ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-627/2017 от 15.06.2017 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-627/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Спасск-Дальний 15 июня 2017 года

Спасский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Бовсун В.А.,

с участием представителя истца помощника Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>Кочергина Ф.А.,

при секретаре судебного заседания Рыбаковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности оборудовать административное здание,

установил:

прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности оборудовать административное здание.

В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указал, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> требований законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», ст.ст. 54, 83 и 84 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил Противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, установлено, что в ФКУ ИК-39 установками пожарной автоматики не оборудованы административное здание, отряды №, учебный корпус, банно-прачечный комплекс, гараж и производственные цеха.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдением правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Ранее, Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в ФКУ ИК-39 выявлялись нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и начальнику данного учреждения вносилось представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.

Таким образом, в ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> не выполняется предусмотренная обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявлено исковое заявление о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Неисполнение ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> требований федерального законодательства по оборудованию установками пожарной автоматики административного здания, отрядов №, учебного корпуса, банно-прачечного комплекса, гаража и производственных цехов ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованием об устранении нарушений правил пожарной безопасности и не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.

Просит обязать ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> в 12-ти месячный срок оборудовать административное здание, отряды №, учебный корпус, банно-прачечный комплекс, гараж и производственные цеха установками пожарной автоматики.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес>Киселева Л.А. надлежащим образом уведомленная в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила, об отложении дела не ходатайствовала.

На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Представитель ответчика ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес>Киселева Л.А. ранее в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что для выполнения требований истца учреждение не имеет денежных средств. ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением. Основной источник финансирования деятельности учреждения - средства федерального бюджета. ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> имеет право расходовать денежные средства в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств по предусмотренным статьям расходов. В силу ст.84 БК РФ содержание учреждений находящихся в федеральной собственности или ведении органов государственной власти РФ финансируется исключительно из федерального бюджета, ст.9 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.

Учреждение не бездействует, что подтверждается запросами о выделении денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, сметой на содержание пожарной части на ДД.ММ.ГГГГ года, справкой начальника пожарной части, локальными сметами на проектирование систем пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре ДД.ММ.ГГГГ год.

Внебюджетных средств в объеме позволяющем осуществить требования Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> не имеет, существует дефицит денежных средств бюджетного финансирования. Поэтому все собранные материалы для принятия решения о способе осуществления обеспечения пожарной автоматикой и наименьшей траты бюджетных средств направлены в ГУФСИН России по <адрес>.

Поскольку обеспечение пожарной автоматикой является дорогостоящим проектом, выделения бюджетных денежных средств имеет длительное действие, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ год выделены лишь <сумма>, отведенный лимит денежных средств распределен на изготовление планов эвакуации осужденных, для тех действий, которые требует оппонент они не могут прогнозировать дату и сумму выделенных денежных средств.

Далее процесс изготовления проектно сметной документации, определения исполнителя согласно норм ФЗ-44 от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» заключение государственных договоров и контрактов это длительное время.

По предварительным расчетам исполнение составляет не менее месяцев возможно больше.

Таким образом, учитывая длительность организации и высокой стоимостью проекта на оборудование пожарной автоматикой, не представляется возможным исполнить требования Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> за месяцев, при поступлении необходимого финансирования учреждение незамедлительно приступит к работам, просим суд дать срок на исполнение от до месяцев.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Статьей 1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», утверждённого ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации установлено, что одним из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы является уважение прав человека.

Статья 13 Закона предусматривает обязанность учреждений, исполняющих наказания по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В соответствии с пунктами 1.7. и 1.8. Устава ФКУ ИК-39 от ДД.ММ.ГГГГ, учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Согласно пунктов 2.1 Устава, предметом и целями деятельности ФКУ ИК-39 является исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Как следует из искового заявления и установлено в судебном заседании, Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», ст.ст. 54, 83 и 84 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил Противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Заместителем прокурора в адрес ФКУ ИК-39 ГУФСИН России было вынесено представление об устранении нарушений закона, в том числе, нарушений требований ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» негативно влияющих на обеспечение безопасности сотрудников администрации и осужденных.

Проверкой установлено, что в ФКУ ИК-39 административное здание, отряды №, учебный корпус, банно-прачечный комплекс, гараж и производственные цеха в нарушение ст. 84 Закона о требованиях пожарной безопасности не оборудованы помещения установками пожарной автоматики.

Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.

Таким образом, поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-39 ГУФСИН России влияет на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории исправительного учреждения, суд приходит к выводу, что об удовлетворении исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Доводы представителя ответчика указанные в возражениях на исковое заявление об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на устранение нарушений требований пожарной безопасности, не освобождают ФКУ ИК-39 от обязанности устранить имеющиеся нарушения пожарной безопасности, поскольку соблюдение требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств выделяемых на эти цели из бюджета.

Суд, принимает во внимание доводы представителя ответчика указанных в возражениях на исковое заявление об увеличении срока исполнения решения суда, поскольку обеспечение пожарной автоматикой является дорогостоящим проектом и процесс изготовления проектной документации займет длительное время, учитывая положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принципа разумности, суд полагает, что срок для исполнения решения суда - в течение одного года является разумным. Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик в соответствии с положениями статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратится в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> – удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по <адрес> в 12-ти месячный срок оборудовать административное здание, отряды №, учебный корпус, банно-прачечный комплекс, гараж и производственные цеха установками пожарной автоматики.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд Приморского края.

Судья В.А. Бовсун