ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-627/2021 от 04.03.2021 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2021 года

Евпаторийский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лобанова Г.Б.,

при секретаре судебного заседания Алферове К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым о возложении обязанности принятия к исчислению среднемесячного заработка для перерасчета страховой пенсии по старости сведений о заработной плате, содержащейся в архивной справке,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> Республики Крым о возложении обязанности принять для перерасчета пенсии сведения о заработной плате, содержащиеся в архивной справке. В обоснование заявленного требования истец указала, что обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым с заявлением о перерасчете пенсии по старости с соответствующим пакетом документов.

По результатам рассмотрения её обращения ей был предоставлен отказ в связи с тем, что в предоставленной истцом архивной справке о заработной плате за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание денежных единиц, в которых выплачивалась заработная плата, в связи с чем отсутствует возможность перевода денежной единицы по официальному курсу в российские рубли для перерасчета пенсии..

Трудовая деятельность осуществлялась ею на территории Украины. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в открытом акционерном обществе «Евпаторийский городской молочный завод». На сегодняшний день указанное предприятие ликвидировано, его трудовой архив находится на хранении в МБУ «Архив <адрес>».

До ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины официальной валютой был советский рубль. ДД.ММ.ГГГГ Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. После провозглашения независимости Украины ДД.ММ.ГГГГ и выхода Украины из состава СССР, ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Президиума Верховной Рады Украины «О введении в обращение на территории республики купонов многоразового использования» от ДД.ММ.ГГГГ Национальным Банком Украины были введены в обращение временные банкноты, имевшие название купон и номинированные в рублях (укр. карбованець). Официально они назывались карбованцы, употреблялось также название купоно-карбованцы. При этом советские рубли официально применялись параллельно с карбованцами до лета 1993 года, после чего полностью изъяты из оборота.

В соответствии с президентским указом от ДД.ММ.ГГГГ «О денежной реформе на Украине» (опубликованном ДД.ММ.ГГГГ), гривна введена в качестве денежной единицы ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные факты являются общеизвестными и не требуют доказывания.

Считает возможным понудить Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым принять вышеуказанные архивные справки для перерасчета пенсии.

Истец просит суд обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым принять для перерасчета размера страховой пенсии по старости ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о заработной плате, содержащиеся в архивной справке , выданной МБУ «Архив <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в украинских карбованцах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в гривнах.

В судебное заседание истец ФИО1, не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд исковые требования удовлетворить по основаниям указанным в иске.

Начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым ФИО2, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В ходатайстве указала, что в удовлетворении заявленных требований не возражают.

Суд, изучив в порядке ст.181 ГПК РФ письменные материалы дела, установил юридически значимые обстоятельства, дал оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ, а исковые требования ФИО1, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судья рассматривает настоящее дело по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с ч.2 ст.150 ГПК РФ.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых нрав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 208-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес> значения Севастополя" устанавливает, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 данного закона установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.

При этом, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерацией в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Судом установлено, что истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым с заявлением о перерасчете пенсии по старости с соответствующим пакетом документов.

Согласно распоряжения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым об отказе в перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете пенсии ей отказано, так как в архивной справке о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБУ «Архив <адрес>» отсутствует вид денежных единиц, в которых производилась выплата заработной платы, и соответственно отсутствует возможность перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли на основании ч.2 ст.5 Федерального закона №208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и <адрес> значения Севастополя».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на ДД.ММ.ГГГГ (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.

Исходя из того, что ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением Президиума ВР Украины от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите населения и внутреннего рынка Украины» Кабинет министров Украины и Национальный банк Украины принимают совместное постановление «О мероприятиях в связи с введением в обращение купонов многоразового использования». Согласно этому постановлению, с ДД.ММ.ГГГГ в Украине введена денежная единица; купоны многоразового использования (купоно-карбованец). Установлено, что купоны многоразового использования выполняют функции наличных денег и эквивалентны соответствующим денежным купюрам.

ДД.ММ.ГГГГг. подписан указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому Национальному банку Украины поручено с ДД.ММ.ГГГГ ввести в обращение гривневые банкноты и монеты и прекратить эмиссию купонов многоразового использования. С 02 по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины в наличном обращении функционировали и гривны, и купоны многоразового использования.

С ДД.ММ.ГГГГ в Украине введена денежная единица - гривна. С ДД.ММ.ГГГГ купоны многоразового использования перестали быть законным средством платежа на территории Украины.

Таким образом, суд считает отказ ответчика произвести перерасчет пенсии ФИО1, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виду того, что в архивной справке о заработной плате от 08.12.2020г. , выданной МБУ «Архив <адрес>» отсутствует вид денежных единиц, в которых производилась выплата заработной платы, и соответственно отсутствует возможность перевода «денежной единицы» по официальному курсу в российские рубли не законным.

При таком положении суд приходит в выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Крым о возложении обязанности принятия к исчислению среднемесячного заработка для перерасчета страховой пенсии по старости сведений о заработной плате, содержащейся в архивной справке– удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым при перерасчете размера страховой пенсии по заработной плате ФИО1 принять к исчислению среднемесячной заработной платы архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие сведения о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которых суммы заработной платы считать указанными в следующих денежных единицах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в карбованцах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в гривнах.

Решение может быть обжаловано Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд в течение месяца со дня его оформления в окончательной форме.

Судья подпись Г.Б. Лобанова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ