ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6274/19 от 14.08.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Стебуновой Е.Ю.

при секретаре Еленине А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грачевой Ирины Александровны к Администрации Одинцовского городского округа и КУМИ Администрации Одинцовского городского округа о заключении договора,

УСТАНОВИЛ:

Грачева И.А. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) об обязании Администрацию Одинцовского городского округа в лице КУМИ заключить с Грачевой Ириной Александровной договор купли-продажи земельного участка площадью 385 +/- 14 кв.м с К, расположенного по адресу: АДРЕС по цене 16 085 руб. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Свои требования мотивировала тем, что спорный земельный участок предоставлен ей в аренду. С разрешения ответчика возвела на нем дом. Обратилась за выкупом земельного участка, но получила отказ. Не согласившись с этим, вынуждена обратиться в суд.

Истица в судебное заседание не явилась, направив представителя, который требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в лице представителя с иском не согласилась, поскольку спорный земельный участок ограничен в обороте, так как полностью входит в зону планируемого размещения ВСМ. Обратила внимание, что земельный участок не является зарезервированным, как считает истица.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Грачева И.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , , расположенного по адресу: АДРЕС.

Договор аренды от 20.08.2012 заключен между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и Грачевой И.А. сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства.

На спорном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом площадью 47,9 кв.м, принадлежащий на праве собственности административному истцу, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации права от 21.12.2017.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом от 29.04.2019 № Р001-4056443825-23188816 Грачевой И.А. было отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № ГЗ-СМЭВ-149046809 испрашиваемый земельный участок, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», полностью расположен в зоне планируемого размещения линии высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Смоленск-Красное».

Суд считает решение законным и обоснованным, и как следствие, не находит оснований для понуждения Администрации Одинцовского городского округа в лице КУМИ заключить с Грачевой И.А. договор купли-продажи земельного участка площадью 385 +/- 14 кв.м с К, расположенного по адресу: АДРЕС, участок по цене 16 085 руб. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судом установлено, что заявление о предоставлении в собственности земельного участка подано заявителем в орган местного самоуправления 28 декабря 2016 года в порядке реализации права, установленного ст. 39.17 ЗК РФ. Подача заявления о предоставлении земельного участка порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть указанный вопрос и принять законное решение.

Исходя из смысла действующего законодательства, администрация, которой подано соответствующее заявление, обязана рассмотреть заявление и дать по нему мотивированный ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Администрацией Одинцовского муниципального района направлен межведомственный запрос с целью получения заключения о градостроительных ограничениях.

В материалах дела имеется отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом от 29.04.2019 № Р001-4056443825-23188816, адресованный заявителю, в котором орган местного самоуправления сообщает о том, что согласно заключению Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий - зона планируемого размещения ВСМ (Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 №230/8).

Как установлено п.п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, ограничиваются в обороте.

Согласно п. 6, 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:

Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.

В силу положений пункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", государственной программой Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 791/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2021 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области".

В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-03 "О Генеральном плане развития Московской области" схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года N 230/8, в установленном законом порядке не признана недействительной, не отменена и является действующей.

Исходя из изложенного, следует, что отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом от 29.04.2019 № Р001-4056443825-23188816 является законным, а исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований об обязании Администрацию Одинцовского городского округа в лице КУМИ заключить с Грачевой Ириной Александровной договор купли-продажи земельного участка площадью 385 +/- 14 кв.м с К, расположенного по адресу: АДРЕС по цене 16 085 руб. в месячный срок со дня вступления решения в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

С У Д Ь Я :