Дело №2-629/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 августа 2018 года
Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Белякова Е.Н.,
при секретаре Марцишевской Е.А.,
с участием
истцов ФИО1,
ФИО2.
ФИО3,
ФИО4,
ФИО5,
представителя ответчиков:
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО6,
АО «Владимирские коммунальные системы» ФИО6,
ФИО7,
ФИО8,
представителя третьего лица - ООО «Жилремстрой» ФИО9,
представителя третьего лица - Государственной жилищной инспекции Администрации Владимирской области ФИО10,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», акционерному обществу «Владимирские коммунальные системы» об обязании отменить произведенную корректировку платы за отопление, обязать ответчика внести соответствующие изменения в данные по лицевому счету, обязании выставлять квитанции без учета корректировки.
Выслушав истцов, представителей ответчиков и третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, суд
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», просит обязать ответчика отменить произведенную корректировку платы за отопление за расчетный период 2016 г., обязать внести соответствующие исправления в данные по лицевому счету №..., а также обязать выставлять в дальнейшем квитанции на оплату своих услуг в адрес истца без сумм, начисленных в результате неправомерной корректировки.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ответчиком была произведена корректировка размера оплаты за 2016 г. и в адрес истца направлена квитанция об оплате 3 972 руб. 99 коп., с которой ФИО1 не согласна, при этом, обратилась с заявлением в Государственную жилищную инспекцию Администрации Владимирской области. После проведения проверки по факту обращения граждан Государственной жилищной инспекцией (далее по тексту – ГЖИ) в адрес ответчика было вынесено предписание от 19.07.2017 г. №... об отмене корректировки платы за отопление за расчетный период 2016 г. и возврате излишне начисленной суммы собственникам жилых помещений в доме №... по ул....... в г.Владимире.
Ответчик обжаловал данное предписание в Арбитражном суде Владимирской области, вступившего в законную силу решения на момент обращения не имеется.
Истец полагает действия ответчика незаконными, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 06.05.2011 №354, при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета (ОДПУ) начисление платы за отопление должно производиться исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при их отсутствии – по нормативам потребления, утвержденным в соответствии с действующим законодательством.
С целью проведения начислений платы за отопление в соответствие к их фактическому потреблению по показаниям ОДПУ в первом квартале года, следующего за расчетным, осуществляется корректировка размеров платы за данную коммунальную услугу.
Если стоимость фактически потребленной тепловой энергии меньше, то исполнитель пересчитывает плату за отопление в сторону снижения.
В случае превышения стоимости фактического объема тепловой энергии над начисленном за год жителям производится корректировка (доначисление) платы за отопление.
Многоквартирный дом №..., находящийся по ул....... в г.Владимире, оборудован ОДПУ (акт ввода от 20.06.2013 г.).
Согласно Правилам, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении в МКД (многоквартирный дом) в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного по показаниям ОДПУ за прошедший год, в расчете на площадь каждого жилого помещения за минусом общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в данном жилом помещении за прошедший год.
Как указывает истец, в нарушение указанных норм ОАО «Владимирские коммунальные системы» произведена корректировка платы за отопление за расчетный период 2016 г. по жилым помещениям в МКД №... по ......, по которым определить общий размер платы за отопление за 2016 г. по показаниям ОДПУ не представляется возможным, поскольку ОДПУ не работал в отдельные периоды, а именно: согласно акту ежегодной поверки узла учета тепловой энергии от 15.06.2016 г., дата очередной поверки ОДПУ – 14.12.2016 г. После истечения межповерочного интервала ОДПУ не является расчетным.
В качестве правовых оснований заявленных исковых требований истец сослался на положения статей 1102-1108 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, с аналогичными исковыми требованиями к ответчику обратились ФИО2, ФИО3, ФИО11, ФИО5.
Исковые заявления были приняты к производству суда и возбуждены гражданские дела.
Определениями суда от 24 мая 2018 г. и 16 мая 2018 г. гражданские дела соединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному гражданскому делу единого номера №2-629/2018.
В ходе судебного разбирательства исковые требования в части оснований были изменены и с учетом изменений истцы просят удовлетворить исковые требования, при этом сослались на положения статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункты 3, 58, 60 «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (утв. Постановлением правительства РФ от 18.11.2013 №1034); ч.1 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; пункт 2(1) Приложения 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354) (т.4, л.д.86-87).
В судебном заседании истцы, а также представитель истцов ФИО12, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и просили иски удовлетворить по основаниям, изложенным как в первоначальных, так и в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика – Владимирского филиала открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс», ФИО6, действующий на основании доверенности №...-п от 02.03.2018 г. (на срок по 31 декабря 2018 г.), с заявленными исковыми требованиями не согласился, указывая, что среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год определяется как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В доме №... по ул....... в г.Владимире с октября 2014 г. установлен коллективный прибор учета тепловой энергии и допущен в эксплуатацию. За период с 2014 г. по 2017 г. ОДПУ работал исправно. Показания ОДПУ до 2017 г. фиксировались специалистами теплоинспекции ВФ АО «ЭнергосбытТ Плюс».
На основании изложенного, представитель полагает, что корректировка произведена правомерно, в связи с чем, в удовлетворении иска необходимо отказать.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество «Владимирские коммунальные системы» (далее по тексту – АО «ВКС»).
Представители ответчика – АО «ВКС», ФИО6, ФИО7, ФИО8, действующие по доверенностям №... от 05.12.2017 г. (на срок по 31.12.2020 г.), №...-п от 12.02.2018 г. (на срок по 31.12.2018 г.), №...-п от 08.06.2018 г. (на срок по 31.12.2018 г.), против заявленных исковых требований возразили, приводя доводы, аналогичные доводам представителя ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», дополнительно указав, что согласно разъяснению Минстроя России в письме от 02.09.2016 г., «среднемесячный объем тепловой энергии, используемый для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета».
При этом за период отсутствия в году корректировки изменений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п.42 (1), 59 (1) и 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг».
Нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено, что при снятии ОДПУ на очередную поверку (не работало 15 дней) корректировка платы за отопление не производится.
На основании изложенного, представители просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – общества с ограниченной ответственностью «Жилремстрой», ФИО9, действующий на основании доверенности №... от 07.12.2015 г. (на срок три года), показал суду, что общество является управляющей компанией ...... в ......, общедомовый прибор учета тепловой энергии (теплосчетчик) был установлен в 2013 г. ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г., документация на него не передавалась. В связи с изложенным, показания данного прибора учета тепловой энергии в 2014 г., 2015 г., 2016 г. ООО «Жилремстрой» не фиксировались и не передавались. Документы на теплосчетчик были переданы в управляющую компанию в 2017 г., но в связи с истечением срока его (прибора) поверки в декабре 2016 г., он был сдан на поверку, а затем – в ремонт. Вновь на коммерческий учет теплосчетчик был поставлен только 10.05.2017 г., с указанной даты показания передаются в ресурсоснабжающую организацию. Кроме того, как пояснил дополнительно представитель, отсутствует факт согласования выбора узла учета между потребителем и энергоснабжающей организацией, что требовалось в силу действующего на тот момент законодательством. Акт допуска узла учета от 20.06.2013 г. утвержден без даты, подпись представителя «Абонента» не имеет расшифровки, подпись не скреплена печатью ООО «Жилищник», которое в 2013 г. являлось управляющей компанией в отношении МКД №... по .......
Представитель Государственной жилищной инспекции Администрации Владимирской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО10, действующий на основании доверенности, показал суду, что по требованию прокуратуры Владимирской области в июле 2017 г. была проведена проверка правильности начисления корректировки платы за отопление по нескольким домам, в частности, по дому №... по ...... в г.Владимире. К порядку распределения тепловой энергии между жилыми и нежилыми помещениями у надзорного органа вопросов не возникло, к порядку начисления платы собственникам нежилых помещений также вопросов не возникло. В МКД установлен один прибор учета тепловой энергии. При проверке составлен акт о вводе ОДПУ в эксплуатацию, который предполагал межповерочный период до 14.12.2016 г. Поскольку межповерочный период истек 14.12.2016 г., Инспекция руководствовалась указанным обстоятельством при внесении предписания о некорректности перерасчета оплаты за отопление, так как формула для корректировки платы предполагает в своем составе полный год. Всего же при проведении проверки Инспекцией было выдано 33 предписания.
Выслушав истцов, представителя истцов, представителей ответчиков и третьих лиц, изучив доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация должна подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом действующим законодательством предусмотрено два способа определения потребляемых коммунальных услуг, а именно: по показаниям приборов учета, а при отсутствии таковых – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее по тексту – Правила №354).
В соответствии с пунктом 3(1) Приложения №2 к Правилам №354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил, определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1):
Pi = Si x VT x TT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно указанной формуле, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год определяется как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартиный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых помещений и нежилых помещений в многоквартином доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил №354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пунктом 60(1) Правил №354 предусмотрено, что по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.
Согласно пункту 3(2) Приложения №2 к Правилам №354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):, где:
Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Как следует из данной формулы, корректировка платы за отопление представляет разницу между фактически суммарной платой за отопление за все месяцы года, рассчитанной по формуле №3 (1) Приложения №2 к Правилам №354, и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОДПУ за тот же период.
При этом среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) из Приложения 2 к Правилам №354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета.
За период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1) и 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг.
В случае, предусмотренном пунктами 59, 59 (1) и 60 (1) Правил №354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе для целей корректировки, используется объем, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов, а именно: по нормативу или среднемесячному объему.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 г. по делу №30-П «О проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н.Деминца» признаны взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Вместе с тем, указанное Постановление не касается абзацев 1 и 2 пункта 42 (1), предусматривающих использование объемов, определенных в соответствии с нормативами или среднемесячными объемами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме №..., находящегося по ул....... в г.Владимире.
06 марта 2013 г. обществом с ограниченной ответственностью «Энергоучет» был разработан проект коммерческого узла учета тепловой энергии, отпущенной в систему теплоснабжения потребителя, для установки в доме №... по ул....... в г.Владимире (т.4. л.д.1-29).
Указанный проект рассмотрен заместителем начальника тепловой инспекции ОАО «ВКС».
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии потребителя – многоквартирный дом УК ООО «Жилищник» по адресу: ....... Узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с 20.06.2013 г. по 20.06.2014 г. Как следует из акта, дата следующей поверки прибора - 14.12.2016 г., при этом, акт подписан представителем абонента – ООО «Жилищник» (т.1 л.д.75).
Из акта от 23.11.2015 г. следует, что прибор соответствует ПУТЭиТ и допускается в эксплуатацию с 23.11.2015 г. по 23.11.2016 г., срок очередной поверки – 14.12.2016 г., акт подписан представителем ресурсоснабжающей организации (ОАО «ВКС») и представителем абонента – ООО «Жилремстрой» ФИО13, которое выбрано управляющей организацией многоквартирного дома №... по ул....... в г.Владимире (т.1 л.д.76, т.4 л.д.31).
В соответствии с актом от 15.06.2016 г. проведен технический осмотр прибора узла учета тепловой энергии, расположенного по адресу: ......, прибор допущен в эксплуатацию с 15.06.2016 г. по 13.12.2016 г., срок очередной поверки указан 14.12.2016 г. Акт подписан директором ООО «Жилремстрой» и представителем ОАО «ВКС» (т.1 л.д.77).
В связи с истечением межповерочного интервала – 14.12.2016 г., прибор был снят с коммерческого учета и допущен в эксплуатацию 20.03.2017 г. по 20.03.2018 г. Срок последующей поверки установлен 21.02.2021 г. (т.1 л.д.78).
В спорный период времени показания снимались и фиксировались в соответствующих ведомостях учета (т.4 л.д.112 - 136). Доказательств обратного истцами суду не представлено.
Вместе с тем, поскольку показания прибора учета с 15.12.2016 г. не могли быть использованы по причине истечения срока очередной поверки (14.12.2016 г.), объем потребленной за расчетный период тепловой энергии должен быть рассчитан в соответствии с пунктом 59 (1) Правил №354.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что АО «ВКС» правомерно произвело корректировку платы за отопление за 2016 г. собственникам помещений многоквартирного дома №... по ул....... в г.Владимире: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Расчет корректировки за отопление истцам представлен ответчиком – АО «ВКС», суд находит его произведенным арифметически правильно и в соответствии с требованиями законодательства, ответчиками данные расчеты не оспорены.
Также следует отметить, что у Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области каких-либо замечаний по вопросу распределения тепловой энергии между жилыми и нежилыми помещениями, порядку начисления платы не возникало.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2018г.
Председательствующий судья подпись Беляков Е.Н.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник документа подшит в деле 2-629/2018, находящемся в производстве Фрунзенского районного суда г. Владимира.
Секретарь Марцишевская Е.А.