Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретарях Аушевой А.К., Ярыжеве З.М., с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ОздоеВ. В.М., ЧаниеВ. В.С., ФИО11, представителей истцов ФИО12, ФИО13, представителя МВД по РИ ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15, ФИО9, ФИО10, ОздоеВ. В. М., ЧаниеВ. В. С., ФИО11 и ФИО16-ФИО17 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании решений комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить прекращенные ежемесячные денежные выплаты и встречному исковому заявлению Министерства внутренних дел по <адрес> к ФИО12 и другим лицам о признании недействительными удостоверения «Ветеран боевых действий» и обязании сдать указанные удостоверения,
Установил:
Истцы обратились в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в конце 2005 и начале 2006 годов в установленном порядке признаны установленным органом исполнительным ветеранами боевых действий, в связи с чем им выданы удостоверения «Ветеран боевых действий».
Основанием признания ветеранами боевых действий являлось то, что в период с ноября 1992 года по декабрь 1996 года истцы проходили службу в органах внутренних дел и выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта.
На протяжении 11 лет пользовались правами и льготами, предусмотренными п. 1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ РФ «О ветеранах»).
В начале 2017 года истцы письменно уведомлены Министерством внутренних дел по <адрес> (далее – МВД по РИ) о том, что по результатам проверки обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветеранов боевых действий комиссией МВД по РИ по рассмотрению документов для оформления и выдачи указанных удостоверений установлено, что удостоверения истцам выданы ошибочно, без достаточных на то оснований. На основании принятого министерством решения истцам прекращены ежемесячные денежные выплаты, причитающиеся ветеранам боевых действий.
Считают указанные действия МВД РИ противоречащими действующему законодательству РФ, в связи с чем просят признать решение об изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных денежных выплат незаконными и обязать МВД по РИ возобновить прекращенные ежемесячные денежные выплаты.
Встречное исковое заявление мотивировано тем, что решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие МВД РИ в вопросе выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» ФИО18 и другим, суд обязал выдать определенному кругу лиц удостоверения «Ветеран боевых действий».
Истцы в число лиц, которым по решению суда выдали удостоверения «Ветеран боевых действий» не входили.
В период с конца 2005 года по 2008 год Комиссией по оформлению и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» МВД РИ на основании вышеуказанного судебного акта, принимались решения о выдаче удостоверений «Ветеран боевых действий» лицам, не указанным в решении суда, посчитав указанное решение прецедентным.
В период с декабря 2005 года по декабрь 2006 года были выданы удостоверения «Ветеран боевых действий» без достаточных на то оснований.
Поводом для проведения ревизии материала, на основании которого ранее принималось решение о выдаче истцу удостоверения, явилось письмо из Департамента государственной службы и кадров МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ из которого следует, что в феврале 2008 года сотрудниками ФЭД МВД России и ДКО МВД России в ходе проведенной проверки в МВД по РИ было выявлено порядка 100 человек, которым удостоверения «Ветеран боевых действия» были выданы незаконно, и указано на принятие мер по лишению статуса ветеранов боевых действий.
Документов о непосредственном участии ФИО12 и других истцов в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, среди материалов дел, на основании которых истцам были выданы удостоверения «Ветеран боевых действий», не имеется.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований ФИО19 прекращено в связи с отказом от иска по причине восстановления ему ответчиком статуса «Ветеран боевых действий».
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО20, ФИО21, ФИО11, и представители истцов ФИО12, ФИО13 поддержали требования по мотивам, изложенным в заявлении, и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика МВД по РИ ФИО14 требования не признала и просила отказать в удовлетворении искового заявления по основаниям, изложенным в возражениях. Встречное исковое заявление поддержала и просила удовлетворить.
Остальные истцы, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явились и о причинах неявки не уведомили.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ФЗ РФ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. В статье 3 определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о прядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 3 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, образовательных и научно- исследовательских учреждений МВД России, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррорисических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - Руководителем котртеррористической операции. Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций, устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды выполнения указанных задач.
Министерством внутренних дел по <адрес> приказом № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссии МВД по РИ по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (приложение 1 к приказу, далее по тексту – Положение) и состав указанной комиссии (приложение 2 к приказу).
Согласно пункту 1 Положения Комиссия МВД по <адрес> по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - Комиссия) создана в целях реализации норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №_5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об удостоверении ветерана боевых действий» и требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» для рассмотрения документов, представляемых лицами, претендующими на получение удостоверения ветерана боевых действий. Деятельность Комиссии основывается на принципах законности и справедливости, осуществляется с соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 8 Положения).
В пункте 14 Положения закреплено, что Комиссия уполномочена на принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений лицам, принимавшим участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в Положение о Комиссии в пункт 16 добавлен подпункт 16.6 следующего содержания: «16.6 Проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий».
Судом установлено, что:
ФИО12 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ№ МВД по РИ указанному лицу сообщило, что комиссией министерства по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение выдано ошибочно, без достаточных на то оснований. В связи с указанным прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производится через Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> и Группу пенсионного отдела ЦФО по <адрес>.
ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО2 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО3 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО4 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО5 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО2 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО6 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО7 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО8 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО15 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО9 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО10 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО20 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО21 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО11 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
ФИО16 удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № выдано МВД по РИ ДД.ММ.ГГГГ. Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ указанному лицу сообщило об ошибочности выдачи указанного удостоверения и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
На коллективное обращение истцов в МВД по РИ письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № МВД по РИ сообщило, что в отношении ФИО1, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО2, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО19, ФИО11, ФИО8, ЧаниеВ. В.С. и ФИО15 комиссионное решение о прекращении выплат к пенсии, как ветеранам боевых действий отражено в протоколе заседания комиссии МВД по <адрес> по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ№; в отношении ФИО12, ФИО3, ОздоеВ. В.М. – в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ№; в отношении ФИО16 – в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ№; в отношении ФИО5 – в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ№. Данные сведения подтверждены заверенными копиями указанных протоколов, представленных суду представителем ответчика.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что МВД по РИ, реализуя полномочия по исполнению норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №_5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ и требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, приняв решение о выдаче истцам в 2005-2006 годах удостоверений ветерана боевых действий, тем самым осуществило комплекс мер, связанных с реализацией ФИО12 и другими истцами прав и льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 ФЗ РФ «О ветеранах», то есть признало за ними право на статус ветерана боевых действий. Более того, указанные нормативные акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения и, тем более, не уполномочивают МВД по РИ признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
Приказ МВД по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Положение пункта, наделяющего Комиссию правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений, не содержит указания на нормативную базу, на основе которой вносятся изменения.
Более того, вновь введенный в Положение пункт 16.6 противоречит пункту 1 Положения, в котором указаны нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Комиссия и которые не содержат в себе самого понятия аннулирования, отзыва или признания недействительным удостоверения ветерана боевых действий, и пункту 14 Положения, ограничивающего компетенцию Комиссии только вопросами принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, при получении удостоверений ветерана боевых действий, права истцов фактически были признаны государством в лице МВД по РИ и реализованы. Исходя из наличия у них данного права, признанного государством, ФИО12 и другие истцы получали выплаты и льготы, предусмотренные действующим законодательством. МВД по РИ на протяжении длительного периода с 2006 по конец 2016 года не оспаривала наличие у истцов статуса ветерана боевых действий и в ходе рассмотрения судом данного гражданского дела не предъявило встречного требования о взыскании необоснованно полученных выплат, обусловленных наличием на протяжении 10 лет у истцов соответствующего статуса.
Как видно из представленных суду протоколов заседания Комиссии, поводом для проведения ревизии материалов, на основании которых ранее принимались решения о выдаче истцам удостоверений, явилось указание заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России генерал-майора внутренней службы ФИО22.
Исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности, правовой предсказуемости и сохранения разумной правовой стабильности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже признанное, предоставленное и реализованное право и изменения правовых ожиданий гражданина, суд приходит к выводу о том, что решение Министерства внутренних дел по <адрес> о признании ошибочно выданными удостоверений ветеранов боевых действий и их изъятии является незаконным.
Положениями части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
В соответствии со статьей 1 Протокола № I к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам «Булгакова против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, «Девочкина против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола № к Конвенции может рассматриваться как «имущество», а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат носит имущественный характер.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, оспариваемое решение Комиссии МВД по <адрес> об аннулировании (признании недействительным) удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий не могут быть признаны законными, поскольку такие решения могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Лишение истцов статуса ветерана боевых действий, без индивидуальной проверки их полной служебной деятельности, с учетом того, что истцы не обязаны вновь доказывать обоснованность и законность принятого ранее уполномоченным органом решения о выдаче им удостоверений, а министерство мотивирует признание удостоверений недействительными отсутствием в его распоряжении документов, послуживших основанием для наделения истцов статусом ветерана боевых действий, невозможно, так как государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объем социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П и неоднократно подтвержденной в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Также суд учитывает, что формулировка, приведенная в протоколах заседаний Комиссии, «ошибочно выданное удостоверение ветерана боевых действий», является некорректной и не основана на действующем законодательстве.
Кроме того, решения МВД по РИ, принятые в 2005-2006 годах о выдаче истцам удостоверений ветерана боевых действий до настоящего времени никем не оспорены и не отменены.
В силу ч. 2 ст. 60 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и не действующим со дня издания приказ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Положение о комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№».
Деятельность названной комиссии по перепроверке обоснованности выдачи удостоверений ветеранов боевых действий была основана на полномочиях комиссии, которыми она была наделена приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Именно в ходе реализации этих полномочий удостоверения ветеранов боевых действий истцов были признаны ошибочно выданными.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
С учетом наличия в материалах дела судебных актов, обладающих свойством преюдициальности, изложенные в исковом заявлении доводы и предъявленные к ответчику требования истцов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из содержания встречного искового заявления усматривается и подтверждается материалами дела, что в феврале 2008 года сотрудниками ФЭД МВД России и ДКО МВД России в ходе проведенной проверки в МВД по РИ было выявлено порядка 1 000 человек, которым удостоверения «Ветеран боевых действий» были выданы незаконно, и указано на принятие мер по лишению статуса ветеранов боевых действий.
Следовательно, МВД по РИ, выступающее в качестве истца по встречному исковому заявлению, еще в 2008 году должно было знать о возникновении у него права на обращение в суд, тогда как до момента подачи им встречного искового заявления прошло более 9 лет.
В соответствии со ст. 112 ГПК РФ пропущенный лицом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен.
В своем заявлении и в ходе судебного заседания, объективных доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд истцом по встречному иску не представлено. Исключительных обстоятельств, не зависящих от воли МВД по РИ, препятствовавших подаче заявления, по делу не установлено, в связи с чем, суд считает довод стороны истца об отказе в удовлетворении требований встречного искового заявления на основании пропуска срока обращения в суд обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу положений ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии со ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Решил:
Исковое заявление ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15, ФИО9, ФИО10, ОздоеВ. В. М., ЧаниеВ. В. С., ФИО11 и ФИО16-ФИО17 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить прекращенные ежемесячные денежные выплаты, удовлетворить.
Признать решения Комиссии МВД по РИ по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об изъятии удостоверений у ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15, ФИО9, ФИО10, ОздоеВ. В. М., ЧаниеВ. В. С., ФИО11 и ФИО16-ФИО17 прекращении ежемесячных денежных выплат незаконными.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> возобновить ежемесячные денежные выплаты ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15, ФИО9, ФИО10, ФИО20, ФИО21, ФИО11 и ФИО16-ФИО17 как ветеранам боевых действий.
В удовлетворении встречного искового заявления Министерства внутренних дел по <адрес> к ФИО12, ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО15, ФИО9, ФИО10, ФИО20, ФИО21, ФИО11 и ФИО16-ФИО17 о признании недействительными удостоверения «Ветеран боевых действий» и обязании сдать указанные удостоверения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.В. Панченко
Копия верна:
Судья Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко
Решение07.10.2017