведению проверки готовности объектов жизнеобеспечения городского округа «город Южно – Сахалинск» к работе в осенне-зимний период 2011-2012 годов, утвержденной постановлением администрации г.Южно – Сахалинска от 08.06.2011 №970 «О подготовке основных систем жизнеобеспечения городского округа «город Южно – Сахалинск» к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Прокурором не представлены также какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что деятельность вышеуказанной котельной несет (или может нести) угрозу жизни и здоровья граждан (неопределенному кругу лиц), что требует судебной защиты.
При таких обстоятельствах, суд приходит не находит правовых оснований для удовлетворения требований прокурора г.Южно-Сахалинска и принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г.Южно – Сахалинска к администрации г.Южно – Сахалинска о возложении обязанности обеспечить котельную №16, расположенную по адресу: пос.Березняки, ул.Лесная закрытым складом угля, в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований к Администрации г.Южно – Сахалинска о возложении обязанности обеспечить котельную №16, расположенную по адресу: пос.Березняки, ул.Лесная, закрытым складом угля - прокурору г. Южно-Сахалинска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья О.С. Лыкина
В окончательной форме решение изготовлено 28.12.2011 года.
Председательствующий судья О.С. Лыкина