ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6294/18 от 20.11.2018 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-6294/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2018 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,

при секретаре Гумашвили М.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, обязать продлить срок действия удостоверения,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Министерству социального развития Московской области, указывая на то, что в сентябре 2018 г. она обратилась в Управление социальной защиты населения г.о. Балашиха Московской области с заявлением о продлении срока действия удостоверения многодетной матери. УСЗН истцу было отказано в предоставлении указанной услуги по причине регистрации ее супруга в другом регионе. Истец считает, что данная позиция УСЗН нарушает требования Федерального закона от 05.05.1992 № 431-ФЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и ущемляет права семьи истца на получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством. Ранее ответчиком истцу был предоставлен статус многодетной матери, при этом обязательного требования о регистрации супруга истца в Московской области не предъявлялось. Фактически истец с семьей проживает с июля 2013 г. и по настоящее время по адресу:<адрес>. Квартира, где они проживают находится в общей долевой собственности членов ее семьи, в том числе 1/5 доля принадлежит супругу истца. Истец считает отказ в продлении статуса удостоверения многодетной семьи незаконным, в связи с чем обратилась в суд. Истец просит признать незаконным отказ в продлении срока статуса многодетной семьи, продлить срок действия удостоверения многодетной матери со дня обращения с ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание истец явилась, поддержала исковое заявление по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности в судебное заседание явилась, иск не признала.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 состоят в зарегистрированном браке.

От брака супруги имеют троих детей: сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО1 и ее дети с ДД.ММ.ГГГГ проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из паспортной картотеки (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ по факту рождения третьего ребенка ФИО1 получила статус многодетной матери и Балашихинским управлением социальной защиты населения ФИО1 было выдано удостоверение многодетной матери от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о продлении удостоверения многодетной семьи.

Балашихинским Управлением социальной защиты населения вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении удостоверения многодетной семьи.

Основанием для отказа в продлении удостоверения многодетной семьи послужил факт отсутствия регистрации супруга истицы ФИО2 в Московской области.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права ФИО2 является собственником 1/5 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 6).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).

Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Законом МО N 1/2006-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).

В силу статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета Московской области (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Московской области.

Частью 4 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ постановлением Правительства Московской области от 18 апреля 2008 года N 294/13 был утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца.

11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление N 178/7 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи" (далее - Постановление N 178/7), которым:

- утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка "Удостоверение многодетной семьи" (пункт 1),

- признаны утратившими силу: постановление Правительства Московской области от 18 апреля 2008 года N 294/13 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца"; постановление Правительства Московской области от 22 марта 2011 года N 211/7 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 18 апреля 2014 года N 294/13 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца"; пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 18 июля 2014 года N 557/27 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области" (пункт 2).

Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) - как указано в пункте 1 Порядка - устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.

Согласно пункту 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - Подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность, а также предоставление копии вступившего в законную силу решения суда, заверенной соответствующим судом, или копии соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей).

В соответствии с определением, которое дано в статье 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, а не являются льготами отдельным членам многодетной семьи.

Положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, устанавливают меры социальной поддержки для четко определенной в этих актах социальной группы: многодетной семьи.

Положения пункта 2 Порядка, согласно которым многодетной семье выдается одно удостоверение многодетной семьи, соответствуют нормам части 4 статьи 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ (в редакции Закона МО от 22 июля 2015 года), в силу которой меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи.

Как следует из положений глав 2-5 Закона МО N 1/2006-ОЗ реализация установленных законом мер социальной поддержки многодетной семьи, в том числе дополнительных мер, не требует наличия удостоверения многодетной семьи для каждого из членов этой семьи.

Согласно определению понятия "многодетная семья", которое дано в статье 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.

Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует статье 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ, согласно которой действие этого Закона - "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" - распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, за счет средств бюджета Московской области (статья 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ).

Понятие места жительства гражданина дано в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Также несостоятельной является ссылка на положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5442-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 5442-1).

Названный Закон конкретизирует содержание понятия "место жительства", устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе N 5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно статьи 3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 04 апреля 1996 года N 9-П, от 02 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 05 октября 2000 года N 199-О, от 06 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что многодетной семье выдается только одно удостоверение многодетной семьи, доказательств того, что право на получение такого удостоверения семьей истицы реализовано по месту постоянного жительства супруга истицы и их детей суду не представлено, что дает основания отрицать, что семье истца уже оказываются меры социальной поддержки как многодетной семье на территории иного субъекта Российской Федерации, кроме того, ранее истице в 2013 г. Управлением социальной защиты населения г.о. Балашиха выдавалось удостоверение многодетной матери, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития Московской области удовлетворить.

Признать решение Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в продлении удостоверения многодетной семьи незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха продлить срок действия удостоверения многодетной семьи со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Балашихинский городской суд в апелляционном порядке со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Буянтуева Т.В.