Дело № 2-627/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Островский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Рубликова И.Ю.,
при секретаре Крыловой О.В.,
с участием истца Воронова А.Б., представителя ответчика ИП Чернова О.И. К., 3-его лица В.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронов А.Б. к ИП Чернов О.И. о расторжении договора-заказа (по образцам), взыскании уплаченных за товар денежных средств, взыскании компенсации морального вреда и юридических расходов,
УСТАНОВИЛ:
Воронов А.Б. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Чернов О.И. о расторжении договора-заказа (по образцам), взыскании компенсации морального вреда и юридических расходов.
В судебном заседании Воронов А.Б. исковые требования поддержал, уточнил их и пояснил, что при посещении торгового центра «Стометровка» <адрес>, к ним с женой В.Е.В. обратилась представитель компании «Wool House» с предложением участвовать в розыгрыше призов от компании «Wool House». В процессе общения представитель «Wool House» записала контактные данные (имена и номера телефонов) его и супруги В.Е.В.. ДД.ММ.ГГГГ позвонил представитель «Wool House» по имени О. и сообщила, что они вышли в Финал розыгрыша призов и поэтому необходимо приехать на мероприятие минут на 40 по адресу <адрес>,ИП Чернов О.И..
ДД.ММ.ГГГГ они с супругой приехали по вышеуказанному адресу на мероприятие, которым оказалась презентация товаров «Wool House». Во время презентации долго рассказывали о чудесных свойствах, необыкновенном оздоровительном эффекте данной продукции, что не могло не заинтересовать. Презентация постельного белья оказала на них огромное впечатление.
Сразу же после проведения презентации им с супругой стали активно навязывать, принуждать к покупке постельного белья и убеждать, что им без данного постельного белья просто не обойтись.
Таким образом, поддавшись уговорам и психологическому давлению со стороны сотрудников «Wool House», было принято решение о приобретении представленного товара, который для них не является покупкой первой необходимости и они не планировали его покупать.
Таким образом, между Воронов А.Б. и ИП Чернов О.И. был заключен Договор-заказ (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному договору он приобрел комплект «Двуспальный» с маркировкой «Wool House» (Одеяло из искусственного меха на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом, 180x200-1 шт.; Наматрасник из искусственного меха на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом комбинированной хлопчатобумажной тканью 180x200 - 1 шт.; Подушка с наполнителем из материала мемориформ 67x43x12 - 2 шт.; Чехол на подушку из искусственного меха на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом 50x75 - 2 шт.), Плед из искусственного меха на трикотажной основе с чистошерстяным ворсом с маркировкой комбинированный с хлопчатобумажной тканью «Wool House», авточехол 1-шт, средство для ухода).
Общая стоимость приобретенных товаров составила (...) рублей. Так же поясняет, что данный договор заключался под постоянным давлением и уговорами сотрудников «Wool House».
Для оплаты стоимости Договора-заказа (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГВ.Е.В. произвела оплату наличными денежными средствами в размере (...) рублей, на данную сумму им была выписана квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
По прибытии домой обнаружили, что товар не подходит им по размеру, а заявленное качество товара не соответствует требованиям, указанным на упаковке. Все приобретенные товары не трогали, все этикетки, ярлыки и упаковка целостны.
В настоящее время намерен расторгнуть Договор-заказ (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГ розничной купли-продажи, так как считает, что товар был продан им с нарушениями и понуждением.
Так же, полагает, что при избранном ИП Черновым О.И. способе продаже товара (демонстрация) информация об условиях использовании должна быть доведена до сведения потребителя наравне с информацией о достоинствах товара, поскольку покупатель, как лицо, у которого отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара, рассчитывает получить объективные сведения о приобретаемой вещи для осуществления волеизъявления на ее покупку.
Таким образом, считает, что при продаже ИП Черновым О.И. спорного товара требования положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" соблюдены не были.
Так же пояснил суду, что действиями ИП Чернова О.И. ему был причинен моральный вред. Компенсацию причиненного морального вреда оценивает в размере (...) рублей.
Кроме того, за защитой своих нарушенных прав был вынужден обратиться за юридической помощью в ООО «Закон и Порядок», в кассу которого была уплачена сумма в размере (...) рублей.
Для урегулирования сложившейся ситуации в досудебном порядке, в адрес ИП Чернов О.И., им была направлена претензия, но Ответчик его требования проигнорировал.
Просит суд расторгнуть договор заказ (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГ
года; взыскать с Ответчика Индивидуального предпринимателя Чернов О.И.
Чернов О.И. в пользу Истца Воронов А.Б.
денежные средства, уплаченные по договору заказа (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГ, в размере (...) рублей; взыскать с Ответчика Индивидуального предпринимателя Чернов О.И. в пользу Истца Воронов А.Б. в счет компенсации причиненного ему морального вреда (...) рублей; взыскать с Ответчика Индивидуального предпринимателя Чернов О.И. в пользу Истца Воронов А.Б. денежные средства в счет компенсации юридических расходов в размере (...) рублей.
Также, пояснил, что присутствовали на презентации товара вместе с супругой минут 40, получали там всю информацию о товаре. После того, приняли решение о приобретении товара за наличный расчет. После презентации озвучили им цену и предоставляемые скидки. Впоследствии решили, что товар им не подходит, цена высокая. Товар предложили обменять, но по той же цене, а не с разницей в оплате. Купили 2-х спальный товар, и предложили поменять его на 1,5- спальный, но по той же цене, что и 2-х спальный. Разницу в цене отказались выдать. Изначально обменивать товар не хотели, а хотели его вернуть. Но после отказа, решили его обменять. Не согласились на обмен, так как предложили ту же цену, за которую приобрели 2-х спальный комплект, объяснили тем, что там входит в комплект подушка.
3-е лицо В.Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что действительно они с мужем были в торговом центре в <адрес>, считает, что пригласили их на это мероприятие обманным путем. Записав контактные данные пояснили, что будут участвовать в розыгрыше призов, от какой фирмы розыгрыш призов будет, не сказали. По телефону сообщили, что стали финалистами розыгрыша призов и пригласили на мероприятие, минут на 40, указав адрес. Когда приехали по указанному адресу, им стали презентовать товар, начали оказывать психологическое воздействие. Поняла, что товар хороший, достойного качества, но никакой сертификации данного товара им не предоставили. Говорили, что данный товар из шерсти мериноса, что он не алергенный, рассказывали о лечебных качествах товара. Хотели с мужем пообщаться и обсудить, стоит или не стоит покупать товар, так как эта покупка очень дорогая, но их начали заманивать, говорить, что товар продается со скидками только сегодня, что в подарок дают средства по уходу за этим товаром, что этот товар им просто необходим. Сотрудники никуда не выпускали их вдвоем. Её послали за деньгами, а с мужем стали заключать договор. Считает, что их просто вынудили на покупку этого товара. Причем менеджер О. стояла в дверях и говорила: «Куда вы пошли, никуда вы не пойдете, идите врозь!». Муж, прочитал договор, написанный мелким шрифтом. Ему поставили галочки, где расписаться, ни о каком просмотре комплекта речи не шло. Те пакеты, которые им вынесли, они не вскрывали, про соответствие качества им не говорили. После их выпроводили с товаром, сказав, что у них сейчас следующая презентация. Забрав товар, поехали к дочери, хотели подарить комплект ей, но она сказала, что ей такой дорогой комплект не нужен и им она тоже не советует им пользоваться. Тогда они поняли, что их обманули, то есть обманными путями заставили купить этот комплект. В тот же день вернулись в офис, но менеджер О. сказала, что они уже опоздали, хотя времени было 15.30 ч., и руководителя уже нет на месте, хотя офис там работает до18.00. Пояснили, что заявления принимаются только по пятницам с 10.00 до 11.00. Вышла руководитель Лариса, и сказала, что бы они не переживали, так как комплект хороший, качество хорошее, уговаривала им попользоваться. Смутило в товаре - сомнительное качество продукции, и так же не подходил размер, так как 2-х спальный комплект шириной 1м.80 см, а ширина её 2-х спальной кровати 1 м.40 см. На презентации про размеры вообще ничего не говорили, говорили 1,5- спальный и 2-х спальный. Когда поняли, что их обманули, она обратилась на Всероссийский юридический портал, хотела получить бесплатную консультацию. Им посоветовали написать заявление о расторжении договора. Поэтому пятницы не стали ждать, поехали в среду ДД.ММ.ГГГГ и написали заявление о расторжении договора-заказа, указав причины: сомнительное качество, завышенная цена и обманный путь продажи. Так как считает, что на них оказали психологическое воздействие, чтобы они приобрели этот комплект, заключили с ними договор в спешном порядке. После этого им пришел ответ с фирмы, в котором было предложено обменять комплект с 2-х спального на 1,5- спальный. Они написали заявление с просьбой обменять комплект. Когда она просила назвать цену на каждый товар, ей было отказано, объяснив, что цены у них для каждого товара нет, они не знают, сколько по отдельности стоит подушка, одеяло, комплект и т.д. В письме предлагали обменять тот же товар на меньший размер, за ту же стоимость. В связи с тем, что к 1,5- спальному комплекту предоставляется подушка от 2-х спального комплекта, которая стоит (...) руб. и если приплюсовать 1,5- спальный комплект плюс подушку, комплект выйдет по той же цене, по которой приобрели 2-х спальный комплект. Считает, что их ввели в заблуждение, обманули.
Им объяснили, что в день презентации приобретался товар со скидками, то есть скидка дается только в день презентации. Им презентовали шерсть мериноса, говорили, что работают с Итальянской фирмой, шьют в Москве. Сотрудники фирмы внушали про хорошие свойства белья, говорили про скидки, привлекли подарком - средством по уходу за комплектом. Кроме того, давление оказывал и тот факт, что их просто не выпускали, а настоятельно рекомендовали купить бельё. Товар не был для них покупкой первой необходимости, могли обойтись и без него. Сертификатов и инструкций не показывали, только сказали, что белье имеет медицинские свойства, якобы давления не будет, что у этого белья массажный эффект. Их поразил лечебный эффект, так как оба мучаются с давлением. Надавили на больное место.
Сотрудники фирмы очень спешили, даже договор подписывать быстро заставили, мужу пальцем показали, где поставить подписи, сам договор написан мелким шрифтом.
Представитель ответчика ИП Чернова О.И по доверенности К. исковые требования не признал, суду пояснил, что реализация товаров, которые приобрели истцы - это реализация товаров по образцам. В соответствии с п.3 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 (ред. от 04.10.2012) «При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором». ДД.ММ.ГГГГВ. присутствовала на презентации изделий с маркировкой «Wool House». После проведенной презентации, ознакомившись с образцами изделий, прайс-листом и разрешительной документацией истец принял самостоятельное решение приобрести комплект изделий с маркировкой «Wool House». Презентация, на которой присутствовали В., и проводилась для того, чтобы оценить свойства товара, как выглядит товар в быту. В демонстрационном зале стоит кровать, которая заселена комплектом из абсолютно такого же материала. Все могут подойти и посмотреть, потрогать. Все изделия изготавливаются из материала искусственного меха на трикотажной основе с чисто шерстяным ворсом. Все изделия, которые были переданы истцу, из того же материала, который показывали им на презентации. То есть потребитель, ознакомившись со свойствами товара, получив информацию об этом товаре, принимает решение либо о приобретении, либо не приобретении данного товара. Истец в судебном заседании пояснил, что часть потребителей не впечатлила информация, часть потребителей не впечатлили образцы продукции, и они не приняли решение о покупке товара. Сторона истца в судебном заседании подтвердила, что они приняли решение на основании полученной информации о товаре, осознанно. Никак их не заманивали покупать продукцию, им было рассказано о полезных свойствах шерсти, это общеизвестный факт. В результате чего между ИП Черновым О.И. и Истцом был заключен договор-заказ (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1, на презентации Истцу была предоставлена необходимая полная и достоверная информация о товаре и его потребительских качествах, как в устной форме, так и в письменной, путём ознакомления с разрешительной документацией и информацией, содержащейся в сопроводительном буклете, прейскуранте. Также вся необходимая информация содержится в маркировке изделий, ярлыки и этикетки, и в договоре-заказе (по образцам).
При приобретении товара в комплекте документации Истцу был выдан буклет с сопроводительной информацией, правилами ухода за изделиями и гарантийными обязательствами. Указанный документ содержит информацию, ранее озвученную на презентации товаров. Также информация по уходу за изделиями донесена до Истца посредством маркировки продукции, содержащей символы по уходу, что предусмотрено положениями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 17/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности и п. 10. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1, достоверная информация предоставляется посредством технической документации, договора, этикеток и маркировки продукции, т.е. в совокупности, посредством данных источников Истцу предоставлена информация в объёме, предусмотренном законодательством. Получение информации, предусмотренной законодательством, подтверждается Договором-заказом (по образцам) №000964/1209 от 12.07.2016 г., а именно в п.6 говориться, что при заключении Договора-заказа, Продавец в полном объёме предоставил Заказчику информацию об Изготовителе, Продавце, адресе и режиме их работы, о полезных свойствах изделий, условиях эксплуатации и ухода, о порядке и вариантах расчета за изделия, а также о гарантийных обязательствах в соответствии со ст. 8,9,10,11 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Так же на стр. 2 того же документа говорится, что потребителем были получены и осмотрены изделия в полном объёме, претензий к качеству и количеству нет.
С информацией, об организации и режиме ее работы; об основных потребительских свойствах товара; об адресе продавца, о месте изготовления, о полном фирменном наименовании, качестве и безопасности товара, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара; цену, порядок и условия оплаты товара; сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям и гарантийным обязательствам ознакомлен и согласен. Всё это Истец подтвердил, подписав Договор-заказ (по образцам) № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованиям п. 6 «Правил продажи товаров по образцам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918 Ответчиком посредством маркировки продукции и разрешительной документации, информационных табличек и стендов, находящихся в общем доступе, полностью доведена информация о своей организации и режиме её работы, о товарах и их изготовителях, в том числе на русском языке, наименовании товара, сведения об основных потребительских качествах товара, правила и условия эффективного и безопасного использования товара.
В соответствии с требованиями п. 7, 8 Правил №918 указанная информация доведена до Истца при демонстрации образцов товаров в месте их продажи.
В соответствии с требованиями ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 «При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию».
В соответствии с требованиями п. 30 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 918 Истцу был передан товар, который полностью соответствует его образцу, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика от Истца поступило заявление, в котором Истец просил расторгнуть договор по причине, не предусмотренной законодательством. Указанное заявление не содержало ссылки на ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также не указывалось желание произвести обмен товара на аналогичный с иными параметрами.
На указанные заявления Истцу дан аргументированный ответ, в котором Ответчик разъяснил ему его права, предусмотренные ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также аналогичных норм, предусмотренных п.1 ст. 502 ГК РФ. Также Ответчик выразил готовность предоставить для обмена аналогичный товар и просил сообщить параметры такого товара.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика от Истца поступила претензия, в которой Истец требовал расторгнуть договор в связи с тем, что приобретённый товар не подошёл по размеру, а заявленное качество не соответствует требованиям, указанным на упаковке, а также указывает на то, что не была своевременно донесена информация о гарантийных обязательствах и инструкция по применению. Указанная претензия также не содержала ссылки на ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также не указывалось желание произвести обмен товара на аналогичный с иными параметрами.
На указанную претензию Истцу дан аргументированный ответ, в котором Ответчик повторно разъяснил ему его права, предусмотренные ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также аналогичных норм, предусмотренных п. 1 ст. 502 ГК Российской Федерации. Также Ответчик указал на источники донесения информации и повторно выразил готовность предоставить для обмена аналогичный товар и просил сообщить параметры такого товара.
Также Ответчик считает не обоснованным ссылку Истца на возможность немотивированного отказа от товара надлежащего качества. Кроме того, считает, что узнать, как и где произведён товар легко, все сертификаты соответствия находятся в открытом доступе на сайте, Таможенная декларация на материал, из которого изготавливаются изделия, и сертификат соответствия на те самые изделия, которые были проданы истцу с маркировкой. Импортируется материал из Италии, а в окончательном виде изготавливается на заводе в России. Данная информация есть и на сайте производителя и на маркировке каждого изделия. При передаче товара оценить свойства можно посредством визуального осмотра, потому что упаковка, как пояснил истец, прозрачная ничто не препятствует и осмотреть товар простым открытием молнии, чехол, в который упакован товар, - на молнии.
В соответствии с положением п. 11 Правил №918: К отношениям при продаже товаров по образцам в части, не регламентированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 497 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ: Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения любого указанного в пункте 3 настоящей статьи договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.
В соответствии с положением п. 22 Правил №918: Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.
Указанные нормы позволяют потребителю отказаться от получения товара до его передачи и не распространяются на взаимоотношения продавца и потребителя после передачи товара и его оплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 - Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ».
Положения указанной статьи разъяснены потребителю, что подтверждает п. 7 Договора-заказа (по образцам), а также устно при предоставлении информации на презентации товаров по образцам.
Эти же нормы указаны и в п.1 ст. 502 ГК Российской Федерации «Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца».
Согласно п. 26 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 «Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу».
Указанные нормы регламентируют взаимоотношения Продавца и потребителя при обмене и возврате товара надлежащего качества и при этом указывают на право потребителя на обмен, если приобретённый товар не подошёл по ограниченному списку причин, но при этом не обязывает продавца в этом случае предлагать какой-либо товар для обмена, не имея информации о параметрах аналогичного товара.
Также данные нормы подразумевают только определённый порядок реализации права потребителя на обмен и возврат, а именно, потребитель имеет право обратиться за обменом на аналогичный товар, если приобретённый товар не подошёл по причинам, указанным в данных нормативных актах, и только в случае если продавцом не может быть предоставлен аналогичный товар, потребитель имеет право на расторжение договора и возврат товара.
После получения ответа на заявления Потребитель не обращался к Ответчику с требованием об обмене, не указывал параметры аналогичного товара.
Таким образом, Ответчик полностью и доступным способом предоставил Истцу информацию о товаре, его соответствии требованиям законодательства. Утверждения Истца о не предоставлении информации предусмотренной законодательством РФ не обоснованы и ничем не подтверждаются, тогда как факт предоставления упомянутой информации Ответчиком подтверждается договором-заказом (по образцам), подписанного Истцом, маркировкой продукции и сопроводительным буклетом с гарантийной информацией.
На основании изложенного просит суд в удовлетворении исковых требований Воронов А.Б. к ИП Чернов О.И. отказать в полном объёме.
Свидетель О. в судебном заседании пояснила, что является менеджером по продажам товаров по образцам компании «Woolhouse», ведет презентации, в случае, если кто-то заинтересовался продукцией и хочет ее приобрести, оформляет договор купли-продажи, показывает товар, рассказывает об уходе за товаром. Точное число не помнит, когда семейная пара приобрела 2-х спальный комплект, им все понравилось, решение о покупке они принимали вдвоем, пришли к общему мнению, что комплект им нужен. Рассказала им о гарантии, условиях использования товара, показывала образцы, рассказывала о вариантах оплаты. Покупатели получили товар и ушли. В её компетенцию вопросы о возврате товара не входят, этим занимается руководство. На презентации присутствовало много народу. Потребители сами решают, покупать или не покупать товар, никто не заставляет их, они просто уходят. Она видела, как после презентации В. советовались по приобретению товара, у супруги возникло желание приобрести комплект. Оплачивали товар В. наличными, им еще подарок дали. Когда оформляют документы, у покупателей есть возможность познакомиться с условиями договора, все пункты договора проговариваются, в договоре все указано и скидки и адреса. Когда выдаётся гарантийный буклет, говорят, как ухаживать за изделиями. Во время презентации гарантийный буклет показывается, его не выдают, так как он именной. Покупателю показывают, что упаковка не вскрыта, этикетки и маркировка на месте, размеры указаны. С требованием о расторжении договора В. к ней не обращались.
На презентации говорила, что шерсть мериноса гипоалергенна, но у кого есть аллергия на шерсть, нужно быть в любом случае осторожным в использовании изделий, так как аллергия на шерсть накапливается годами. Никакого давления на В. не оказывала, так как они были не одни на презентации. Все пункты, которые прописаны в договоре, разъясняла истцу, читала, он подписывал.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 421 ГК Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Согласно ст. 432 ГК Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Из положений ст. 454 ГК Российской Федерации п. 1 следует, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно статье 455 ГК Российской Федерации, п. 1. Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса;. 2 Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. п. 3 Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
На основании п. 1 стати 469 ГК Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В соответствии со ст. 475 ГК Российской Федерации п.1, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Согласно 2 указанной статьи, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В соответствии со ст. 492 ГК Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя - гражданина, не урегулированным настоящим кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с п. 1 ст. 497 ГК Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).
В силу п. 3 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 495 ГК Российской Федерации: п. 1 Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации; п. 2 Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. п. 3 Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (п. 4 ст. 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. п. 4 Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
В силу ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи (абз. 2 п. 4 ст. 7 Закона).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Вороновым А.Б. и ИП Черновым О.И. был заключен договор розничной купли-продажи (в виде договора-заказа (по образцам) № комплекта «Двуспальный» с маркировкой «Wool House» (одеяло из искусственного меха на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом 180х200 1шт., наматрасник из искусственного меха на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом комбинированный с хлопчатобумажной тканью 180 х 200 - 1 шт., подушка с наполнителем из материала мемориформ 67х43х12 - 2 шт., чехол на подушку из искусственного меха на трикотажной основе с чистошерстяным ворсом 50х75 - 2 шт.), плед из искусственного меха на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом с маркировкой «Wool House» 140х200- 1шт., средство для ухода 1 шт., авточехол - 1 шт., стоимостью (...) рублей, скидка - (...) рублей, всего к оплате (...) рублей (л.д.№).
Из вышеуказанного договора-заказа следует, что Воронов А.Б. был ознакомлен и согласен с информацией об изготовителе, продавце, адресе и режиме их работы, о полезных свойствах изделий, условиях эксплуатации и ухода, о порядке и вариантах расчета за изделия, а также о гарантийных обязательствах в соответствии со ст. 8, 9, 10, 11 Закона 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» (п.6).
Продавец разъяснил, что «искусственный мех на трикотажной основе, с чистошерстяным ворсом, комбинированный с хлопчатобумажной тканью» - это способ выделки шерсти, при котором, чистошерстяной ворс, прикрепляется на трикотажную основу таким образом, чтобы имитировать натуральный мех. Такой способ выделки шерсти позволяет максимально сохранить полезные свойства (п.9).
Согласно п. 7 Договора в соответствии со ст. 25 закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на обмен товара в течение 14 дней.
В указанном договоре заказчиком Вороновым А.Б. собственноручно сделаны подписи об ознакомлении и согласии с условиями договора, о получении и осмотре изделий в полном объеме, отсутствии у него претензий к их количеству и качеству, а также об ознакомлении и согласии с информацией об организации и режиме ее работы; об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления, о полном фирменном наименовании, качестве и безопасности товара; о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара; о цене и условиях оплаты товара; о сведениях о подтверждении соответствия товара установленным требованиям и гарантийным обязательствам (л.д.№ оборотная сторона).
Кроме того, в буклете, выданном истцу при приобретении товара, также содержится перечень изделий, приобретенных по договору-заказу, гарантийные обязательства продавца и предупреждения о том, что изделие не следует использовать лицам, страдающим от аллергии, для которых аллергеном является шерсть. В буклете также имеется подпись покупателя Воронова А.Б. об ознакомлении и согласии со свойствами изделий, условиями эксплуатации и ухода, а также с гарантийными обязательствами, а также указана дата доставки товара Заказчику ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Согласно условий договора истцом товар был получен и осмотрен в полном объеме. претензий к качеству и количеству не имеется. С информацией об основных потребительских свойствах товара и т.д. ознакомлен, о чем свидетельствует подпись Воронова А.Б.
Согласно Декларации о соответствии, основанной на протоколе испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, материалы текстильные: искусственный мех на трикотажной основе с чистошерстяным ворсом для швейного производства, выпускаемые в соответствии с GPSD 2001/95/EC, соответствуют требованиям ТР № «О безопасности продукции легкой промышленности» (л.д. №, 51).
Договор-заказ, выданный истцу буклет, этикетки на товаре (л.д. №), содержат в себе сведения об изделии, его описание и свойства, то есть имеется вся исчерпывающая информация, которая в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», должна быть предоставлена потребителю.
В связи с чем, доводы истца о том, что ответчиком предоставлена недостоверная информация о товаре является несостоятельным. Также не состоятельна, по мнению суда, ссылка истца о невозможности пользоваться товаром из-за имеющейся у него аллергии, которая не подтверждена документально.
При демонстрации товара истец мог наглядно убедиться в свойствах товара и, подписав договор-заказ, Воронов А.Б. подтвердил свое намерение приобрести комплект постельного белья того качества и комплектности, который указан в договоре.
При заключении договора истец лично был уведомлен о качестве и свойствах товара, его комплектности, при этом принял товар без оговорок.
Также из представленных суду документов усматривается, что до покупателя при заключении договора купли-продажи товара была доведена информация о стоимости товара.
Из п. 1 договора-заказа следует, что право собственности наступает после окончательного и полного расчета за полученные изделия, при оплате за наличные денежные средства, либо после одобрения предоставления заказчику заемных денежных средств кредитной организацией, в порядке и на условиях данной организации, с целью оплаты полученных изделий.
Из материалов дела также следует, что стоимость товара по договору составляет (...) рублей, и согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ данную сумму Воронов А.Б. уплатил продавцу за товар в полном объеме (л.д.№).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что между сторонами был заключен договор купли-продажи, соответствующий закону, по которому истцу был передан товар надлежащего качества с предоставлением всей необходимой и достоверной информации на него, поскольку при заключении договора истец лично произвел проверку качества, комплектности товара, принял товар без оговорок, о чем имеется подпись истца в договоре, никаких претензий к качеству и комплектации товара, а также к переданной документации истец не предъявлял.
При этом ссылку стороны истца на положения ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», которая предоставляет потребителю право в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, если ему не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), суд находит несостоятельной.
Достоверных данных о том, что истцу не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, о цене, в материалах дела не имеется.
Напротив, как следует из представленных доказательств, при продаже товара вся необходимая информация о нем была представлена покупателю, каких-либо доказательств введения покупателя продавцом в заблуждение относительно потребительских свойств товара, оказания на покупателя какого-либо воздействия (давления и уговоров), не представлено.
Как следует из показаний 3-го лица В.Е.В., но не подтверждено документально, ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление ответчику о расторжении договора-заказа, указав причины, не предусмотренные законодательством, а именно сомнительное качество, завышенная цена и обманный путь продажи, то есть оказанное психологическое воздействие, так же заявление не содержало ссылки на ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
На данное заявление Истцу был дан аргументированный ответ, в котором Ответчик разъяснил ему его права, предусмотренные ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также аналогичных норм, предусмотренных п. 1 ст. 502 ГК Российской Федерации и выразил готовность предоставить для обмена аналогичный товар и просил сообщить параметры такого товара.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с письменным заявлением об обмене двуспального комплекта на полутороспальный комплект с возвращением разницы в цене (л.д.№)
Согласно п. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации (п. 1).
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу (п. 2).
Аналогичные положения содержатся в п. 26 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55.
Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не допускает произвольного отказа покупателя от полученного товара надлежащего качества.
Таким образом, с требованием об обмене товара, истец к ответчику обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного срока 14 дней.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика от Истца поступила претензия, в которой Истец требовал расторгнуть договор в связи с тем, что приобретённый товар не подошёл по размеру, а заявленное качество не соответствует требованиям, указанным на упаковке, а также указывалось на то, что не была своевременно донесена информация о гарантийных обязательствах и инструкция по применению.
Судом установлено, что Ответчик полностью и доступным способом предоставил Истцу информацию о товаре, его соответствии требованиям законодательства. Утверждения Истца о непредставлении информации предусмотренной законодательством Российской Федерации не обоснованы и ничем не подтверждаются, тогда, как факт предоставления упомянутой информации Ответчиком подтверждается договором-заказом (по образцам), подписанного Истцом, маркировкой продукции и сопроводительным буклетом с гарантийной информацией.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что законных оснований для расторжения договора-заказа № от № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между сторонами, по заявленным Вороновым А.Б. доводам не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Требования Воронова А.Б. о взыскании с ответчика ИП Чернова О.И. оплаченных за товар денежных средств, компенсации морального вреда и юридических расходов являются производными от первоначальных, в связи с чем, удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198, 199 ГПК Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Воронов А.Б. в удовлетворении исковых требований к индивидуальному предпринимателю Чернов О.И. о расторжении договора-заказа (по образцам), взыскании уплаченных за товар денежных средств, взыскании компенсации морального вреда и юридических расходов, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Ю. Рубликов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Ю. Рубликов