РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2016 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Горянинской Л.А., при секретаре судебного заседания Петровой Л.Ю., с участием представителя ответчика ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-628/2016 по иску ФИО2 к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа УКМО о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование искового требования истец указала, что работает в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа УКМО (далее МОУ СОШ ) в должности . В соответствии с трудовым договором установлен должностной оклад в размере руб., районный коэффициент в размере 70%, северная надбавка в размере 50%.
Исходя из ст. 315 ТК РФ, районные коэффициенты и процентные надбавки должны применяться к сумме заработной платы, которая, исходя из положения ст. 133 ТК РФ, в случае выполнения работником нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда», с 01 января 2015 года МРОТ составляет 5965 руб., с 01 января 2016 года- 6204 руб.
Таким образом? заработная плата должна быть не ниже минимального размера оплаты труда- 13123 руб. до января 2016 года и 13 648,8 руб. после января 2016 года.
При отработке нормы рабочего времени ответчик произвел оплату в ноябре 2015 года в размере , в декабре 2015 года в размере и январе 2016 года в размере .
Просит взыскать с МОУ СОШ недоначисленную заработную плату за ноябрь, декабрь 2015 года и январь 2016 года в размере .
В судебное заседание истец не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МОУ СОШ ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила суду, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях, ее должностной оклад составляет руб., северная надбавка 50 %, а также районного коэффициента 70 %. Согласно расчетным листам в ноябре, декабре 2015 года и январе 2016 года истица отработала норму рабочего времени, размер заработной платы составил: в ноябре 2015 года; в декабре 2015 года и в январе 2016 года.
Из содержания статей 129,133, 133.1 ТК РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не должностной оклад работника. Районный коэффициент и северная надбавка являются выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями, начисляемыми в процентном отношении к должностным окладам, тарифным ставкам, которые входят в состав заработной платы. Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.
Постановлением Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» установлено, что с 1 января 2012 года работникам государственных учреждений Иркутской области, расположенных на территории Усть-Кутского муниципального образования, сумма фактически начисленной заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат при условии отработки нормы рабочего времени не может быть ниже 7041 руб.
Постановлением администрации УКМО от 27 января 2012 года № 59-п установлено, что работникам муниципальных учреждений УКМО сумма фактически начисленной заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат при условии отработки нормы рабочего времени не может быть ниже 7041 руб.
Данные нормативно-правовые акты не отменены и являются действующими, соответственно, применяются при определении заработной платы работников муниципальных учреждений УКМО.
Заработная плата работников детских садов, тарифные ставки (оклады) и разряды оплаты труда установлены на основании принятого Положения об оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с заключенным трудовым договором.
С учетом вышеприведенных норм трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не менее установленной в Иркутской области минимальной заработной платы.
Руководитель муниципального учреждения не вправе принимать какое-то решение, ведущее к увеличению финансирования учреждения. Просит в удовлетворении искового требования отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое требование подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3).
Согласно частям 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ (части вторая-пятая), тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно, за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из трудового договора следует, что истец была принята на работу в МОУ СОШ , должностной оклад истца составил , районный коэффициент- 70%, северная надбавка- 50%.
В материалах дела имеется справка о размере начисленной заработной платы, из данного документа следует, что в ноябре 2015 года истцу начислена и выплачена заработная плата в размере , в декабре 2015 года – , в январе 2016 года – .
Истцом оспаривается не факт задержки выплат начисленной заработной платы, а порядок её начисления в указанный период. Истец не согласен с включением в состав минимальной заработной платы компенсационных надбавок за работу в особых климатических условиях: районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из содержания статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса РФ следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Повышенная оплата труда работника, которая не охватывается понятием месячной заработной платы, определенной частью 3 ст. 133 ТК РФ, производится на основе районных коэффициентов и процентных надбавок (статьи 316 и 317 ТК РФ), применяемых именно к заработной плате тех, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
В ином случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в подобных условиях.
Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
В силу статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 г № 82-ФЗ (в ред. ФЗ № 336-ФЗ от 02.12.2013 г) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет с 1 января 2015 г. 5965 рубля в месяц, с 01 января 2016 года- 6204 руб.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Усть-Кут и Усть-Кутский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Как следует из расчетных листков, трудового договора, размер районного коэффициента и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у истца составляет соответственно 70% и 50%.
Следовательно, минимальный размер заработной платы, при выполнении нормы рабочего времени, не может быть ниже 13123 руб. (5965 руб. + 50% процентная надбавка + 70% районный коэффициент) в 2015 г. и 13 648,8 руб. (6204 руб.+ 50%+70%) в 2016г.
При этом ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области», Постановление администрации УКМО от 27 января 2012 года № 59-п, которыми установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных организаций, расположенных в Усть-Кутском муниципальном образовании с 01.01.2012 г. в размере 7041 руб. с учетом всех компенсационных выплат и доплат, является необоснованной.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы (РМЗП). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (РМЗП) не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом. Исходя из положений Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года N 336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен с 1 января 2015 года в размере 5965 руб., и с учетом северной надбавки 50% и районного коэффициента 70% при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца должна составлять с 1 января 2015 года не менее 13123 руб., а с 01 января 2016 года не менее 13 648,8 руб.
При таких обстоятельствах Постановление Правительства Иркутской области от 30 января 2012 года № 19-пп «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области», Постановление администрации УКМО от 27 января 2012 года № 59-п не могут применяться к данным правоотношениям, поскольку противоречат Федеральному закону от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года N 336-ФЗ).
Из расчетных листов, табеля учета рабочего времени следует, что истец в ноябре, декабре 2015 года и января 2016 года выработала норму рабочего времени, ей была начислена заработная плата с учетом оклада, районного коэффициента и северной надбавки в размере ниже минимального размера оплаты труда.
Так, в ноябре 2015 года истице начислено ( с учетом доплаты) - , в декабре 2015 года начислено , что менее чем 13123 руб., следовательно, сумма ко взысканию за ноябрь, декабрь 2015 года составляет .
В январе 2016 года истице начислено , что менее чем 13 648,8 руб., следовательно, сумма ко взысканию за январь 2016 года составляет , а всего за ноябрь, декабрь 2015 года и январь 2016 года подлежит взысканию сумма ( ).
Указанную сумму необходимо взыскать с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, главы 25.3 НК РФ с ответчика подлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Усть-Кутского муниципального образования в сумме .
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа УКМО о взыскании заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа -Кутского муниципального образования в пользу ФИО2 недоначисленную заработную плату за ноябрь, декабрь 2015 года, январь 2016 года в размере и государственную пошлину в доход бюджета Усть-Кутского муниципального образования в размере .
В удовлетворении искового требования о взыскании заработной платы в размере отказать
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 15 апреля 2016 г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Председательствующий: Л.А. Горянинская