ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-627/2015 от 31.08.2015 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2-/2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2015 года г. Славск

Славский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Радченко И.И.,

с участием старшего помощника прокурора Славского района Шуйской К.М.,

при секретаре Кротко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и уточнениям к нему, ФИО10, заинтересованные лица: Совет депутатов МО «Славский муниципальный район», Славская территориальная избирательная комиссия, о признании незаконным Решения Совета МО «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года и его отмене; об отмене выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» Калининградской области, назначенных на 13 сентября 2015 года; о признании незаконным решения Славской ТИК о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» незаконным и его отмене

УСТАНОВИЛ :

ФИО10. обратился в суд с заявлением, требования которого впоследствии уточнил, указав, что 23 июня 2015 года Советом депутатов МО «Славский муниципальный район» было принято Решение № 36 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район», которым назначены выборы депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» на 13 сентября 2015 года. Заявитель считает указанное выше Решение не законным и подлежащим отмене, так же и назначенные выборы депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» на 13 сентября 2015 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 24 Устава МО «Славский муниципальный район», депутаты Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» избираются на срок 5 (пять) лет. Однако, законом Калининградской области от 11.06.2015 г. № 423 «Об объединении поселений, входящих в состав МО «Славский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории и наделением МО «Славский муниципальный район» статусом МО «Славский городской округ», МО «Славский муниципальный район» с 01 января 2016 года прекращает своё существование по причине, того что на его месте появляется МО «Славский городской округ». Устав МО «Славский городской округ» 04.08.2015 года, прошёл публичные слушания и одобрен населением, следовательно, как полагает ФИО10., проводить выборы в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» руководствуясь п. 2 ст. 24 Устава МО «Славский муниципальный район» не законно.

Согласно п.п. 3. п. 3 ст. 7 Устава МО «Славский муниципальный район», досрочное прекращение полномочий Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» могут быть прекращены в случае преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с частями 3,4 - 7 статьи 13 Федерального Закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального района. И как считает заявитель, Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» заведомо зная о невозможности соблюдения п. 2 ст. 24 Устава МО «Славский муниципальный район» незаконно принимают обжалуемое Решение Совета депутатов.

ФИО10 указывает, что с 01 января 2016 года МО «Славский муниципальный район» будет преобразован в МО «Славский городской округ», Устав МО «Славский городской округ» одобрен на публичных слушания, а так же в соответствии с законом Калининградской области от 11.06.2015 г. № 423 № 423 «Об объединении поселений, входящих в состав МО «Славский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории и наделением МО «Славский муниципальный район» статусом МО «Славский городской округ», выборы должны быть не в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» а в Совет депутатов МО «Славский городской округ». Согласно ст. 20 Устава МО «Славский городской округ» представительный орган местного самоуправления называется - окружной Совет депутатов МО «Славский городской округ», что так же говорит о том, что Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» с 01 января 2016 года будет не законен, как и все его решения.

В силу положений пункта 3 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», полномочия представительного органа прекращаются досрочно в случае преобразования и упразднения муниципального образования. В соответствии с частью 17 статьи 35 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации, местного самоуправления в России», Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечёт досрочное прекращение полномочий его депутатов. Поэтому ФИО10 считает, что 23 июня 2015 года районный Совет депутатов МО«Славский муниципальный район» не обладал полномочиями представительного органа муниципального образования и не был вправе назначать выборы в представительный орган муниципального образования, утратившего свой статус.

Дополняя заявление, ФИО10. также указал, что 27 июня 2015 года, в газете «Славские новости» было опубликовано Решение № 36 от 23 июня 2015 года «О назначении выборов депутатов районного Совета МО «Славский муниципальный район». Затем, 2 июля 2015 года, была опубликована заметка под названием «Поправка», в которой указано о технической ошибке в опубликовании Решения, и указан весь текст решения № 36 от 23 июня 2015 года. Редакция газеты также указала, что вторично публикует решение № 36. ФИО10 полагает, что газета «Славские новости» вносить изменения в решения представительного органа местного самоуправления, права не имеет. Кроме этого, ссылается на то, что с 23 июня 2015 года, т.е. дня принятия решения № 36 до 02 июля 2015 года прошло не 5 дней, а 9 дней, что запрещено действующим законодательством.

Уточняя требования, ФИО10 просит суд признать незаконным Решение Совета МО «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года и отменить его; отменить выборы депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» Калининградской области, назначенные на 13 сентября 2015 года; признать незаконным решение Славской ТИК о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» незаконным и отменить его.

В судебном заседании заявитель ФИО10. поддержал заявленные им уточненные требования, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель заинтересованного лица Славского районного Совета депутатов, глава МО «Славский муниципальный район» ФИО10., и его представитель ФИО10., чьи полномочия подтверждены доверенностью от 25 августа 2015 года, в судебном заседании с заявленными требованиями и доводами, указанными в заявлениях, не согласились, просили отказать в их удовлетворении. Дополнили, что Решение от 23 июня 2015 года № 36 Районного Совета депутатов Славского муниципального района «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» вынесено уполномоченным на то органом, на законных основаниях, в соответствии с Уставом МО «Славский муниципальный район» и законом Калининградской области № 423 от 11 июня 2015 года «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Славский муниципальный район», и организации местного самоуправления на объединенной территории». Пояснили, что оспариваемое решение было официально опубликовано в газете «Славские новости» 27 июня 2015 года в номере 67, в срок установленный законом. Однако при подготовке к публикации, редакцией газеты была допущена техническая опечатка, которую 02 июля 2015 года, редакция газеты и исправила, при этом сам текст решения остался неизменным.

Представитель Славской ТИК, ФИО10. в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Дополнил, что ТИК не назначает выборы в Совет депутатов, поэтому ссылки заявителя о том, что ТИК их назначила- неверны. Совет депутатов назначает выборы, а ТИК занимается только организацией выборов. Кроме этого, права ФИО10 ничем не нарушены, он является зарегистрированным кандидатом в депутаты, он также имеет право быть избранным и избирать.

Свидетель ФИО10. суду показала, что она редактор газеты «Славские новости». Решение от 23 июня 2015 года № 36 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» было опубликовано 27 июня 2015 года в номере 67. На следующий день после опубликования, было установлено, что при подготовке к публикации, в решении, редакцией газеты была допущена техническая описка. Вместо правильного названия решения, как было указано в решение № 36 - «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район», было опубликовано «О назначении выборов депутатов районного Совета МО «Славский муниципальный район». Поэтому 02 июля 2015 года, в номере 69, редакция газеты, по своей инициативе указала об этом, опубликовав «Поправку», в которой пояснили, что произошла техническая ошибка, но суть решения изменена не была.

Выслушав пояснения заявителя ФИО10., главы МО «Славский муниципальный район» ФИО10. и его представителя ФИО10., председателя ТИК ФИО10 свидетеля, а также заключение прокурора Шуйской К.М. об отсутствии оснований к удовлетворению заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, - местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Согласно ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

При этом в силу ст. 12 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район» жители муниципального района осуществляют свое право на участие в решении вопросов местного значения путем: местного референдума; участия в муниципальных выборах; голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; правотворческой инициативы граждан; публичных слушаний; собрания граждан; конференции граждан (собрания делегатов); опроса граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам Калининградской области.

Структуру органов местного самоуправления муниципального района в соответствии с ч.1 ст. 23 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район» составляют: - представительный орган - Совет депутатов МО «Славский муниципальный район», - глава МО «Славский муниципальный район»; - администрация МО «Славский муниципальный район» - исполнительно-распорядительный орган МО; - контрольно-счетная палата МО «Славский муниципальный район».

Порядок назначения даты проведения выборов в органы местного самоуправления регулируется федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ Калининградской области.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 3 ст. 6 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» - голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье.

При этом статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 2011 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» порядок назначения выборов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и дата, не позднее которой должны быть назначены муниципальные выборы, определяются решением суда общей юрисдикции только в случаях установления нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Согласно ч. 7. ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Согласно ч. 2 ст. 14 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район» муниципальные выборы назначаются районным Советом депутатов в сроки, не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального района или судом.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Статьей 24 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район» установлено, что районный Совет депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании сроком на 5 лет

Частью 1 ст. 8 Федерального закона № 67-ФЗ, днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года.

Исходя из ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Судом установлено, что выборы депутатов районного Совета депутатов проведены 14 марта 2010 года.

23 июня 2015 года районным Советом депутатов Славского муниципального района, принято Решение № 36 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район». Дата выборов назначена на 13 сентября 2015 года, являющееся вторым воскресеньем сентября.

Данное решение о назначении муниципальных выборов подписано уполномоченным лицом председателем районного совета депутатов ФИО10. - и официально опубликовано 27 июня 2015 года.

Во исполнение этого решения Славской территориальной избирательной комиссией организована избирательная компания.

Доводы заявителя ФИО10., о том, что опубликование вышеуказанного Решения 27 июня 2015 года незаконно, а опубликованное решение 02 июля 2015 года, опубликовано с нарушением срока, установленного законом, суд считает несостоятельными, так как 27 июня 2015 года оспариваемое решение от 23 июня 2015 года было опубликовано в срок, установленный законом, а техническая ошибка в названии представительного органа местного самоуправления, сути решения не изменило. Суд также учитывает пояснения свидетеля ФИО10., которая суду показала, что произошла техническая ошибка по вине редакции газеты «Славские новости» при подготовке решения к публикации.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что решение о назначении даты выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район», принято в период срока полномочий депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район», в рамках действующего законодательства.

Из заявления ФИО10 следует, что он формально заявил требование о назначении в судебном порядке выборов депутатов Славского окружного совета депутатов, фактически поставил под сомнение правомерность решения районного Совета депутатов о назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» и о прекращении избирательной компании по выборам депутатов, ввиду допущенной в решении о назначении выборов ошибки в наименовании представительного органа муниципального образования, имея в виду, что должны быть проведены выборы депутатов Славского окружного (а не районного) совета депутатов с учетом изменения статуса муниципального образования.

Однако суд считает, что районным Советом депутатов Славского муниципального района и Славской территориальной избирательной комиссии (которые указаны ФИО10 в качестве заинтересованных лиц по настоящему делу) не допущено бездействие, нарушающее избирательные права заявителя.

По смыслу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ и п. 10 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав...» избиратель вправе обратиться в суд с заявлением о защите субъективных избирательных прав, а не по поводу любого нарушения избирательного законодательства.

Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными.

Из материалов дела видно, что какие-либо избирательные права ФИО10. как на момент обращения в суд, так и на момент рассмотрения дела непосредственно не нарушены.

Ссылки ФИО10 в дополнении к заявлению о том, что 26 июня 2015 года Славской ТИК, на основании решения № 36 от 23 июня 2015 года было принято решение о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» - носят предположительный характер и объективно не подтверждены. Как указано выше 23 июня 2015 года принято Решение № 36 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов МО «Славский муниципальный район» - районным Советом депутатов Славского муниципального района.

руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ФИО10 о признании незаконным Решения Совета МО «Славский муниципальный район» № 36 от 23 июня 2015 года и его отмене; об отмене выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» Калининградской области, назначенных на 13 сентября 2015 года; о признании незаконным решения Славской ТИК о назначении выборов депутатов в Совет депутатов МО «Славский муниципальный район» незаконным и его отмене - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение 5 дней, со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 01 сентября 2015 года.

Судья -