Дело № 2-629/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2013 года г.Южноуральск
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Реутовой И.М.
при секретаре Пушкаревой Е.Н.
С участием прокурора Натейкиной Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа о понуждении к исполнению закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Южноуральского городского округа о понуждении к исполнению закона, указав в обоснование следующее.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению и.о. начальника филиала ОАО «РЖД» «Трансэнерго Южноуральская дирекция по энергообеспечению» ФИО4 по вопросу принятия мер прокурорского реагирования в отношении администрации Южноуральского городского округа по бездействию в части непринятия мер по постановке на учет объектов электросетевого хозяйства с последующей регистрацией права муниципальной собственности. Установлено, что на территории <адрес> находится бесхозяйный объект электросетевого хозяйства - воздушно- кабельная линия от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км. Указанный объект в реестр муниципальной собственности МО Южноуральский городской округ не включен, техническая документация по проектированию и строительству указанной линии в администрации ЮГО и иных специализированных организациях отсутствует. Невыполнение органом местного самоуправления предусмотренных законом действий, отсутствие контроля за состоянием бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, непринятие мер по поддержанию их в безопасном состоянии влечет прямую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых могут пострадать граждане либо их собственность. При этом, отсутствие финансовых средств, которые необходимы для обращения с заявлением в Росреестр, не может рассматриваться как уважительная причина бездействия, так как отсутствие денежных средств не может являться обстоятельством, влекущим не исполнение действующего законодательства. Просит обязать администрацию Южноуральского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства и установленным порядком поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйный объект электросетевого хозяйства – воздушно- кабельная линия от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км.
В судебном заседании прокурор Натейкина Т.М.поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
ФИО2 администрации Южноуральского городского округа Первый заместитель Главы города ФИО6 в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска. Просит учесть, что в бюджете на 2013 год нет средств, предусмотренных на необходимую техническую инвентаризацию бесхозяйных объекта, предшествующую их постановке на кадастровый учет и учет в регистрационном органе, просит предоставить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо – ФИО2 филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго Южно-Уральская дирекция по энергообеспечению» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве пояснил, что рассматриваемый объект электросетевого хозяйства никогда не являлся собственностью ОАО «РЖД». В связи с чем, ОАО «РЖД» не имело ни обязанности, ни возможности осуществить передачу в собственность ЮГО имущества, собственником которого не являлось и не является в настоящее время. Требования прокурора об обязании администрации Южноуральского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства и установленным порядком поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйный объект электросетевого хозяйства – воздушно- кабельную линию от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км. считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, срок исполнения является реальным.
ФИО2 Территориального ФИО2 агентства по ФИО2 государственным имуществом в <адрес> ( ТУ Росимущества в <адрес>) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
ФИО2 службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представили объяснение по иску.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1, 16 ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ N 121-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, ФИО2 законами, а в случаях, установленных ФИО2 законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского ФИО2 в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном ФИО2 законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения (статья 3).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), настоящего ФИО2 закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики ФИО2 законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными ФИО2 законами (статья 2).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 580.
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах ФИО2 имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В случае если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.
Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляются до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей (Письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "О государственном техническом учете объектов капитального строительства, являющихся бесхозяйными недвижимыми вещами").
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В Уставе Южноуральского городского округа указано, что к вопросам местного значения ЮГО относятся в том числе организация в границах Южноуральского городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах округа.
Таким образом, принятие Администрацией Южноуральского городского округа мер к установлению и государственной регистрации права муниципальной собственности, государственному техническому учету и технической инвентаризации действующих на территории муниципального образования бесхозяйных объектов электросетевого имущества относиться к решению вопросов местного значения городского округа и составляет непосредственную обязанность органов местного самоуправления.
Судом установлено и как следует из материалов дела на территории Южноуральского городского округа находится объект электросетевого хозяйства - воздушно- кабельная линия от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км.
ОАО «РЖД» обращалось в адрес главы администрации Южноуральского городского округа с заявлением организовать проведение мероприятий по принятию на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, в т.ч. воздушно- кабельной линии от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км.
Из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поступившего из ФИО2 Росреестра установлено, что информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - воздушно- кабельной линии от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км., отсутствует.
Аналогичные сведения об отсутствии собственника на вышеуказанный спорный объект недвижимости представило ФИО2 агентства по ФИО2 государственным имуществом в <адрес>.
Согласно статье 1 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ N 55-ФЗ ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, подписанная от имени Российской Федерации в городе Страсбурге ДД.ММ.ГГГГ.
В Европейской хартии раскрывается понятие местного самоуправления, под которым понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
При этом Администрация Южноуральского городского округа как орган местного самоуправления при осуществлении государственных функций (ведении публичных дел) должна учитывать правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации по вопросу разумности сроков судебного разбирательства, в частности, о том, что государство несвободно в ссылке на недостаток денежных средств в качестве основания для неисполнения судебного решения.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные ФИО2 законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ для проведения спорных мероприятий по учету бесхозяйного электросетевого недвижимого имущества носит разумный характер.
В соответствии со статьей 333.36 пункт 1 подпункты 9, 19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 204, 206 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Южноуральского городского округа в срок до 01.02/2014 года в соответствии с требованиями законодательства и установленным порядком поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйный объект электросетевого хозяйства – воздушно- кабельную линию от 0,4 кВ от ГКТП-1 Южноуральск ф. № «Быт»1 на жилые дома от оп. №, протяженностью 0,43 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, со дня изготовления решения в окончательной форме через Южноуральский городской суд.
Судья И.М. Реутова