Дело 2-627/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Заевой Т.М.,
секретаря Латыповой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
21 апреля 2014 года
гражданское дело по заявлению ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, ФИО7 об оспаривании действий (бездействий) и о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, ФИО4, действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) и о возложении обязанности, а именно, просят:
признать незаконным решение администрации г. Прокопьевска от 18.02.2014 № 01-07-283 в части требования предоставления дополнительных документов в Межведомственную комиссию г. Прокопьевска администрации г. Прокопьевска и отказа произвести обследование по признанию помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу для проведения обследования дома № 54 по ул. Болотная в г. Прокопьевске;
признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений г. Прокопьевска, заключающееся в непроведении обследования дома № 54 в <...> и невыдаче заключения в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47;
обязать Межведомственную комиссию г. Прокопьевска администрации г. Прокопьевска по оценке жилых помещений г. Прокопьевска провести обследование дома № 54 по ул. Болотная в г. Прокопьевске и выдать им заключение в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Свои требования заявители мотивировали тем, что зарегистрированы по адресу: <...>. Правоустанавливающих документов на жилье они не имеют. На протяжении последних 10 лет проживание в квартире стало невозможным из-за ее технического состояния, в связи с чем они 10.02.2014 обратились с заявлением в Межведомственную комиссию г. Прокопьевска и администрацию г. Прокопьевска о проведении обследования и признании жилья аварийным и подлежащим сносу. К указанному заявлению ими был приложен акт оценочной комиссии филиала № 15 БТИ г. Прокопьевска ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» от 14.10.2013, в котором указано, что износ данного жилого дома составляет 97 %.
Межведомственная комиссия г. Прокопьевска ответ на указанное заявление в установленный срок не дала. Администрация г. Прокопьевска на обращение заявителей в своем ответе от 18.02.2014 указала на необходимость предоставления ими заключения проектно-изыскательской организации, имеющей лицензию на проведение обследования технического состояния жилых домов, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, план жилого помещения с его техническим паспортом с указанием процента износа конструкций и коллективное заявление от всех жителей данного дома.
Заявители считают указанное бездействие Межведомственной комиссии в невыдаче ответе на их заявление незаконным, нарушающим их право на рассмотрение заявление в установленные законом сроки. Также полагают, что требование администрации г. Прокопьевска о предоставлении ими документов, не предусмотренных Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, является не обоснованным. Отказ администрации г. Прокопьевска в обследовании дома на предмет пригодности для проживания является незаконным, т.к. создает препятствия в реализации права, гарантированного ст. 42 Конституции РФ.
Заявитель ФИО4, действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО5, требования поддержала, просила удовлетворить, уточнила требования, просит признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии, заключающееся в невыдаче заявителям ответа на их обращение в Межведомственную комиссию от 10.02.2014, в остальной части требования оставила без изменения.
Заявители ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены.
Представитель ФИО6 – ФИО10 - требования поддержала, просила удовлетворить, уточнила требования, просит признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии, заключающееся в невыдаче заявителям ответа на их обращение в Межведомственную комиссию по признанию жилья аварийным непригодным для проживания г. Прокопьевска от 10.02.2014, в остальной части требования оставила без изменения.
Представитель администрации г. Прокопьевска ФИО11 с требованиями заявителя не согласна, просит в их удовлетворении отказать.
Заслушав заявителя, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, т.е. удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл. 25 ГПК РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица либо принятого им решения и реального нарушения прав заявителя.
Статьей ст. 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения пригодным/непригодным для проживания, признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
В соответствии с п. 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Комиссия рассматривает поступившее заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (п. 46). По результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в п. 47 Положения.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию следующие документы (п. 45 Положения):
заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абз. 3 п. 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Распоряжением администрации г. Прокопьевска от 19.05.2006 № 912-р создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений г. Прокопьевска.
Заявители зарегистрированы в квартире по адресу: <...> (л.д. 14), правоустанавливающих документов на данное жилье не имеют, 10.02.2014 обратились с заявлением в администрацию г. Прокопьевска и Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений г. Прокопьевска (л.д. 8), приложили к данному заявлению копию акта филиала БТИ г. Прокопьевска об износе дома по адресу: <...> (л.д. 7) и справку о своей регистрации по месту жительства (л.д. 14).
В своем ответе от 18.02.2014 № 01-07-283 администрация г. Прокопьевска сообщила ФИО6, что для рассмотрения вопроса об отнесении дома к категории непригодного для проживания и признании многоквартирного дома аварийным в комиссию необходимо представить документы: коллективное заявление от жильцов дома, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, план жилого помещения с его техническим паспортом с указанием процента износа конструкций (для собственников жилых помещений), заключение проектно-изыскательской организации, имеющей лицензию на проведение обследования технического состояния жилого дома (л.д. 12).
В силу требований ст.ст. 12, 56 ГПК РФ доказательств направления ответа на обращение заявителей в Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений г. Прокопьевска суду не представлено.
Проанализировав приведенные доказательства, суд считает, что требования заявителей подлежат удовлетворению частично.
В судебном заседании нашел свое подтверждение факт невыдачи заявителям ответа на их обращение от 10.02.2014 в Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений г. Прокопьевска. Данное бездействие Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений г. Прокопьевска незаконно и препятствует реализации прав заявителей на жилище, благоприятные условия проживания.
Также суд считает незаконным требование администрации г. Прокопьевска о предоставлении заявителями дополнительных документов, поскольку данное полномочие отнесено к компетенции Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений г. Прокопьевска. Кроме того, истребование у заявителей дополнительных документов, не предусмотренных п. 45 Положения, является не обоснованным, поскольку данный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Вместе с тем требование заявителей о признании незаконным отказа администрации г. Прокопьевска по проведению ею обследования по признанию помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу суд считает не обоснованным, поскольку проведение такого обследования отнесено распоряжением администрации г. Прокопьевска от 19.05.2006 № 912-р к компетенции Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений г. Прокопьевска.
Кроме того, требование заявителей о признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений г. Прокопьевска, выразившемся в непроведении обследования дома № 54 в <...> и невыдаче заключения в соответствии с п. 47 Положения, суд считает также необоснованным, поскольку заявители не представили в Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений г. Прокопьевска необходимый комплект документов, предусмотренный п. 45 Положения, в частности, копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с изложенными суд удовлетворяет требования заявителей частично, а именно, признает незаконными:
требование администрации г. Прокопьевска, содержащееся в письме от 18.02.2014 № 01-07-283, по предоставлению заявителями дополнительных документов в администрацию г. Прокопьевска;
бездействие Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений г. Прокопьевска, заключающееся в невыдаче заявителям ответа на их обращение от 10.02.2014 в Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений г. Прокопьевска по признанию жилья аварийным, непригодным для проживания.
В остальной части требований заявителей суд отказывает в их удовлетворении в связи с необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
Заявление ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, ФИО7 об оспаривании действий (бездействий) и о возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконными:
требование администрации города Прокопьевска, содержащееся в письме от 18.02.2014 № 01-07-283, по предоставлению ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, ФИО7 дополнительных документов в администрацию города Прокопьевска;
бездействие Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений города Прокопьевска, заключающееся в невыдаче ФИО1, действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, ФИО4, действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, ФИО7 ответа на их обращение от 10.02.2014 в Межведомственную комиссию по оценке жилых помещений города Прокопьевска по признанию жилья аварийным, непригодным для проживания.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Верно. Судья Т.М. Заева