Дело № 2-6284/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2015 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Бирюковой О.В.,
при секретаре Гисматуллиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. В обоснование требований указано следующее. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения. Проверкой установлено, что Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не реализуются требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемой природной территории — памятника природы «Озеро Светлое». Памятник природы «Озеро Светлое» образован и утвержден решением исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 10.02.1976 №102, постановлением Законодательного собрания Ульяновской области №30/333 от 27.11.1997г. и расположен в <адрес>. Территория памятника природы имеет общую площадь 277 га. В ходе проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о памятнике природы «Озеро Светлое», как об особо охраняемой природной территории. Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области. Установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Однако до настоящего времени, несмотря на внесенное ранее представление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора от 20.11.2013 №03-02-2013/258, установление границы особо охраняемой территории ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов. Просит обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в двенадцати месячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда: установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Озеро Светлое», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Озеро Светлое».
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске. Возражал против предоставления срока для исполнения решения суда 24 месяцев.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что представление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ в настоящее время исполняется, за 2015год установлены и описаны границы 30 памятников природы. Вместе с тем, в 12 месячный срок исполнить требование прокурора не представляется возможным, поскольку всего не описаны границы 150 памятников природы. Областной бюджет на 2016 год утвержден, дополнительные денежные средства на установление гранит ООПТ в бюджете не предусмотрены. В случае удовлетворения исковых требований, просил предоставить срок для исполнения решения суда в течение 24 месяцев.
Представитель третьего лица - в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях
Представители третьих лиц Правительства Ульяновской области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управления Росреестра, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, ТУФА по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в отзыве указал, что в Государственном кадастре недвижимости сведения о зоне с особыми условиями использования территорий - памятник природы «Озеро Светлое» отсутствует, необходимые для государственного кадастрового учета документы в орган кадастрового учета до настоящего времени не поступали, следовательно, заявленные требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры являются обоснованными.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Памятник природы «Озеро Светлое» образован и утвержден решением исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 10.02.1976 №102, постановлением Законодательного собрания Ульяновской области №30/333 от 27.11.1997г. и расположен в <адрес>. Территория памятника природы имеет общую площадь 277 га.
Материалами дела подтверждается факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о памятнике природы «Озеро Светлое», как об особо охраняемой природной территории. Данное обстоятельство подтверждается информацией филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области, а также справками Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, материалами проверки Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Статьей 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно ст. 5 Закона Ульяновской области «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области» № 96-ЗО от 09.07.2007 Правительство Ульяновской области в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; принимает решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями; принимает решения об организации (упразднении) охранных округов особо охраняемых природных территорий, определяет границы и устанавливает режим особой охраны охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области; осуществляет другие полномочия в сфере охраны, организации функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, отнесенные к компетенции Правительства Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
Статьей 6 указанного закона установлено, что орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий разрабатывает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; разрабатывает и реализует государственные программы Ульяновской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; направляет в Правительство Ульяновской области предложения об организации, упразднении, утверждении и изменении границ, категории и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий; направляет в Правительство Ульяновской области предложения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями; утверждает положение об особо охраняемой природной территории; утверждает положения об учреждениях, указанных в пункте 4 настоящей статьи; направляет Губернатору Ульяновской области и в Правительство Ульяновской области предложения об организации (упразднении) охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий, определении их границ и режиме особой охраны; проводит инвентаризацию и ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий; осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий при осуществлении регионального экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Ульяновской области; осуществляет другие полномочия, отнесенные к его компетенции в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
В соответствии с Положением о министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере … лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды.
Министерство является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Министерство в соответствии с п. 2.5. Положения в сфере охраны окружающей среды:
участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий;
разрабатывает и реализует государственные программы в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
разрабатывает и утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
представляет справки, содержащие сведения о наличии или отсутствии особо охраняемой природной территории регионального значения в пределах земельного участка и (или) характере ограничений хозяйственной деятельности и иных обременении в связи с их наличием;
проводит инвентаризацию и ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 11.08.2014 N 355-П).
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, суд приходит к выводу о том, что установление и описание границ особо охраняемых природной территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территорий - памятник природы «Озеро Светлое», необходимые для государственного кадастрового учета документы в орган кадастрового учета до настоящего времени не поступали. Следовательно, требования, заявленные Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области об обязании установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Озеро Светлое» с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; обязании предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Озеро Светлое», являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурор в заявлении ставит вопрос о предоставлении ответчику 12-месячного срока для выполнения названных мероприятий. Принимая во внимание, что организация работ по определению границ особо охраняемой природной территории должна быть произведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об установлении ответчику срока для осуществления указанных мероприятий 12 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, удовлетворить.
Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в двенадцатимесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории - памятника природы «Озеро Светлое», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Озеро Светлое».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Бирюкова