ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-627/18 от 05.12.2018 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2- 627/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре Ч.,

с участием помощника прокурора Ш., представителя ответчика по доверенности Б., представителя ответчика по доверенности В., представителя третьего лица по доверенности Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора *** в защиту интересов неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», МУП Компания заказчик» о признании действий и бездействий незаконным, понуждении к исполнению обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора ***, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд с иском к ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», просит признать незаконными действия филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по отключению от электроснабжения сетевых насосов при помощи которых осуществляется подача воды с накопительных емкостей в систему водоснабжения населения и всех организаций ***, находящиеся в котельной КЕВ МУП «Компания заказчика» ***, обязать филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не прекращать электроснабжение сетевых насосов при помощи которых осуществляется подача воды с накопительных емкостей в систему водоснабжения населения и всех организаций ***, находящиеся в котельной КЕВ МУП «Компания заказчика».

В обоснование иска ссылается на следующее. *** проведена проверка исполнения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, а именно о правомерности отключения сетевых насосов, осуществляющих подачу воды в систему водоснабжения ***. Как установлено проверкой в МУП «Компания Заказчика» поступило уведомление о необходимости оплатить образовавшуюся перед филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» задолженность до дата. В уведомлении указывалось о том, что в противном случае МУП «Компания Заказчика» в соответствии с п. 7 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии» Постановления «О функционировании розничных рынков электрической энергии» от дата необходимо с дата до 12 часов местного времени самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии, путем ограничения котельной КЕВ.

дата сотрудниками филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» введено полное ограничение режима потребления электроэнергии на указанном объекте. Вышеуказанные действия филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» произведены с нарушением закона по следующим основаниям. В отключенной от электроснабжения котельной КЕВ установлены и до момента отключения функционировали три насоса, при помощи которых осуществляется подача воды с накопительных емкостей в систему водоснабжения населения и всех организаций ***.

Насосы, находящиеся в котельной, отключенные от электроснабжения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» относятся к категории объектов электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, социальным последствиям, а именно посредством их осуществляется эксплуатация объектов центрального водоснабжения.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» отключив указанные объекты социальной инфраструктуры, должно осознавать что подача водоснабжения населению, а также на социально – значимые объекты приведет к нарушению прав жителей ГП «Золотореченское» на доступ к услугам водоснабжения, что может повлечь неблагоприятные санитарно – эпидемиологические последствия, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью жителей указанного населенного пункта.

Определением от дата в целях обеспечения иска филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» обязан подключить к электроснабжению сетевые насосы (агрегаты электронасосные центробежные консольные типа К 100-65, К 80-50, К 45-30) при помощи которых осуществляется подача воды с накопительных емкостей в систему водоснабжения населения и всех организаций ***, находящиеся в котельной КЕВ МУП «Компания заказчика», ***, пгт Золотореченск.

Апелляционным определением от дата определение судьи Оловяннинского районного суда от дата оставлено без изменения, частная жалоба представителя ПАО «МРСК Сибири» Б. – без удовлетворения.

Определением от дата приняты уточнения исковых требований, согласно которым процессуальный истец просит пункт 2 резолютивной части заявления изложить в следующей редакции: признать незаконными действия филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по отключению дата от электроснабжения котельной КЕВ МУП «Компания заказчика» пгт. Золотореченск. Пункт 3 резолютивной части заявления изложить в следующей редакции: обязать филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не прекращать электроснабжение котельной КЕВ МУП «Компания заказчика» пгт. Золотореченск.

Определением суда от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрацию городского поселения «Золотореченское».

Определением суда от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Компания заказчика» *** и принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просит признать незаконными действия филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» по отключению дата от электроснабжения котельной КЕВ МУП «Компания заказчика» пгт. Золотореченск, обязать филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не прекращать электроснабжение котельной КЕВ МУП «Компания заказчика» до дата. Признать бездействие МУП «Компания заказчика» выразившееся в необеспечнении готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления, обязать МУП «Компания заказчика» обеспечить готовность к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики либо осуществить технические мероприятия обеспечивающие возможность снижения уровня потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, а также согласовать акт аварийной и (или) технологической брони с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не позднее 2 месяцев с момента принятия решения судом.

Помощник прокурора района Ш. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» по доверенности Б. в судебном заседании против иска возражала, просила в удовлетворении требований к ПАО «МРСК Сибири» отказать. Представила отзыв на иск, в соответствии с которым считает, что ПАО «МРСК Сибири» не могло быть известно о том, что объект энергоснабжения может быть отнесен к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экологическим и социальным последствиям, поскольку потребителя указанного типа обязаны направлять высшему должностному лицу субъекта РФ обращения о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которым может привести к экономическим, им или социальным последствиям, и о наличии либо отсутствии соответствующих актов согласования технологической брони, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии у них соответствующей информации праве направлять такие обращения в отношении указанных потребителей. дата *** утвержден Перечень потребителей, отнесенных к вышеуказанной категории, в данном перечне отсутствует объект котельная КЕВ в ***. МУП «Компания заказчика» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес ПАО «МРСК Сибири» после заключения договора не направляло. Условия договора не исполнены заказчиком, в связи с чем, ответственность за последствия введения режима ограничения потребления электроэнергии должно нести МУП «Компания заказчика». Таким образом, требования о признании незаконными действий ПАО «МРСК Сибири» по отключению дата от электроснабжения сетевых насосов, при помощи которых осуществляется подача воды с накопительных емкостей в систему водоснабжения населения и в организации *** не подлежит удовлетворению в связи с чем, что действия ПАО «МРСК Сибири» совершены в соответствии с нормами права. Вина общества в наступлении последствий отсутствует. Кроме того, между ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» заключен контракт на оказание услуг, следовательно, между сторонами действуют договорные отношения в рамках норм гражданского законодательства. Указанным договором предусмотрен срок его действия и условия расторжения. Таким образом, требование об обязании филиала ПАО «МРСК Сибири» не прекращать электроснабжение сетевых насосов находящихся в котельной КЕВ МУП «Компания заказчика» не может быть удовлетворено. Так как по истечении срока действия договора в случае принятия решения о непродлении обязательства ПАО «МРСК Сибири» по оказанию услуг прекращаются.

Представитель МУП «Компания заказчика» В. с требованиями согласилась. Суду показала, что действительно между ПАО «МРСК Сибири» и МУП «Компания заказчик» был заключен муниципальный контракт дата, где в условиях прописано о том, что обязаны предоставить проект акта согласования технологической и (или) аварийно брони в течение 30 дней с даты заключения, но данного не сделали, что является их виной. До дата не были включены в перечень потребителей, отнесенных к категории потребителей электрической энергии ограничение режима которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям в энергосистеме ***, поскольку ранее были в данном перечне, о том, что необходимо ежегодно предоставлять документы не знали. В настоящее время дата в данном перечне значатся.

Представитель администрации ГП «Золотореченское» Л. в судебном заседании не возражала против исковых требований.

Суд, заслушав прокурора, представителей сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно п.2 Приложению к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в частности осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Согласно п. п. 14 и 15 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с абзацами 3 и 4 п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони составлен (изменен) и согласован позднее даты заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), то такой акт подлежит предоставлению гарантирующему поставщику в соответствии с требованиями абзаца четвертого пункта 40 и абзаца восьмого пункта 43 настоящего документа.

В соответствии с абзацем 4 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются, в том числе обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с настоящим документом и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, передать гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного (измененного) и согласованного в установленном порядке с сетевой организацией после заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В соответствии с абзацем 1 и 8 пункта 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в договор энергоснабжения в качестве условий об обязанностях потребителя, в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор энергоснабжения, помимо условий, указанных в настоящем документе, подлежат включению также установленные в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг обязанности потребителя услуг по передаче электрической энергии, применимые к потребителю, в отношении энергопринимающих устройств которого заключается договор энергоснабжения.

В договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

В соответствии с абзацами "н" и "п" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, при исполнении договора потребитель услуг обязан:

н) обеспечивать соблюдение установленного актом согласования технологической и (или) аварийной брони режима потребления электрической энергии (мощности), а также уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении ограничения режима потребления электрической энергии;

п) обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.

В силу п. 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Согласно 31(4) Правил, потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что дата между ПАО «МРСК Сибири» и МУП «Компания заказчика» заключен Муниципальный (государственный) контракт оказания услуг по передаче электрической энергии , в связи с чем, между указанными сторонами возникли договорные отношения с установленными обязательствами и ответственностью за ненадлежащее исполнение условий Муниципального (государственного) контракта.

Настоящий контракт заключен до 24 часов 00 минут дата, вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с дата.

Согласно п.2.1, п. 3.4.2 Муниципального (государственного) контракта исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке и сроки, установленные в муниципальном (государственном) контракте. В силу п. 3.3.4 Муниципального (государственного) контракта исполнитель вправе приостанавливать в порядке, установленном п.5 контракта передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии заказчику.

В соответствии с п.5.2 вышеуказанного контракта полное и (или) частичное ограничение режима потребления электроэнергии осуществляется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Согласно п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии ограничение режима потребления вводится, в том числе, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии (мощности).

Согласно Уставу МУП «Компания заказчик» оказывает коммунальные услуги- отпуск тепла в помещения и жилье, водоснабжение, вывоз жидких и твердых нечистот ( п. 2.2).

дата в адрес МУП «Компания заказчика» было направлено уведомление с указанием на то, что в случае неоплаты задолженности, возникшей по состоянию на дата в размере <данные изъяты> руб. с НДС, в том числе за <данные изъяты><данные изъяты> руб., за дата<данные изъяты> руб., за дата<данные изъяты> руб. перед ПАО «МРСК Сибири» в срок до дата заказчику необходимо самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии с 12 часов 00 минут дата с возобновлением режима подачи электроэнергии только после полного погашения дебиторской задолженности.

Указанное уведомление получено МУП «Компания Заказчика» дата.

Оплата задолженности в указанные сроки МУП «Компания заказчика» не произведена ввиду отсутствия денежных средств, в связи с чем дата было введено полное ограничение электрической энергии. Возобновлена подача, в результате вынесения судом определения по обеспечительным мерам.

Решением Арбитражного суда *** от дата с МУП «Компания заказчик» взыскана задолженность в пользу ПАО «МРСК Сибири» в размере <данные изъяты> руб. за период с дата по дата года.

В сложившейся ситуации МУП «Компания заказчик» не отвечает критерия добросовестности, поскольку не выполняет свои обязательства в том, числе по оплате электроэнергии. При этом каких-либо действий по погашению задолженности, отсрочки или рассрочки исполнения обязанностей предпринято не было.

Согласно п.7 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В соответствии с п.2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Частью 7 ст.38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает:

обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, для категорий потребителей, определяемых Правительством Российской Федерации;

запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;

меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до прекращения действия предоставленных обеспечений исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

МУП «Компания заказчика» при предоставлении документов, необходимых для заключения Муниципального (государственного) контракта , не представило информацию о том, что в точках поставки установлено оборудование, при помощи которого осуществляется водоснабжение население и организации ***.

Согласно п.2 Приложения к Муниципальному (государственному) контракту точкой поставки является Котельная КЕВ.

Согласно акту осуществления технологического присоединения объект электроэнергетики Котельная КЕВ отнесен в 3 категории надежности электроснабжения.

В котельной КЕВ установлены и функционировали до введения режима ограничения три насоса (центробежные консольные К 100-65, К 80-50, К 45-30) при помощи которых осуществляется подача воды с накопительных емкостей в систему водоснабжения населения и всех организаций ***. И в перечне потребителей на дата ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, социальным последствиям МУП «Компания заказчик» не значилось.

В соответствии с п.15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.

Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращения о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которыми может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и о наличии либо об отсутствии соответствующих актов согласования технологической и (или) аварийной брони, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии у них соответствующей информации вправе направлять такие обращения в отношении указанных потребителей.

В Перечне потребителей, отнесенных к категории потребителей электроэнергии (мощности) ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям в энергосистеме *** утвержденном ***дата отсутствовала информация об объекте Котельная КЕВ *** на момент направления уведомления .

Учитывая изложенное, основания для отнесения указанной точки поставки электрической энергии к объектам, ограничение режима потребления которых может привести к указанным нежелательным последствиям у сетевой организации отсутствовали, акта согласования технологической и (или) аварийной брони со стороны МУП «Компания заказчик» не было. Порядок введения частичного и полного ограничения со стороны ПАО «МРСК Сибири»- «Читаэнерго» не нарушен.

В связи с чем, оснований для признания незаконными действий со стороны филиала ПАО «МРСК Сибири»- «Читаэнерго» по отключению дата от электроснабжения котельной КВЕ не имеется.

В то же время в ходе рассмотрения дела дата МУП «Компания заказчик» было включено в перечень потребителей электрической энергии ограничение режима которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям в энергосистеме ***.

Исходя из того, что МУП «Компания заказчик» является поставщиком водоснабжения населению городского поселения «Золотореченское» введение полного ограничения потребления электроэнергии котельной КВЕ МУП «Компания заказчик», которое на сегодняшний день включено в вышеуказанный перечень потребителей, может привести к неблагоприятным последствиям, возникновению угрозы жизни и здоровью жителей, суд считает возможным обязать ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии котельной КЕВ МУП «Компания заказчик» расположенной по адресу: *** до дата.

Согласно п.дата Муниципального (государственного) контракта заказчик обязан обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес исполнителя в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у заказчика имеются объекты ограничение режима потребления электроэнергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и отсутствовал такой акт или в течение 30 дней с даты возникновения установленных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг оснований для согласования или изменения такого акта.

МУП «Компания заказчика» указанный акт согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес исполнителя контракта после заключения Муниципального (государственного) контракта не направило.

Согласно п.16 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

В соответствии с п.16.1 вышеуказанных Правил потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Согласно п.дата Муниципального (государственного) контракта Заказчик несет ответственность за отказ самостоятельно произвести ограничение режима потребления, в том числе компенсирует убытки иных потребителей.

Согласно п.дата Муниципального (государственного) контракта при наличии электроприемников 1 и 2 категории по надежности электроснабжения в течение 3 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта заказчик обязан привести схему электроснабжения в соответствие с требованиями ПУЭ и предоставить исполнителю перечень электроприемников 1 и 2 категории надежности электроснабжения, составить по форме Приложения и согласовать с исполнителем акт согласования аварийной и технологической брони, который фиксирует величину технологической аварийной брони, категорию надежности электроснабжения, допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением обязательств. Заказчиком время восстановления подключения в случае несоблюдения требования, указанного в настоящем пункте, ответственность за возможные последствия введения ограничения потребления электроэнергии ниже уровня, установленные указанными Актами возлагается на заказчика.

В соответствии с п. 11.1 Муниципального (государственного) контракта заказчик обязуется в течение 3 рабочих дней со дня подписания контракта оформить для электроприемников 1,2 категории энергоснабжения акт согласования аварийной технологической брони в соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от дата «об утверждении правил разработки и применения графиков аварийной автоматики» и согласовать его с исполнителем. В случае несоблюдения требования, указанного в настоящем пункте, ответственность за возможные последствия возлагается на заказчика.

Указанные условия Муниципального (государственного) контракта не исполнены МУП «Компания заказчика».

дата в 17 часов сотрудниками филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» в отношении объекта Котельная КЕВ *** введено полное ограничение режима потребления электроэнергии на указанном объекте.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие у МУП «Компания заказчика» акта согласования технологической и (или) аварийной брони в случае ограничения режима потребления электрической энергии представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц, собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги, иных граждан, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред, так как данные объекты коммунального хозяйства находятся на территории населенного пункта.

Суд исходит из того, что согласование технологической и (или) аварийной брони является обязанностью ответчика, возложенной на него законом; отсутствие технологический и (или) аварийной брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении ответчика специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии, а, между тем, при полном ограничении режима потребления электроэнергии ответчику, осуществляющему эксплуатацию централизованного водоснабжения, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги.

При таких обстоятельствах, требования к МУП «Компания заказчика» о признании бездействия выразившегося в необеспечении готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления и обязании МУП «Компания заказчик» обеспечить готовность к введению в отношении его принимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики либо осуществить технические мероприятия обеспечивающие возможность снижения уровня потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, а также согласовать акт аварийной и (или) технологической брони с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» ввиду неисполнения условий договора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые в силу возраста не могут самостоятельно обратиться в суд, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет МР «***».

Учитывая изложенное, с ответчиков ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», МУП Компания заказчик» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора *** в защиту интересов неопределенного круга лиц к ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», МУП Компания заказчик» о признании действий и бездействий незаконным, понуждении к исполнению обязанности удовлетворить частично.

Обязать ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии котельной КЕВ МУП «Компания заказчик» расположенной по адресу: *** до дата.

Признать бездействие МУП «Компания заказчик» выразившееся в необеспечении готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления.

Обязать МУП «Компания заказчик» обеспечить готовность к введению в отношении его принимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики либо осуществить технические мероприятия обеспечивающие возможность снижения уровня потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, а также согласовать акт аварийной и (или) технологической брони с филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», МУП Компания заказчик» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «***» в размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.12.2018.

Судья Н.В. Набережнева