ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-627/2022 от 18.04.2022 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-627/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 г. г.Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Цыганковой Т.Д.,

при секретаре судебного заседания Бодрухиной А.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика <данные изъяты>

представителей третьего лица ООО «Хабаровск газэнергосеть» <данные изъяты>

представителя третьего лица ООО «Промприморпроект» <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска к АО «Хабаровская горэлектросеть» о возложении обязанности изменить размещение трансформаторной подстанции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с иском к АО «Хабаровская горэлектросеть» о возложении обязанности изменить размещение трансформаторной подстанции.

Свои требования истец обосновал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения АО «Хабаровская горэлектросеть» законодательства о техническом регулировании, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста отдела энергообеспечения и топлива УЭТиК администрации г. Хабаровска, представителей ООО «Газэнергосеть Хабаровск», АО «Хабаровская горэлектросеть» осмотрен участок местности, на котором расположены <данные изъяты>.

Обслуживание <данные изъяты> осуществляется ООО «Газэнергосеть Хабаровск», <данные изъяты> - АО «Хабаровская горэлектросеть».

При проверке установлено, что строительство трансформаторной подстанции в районе <адрес> осуществляется в целях осуществления технологического присоединения к дому по адресу: <адрес>. Расстояние между ГРУ-164 и КТПн-3476 составляет 12,4 метра.

АО «Хабаровская горэлектросеть», в нарушение требований закона разместило КТПн-3476 на расстоянии менее установленного нормативными актами, чем создало угрозу причинения вреда здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Прокуратурой района 02.09.2021 руководителю АО «Хабаровская горэлектросеть» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства о техническом регулировании.

До настоящего времени нарушения не устранены.

Просит возложить на АО «Хабаровская горэлектросеть» обязанность обеспечить размещение трансформаторной подстанции <данные изъяты> на расстоянии не менее 40 метров от <данные изъяты> в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 10 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Приморпромпроект», Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, ООО «Газэнергосеть Хабаровск».

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Полагает, что истцом не доказана опасность КТПн. Также полагает, что прокурор ссылается на нормативные акты, которые не подлежат применению. Изменение размещения КТПн обойдется примерно в двадцать миллионов рублей.

Представители третьего лица ООО «Газэнергосеть Хабаровск» в судебном заседании пояснили, что спорная КТПн не несет угрозы.

Представитель третьего лица ООО «Приморпромпроект» в судебном заседании пояснил, что нормативные акты, на которые ссылается прокурор, не подлежат применению.

Представитель третьего лица Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица - Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; оценке соответствия.

Статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены требования к сооружениям.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 указанного Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

В соответствии с требованиями СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002, утвержденных Приказом Министерства регионального развития России от 27.12.2010 № 780, расстояние от резервуарных установок общей вместимостью до 50 кубических метров, считая от крайнего резервуара, до ЛЭП, трансформаторных подстанций (ТП), распределительных пунктов (РП) определяется в соответствии с правилами устройства электроустановок.

В силу положений таблицы 7.3.13 главы 7.3 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (Шестое издание), утвержденных приказом Главтехуправления, Госэнергонадзора Минэнерго СССР, минимально допустимое расстояние от отдельно стоящих РУ, ТП и ПП до помещений со взрывоопасными зонами и наружных взрывоопасных установок, до которых определяется расстояние, к которым относятся резервуары (газгольдеров) с горючими газами составляет не менее 40 метров, и резервуары (газгольдеры) с тяжелыми или сжиженными горючими газами, не менее 80 метров.

При этом, примечанием к указанной таблице установлено, что расстояния до подземных резервуаров, а также до стен ближайших помещений, к которым примыкает взрывоопасная зона, занимающая неполный объем помещения, могут быть уменьшены на 50%.

Согласно разрешению Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от <данные изъяты> года ООО «Газэнергосеть Хабаровск» разрешено размещение <данные изъяты> (групповой резервуарной установки для сжиженного газа пропан-бутан) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном <данные изъяты>

Использование данной подземной ГРУ для сжиженного газа также подтверждается пояснениями представителей третьего лица ООО «Газэнергосеть Хабаровск» и паспортами на подземные резервуары.

Согласно разрешению Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от <данные изъяты> года АО «Хабаровская горэлектросеть» разрешено размещение трансформаторной подстанции на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном <данные изъяты>

Согласно пункту 7.3.1 главы 7.3 Правил устройства электроустановок (ПУЭ): Настоящая глава Правил распространяется на электроустановки, размещаемые во взрывоопасных зонах внутри и вне помещений.

Согласно п. 7.3.22 ПУЭ взрывоопасная зона - помещение или ограниченное пространство в помещении или наружной установке, в котором имеются или могут образоваться взрывоопасные смеси.

Согласно п. 7.3.21 ПУЭ наружная установка- установка, расположенная вне помещения (снаружи) открыто или под навесом либо за сетчатыми или решетчатыми ограждающими конструкциями.

Согласно п. 7.3.38. ПУЭ классификация взрывоопасных зон приведена в 7.3.40 - 7.3.46.

В соответствии с п. 7.3.43. ПУЭ зоны класса В-Iг - пространства у наружных установок: технологических установок, содержащих горючие газы или ЛВЖ (за исключением наружных аммиачных компрессорных установок, выбор электрооборудования для которых производится согласно 7.3.64), надземных и подземных резервуаров с ЛВЖ или горючими газами (газгольдеры), эстакад для слива и налива ЛВЖ, открытых нефтеловушек, прудов-отстойников с плавающей нефтяной пленкой и т.п.

Таким образом, взрывоопасная зона вокруг газгольдера отнесена к классу В-1г.

В соответствии с п. 7.3.44 ПУЭ для наружных взрывоопасных установок взрывоопасная зона класса В-1г считается в пределах до 8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров с ЛВЖ или горючими газами (газгольдеры): при наличии обвалования - в пределах всей площади внутри обваловании.

Согласно акту проверки от 01.09.2021 прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска осмотрен участок местности, на котором расположены <данные изъяты> и <данные изъяты>. Проверкой установлено, что обслуживание <данные изъяты> осуществляется ООО «Газэнергосеть Хабаровск», <данные изъяты> - АО «Хабаровская горэлектросеть», что также нашло свое подтверждение в судебном заседании пояснениями представителей ответчика и третьих лиц.

При проверке установлено, что расстояние между <данные изъяты> и <данные изъяты> составляет 12,4 метра.

Таким образом, АО «Хабаровская горэлектросеть», в нарушение указанных положений, разместило трансформаторную подстанцию <данные изъяты> на расстоянии 12,4 метров от ГРУ-164.

В то же время в судебном заседании установлено, что <данные изъяты> размещена вне взрывоопасной зоны, т.е. за пределами 8 метров, предусмотренных п. 7.3.44 ПУЭ.

В судебном заседании установлено, что <данные изъяты> размещена на основании рабочей документации «Выполнение работ на объекте по технологическому присоединению», разработанной специализированной организацией – ООО «Промприморпроект», для размещения КТПН-3476 получено разрешение Департамента архитектуры, строительства и землепользования, согласование с организациями, интересы которых затрагивались при размещении объекта.

Само по себе нарушение минимально допустимого расстояния для размещения трансформаторной подстанции от ГРУ не свидетельствует об угрозе причинения вреда здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. Доказательств наличия такой угрозы истцом суду не представлено.

Кроме того, согласно п. 7.3.84. ПЭУ допускается сооружение РУ, ТП и ПП, примыкающих одной стеной к взрывоопасной зоне, при технико-экономической нецелесообразности сооружения отдельно стоящих зданий для РУ, ТП и ПП, то есть без учета расстояния, указанного в таблице 7.3.13 главы 7.3 Правил устройства электроустановок.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района г. Хабаровска к АО «Хабаровская горэлектросеть» о возложении обязанности изменить размещение трансформаторной подстанции отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья Цыганкова Т.Д.

Решение в окончательной форме принято 06 мая 2022 г.