Добрянский районный суд Пермского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Добрянский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-6291
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 06 мая 2011 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
судьи Катаевой Т.В.
с участием прокурора Белева А.В.
представителей заявителя Радченко В.А. – Кутового М.С., Холоимова С.А.
представителя территориальной избирательной комиссии Балаухина А.И.
при секретаре Захарове Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Радченко Владимира Анатольевича на решение территориальной избирательной комиссии,
У с т а н о в и л:
Решением Думы Добрянского городского поселения назначены досрочно выборы на должность главы городского поселения – главы администрации Добрянского городского поселения, которое опубликовано в газете «Зори плюс» № 14 от 07.04.2011 года.
16.04.2011 года Радченко В.А. обратился в установленном порядке в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы администрации Добрянского городского поселения в порядке самовыдвижения, предоставил предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата на должность главы поселения, в том числе и подписные листы с 304 подписями избирателей в поддержку его выдвижения.
Решением территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района 25.04.2011г. № 465 Радченко В.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения – главы администрации Добрянского городского поселения.
Радченко В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района № 465 от 25.04.2011 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Добрянского городского поселения Радченко В.А.»; обязать Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района зарегистрировать кандидата Радченко Владимира Анатольевича на должность главы Добрянского городского поселения.
Требования мотивированы тем, что 16.04.2011 года он обратился в Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района, им предоставлены документы о самовыдвижении кандидата главы Добрянского городского поселения; 16.04.2011 года он сформировал избирательный фонд и заключил договор с ООО «А Принт» на изготовление подписных листов, которые били изготовлены в срок с 16.04.2011 года по 17.04.2011 год и оплачены им в размере 320 руб. 16.04.2011 года. С 17.04.20211 года был начат процесс сбора подписей в поддержку его кандидатуры. 19.04.2011 года был открыт специальный избирательный счет, из которого 27.04.2011 года он перечислил на расчетный счет ООО «А Принт» 320 руб. Поскольку рабочая группа Территориальной избирательной комиссии признала подписные листы действительными, 25.04.2011 года избирательная комиссия не могла признать все подписи недействительными; федеральным законом закреплено требование оплаты подписных листов до сбора подписей в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, при выборах в муниципальные органы власти таких требований не установлено; закон субъекта РФ не должен противоречить федеральному закону.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по указанным в жалобе основаниям, пояснив, что в силу федерального закона на выборах в органы местного самоуправления подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за уведомлением комиссии о выдвижении кандидата, что дает возможность кандидату произвести оплату за изготовление подписных листов до открытия специального избирательного счета; избирательный фонд и избирательный счет – разные понятия, Радченко В.А. произвел оплату 320 руб. из средств избирательного фонда; закон Пермского края противоречит федеральному закону, поскольку по федеральному закону сначала создается избирательный фонд, а потом открывается избирательный счет, а по закону Пермского края избирательный счет формирует избирательный фонд.
Представитель Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района представил письменный отзыв, с заявленным требованием не согласился, мотивируя тем, что основанием для отказа в регистрации явилось выявление 10 и более процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки; комиссией был установлен факт изготовления подписей без соблюдений требований закона – подписные листы оплачены не из избирательного фонда; на заседании комиссии кандидат Радченко В.А. сам подтвердил, что на дату заседания подписные листы им не оплачены, уточнив, что, возможно они оплачены его уполномоченным представителем, просил предоставить ему время для предоставления документов об оплате подписных листов; избирательная комиссия дополнительное время не представила кандидату, поскольку уполномоченный представитель Радченко В.А. ко дню заседания комиссии зарегистрирован не был; в случае предоставления времени, Радченко В.А. за это время мог оплатить за изготовление подписных листов; при проверке подписных листов рабочей группой не выяснялся порядок оплаты за их изготовление.
Суд, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п.24-26 ст.38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные положения содержатся в ч.4 ст.74 Закона Пермского края, согласно которым решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных ч.8 ст.33 настоящего Закона.
Судом установлено, что основанием для отказа территориальной комиссией в регистрации кандидатом Радченко В.А. явилось нарушение им установленного законом порядка сбора подписей, поскольку им изготовление подписных листов было оплачено им не из избирательного фонда, что повлекло за собой признание комиссией всех подписей недействительными.
Избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться (ч.2 ст.33 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ).
Согласно ст.27 Закона ПК № 208 от 13.03.2008 года кандидат считается выдвинутым с момента поступления в территориальную избирательную комиссию заявления в письменной форме о согласии баллотироваться.
Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов начинается со дня, следующего за днем уведомления комиссии, организующей выборы, о выдвижении кандидата (ч.1 ст.30 Закона ПК № 208 от 13.03.2008 года).
Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведения об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По окончания проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявлено 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (п.п.»д» п.24 ст.38 ФЗ от 12.07.2002 года № 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Законе Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» (ч.1 ст.30, ч.4 ст.32, ч.8 ст.33).
В силу ч.1, 11 ст.58 ФЗ РФ № 67 –ФЗ от 12.06.2002 года, ч.1 ст.51, 53 Закона ПК № 208 от 13.03.2008 года кандидаты обязаны создавать свой избирательный фонд для финансирования избирательной компании в период после письменного уведомления избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до предоставления документов для их регистрации в избирательную комиссию; все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом в филиалах Сберегательного банка РФ.
Согласно п.в ч.3, ч.4 ст.59, ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ средства избирательных фондов могут использоваться на финансовое обеспечение организационно- технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата; расчеты между кандидатом и юридическим лицами по договорам о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной компанией кандидата, осуществляется только в безналичном порядке.
Кандидат вправе использовать на оплату организационно- технических мероприятий по сбору подписей избирателей только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке (ч.6 ст.59 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ).
Согласно ч.2 ст.54 Закона ПК № 208 от 13.03.2008 года кандидаты вправе использовать на оплату организационно- технических мероприятий по сбору подписей избирателей только денежные средства, поступившие в их избирательный фонд в установленном законом порядке.
В силу ч.5 ст.37 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ; ч.3 ст.30 Закона ПК № 208 от 13.03.2008 года подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона, кандидат после уведомления избирательной комиссии о своем выдвижении обязан создать свой избирательный фонд, все денежные средства которого должны быть перечислены на специальный избирательный счет, с которого в безналичном порядке производится оплата организационно- технических мер при проведении кандидатом избирательной компании, в том числе и оплата за изготовление подписных листов.
Как усматривается из материалов дела, Радченко В.А. подал заявление о самовыдвижении на должность главы Добрянского городского поселения 16.04.2011 года.
16.04.2011 года территориальной избирательной комиссией кандидату Радченко В.А. дано разрешение на открытие специального избирательного счета.
19.04.2011 года кандидатом Радченко В.А. был открыт специальный избирательный счет.
Согласно первому финансовому отчету от 19.04.2011 года в избирательный фонд кандидата Радченко В.А. денежных средств не поступило.
Суду представлен итоговый протокол рабочей группы по проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения Радченко В.А. от 20.04.2011 года, в котором отражено, что признаны недействительными десять подписей, оснований для отказа в регистрации кандидата Радченко В.А. в части 8 ст.33 Закона Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК не усматривается.
На заседании территориальной избирательной комиссии 25.04.2011 года было установлено, что оплата за изготовление подписных листов была произведена не из специального избирательного счета кандидата, а путем внесения кандидатом Радченко В.А. 16.04.2011 года в кассу ООО «А Принт» 320 руб.
Поскольку кандидат Радченко В.А. произвел оплату за изготовление подписных листов не из своего избирательного фонда, подписные листы оплачены им в период до открытия специального избирательного счета, следовательно, им нарушен порядок сбора подписей.
Недействительная подпись – подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа (п.44 ст.2 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67 –ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В силу ч.3 ст.30, п.8 ч.7 ст.32 Закона ПК № 208 от 13.03.2008 год представленные кандидатом Радченко В.А. все подписи избирателей недействительны.
Довод представителя заявителя о том, что кандидатом не нарушен порядок сбора подписей, суд признает несостоятельным по вышеуказанным основаниям.
То обстоятельство, что рабочая группа территориальной избирательной комиссии признала представленные кандидатом Радченко В.А. действительными 294 подписи избирателей, не влечет незаконность принятого территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации его кандидатом, поскольку законом на комиссию возлагается обязанность проверять соответствие порядка сбора подписей избирателей; при принятии решения, комиссия, проверив порядок сбора подписей, признала их недействительными и отказала кандидату Радченко В.А. в регистрации.
Не влечет отмену решения и то обстоятельство, что избирательная комиссия не предоставила Радченко В.А. дополнительного времени для подтверждения факта оплаты изготовления подписных листов, а также то обстоятельство, что после заседания комиссии Радченко В.А. произвел повторно оплату за изготовление подписных листов со специального избирательного счета.
Как установлено судом, на день проведения заседания избирательной комиссии, подписные листы с избирательного счета кандидата Радченко В.А. оплачены не были.
Законом возможность повторной оплаты со специального избирательного счета после оплаты организационно- технических мер при проведении кандидатом избирательной компании до открытия специального избирательного счета, не предусмотрена.
Судом также не усматривается противоречие норм Закона Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК, регулирующих порядок образования избирательного фонда и открытия специального избирательного счета, а также порядок сбора подписей избирателей,
нормам ФЗ от 12.07.2002 года № 67-ФЗ.
Поскольку судом установлено, что избирательной комиссией выявлено 100% недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата Радченко В.А. от общего количества подписей, отобранных для проверки, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в силу п.»д» п.24 ст.38 ФЗ от 12.07.2002 года № 67-ФЗ и п.7 ч.8 ст.33 Законе Пермского края от 13.03.2008 года № 208-ПК, решение избирательной комиссии законно и отмене не подлежит; не подлежит удовлетворению и требование заявителя обязать Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района зарегистрировать кандидата Радченко Владимира Анатольевича на должность главы Добрянского городского поселения.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении заявления Радченко Владимиру Анатольевичу об отмене решения Территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района № 465 от 25.04.2011 года «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Добрянского городского поселения Радченко В.А.»; обязать Территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района зарегистрировать кандидата Радченко Владимира Анатольевича на должность главы Добрянского городского поселения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья