ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-629 от 09.02.2011 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

                                                                                    Советский районный суд г. Брянска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г. Брянска — Судебные акты

Дело №2-629/2011

Решение

Именем Российской Федерации

«09» февраля 2011 года

Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Карнеевой Е.К., при секретаре Грибановой К.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бежицкого района г.Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

Установил:

И.о. прокурора Бежицкого района г.Брянска Теребунов А.А. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что на территории Бежицкого района г.Брянска распложены участки теплосети, которые фактически являются бесхозяйными. Данные объекты на техническом учете не состоят, на балансе каких-либо организаций не числятся, в муниципальную собственность не приняты. Бездействие органов местного самоуправления в определении статуса бесхозяйных объектов теплоснабжения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и может привести к нарушению их жилищных прав, в частности в сфере нормального функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, бесперебойного и качественного предоставления услуг, безопасности обслуживания и эксплуатации. С учетом уточненных исковых требований истец просил обязать Брянскую городскую администрацию обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов следующих участков теплосети:

1) от ТК-42 котельной, расположенной по "___" до поликлиники по
"___" (подземная);

2) от ТК-42 котельной, расположенной по "___" до поликлиники по
"___" (надземная);

3) от дома "___" до мастерских ГОУ ВПО «БГТУ» по "___" (подземная);

4) от стены котельной, расположенной по "___" до ТК-2 котельной,
расположенной по "___" (подземная);

5) от ТК-1 котельной, расположенной по "___" до общежития "___" (подземная);

6) от ТК-2 котельной, расположенной по "___" до учебного корпуса
"___" (подземная);

7),8) от УТ-3 котельной, расположенной по "___" до УТ-1 котельной, расположенной по "___" (надземная);

9)от УТ-1 котельной, расположенной по "___" до ТК-6 котельной,
расположенной по "___" (надземная);

10) от ТК-6 котельной, расположенной по "___" до КНС по "___" (надземная);

11) от ТК-8 котельной, расположенной по "___" до ВНС по "___" (подземная);

12) от ТК-4 котельной, расположенной по "___" до ТК-7 котельной,
расположенной по "___" (подземная);

13) от ТК-7 котельной, расположенной по "___" до ГКНС "___" (подземная);

14) от ТК-27 а "___" до ж/д. №... "___" (подземная);

15) от ж/д №... по "___" до "___" (подземная);

16) от ТК-18а котельной, расположенной по "___" до ж/д. на
пересечении "___" (подземная);

17) от ТК-4 котельной, расположенной по "___" до ж/д №... по
"___" (подземная);

18)от ТК-8 котельной, расположенной по "___" до ТК-30
котельной, расположенной по "___" (подземная);

19) от ТК-30 котельной, расположенной по "___" до ж/д №... по "___" (подземная);

20) от ТК-30 котельной, расположенной по "___" до ТК-31
котельной, расположенной по "___" (иодземная);

21) от ТК-31 котельной, расположенной по "___" до
ж/д №... "___" (подземная);

22) от ТК-31 котельной, расположенной по "___" до ТК-32
котельной, расположенной по "___" (подземная);

23) от ТК-32 котельной, расположенной по "___" до ж/д №... по "___" (подземная);

24) от ТК-11 котельной, расположенной по "___" до ж/д №... по "___" (подземная);

25) от ТК-9, котельной, расположенной по "___" до ж/д №... по "___" (подземная);

26) от ТК-1 котельной, расположенной по "___" до "___" (ОКОР) (подземная);

27) от ТК-3 котельной, расположенной по "___" до "___" (подземная).

В судебном заседании помощник прокурора Бежицкого района г.Брянска Сущенко Е.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика и третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенностям от Д.М.Г.. Талюко В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что принять на учет подобные объекты это право, а не обязанность администрации, кроме того, все ТК находятся в областной собственности, а тепловая сеть является единым и неделимым имущественным комплексом, из которого невозможно вызвать отдельные участки теплосети.

Представитель третьего лица - ОАО «Брянские коммунальные системы» по доверенности от Д.М.Г.. Корнейкова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представители третьих лиц - Брянской областной администрации, ГУП «Брянсккоммунэнерго» и Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли, причины неявки суду неизвестны. В материалах дела имеются уведомления, подтверждающие вручение судебных повесток адресатам.

Часть 3 ст.167 ГПК РФ определяет, что суд вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в случае неявки кого-либо извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав представителей истца, ответчика и явившегося третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Бежицкого района г.Брянска проведена проверка и было установлено, что на территории Бежицкого района г.Брянска расположены участки теплосети, которые фактически являются бесхозяйными. Данные объекты на техническом учете не состоят, на балансе каких-либо организаций не числятся, в муниципальную собственность не приняты.

Согласно ответу от Д.М.Г.. Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на запрос заместителя прокурора Прокуратуры Бежицкого района г.Брянска, вышеуказанные объекты водоснабжения в реестре федерального имущества в Брянской области на значатся. (л.д.54)

В материалах дела имеется уведомление Управления Росреестра по Брянской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, т.е. о правах на объекты недвижимого имуществ в виде теплотрасс.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органам, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не является основанием для постановки объекта на учет, как бесхозяйного.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.5 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземплярезаявления органа местного самоуправления, на территории, которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

П.п. 7, 8 указанного выше положения предусмотрено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.

Заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником (участниками общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Указанными выше документами управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации не располагает и в суд они не представлены..

В соответствии с п.10 ст.33 Федерального закона 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 01 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Ст.14 указанного закона предусмотрено, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Кадастровые (технические) паспорта на объекты недвижимости не представлены, что не позволяет индивидуализировать недвижимую вещь.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 №285 "камера тепловой сети" -это сооружение на тепловой сети для размещения и обслуживания оборудования, приборов и арматуры. В соответствии с общероссийским классификатором основных средств сеть тепловая магистральная является сооружением коммунального хозяйства («ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 г. №359).

Состав тепловой сети определен Постановлением Правительства РФ от30.09.2004 №504:сеть тепловая магистральная - это трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средства(Ми автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

По аналогии с понятием «системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов» - единый неделимый производственно-технологический имущественный комплекс, состоящий из централизованно управляемых подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, терминалов и других объектов, обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов oт пунктов приема до пунктов сдачи или ее перевалку на иной вид транспорта и (или) хранениетепловая сеть является единым неделимым имущественным комплексом. В нарушение указанных норм прокуратура разделила неделимую вещь на участки, при этом элементы сети «камеры тепловой сети» (ТК - в исковом заявлении), а также тепловая сеть до и от бесхозяйного участка находятся в пользовании БКС и являются собственностью Брянской области.

В соответствии с Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285: "граница балансовой принадлежности" - линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иного законного основания;

"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности;

В соответствии с приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92: "абонент (потребитель)" - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности или на ином законном основании объекты и системы теплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, заключившие степлоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей.

К числу абонентов (потребителей) относятся также организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

В соответствии с общероссийским классификатором основных средств водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

Между ОАО «Брянские коммунальные системы» и абонентами (потребителями) заключены договоры на отпуск тепловой энергии в соответствии с которыми границей балансовой принадлежности является стена здания.

В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

В соответствии с ч.6 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» бесхозяйными тепловыми сетями являются тепловые сети, не имеющих эксплуатирующей организации.

Указанные в заявлении участки тепловых сетей эксплуатируются ОАО «Брянские коммунальные системы».

Кроме того, истцом не представлено доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых выступила прокуратура.

На основании изложенного, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Бежицкого района г.Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение десяти дней.

Судья Е.К. Карнеева