ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-628/2014 от 14.03.2014 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-628/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 г.Воткинск 14 марта 2014 г.

 Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

 судьи Корпачевой Л.В.

 при секретаре Дерягиной Л.А.

 с участием:

 заявителей ФИО1 и ФИО2, их представителя ФИО3,

 представителя органа, чьи действия обжалуются – Администрации г.Воткинска – ФИО4,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконными проведение и результаты публичных слушаний,

 у с т а н о в и л :

 ФИО1, ФИО2 в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратились в суд с заявлением о признании недействительными результатов публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск». Требования мотивированы следующим.

 Заявители являются собственниками жилых домов и земельных участков по адресу: Удмуртская Республика, <*****> и <*****>. На основании Постановления Главы Администрации г.Воткинска от <дата> №*** «Об организации и проведении публичных слушаний по проекту изменений в период с <дата> по <дата>. Администрацией г.Воткинска были организованы и проведены публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск». В нарушение установленного порядка и организации и проведения публичных слушаний результаты публичных слушаний не были обнародованы, что позволяет признать недействительными результаты публичных слушаний. В результате нарушения проведения публичных слушаний Администрацией г.Воткинска нарушены конституционные права заявителей, предусмотренные статьями 32, 33, 45 Конституции Российской Федерации.

 В ходе судебного разбирательства заявители уточнили требования, просили признать незаконными проведение и результаты публичных слушаний по проекту изменений по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» (далее – проект), организованные Администрацией г.Воткинска согласно Постановления Главы Администрации от <дата>. №***, указав на нарушение процедуры опубликования сообщений и постановлений на сайте Администрации г.Воткинска в сети «Интернет» и в печати.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила, что о публичных слушаниях узнала в период их проведения, в связи с несогласием с обсуждаемым проектом внесла в журнал, находящийся в фойе Администрации г.Воткинска, свои предложения. Вместе с журналом находился текст проекта, карту градостроительного зонирования не видела.

 ФИО2 в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить, пояснил следующее. В процессе внесения изменений в Правила землепользования и застройки нарушены права жителей города на информацию, которая была доведена до населения так, что была понятна только специалистам, что лишила жителей горда принять участие в обсуждении проекта. После публичных слушаний Решением Воткинской городской Думы внесены изменения в Правила землепользования и застройки, не соответствующие обсуждаемому проекту данных изменений.

 Представитель заявителей ФИО3 в судебном заседании просил заявление удовлетворить, указал на следующие нарушения процедуры опубликования сообщений и постановлений на сайте Администрации г.Воткинска в сети «Интернет» и в печати. Постановление Главы Администрации г.Воткинска от <дата> г. №*** о подготовке проекта в подлежало опубликованию и размещению в сети «Интернет» в десятидневный срок с даты принятия данного решения. Фактически данное постановление в сети «Интернет» размещено <дата>., опубликовано не было. Постановление Главы Администрации от <дата> г. №*** об организации и проведении публичных слушаний по проекту размещено в сети «Интернет» <дата>., опубликовано не было. Заключение комиссии по землепользованию и застройке г.Воткинска от <дата>. размещено в сети «Интернет» <дата>., опубликовано не было. Постановление от <дата>. «О направлении проекта…» размещено в сети «Интернет» <дата> опубликовано не было, при этом не понятно, о каких публичных слушаниях идет речь, так как одновременно проводились слушания применительно к части территории <*****>. Результаты публичных слушаний подлежали доведению до населения в срок не более месяца после их проведения, фактически заключение о результатах публичных слушаний размещено в сети «Интернет» <дата>., то есть по истечении более месяца. Кроме того, при подведении итогов публичных слушаний не учтено отрицательное мнение 52 жителей города по проекту, комиссия по землепользованию и застройке г.Воткинска не размещала на официальном сайте Администрации г.Воткинска информацию о публичных слушаниях по проекту, в связи с чем невозможно понять откуда появились изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск». Места доведения до населения информации о содержании проекта не являлись таковыми и не содействовали участию населения в публичных слушаниях, так как не был представлен документ, который являлся предметом публичных слушаний и было невозможно понять в какие регламенты вносятся изменения. Организаторы слушаний ограничились объявлением, отсылающим участников слушаний к сети «Интернет». Публичные слушания инициированы неуполномоченным органом – Администрацией г.Воткинска. До сведения депутатов Воткинской городской Думы не было доведено мнение заявителей по обсуждаемому проекту.

 Представитель Администрации г.Воткинска – ФИО4 в судебном заседании с заявлением не согласился, указал на законность действий Администрации г.Воткинска по организации и проведению публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, избрание заявителями ненадлежащего способа защиты их прав. Ранее были проведены публичные слушания по внесению изменений в генеральный плана города, которым для земельных участков между улицами <*****> установлена жилищно-деловая зона. Изменения в генеральный план вступили в действие, а Правила землепользования и застройки должны ему соответствовать, именно их несоответствие явилось основанием для проведения оспариваемых публичных слушаний.

 Выслушав заявителей и их представителя, представителя органа, чьи действия обжалуются, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Постановлением Главы муниципального образования «Город Воткинск» от <дата> г. №*** назначены публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки, на Администрацию г.Воткинска возложена обязанность установить сроки проведения публичных слушаний, осуществить иные необходимые действия по организации публичных слушаний и провести их в установленном порядке.

 <дата> Главой Администрации г.Воткинска принято постановление №*** об организации и проведении публичных слушаний по указанному проекту в форме самостоятельного обсуждения; назначен срок проведения публичных слушаний с <дата>. по <дата>.; установлен способ доведения до населения информации о содержании проекта: газета «Воткинские вести», сайт в сети «Интернет» http://votkinsk.ru; определены места доведения до населения информации о содержании проекта; указано, что предложения по проекту в письменном виде, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства следует по выбору автора: направлять в Администрацию г.Воткинска по адресу: ул.Ленина, д.7, кааб.201 и по электронной почте votadmin@udm.net пометкой «Публичные слушания»; вносить в журналы регистрации отзывов и предложений, размещенные в местах доведения до населения информации о содержании проекта; для подготовки и проведения публичных слушаний создана рабочая группа, ответственным за проведение публичных слушаний назначен заместитель Главы Администрации г.Воткинска по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям.

 Указанное постановление опубликовано в газете «Воткинские вести» от <дата> г. №***, а также <дата> размещено в сети «Интернет» на сайте http://votkinsk.ru вместе с обсуждаемым проектом.

 <дата> в Администрацию г.Воткинска передан протокол общего собрания жителей г.Воткинска улиц <*****> в том числе заявителей ФИО1 и ФИО2 Согласно данному протоколу предметом собрания являлось обсуждение изменения границ функциональной застройки с территориальной зоны Ж1 на территориальную зону ЖД по улицам <*****> в рамках публичных слушаний по вышеуказанному проекту. По итогам обсуждения участники собрания приняли решение против внесения проекта.

 Заявителем ФИО1 <дата>. в журнал регистрации отзывов и предложений по проекту внесена запись о том, что она против изменения зон разрешения в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» между улицами <*****> по переводу земли из зоны Ж1 в зону ЖД (зоны <***>, <***>, <***>, <***>).

 Согласно протоколу от <дата> г. №*** на заседании комиссии по землепользованию и застройке г.Воткинска рассмотрены предложения по проекту, в том числе предложение ФИО1 – вопросы № №***. В ходе обсуждения комиссией принято решение не принимать данное предложение ввиду несоответствия генеральному плану городского округа «Город Воткинск», утвержденному решением Воткинской городской Думы от <дата>. №*** (с изменениями от <дата> г. №***).

 По результатам рассмотрения комиссией по землепользованию и застройке г.Воткинска поступивших предложений по проекту рабочей группой подготовлен сводный перечень предложений №***.

 <дата>. комиссией по землепользованию и застройке г.Воткинска вынесено заключение о результатах публичных слушаний, согласно которому публичные слушания по проекту проведены в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами; порядок проведения публичных слушаний не противоречил Положению о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Воткинск», утвержденному решением Воткинской городской Думы от <дата>. №*** (в редакции от <дата>. №***); в целом проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки получил положительную оценку и рекомендован для дальнейшего рассмотрения.

 Указанное заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Воткинские вести» от <дата>. №*** и размещено в сети «Интернет» на сайте http://votkinsk.ru <дата>.

 Постановлением Главы Администрации г.Воткинска от <дата> №*** вышеуказанный проект согласован и направлен в Воткинскую городскую Думу для утверждения.

 Решением Воткинской городской Думы от <дата> в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск».

 Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами.

 В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (статья 256 ГПК РФ).

 Из материалов дела следует, что Администрацией г.Воткинска организованы и проведены публичные слушания, заключение о их результатах вынесено <дата> комиссией по землепользованию и застройке Администрации г.Воткинска. Заявление об оспаривании проведения публичных слушаний и их результатов подано заявителями в суд <дата> то есть в пределах установленного трехмесячного срока.

 В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

 Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании действия органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Таким образом, при рассмотрении настоящего дела заявители должны доказать, что в результате нарушения процедуры проведения публичных слушаний, а также их результатами нарушены права и свободы заявителей или им созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.

 В силу пункта 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

 Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; градостроительные регламенты (части 2 и 4статьи 30 ГрК РФ).

 Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, которыми установлен порядок подготовки и утверждения проекта Правил землепользования и застройки. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в частности, несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения в генеральный план изменений (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).

 В соответствии с частью 11 статьи 31 ГрК РФ решение о проведении публичных слушаний по проекту принимает Глава муниципального образования.

 Частью 12 статьи 31 ГрК РФ установлено, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ.

 Разработка правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» отнесена к полномочиям Администрации г.Воткинска – исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Город Воткинск» (статьи 12, 27 Устава муниципального образования «Город Воткинск»).

 В соответствии со статьей 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» комиссия по землепользованию и застройке Администрации г.Воткинска является постоянно действующим консультативным органом Администрации г.Воткинска, который осуществляет проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки.

 Из материалов дела следует, что решение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» принято Главой муниципального образования «Город Воткинск», а организованы и проведены указанные публичные слушания Администрацией г.Воткинска, то есть инициированы и проведены публичные слушания уполномоченными должностным лицом и органом.

 Согласно части 13 статьи 31 Грк РФ продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

 Согласно пункту 13 статьи 11 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Воткинск», утвержденного решением Воткинской Думы от 15 февраля 2006 г. № 55, результаты публичных слушаний доводятся до населения, как правило, через опубликование (обнародование) в срок не более месяца после их проведения, если иное не установлено действующим законодательством.

 Из материалов дела следует, что <дата> в сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования «Город Воткинск» http://votkinsk.ru размещено постановление Администрации г.Воткинска об организации и проведении слушаний в период с <дата>. по <дата> г., также указанное постановление <дата> г. опубликовано в газете «Воткинские вести», в которой в силу статьи 57 Устава муниципального образования «Город Воткинск» официально публикуются (обнародуются) правовые акты Администрации г.Воткинска. Заключение о результатах публичных слушаний вынесено комиссией по землепользованию и застройке <дата>., опубликовано в газете «Воткинские вести» <дата> и размещено в сети «Интернет» на сайте http://votkinsk.ru <дата>

 Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении установленных продолжительности публичных слушаний и срока опубликования их результатов.

 Ссылаясь на нарушение порядка проведения публичных слушаний заявители указывают на частичное опубликование сообщений и постановлений на сайте Администрации г.Воткинска в сети «Интернет» и в печати.

 С учетом предмета требований заявителей – признание незаконными проведение и результаты публичных слушаний, суд не дает оценку доводам заявителей о нарушении опубликования сообщений, предшествующих процедуре проведения публичных слушаний (Постановление Главы Администрации г.Воткинска от <дата>. №***), сообщений после публичных слушаний (Постановление Главы Администрации от <дата>.), а также доводам заявителя ФИО2 о том, что в Воткинскую городскую Думу был направлен проект, не соответствующий по содержанию проекту, обсуждаемому при проведении публичных слушаний, и доводам представителя заявителей о недоведении до сведения депутатов Воткинской городской Думы мнение заявителей по обсуждаемому проекту.

 В силу части 6 статьи 28, части 1 статьи 33, ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, для включения их в протокол публичных слушаний.

 В период проведения публичных слушаний заявитель ФИО1, воспользовалась данным правом и внесла в соответствующий журнал предложения (возражения) по обсуждаемому проекту, указав о несогласии перевода земельных участков между улицами <*****> из зоны Ж1 в зону ЖД. Данное предложение было предметом рассмотрения на заседании комиссии по землепользованию и застройке Администрации г.Воткинска и отклонено в связи с несоответствием генеральному плану городского округа «Город Воткинск». При этом отнесение генеральным планом данных земельных участков к территориальной зоне ЖД заявителями в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

 В связи с тем, что переданный в Администрацию г.Воткинска протокол общего собрания жителей г.Воткинска, в том числе заявителей ФИО1 и ФИО2 содержал решение о несогласии с обсуждаемым проектом в части изменения границ функциональной застройки с территориальной зоны Ж1 на территориальную зону ЖД по улицам <*****> (улицы <*****> расположены между улицами <*****>), то есть аналогичное рассмотренному комиссией предложению (возражению) заявителя ФИО1, суд приходит к выводу о том, что нерассмотрение комиссией данного протокола общего собрания жителей г.Воткинска не является существенным нарушением проведения публичных слушаний, с учетом оснований для непринятия данного предложения не могло повлиять на результаты публичных слушаний, основанием для проведения которых являлось несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану города, возникших в результате внесения изменений в генеральный план города.

 Фактически доводы заявителей о нарушении их прав сводятся к несогласию с их мнением, высказанному по обсуждаемому проекту в период проведения публичных слушаний.

 Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

 В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

 Таким образом, публичные слушания по своему существу являются не голосованием, а обобщением мнений жителей города, заключение о публичных слушаниях носит рекомендательный характер, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что данными результатами заявителям созданы препятствия в осуществлению их прав, вместе с тем, они вправе обжаловать в судебном порядке решение представительного органа о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

 Доводы заявителей о нарушении прав иных жителей города в связи с отсутствием возможности ознакомиться с проектом и высказать свое мнение несостоятельны, поскольку иные граждане с соответствующим требованием в суд не обратились. Кроме того, данные доводы опровергаются материалами дела, в частности протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройки, согласно которому комиссией рассматривались предложения и других жителей города.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства заявителями не представлены доказательства нарушения их прав проведенными публичными слушаниями, а также их результатами, в связи с чем требования заявителей необоснованны и удовлетворению не подлежат.

 В связи с отказом в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителями судебные расходы возмещению не подлежат.

 Руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

 Мотивированное решение суда составлено 18 марта 2014 г.

 Судья Л.В. Корпачева