Дело № 2-627/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2013 года г. Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в составе:
председательствующего судьи Шилиной Л.В.,
представителя заинтересованного лица Департамента социального развития ХМАО – Югры ФИО1, действующей на основании доверенности,
при секретаре Шапарь Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании решения Департамента социального развития ХМАО – Югры об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» необоснованным, об обязании присвоить звание «Ветеран труда»
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании решения Департамента социального развития ХМАО – Югры об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» необоснованным, об обязании присвоить звание «Ветеран труда» мотивируя свои требования тем, что решением комиссии Департамента социального развития ХМАО – Югры от (дата). ФИО2 было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что знак отличия Судебного департамента при Верховном суде РФ «За усердие» 2 степени не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005г. №103-п.
ФИО2 просит признать данное решение необоснованным и незаконным, обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры присвоить ей звание «Ветеран труда».
Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть настоящее заявление в ее отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2 на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель заинтересованного лица – Департамента социального развития ХМАО – Югры ФИО1 требования ФИО2 считает необоснованными, суду пояснила, что в присвоении звания «Ветеран труда» заявителю было отказано, т.к. знак отличия Судебного департамента при Верховном суде РФ «За усердие» 2 степени не входит в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.06.2005 года за № 103-п. Представила письменное возражение на заявление с нормативным обоснованиям по возражениям.
Выслушав доводы представителя Департамента социального развития ХМАО – Югры, изучив материалы дела, суд находит заявление ФИО2 подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции РФ принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.06.2004г. № 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ)» ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определялся Президентом РФ.
Указом Президента РФ от 25.09.1999г. № 1270 (утратил силу с 12.06.2006г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.06.2006г. № 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.
Ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда: соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке; награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 02.03.1994г. № 442.
Наряду с орденами, медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией пенсионного удостоверения, имеющегося в деле.
На основании приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ (номер) от (дата) за большой вклад в развитие судебной системы и проявленную при этом инициативу ФИО2 награждена знаком отличия Судебного департамента при Верховном суде РФ «За усердие» 2 степени, что подтверждается копией выписки из приказа от (дата), (номер), трудовой книжкой, выданной (дата) на имя ФИО2 и не оспаривается представителем Департамента социального развития ХМАО – Югры.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные (Статья 2).
Правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Согласно п.2 Положения о знаке отличия «За усердие» 1 и 2 степени, (утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 января 2008 г. N 21), награждение знаком отличия "За усердие" производится за:
высокие результаты, достигнутые в исполнении служебных обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, совершенствованию работы системы Судебного департамента, оказанию содействия в проведении судебной реформы;
достижение высоких показателей в служебной и хозяйственной деятельности;
успехи, достигнутые в совершенствовании профессионального мастерства.
Знак отличия Судебного департамента при Верховном суде РФ «За усердие» 2 степени, которым награждена ФИО2, является ведомственным знаком отличия в труде, исходя из характера отмечаемых заслуг.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Из письменных возражений Департамента социального развития ХМАО – Югры на заявление ФИО2 следует, что основанием для отказа заявителю в присвоении звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что знак отличия Судебного департамента при Верховном суде РФ «За усердие» 2 степени не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 06.06.2005г. № 103-п.
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания «Ветеран труда», гарантированного ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», что недопустимо.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п. 4 Постановления от 31.10.1995г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).
Учитывая изложенное суд полагает, что отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда» (протокол № 11 от 04.04.2013г., приказ № 228-р от 05.04.2013г.), является неправомерным, и в соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, принимает решение об обязанности указанного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО2 удовлетворить, признать решение Департамента социального развития ХМАО – Югры (протокол (номер) от (дата), приказ (номер) от (дата)) об отказе в присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда» необоснованным.
Обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры учесть знак отличия Судебного департамента при Верховном суде РФ «За усердие» 2 степени, как ведомственный знак отличия в труде и признать за ФИО2 право на получение звания «Ветеран труда».
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Советский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда.
Федеральный судья Л.В. Шилина
СПРАВКА
Решение обжаловано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.10.2013г. оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу 01.10.2013г.