ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6298/2013 от 05.03.2014 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

       Гражданское дело №

     РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     <адрес>                              ДД.ММ.ГГГГ

     Федеральный суд <адрес>

     В составе председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

     Секретаря ФИО3,

     Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Управление от ДД.ММ.ГГГГ,

     УСТАНОВИЛ:

     ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управление об отказе в согласовании документов на строительство жилого дома на берегу <адрес> в районе <адрес>, просил обязать Управление (далее – Управление) согласовать строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 3000 кв.м, находящемся по указанному выше адресу.

     Требования мотивировал тем, данный земельный участок предоставлен администрацией <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства в непосредственной близости от водоема, на берегу протоки К <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство жилого дома; согласно заключению ФГБУ от ДД.ММ.ГГГГ материалы строительства отвечают рыбохозяйственным требованиям, однако Управление отказано ДД.ММ.ГГГГ в согласовании документов на строительство; полагает отказ незаконным, поскольку в границах водоохранной зоны допускается строительство хозяйственных и иных объектов при условии обеспечения охраны водных объектов от загрязнения; решение же не содержит обоснование отказа, выводы являются предположительными, сводятся к строительству базы отдыха, что не соответствует действительности.

     В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом; его представитель ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

     Представитель Управление ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования не признал, в обоснование возражений указал, что осуществление строительства в водоохранной зоне запрещено, так как это влечет причинение негативного воздействия на водные биологические ресурсы, строительство осуществляется с нарушением требований законодательства.

     В силу ст. 167, 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о судебном заседании надлежащим образом и не просивших об отложении судебного заседания.

     В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

     Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

     В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером №, категории земель «земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 3000 кв.м, по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства; на основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ с заявителем заключен договор аренды земельного участка; постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план на участок, согласно которому земельный участок расположен в непосредственной близости от <адрес> и ее притока; ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> выдано разрешение на строительство жилого одноэтажного одноквартирного деревянного дома, размером 5 м х 15 м.

     В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральном агентстве по рыболовству» Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе:

     по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации…;

     по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания…

     Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по рыболовству осуществляет следующие согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

     Порядок согласования по состоянию на момент получения ФИО2 разрешения на строительство был регламентирован Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) и предусматривал согласование таких заявлений только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

     Согласно же Правилам согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства № от 30.04.2013, вступившими в силу с 16.05.2013, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование заявки юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, на строительство объектов капитального строительства на территории одного субъекта РФ на основании прилагаемых документов – копии разделов проектной документации (п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 Правил).

     Решение Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) об отказе в согласовании осуществления деятельности должно содержать основания для отказа (п. 11 Правил).

     Основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются:

     а) представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации;

     б) несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания (п. 12 Правил).

     Исходя из положений ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1).

     В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2).

     В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (ч. 16).

 В соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиняемого водным биологическим ресурсам, утвержденной на основании приказа Федерального агентства по рыболовству № от 25.11.2011, глава III настоящей Методики применяется для расчета размера вреда водным биоресурсам от осуществлении планируемой хозяйственной и иной деятельности в водных объектах рыбохозяйственного значения, водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов (п. 18).

 Исходя из п. 19 Методики, расчет размера вреда водным биоресурсам и затрат на восстановление их нарушаемого состояния выполняется при:

 планировании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, размещения объектов хозяйственной и иной деятельности, внедрения новых технологических процессов и производства работ (далее - намечаемая деятельность), влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, с целью оценки возможных последствий негативного воздействия указанной деятельности на состояние водных биоресурсов…

 Расчет размера вреда водным биоресурсам (далее - определение последствий негативного воздействия) выполняется для той части воздействия, которую невозможно предотвратить или снизить посредством выполнения предупредительных мероприятий...

     Согласно справке ФГБУ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении категории водных объектов рыбохозяйственного назначения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» рекомендовано отнести <адрес> к водному объекту высшей категории рыбохозяйственного значения.

     Из заключения ФГБУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водоохранная зона <адрес> составляет 200 м; согласно представленной заявителем схемы размещения жилого дома расстояние от него до <адрес> составляет 50 м, на участие предусмотрено размещение дома и бани, беседки, хозяйственных построек, отсыпка ПГС дороги и укладка ж/б плит, подвоз воды со скважины, вывоз твердых, жидких отходов самостоятельно, септик. Негативное воздействие на водные биологически ресурсы в результате работ будет оказано в размере 0,028 кг (общий размере ущерба, наносимого рыбному хозяйству водоема, рассчитанный согласно Методики № 1116). Проведение мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водных биологических ресурсов и определение затрат для их проведения не требуется. По результатам произведенного расчета сделаны выводы, что материалы на строительство жилого дома отвечают рыбохозяйственным требованиям, рекомендовано соблюдение ст. 65 Водного кодекса РФ, а также рекомендовано обратиться Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству за получением согласования на строительство жилого дома.

      По результатам рассмотрения заявления Управление ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в согласовании документов на строительство данного дома со ссылкой на то, что в соответствии с письмом ФГБНУ от ДД.ММ.ГГГГ строительство хозяйственных сооружений и жилого дома со стороны подмываемого берега влечет возникновение угрозы попадания поллютантов со стоковыми водами и дождем в реку, строительство дороги и использование техники будет неизбежно приводить к попаданию нефтепродуктов в протоку, у самого берега которой держится молодь ценных рыб, укладка бетонных плит, вероятно, приведет к изменению характера береговой линии и гибели организмов бентоса, строительство базы отдыха неизбежно приводит к большой доступности реки для рыбаков-любителей и браконьеров.

     Дав оценку указанному решению, суд находит его незаконным, поскольку изложенные в нем выводы носят предполагаемый характер о возможном угрозе попадания отходов жизнедеятельности в реку и вероятные предположения о расположении на участке базы отдыха, гибели биоорганизмов и доступности реки для браконьеров. Ссылаясь в решении на неизбежность снижения в результате строительства фонда отложения икры и причинения иного негативного воздействия на биоресурсы реки, Управление не дается какая-либо оценка размеру предполагаемого ущерба, в том числе рассчитанного ФГБУ в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиняемого водным биологическим ресурсам, утвержденной на основании приказа Федерального агентства по рыболовству № от ДД.ММ.ГГГГ.

     Также Енисейским территориальным управлением в нарушение подп. б п. 12 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ не приведено в заключении ссылок на конкретные положения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания (ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ФЗ «Об окружающей среде», Водного кодекса РФ), которым не соответствует представленная заявителем документация.

     Доказательств же осуществления заявителем деятельности, прямо запрещенной положениями ст. 65 Водного кодекса РФ (в т.ч. частями 15 и. 17) суду не представлено.

     Доводы Управление о том, что причинение негативного воздействия на биоресурсы реки сделаны на основании письма ФГБНУ - не опровергают доводы заявителя об отсутствии мотивированных выводов в представленном заключении.

     Ссылка Управления на фактическое осуществление заявителем строительства с нарушением ст. 65 Водного кодекса РФ не являются безусловным основанием для предоставления немотивированного отказа в строительстве, поскольку не препятствует осуществлению Управлением функций по контроля за строительной деятельностью в соответствии с водоохранным законодательством.

     При таких обстоятельствах, оспариваемое решение является незаконным, влекущим нарушение прав и законных интересов заявителя на надлежащее оказание соответствующей административной услуги.

     Вместе с тем не подлежат удовлетворению требования о возложении на Енисейское территориальное управление обязанности согласовать строительство жилого дома, поскольку выходят за пределы восстановления нарушенного права.

     Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

     Заявление удовлетворить.

     Решение Управление об отказе в согласовании документов на строительство жилого дома на берегу <адрес> в районе д. <адрес> - признать незаконным.

     В удовлетворении остальной части требований отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес> суда через Центральный районный суд <адрес>.

     Председательствующий:         подпись

     Копия верна:

     Судья                                 Т.В. Ковалева