Дело №2-6283/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 23.08.2022 г.
Советский районный суд г.Владикавказа РСО – Алания в составе: председательствующего судьи Гагиева А.Т., при секретаре судебного заседания Кабуловой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ») ИНН 2632041647 к ФИО1, третьим лицам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Обществу с ограниченной ответственностью «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд,
у с т а н о в и л:
ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ» обратилось в суд с исковым заявлением к Лохову А.В., третьим лицам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, ООО «Межевой земельный центр» об изъятии для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности Лохова Ацамаза Вадимовича на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для садоводства) и находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 общей площадью 158,5 кв.м., местоположение: РСО-Алания, г. Владикавказ, СНО "Дружба", сад №5/190, определении возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. в размере: 5 354 470 рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607: - 579 410 рублей; итоговую величину рыночной стоимости жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533: - 3 364 330 рублей; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 - 1 410 730 рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Лохова Ацамаза Вадимовича или на депозитный счет нотариуса и обратить решение, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению. В обоснование предъявленных исковых требований указано, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания на основании Федерального закона от 17.07.2009г. №145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №145-ФЗ). Частью 2 ст.37 Закона №145-ФЗ установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 13.12.2019 г. №15/7082 Распоряжением Росавтодора от 25.12.2019 №4492-р (с изм. внесенными Распоряжением Росавтодора от 29.06.2021 №2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания". Распоряжением Росавтодор от 27.08.2021 №3052-р в соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 13.08.2021 г. №07/5247, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 08.11.2007 №257-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 г. №1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подп. 5.4.1(1) п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. №374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2020 г. №313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания" (далее - Проект), Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 27.08.2021 №3052-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества. Пунктом 1 Распоряжения от 15.10.2021 г. №3669-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из ЕГРН от 06.08.2021 №КУВИ-002/2021-101694966 и №КУВИ-002/2021-101712407 на праве собственности Лохову А.В. земельного участка площадью 613 кв.м. с кадастровым номером 15:09:0031801:1607, вместе находящемся на нем жилым домом с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 площадью 158,5 кв.м., расположенных по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, СНО «Дружба», сад №5/190 (пункты 26 – 27 Приложения № 1 к Распоряжению от 27.08.2021 г. № 3052-р). Земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м., попадает в зону строительства объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания". Из п.2 Распоряжения от 27.08.2021 г. №3052-р следует, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 30.08.2021 г. за исх. №07/5684 в адрес Лохова А.В. было направлено уведомление, согласно которому ФКУ УПРДОР «Кавказ» информировало гражданина об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта вышеуказанного земельного участка площадью 613 кв.м. с кадастровым номером 15:09:0031801:1607. Земельный участок, испрашиваемый для реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания", подлежит изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (ст.ст. 49, 56.2 – 56.12 ЗК РФ, 279 – 281 ГК РФ). На основании государственного контракта №50 от 09.04.2021 г. заключенного между ФКУ УПРДОР «Кавказ» и ООО «Межевой земельный центр», последний произвел оценку рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка ответчика, вместе с находящимся на нем вышеуказанным жилым домом, а также размера убытков, причиненных изъятием. Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд данного земельного участка площадью 613 кв.м, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке №009-01/22 от 12.01.2022 г., подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр». В соответствии с Отчетом №009-01/22, денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 5 354 470 рублей, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка – 579 410 рублей; рыночная стоимость права собственности на жилой дом – 3 364 330 рублей; размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка – 1 410 730 рублей. Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества, руководствуясь ст. ст. 279 ГК РФ, 56.7, 56.9, 56.10 ЗК РФ, ФКУ УПРДОР «Кавказ» подготовлен в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации Проект соглашения №135 «Об изъятии путем выкупа земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для нужд Российской Федерации», в п. 3.1 которых предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 5 354 470 рублей. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой 01.02.2022 в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх. №07/511 от 27.01.2022 г. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором письмо с проектом соглашения Ответчиком получено 09.02.2022 г. Однако, 21.03.2022 г. в адрес истца поступил отказ от подписания данного соглашения по причине несогласия с определенной истцом рыночной (выкупной) стоимости имущества Лохова А.В. Вместе с тем, порядок изъятия для государственных нужд принадлежащих Лохову А.В. на праве собственности земельного участка и находящегося на нем жилого дома, соблюден. Статья 282 ГК РФ устанавливает, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ УПРДОР «Кавказ» п. 10 ст.56.10 ЗК РФ. Согласно указанному пункту ЗК РФ, организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. На основании п. 1 Положения «О Федеральном дорожном агентстве» (Росавтодор), утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 г. №374 – оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно выписке из ЕГРЮЛ является учредителем ФКУ УПРДОР «Кавказ». Согласно п. 3.1 Устава ФКУ УПРДОР «Кавказ», утвержденного Приказом Росавтодора от 24.08.2015 г. №801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 №1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы» (далее – Программа). В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограммы «Дорожное хозяйство», в которой выделены федеральные проекты «Морские порты России» и «Коммуникация между центрами экономического роста». Целями указанной программы являются: ускорение товародвижения, снижение транспортоемкости экономики, ускорение товародвижения на основе повышения индекса качества транспортной инфраструктуры; повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта транспортных услуг транспортного комплекса; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств. Одним из важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Дорожное хозяйство» является «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой». Неотъемлемой частью данного проекта является объект "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания", ответственным исполнителем которого является ФКУ УПРДОР «Кавказ». По проектной документации по объекту проведена государственная экспертиза ФАУ "Главгосэкспертиза России" рассмотренную ФАУ "Главгосэкспертиза России" (положительные заключение от 11.09.2020 № 15-1-1-3-044575-2020, https://egrz.ru/organisation/reestr/detail/15-1-1-3-044575-2020). 30.04.2021 г. между ООО "Дортех" (Подрядчик) и ФКУ УПРДОР «Кавказ» (Заказчик) заключен государственный контракт №81 на выполнение 1 этап дорожных работ по строительству транспортной развязки на объекте "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания" (далее – Контракт) https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1263204164721000062&contractInfoId=66830030. Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО – Алания, 1 этап" (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта. Стоимость работ по государственному контракту составляет 6 347 643 090 рублей. Кроме того, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 8.2 Контракта). Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание: – 29.11.2024 г. Перенос сроков строительства не предусмотрен. Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство. Из календарного графика производства работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта усматривается, что срок выполнения работ начинается с даты заключения государственного контракта 30.04.2021 г. В связи с тем, что не решен вопрос об изъятии данного земельного участка ответчика, Подрядчик не может осуществлять работы по строительству вышеуказанного объекта в полном объеме. При этом становится невозможным продолжение строительства объекта, так как без решения земельного вопроса нельзя произвести перенаправления движения с действующей автомобильной дороги на уже построенную часть автомобильной дороги для возможности производства работ по реконструкции действующей автомобильной дороги в установленные сроки. Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует реализации данного проекта. Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие земельного участка препятствует ФКУ УПРДОР «Кавказ» в выполнении задач, возложенных на нее вышеуказанной федеральной целевой программой. "Автомобильная дорога Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой" является дорогой общего пользования и предназначена для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по ней. Выполнение строительства, реконструкции автомобильной дороги в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие проекту планировки и проекту межевания территории, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, подтверждается разрешением на строительство. В свою очередь важнейшим документом, для получения разрешения на ввод в силу ч. 3 ст. 55 ГрК РФ является правоустанавливающий документ на земельный участок. Правоустанавливающий документ на земельный участок невозможно получить иначе, как с соблюдением норм гл.VII.1 ЗК РФ, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд. При этом затягивание процесса реконструкции и строительства автомобильной дороги фактически приводит к продлению сроков ограничения движения, создает заторы на федеральной автомобильной дороге, что является причиной не только значительных неудобств для пользователей автодороги, но и фактически влечет возникновение реальных убытков грузоперевозчикам и производителям, увеличивая транспортные издержки, определяя потребность в использовании более дорогостоящего транспорта (рефрижераторов) для перевозки скоропортящейся продукции, приводит к увеличению процента порчи импортируемой и экспортируемой сельхоз-товаропроизводителями продукции, является причиной увеличения себестоимости товаров (работ и услуг), влияет на процессы инфляции и нарушает интересы потребителей – граждан РФ. В этой связи, истец полагает, что необходимо обратить решение по настоящему иску к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца Будаев Э.А., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик – Лохов А.В., надлежащим образом уведомленный судом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Согласно поступившего в адрес суда от Лохова А.В. письменного заявления, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, а размер возмещения за изымаемое имущество определить с учетом результатов проведенной экспертом Гогичаевым К.Р. судебной оценочной экспертизы.
Третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, ООО «Межевой земельный центр», надлежащим образом уведомленные судом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, допросив эксперта Гогичаева К.Р., исследовав и оценив имеющиеся доказательства по делу, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФКУ УПРДОР «Кавказ».
Из материалов дела следует, что на основании обращения ФКУ УПРДОР "Кавказ" от 13.12.2019 г. №15/7082 Распоряжением Росавтодора от 25.12.2019 №4492-р (с изм. внесенными Распоряжением Росавтодора от 29.06.2021 №2409-р) принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания".
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.08.2021 №3052-р в соответствии с обращением ФКУ УПРДОР «Кавказ» от 13.08.2021г. №07/5247, вышеуказанным распоряжением, ЗК РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 г. №1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», подп.5.4.1(1) п.5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. №374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.08.2020 г. № 313 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения" и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Строительство автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой "Обход г. Владикавказ" на участке км 10+500 - км 25+150 (II и III очереди), РСО - Алания", Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 27.08.2021 № 3052-р принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 Распоряжения от 27.08.2021 г. №3052-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд РФ земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе принадлежащего согласно выписок из ЕГРН от 06.08.2021 №КУВИ-002/2021-101694966 и №КУВИ-002/2021-101712407 на праве собственности Лохову А.В. земельного участка площадью 613 кв.м. с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 и находящегося на нем жилым домом с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 площадью 158,5 кв.м, расположенные по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, СНО «Дружба», сад №5/190 (пункты 26 – 27 Приложения №1 к Распоряжению от 27.08.2021 г. №3052-р).
Из п.2 Распоряжения от 27.08.2021 г. №3052-р следует, что ФКУ УПРДОР «Кавказ» обязали обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
30.08.2021 за исх. №07/5684 истцом в адрес Лохова А.В. – собственника изымаемого земельного участка и жилого дома, было направлено уведомление, согласно которому ФКУ УПРДОР «Кавказ» информировало Лохова А.В. об изъятии в целях обеспечения реализации Проекта, данного имущества, однако, ответчик отказался получать данное уведомление.
Между тем, п.11 ст. 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. №176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма, которым ему направлялась копия решения об изъятии.
Согласно ч.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу ч.1 ст.56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Частями 3-5 ст.56.3 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п.1 ст.56.4 настоящего Кодекса.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (п.2 ст.56.6 ЗК РФ).
В силу ч.2 ст.56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
Согласно частям 6, 7 ст.56.9 ЗК РФ, в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В силу ч.2 ст.56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ч.8 ст.56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
Согласно ч.9 ст.56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в п.8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Частью 10 ст.56.10 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Для осуществления мероприятий по изъятию недвижимого имущества ФКУ УПРДОР «Кавказ» был подготовлен Проект соглашения №135 «Об изъятии путем выкупа земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для нужд РФ», в п3.1 которого, предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 5 354 470 рублей.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд данного земельного участка, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке №0009-01/22 от 12.01.2022 г., подготовленного независимым оценщиком ООО «Межевой земельный центр».
В соответствии с данным отчетом, денежная сумма, подлежащая уплате истцом ответчику, составляет 5 354 470 рублей, в том числе: рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. составляет – 579 410 рублей; рыночная стоимость права собственности на жилой дом с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 площадью 158,5 кв.м. составляет – 3 364 330 рублей; размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607, составляет – 1 410 730 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен почтой 01.02.2022 г. в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением с сопроводительным письмом за исх. №07/511 от 27.01.2022г.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №35007864031689 письмо с проектом соглашения получено Лоховым А.В. 09.02.2022 г.
В соответствии со ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с Распоряжением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Материалами дела установлено, что данный земельный участок ответчика необходим для реализации вышеуказанного Проекта.
В этой связи суд считает подлежащими удовлетворению требования истца об изъятии для государственных нужд путем прекращения права собственности Лохова А.В. на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для садоводства) и находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 общей площадью 158,5 кв.м., местоположение: РСО-Алания, г. Владикавказ, СНО "Дружба", сад №5/190.
Исходя из приведенных норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд приходит к выводу о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия для федеральных нужд земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности, и необходимости удовлетворения требований истца в части принудительного изъятия земельного участка.
Вместе с тем, согласно письменного заявления Лохова А.В., он не оспаривает наличие предусмотренных законом оснований для изъятия принадлежащего ему имущества, однако несогласие его было вызвано предложенной ему выкупной стоимостью его земельного участка и жилого дома.
В силу ст.281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ст.56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 г. №135-ФЗ).
В п.1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 10.12.2015 г., указано на то, что по требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
При определении выкупной цены, в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.2 ст.281 ГК РФ).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1 ст.56.8 ЗК РФ).
При определении размера возмещения, в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 г., указано следующее. По смыслу п. 2 ст.281 ГК РФ собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В п.7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, также разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
В силу ст. 13 Закона №135-ФЗ, в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).
С учетом возникшего между сторонами спора, относительно размера выкупной стоимости указанного имущества, судом по ходатайству ответчика, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости изымаемого имущества.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы частнопрактикующего эксперта Гогичаева К.Р. №185-22 от 10.08.2022 г., рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 15:09:0031801:1607, площадью 613 кв.м. и расположенного на нем объекта недвижимости (жилого дома) с кадастровым номером 15:09:0031801:2533, общей площадью 158,5 кв.м., по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, СНО «Дружба», сад №5/190 составила: земельный участок – 1 860 000 рублей, жилой дом – 20 166 000 рублей.
Итоговая рыночная стоимость изымаемого имущества по состоянию на 10.08.2022 г. составила – 22 026 000 рублей.
Рыночная стоимость убытков, в том числе упущенной выгоды, возникших в связи с изъятием указанного земельного участка не была рассчитана, так как нет документального подтверждения производимой продукции на данном земельном участке.
На основании ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Из анализа ч. 2 ст. 55 ГПК РФ следует, что доказательства признаются полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом, либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.
Заключение эксперта по настоящему делу было получено судом в соответствии с законом, на основании определения о назначении судебной оценочной экспертизы по делу, при этом правовой статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и, в силу ст. 67 ГПК РФ, подлежит оценке судом, наравне с другими представленными доказательствами.
Настоящая судебная оценочная экспертиза выполнена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области, который был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, квалификация эксперта подтверждается соответствующими документами. Данное заключение не содержит неясности в суждениях, заключение выполнено последовательно, не содержит противоречивых выводов, является достаточно ясным и полным, содержит однозначные выводы по поставленным вопросам.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к убеждению о том, что данное экспертное заключение отвечает принципам относимости и допустимости доказательств, оснований для сомнения в правильности сделанных выводов экспертом в экспертном заключении не имеется. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.
Не согласившись с выводами, изложенными в данной судебной экспертизе, представитель истца представил суду Рецензию исх. №01.397-п/22 от 18.08.2022 г., выполненную ООО «Межевой земельный центр», согласно которой судебная экспертиза проведена с нарушением законодательно утвержденных документов.
В этой связи, в ходе судебного заседания судом был допрошен эксперт, проводивший данную судебную экспертизу – Гогичаев К.Р., который опроверг обоснованность выводов представленной суду Рецензии указав, что судебная экспертиза проведена с использованием той нормативной литературы, которая используется при проведении именно судебных экспертиз, а не при подготовке отчета об оценке, которая и была представлена суд вместе с иском ООО «Межевой земельный центр».
Что касается иных доводов, указанных в Рецензии, то они также не состоятельны, потому как основаны на предположительных выводах и никакими доказательствами не подтверждены.
В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст.59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
На основании ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, и лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Между тем, ФКУ УПРДОР «Кавказ» не было представлено доказательств, свидетельствующих об иной стоимости изымаемого имущества ответчика, нежели определенного частнопрактикующим экспертом Гогичаевым К.Р. в заключении №185-22 от 10.08.2022 г.
Иных документально и нормативно обоснованных доводов, опровергающих выводы эксперта Гогичаева К.Р., рецензия ООО «Межевой земельный центр» не содержит, а само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для исключения ее из числа доказательств по делу.
При этом, на вопрос суда о возможности проведения повторной, либо дополнительной судебной экспертизы, представитель истца ответил отказом.
Таким образом, установленная в судебной оценочной экспертизе №185-22 от 10.08.2022 г., подготовленной частнопрактикующим экспертом Гогичаевым К.Р., рыночная стоимость участка и жилого дома ответчика, на момент принятия настоящего решения является актуальной, нежели рыночная стоимость, установленная ООО «Межевой земельный центр».
С учетом изложенного, суд считает возможным определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. в размере: 22 026 000 рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 - 1 860 000 рублей; итоговую величину рыночной стоимости жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 в размере 20 166 000 рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет Лохова Ацамаза Вадимовича или на депозитный счет нотариуса.
Что касается требований истца об определении возмещения убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 в размере 1 410 730 рублей, то данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку как указано в отчета эксперта Гогичаева К.Р., что также было подтверждено им в ходе его допроса, документального подтверждения производимой продукции на данном земельном участке, как и в самом жилом доме, представлено не было. Что касается имевшихся на территории данного земельного участка садовых насаждений (деревьев, кустов и т.д.), то стоимость их была учтена при определении рыночной стоимости всего земельного участка.
В силу ч. 1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как разъяснено в абз. 5 п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. №23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Из представленных материалов дела следует, что в целях реализации проекта в установленные сроки необходимо срочное предоставление земельных участков.
Таким образом, данное требование истца является обоснованным, подлежащим удовлетворению, поскольку обращение решения суда к немедленному исполнению необходимо для своевременной реализации государственных контрактов, исполнение которых имеет особое государственное значение.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ» к Лохову Ацамазу Вадимовичу, третьим лицам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Обществу с ограниченной ответственностью «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ») ИНН 2632041647 к ФИО1, третьим лицам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Обществу с ограниченной ответственностью «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд, удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для садоводства) и находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 общей площадью 158,5 кв.м., местоположение: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, СНО "Дружба", сад №5/190.
Определить возмещение за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м. в размере: 22 026 000 (двадцать два миллиона двадцать шесть тысяч) рублей, которое включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031801:1607: - 1 860 000 рублей; итоговую величину рыночной стоимости жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533: - 20 166 000 рублей, с перечислением со стороны ФКУ УПРДОР «Кавказ» денежной суммы (возмещения) на расчетный счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031801:1607 площадью 613 кв.м и находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером 15:09:0031801:2533 общей площадью 158,5 кв.м в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания.
Обратить настоящее решение суда, принятое по настоящему иску, к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части исковых требований Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» (ФКУ УПРДОР «КАВКАЗ») ИНН 2632041647 к ФИО1, третьим лицам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Обществу с ограниченной ответственностью «Межевой земельный центр» об изъятии земельного участка для федеральных нужд, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья А.Т. Гагиев