ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6290/2016 от 04.10.2016 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-6290/2016

Решение

Именем Российской Федерации

4 октября 2016 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе

председательствующего судьи Целищева М.С.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности № 16 от 12.01.2016,

ответчика ФИО2,

представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от 31.08.2016,

при секретаре судебного заседания Найденкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> к <данные изъяты> о взыскании суммы субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами,

Установил:

Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы субсидии в размере <данные изъяты> рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> копеек.

В обоснование заявленных требований истец указал на следующее. В соответствии с действующим законодательством, истец осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в <адрес>» утверждены Порядок и условия предоставления из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям <адрес> субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемой новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий /далее Порядок и условия/. Выплаты осуществлялись за счет средств краевого бюджета. Согласно абзацам 4, 5 Порядка и условий, одними из условий предоставления субсидии являлись: исполнение соглашений с министерством о предоставлении субсидий из краевого бюджета /далее соглашение о предоставлении субсидии/; предоставление гарантийного письма об использовании сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями, приобретаемой с учетом компенсации части стоимости новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями края за счет собственных /привлеченных/ средств не менее установленного срока их полезного использования, но не менее пяти лет. Согласно гарантийному письму от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком принято на себя обязательство об использовании как главой крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственной техники не менее восьми лет. ДД.ММ.ГГГГ между министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> и ответчиком заключено соглашение о предоставлении субсидии. На основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, на расчетный счет ответчика перечислена субсидия в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с п. 11 Порядка и условий в случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии субсидия подлежит возврату в краевой бюджет. ДД.ММ.ГГГГ ответчик прекратил свою деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В связи с прекращением ответчиком деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства нарушены цели и условия предоставления субсидии: прекращено стабильное обеспечение населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией, развитие современных технологий в сельскохозяйственном производстве; нарушены обязательства, указанные ответчиком в гарантийном письме, так как сельскохозяйственная техника, приобретенная на средства субсидии, должна была быть использована ответчиком как крестьянским (фермерским) хозяйством, а не физическим лицом. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлено требование о возврате суммы субсидии в краевой бюджет в течение <данные изъяты> рабочих дней со дня получения ответчиком требования. Заказное письмо возвращено в министерство в связи с истечением срока хранения. До настоящего времени денежные средства во исполнение требования о возврате субсидии от ответчика в краевой бюджет не поступали Размер процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ /дата прекращения ответчиком деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства/ по ДД.ММ.ГГГГ /дата подачи искового заявления/ составляет <данные изъяты> рубля.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признали, указав, что оснований для возврата субсидии не имеется, <данные изъяты> Т.В. условия соглашения не нарушила, субсидия предоставлена ей на безвозмездной основе.

Выслушав мнение сторон, следовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики сельскохозяйственным товаропроизводителям могут выделяться бюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О поддержке сельскохозяйственного производства в <адрес>» право на получение краевой государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом, имеют осуществляющие свою деятельность на территории края: сельскохозяйственные товаропроизводители, указанные в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 3 указанного закона <адрес>, краевая государственная поддержка осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе грантов.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются в том числе, крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр утверждены Порядок и условия предоставления субсидий из краевого бюджета на возмещение части стоимости приобретаемой новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями <адрес>», которые регламентируют предоставление субсидий из краевого бюджета в целях развития конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; стабильного обеспечения населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией; внедрения и развития современных технологий в сельскохозяйственном производстве.

Сельхозпроизводители имеют право на получение субсидий в случае выполнения условий перечисленных в п. 4, в числе которых заключенное соглашение, предоставление гарантийного письма об использовании сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями, приобретаемой с учетом компенсации части стоимости новой техники, машин, оборудования и технологий не менее установленного срока их полезного использования, но не менее 5 лет. Новая сельскохозяйственная техника, машины, технологическое оборудование приобретенное в рамках настоящих Порядка и условий, не подлежит продаже, передаче в пользование и аренду, дарению, обмену или взносу в виде пая или вклада в течение установленного срока их полезного использования, но не менее пяти лет (п.9).

Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу, что возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, соглашении о предоставлении субсидии.

Из материалов дела судом установлено, что ответчик приняла на себя обязательство об использовании как главой крестьянского (фермерского) хозяйства сельскохозяйственной техники не менее восьми лет /гарантийное письмо от ДД.ММ.ГГГГ/. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 заключено соглашение о взаимодействии и комплексном участии в реализации мероприятий Государственной программы и государственной целевой программы <адрес> развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на <данные изъяты>., утвержденных постановлением Правительства РФ от <данные изъяты>. № и Постановлением <адрес> от 17.08.2012г. -пр.

Согласно пункту 2.2.6 указанного соглашения, участник обязуется обеспечить возврат субсидии в краевой бюджет в случае установления Министерством фактов нарушения условий предоставления субсидии и (или) необоснованного получения субсидии в порядке и сроки, установленные нормативными актами Российской Федерации и <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прекратила деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является нарушением условий, целей и порядка предоставления субсидии в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, направленной на развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, стабильного обеспечения населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией.

В случае нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, субсидия подлежит возврату в краевой бюджет, что установлено пунктом 11 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлялось требование о возврате суммы субсидии в краевой бюджет в течение 20 рабочих дней со дня получения требования. Субсидия ответчиком в краевой бюджет не возвращена, что ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Оценив и проанализировав исследованные судом доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковое требование истца о взыскании суммы субсидии в размере <данные изъяты> рублей является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Суд полагает правомерными требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку установлен факт неправомерного уклонения ответчика от возврата полученной субсидии. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом было направлено требование о возврате субсидии в течении двадцати рабочих дней со дня получения требования. Данное требование было отправлено по адресу, указанному ответчиком в соглашении, в связи с чем, в силу положений абз. 2 п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, считает доставленным. Расчет суммы процентов, предоставленный истцом, судом проверен и признан правильным. Стороной истца верно рассчитан период, за который подлежат начислению проценты, иные расчетные данные. Контррасчет ответчиком не предоставлен.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ стороне, государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С ответчика в доход муниципального образования «<адрес> «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> к ФИО2 о взыскании суммы субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> субсидию в размере <данные изъяты> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования «<адрес> «<адрес>» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Целищев М.С.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.