ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-627/14 от 04.04.2014 Клинцовского городского суда (Брянская область)

  Дело № 2-627/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

 председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,

 с участием заявителя – пом.прокурора города Клинцы Овчинникова В.В.,

 ответчика – представителя Клинцовской городской администрации Лугового И.В.,

 при секретаре Литвиновой Л.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании г.Клинцы Брянской области 04 апреля 2014 года дело по заявлению и. о. прокурора г.Клинцы Брянской области Гончарова В.В., в защиту интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации о признании действий Клинцовской городской администрации по проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности города Клинцы Брянской области жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации,

 У С Т А Н О В И Л:

 И.о. прокурора <адрес> Гончаров В.В. обратился в Клинцовский городской суд с вышеназванным заявлением, в котором просит признать действия Клинцовской городской администрации по проведению открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.; обязать Клинцовскую городскую администрацию отменить постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>

 В обоснование данного требования истец указал, что постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Клинцовской городской администрации www.klinci.ru опубликовано извещение о проведении торгов № в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года. Правовая оценка данного правового акта показала, что указанное постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №348, противоречит федеральному законодательству и принято за пределами полномочий Клинцовского городского Совета народных депутатов.

 В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона № - ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

 Заявитель со ссылкой на ст. ст. 217, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указал, что правовой анализ позволяет сделать вывод о невозможности продажи или отчуждения иным способом (кроме бесплатной приватизации) муниципального жилищного фонда. Исходя из этого, постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным. При таких обстоятельствах, приняв постановление Клинцовской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Клинцовская городская администрация превысила свои полномочия и нарушил федеральный закон. Издание указанного правового акта влечет также нарушение прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договоров социального найма. ДД.ММ.ГГГГ на постановление Клинцовской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> был принесен протест. В установленный срок протест рассмотрен не был.

 В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Овчинников В.В. поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий продажи жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на жилые помещения, отнесенные к объектам муниципального жилищного фонда. Регулирование вопросов продажи жилыми помещениями также не относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать порядок продажи жилых помещений, отличный от установленного федеральным законодательством РФ, соответственно аукцион проводится Клинцовской городской администрацией не законно..

 Ответчик – представитель Клинцовской городской администрации Луговой И.В. в судебном заседании пояснил, что заявленные требования не поддерживает, и считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку аукцион проводится на основании Положения о порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>.

 Суд, выслушав мнения и доводы сторон, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, приходит к следующему.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Как усматривается из материалов дела, постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Клинцовской городской администрации www.klinci.ru опубликовано извещение о проведении торгов № в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Клинцовской городской администрации направлен протест на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым предписано в десятидневный срок отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года, о чем сообщить прокурору <адрес>.

 Клинцовской городской администрацией протест прокурора <адрес> рассмотрен, и данный протест признан не подлежащим удовлетворению.

 В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

 В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство:

 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 2. Жилищное законодательство состоит из Кодекса, принятых в соответствии с Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

 4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

 5.Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

 6.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

 7.Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

 Согласно ч.1 п. 6 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 В соответствии со ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

 1) учет муниципального жилищного фонда;

 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

 9) осуществление муниципального жилищного контроля;

 (п. 9 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ)

 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

 Анализ ст.14 ЖК РФ свидетельствует о том, что к компетенции органов местного самоуправления не относится установление порядка и условий продажи жилых помещений отнесенные к объектам муниципального жилищного фонда.

 Регулирование вопросов продажи жилых помещений также не относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

 Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

 Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями устанавливать порядок продажи жилых помещений, отличный от установленного федеральным законодательством РФ.

 Соответственно издание Клинцовской городской администрацией Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, г. <адрес> <адрес>, <адрес>» влечет нарушения прав граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договоров социального найма. Из Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ « О проведении аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, г. <адрес> <адрес>, <адрес>» не усматривается, что продаже подлежит жилое помещение, которое не может быть предоставлено гражданам по договорам социального найма из состава муниципального жилищного фонда.

 Из ст.40 Конституции РФ, усматривается, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 В соответствии с п.7 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N188-ФЗ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 По мнению суда, прокурором <адрес> правильно проанализированы приведенные выше нормы, сделан обоснованный вывод о том, что проведение аукциона по продаже жилого дома и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>, г. <адрес> <адрес> не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку продажа жилого дома и земельного участка под ним нарушает права граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на заключение договоров социального найма жилого помещения.

 Статья 1 п. 2 Федерального закона N 131 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от 28.12.2013) об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 Статья 18 вышеуказанного закона устанавливает принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, согласно которых перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

 То обстоятельство, что при принятии Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Клинцовская городская администрация руководствовалась п. 8 Положения о порядке продажи (мены) жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>, утвержденного решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 5-350, постановлением Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении жилых помещений, расположенных в <адрес> к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования», решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № о согласовании продажи жилых домов, а вышеуказанные документы в свою очередь, приняты на основании действующего законодательства, в т.ч. Гражданского кодекса Российской Федерации, то у суда есть основание считать принятое Администрацией <адрес> постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним расположенных по адресу: <адрес>, г. <адрес> Октябрьский, <адрес>, не соответствующим нормам действующего законодательства.

 Субъективное понимание норм законодательства Российской Федерации, не освобождает ответчика от обязанности надлежащим, правильным образом изложить свои суждения в местном нормативном акте. Из содержания которого, усматривается, что принятое решение регулирует продажу жилых помещений, находящихся в собственности граждан и органа местного самоуправления.

 Давая оценку нормативно-правовому акту принятому Клинцовской городской администрацией, а именно Постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к выводу, что регулирование вопросов продажи жилых помещений не относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, но не Клинцовской городской администрации.

 Согласно ст.30 Устава городского округа «<адрес>» в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Однако, согласно ст.8 этого же Устава, местное самоуправление должно осуществляется в <адрес> согласно норм Конституции РФ, федеральных законов, исходя из интересов населения.

 Таким образом, суд находит обоснованными доводы прокурора <адрес>, о том, что оспариваемое постановление принято за пределами полномочий Клинцовской городской администрации. Кроме этого, в судебном заседании было установлено, что оспариваемое решение Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка расположенного под ним, расположенных по адресу: г.<адрес> <адрес> отнесенного к объектам муниципального жилищного фонда <адрес>, противоречит приведенным выше нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Суд находит, что оспариваемое постановление ущемляет права граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, как в порядке социальной очереди, так и вне очередном порядке. Из содержания оспариваемого постановления не усматривается, что продаже подлежит жилое помещение, которое не может быть предоставлено гражданам по договорам социального найма из состава муниципального жилищного фонда. Согласно Конституции РФ, Российская Федерация, гарантирует социальную защиту гражданам, социальное обеспечение, в том числе гражданам, нуждающимся в жилище. Кроме этого, в оспариваемом постановлении ответчик не принял во внимание то обстоятельство, что, Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. В остальных случаях, правоотношения, связанные с оборотом жилых помещений, регулируются жилищным законодательством РФ.

 При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> к Клинцовской городской администрации, подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В соответствии с п.3 ст.253 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О средствах массовой информации», суд, считает необходимым, возложить обязанность на газету «Труд» <адрес>, опубликовать данное решение в полном его объеме, после вступления такового в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198, 252 - 253 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации о признании действий Клинцовской городской администрации по проведению открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> противоречащими действующему законодательству Российской Федерации, удовлетворить.

 Признать действия Клинцовской городской администрации по проведению открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> - противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

 Обязать Клинцовскую городскую администрацию отменить постановление Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении открытого аукциона по продаже находящегося в муниципальной собственности <адрес> жилого дома и земельного участка под ним расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

 Опубликовать данное решение в газете «Труд» <адрес>, после вступления решения в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

 Председательствующий судья: Холуева Л.Ф.