ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-629/20 от 19.11.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-629/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием помощника прокурора Центрального района г. Калининграда Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Агентства по имуществу Калининградской области к ФИО2 и ФИО3, третьи лица: ПАО Сбербанк, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об изъятии жилых помещений для государственных нужд

иску ФИО2 к Агентству по имуществу Калининградской области, о признании недостоверным размера возмещения в связи с изъятием жилого помещения и определении выкупной цены,

УСТАНОВИЛ:

Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Калининградской области», а также Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «О государственной программе Калининградской области «Развитие транспортной системы», Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «Об утверждении документации по планировке территории» и Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «О резервировании земель для государственных нужд Калининградской области», принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области жилого помещения площадью 39 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: < адрес >, для размещения линейного объекта «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства - «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно». Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО2 В соответствии с отчетом об оценке, составленным ООО НЦ "Б" от < Дата >, получившим положительное заключение саморегулируемой организации «Р», размер возмещения в связи с изъятием земельного участка составил 2244800 рублей, из них за квартиру - 2084000 рублей; убытки, связанные с изъятием квартиры, - 160800 рублей. Отчет об оценке и проект соглашения были получены ФИО2 нарочно < Дата > для ознакомления и подписания. Не согласившись с определенным размером возмещения за изымаемую квартиру, < Дата > ФИО2 обратилась в Агентство по имуществу Калининградской области с предложением определить возмещение на основании представленного ею отчета об оценке , составленным ИП О.С.В., в размере 4293000 рублей. Письмом от < Дата > Агентство сообщило ФИО2 о том, что представленный ею отчет не может быть принят при подготовке соглашения об изъятии земельного участка, а также предложило подписать ранее направленное соглашение об изъятии. Данное письмо было получено ФИО2 нарочно < Дата >, однако до настоящего времени проект соглашения не подписан. Данное обстоятельство препятствует размещению линейного объекта регионального значения - транспортной развязки на автомобильной дороге «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства - «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно». Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения ГК РФ, ЗК РФ, Агентство по имуществу Калининградской области просит суд изъять для государственных нужд Калининградской области квартиру площадью 39 кв.м с кадастровым номером , расположенную по адресу: < адрес >, находящуюся в собственности ФИО2; определить размер возмещения в связи с изъятием указанного жилого помещения в размере 2244800 рублей; прекратить право собственности ФИО2 на данное жилое помещение.

Кроме того, Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Калининградской области», а также Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «О государственной программе Калининградской области «Развитие транспортной системы», Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «Об утверждении документации по планировке территории» и Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «О резервировании земель для государственных нужд Калининградской области», принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области земельного участка с кадастровым номером и многоквартирного жилого дома с кадастровым номером , расположенных по адресу: < адрес >, для размещения линейного объекта «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства - «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно». Жилое помещение площадью 49,3 кв.м с кадастровым номером , расположенное по адресу: < адрес >, принадлежит на праве собственности ФИО3 Письмом от < Дата > исх. Агентство по имуществу Калининградской области уведомило ФИО3 о принятии решения об изъятии для государственных нужд указанной выше квартиры. Данное письмо было получено ФИО3 < Дата >. Согласно отчету об оценке от < Дата >, составленному ООО НЦ "Б", получившего положительное заключение саморегулируемой организации «Р», размер возмещения в связи с изъятием квартиры составил 3050900 рублей, из них за квартиру - 2539000 рублей; убытки, связанные с изъятием квартиры, - 511900 рублей. Проект соглашения об изъятии, отчет об оценке были получены ФИО3 < Дата > нарочно. < Дата > ФИО3 обратился в Агентство по имуществу Калининградской области с заявлением о несогласии с размером возмещения, определенным в отчете . < Дата >, такое заявление было направлено Агентством в ООО НЦ "Б" для рассмотрения вопроса о внесении изменений в указанный выше отчет, о чем ФИО3 был уведомлен. Ответ ООО НЦ "Б" о невозможности пересмотра отчета об оценке был получен ФИО3 нарочно < Дата >, однако до настоящего времени проект соглашения не подписан и в Агентство не представлен. Данное обстоятельство препятствует размещению линейного объекта регионального значения - транспортной развязки на автомобильной дороге «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства - «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно». Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения ГК РФ, ЗК РФ, Агентство по имуществу Калининградской области просит суд изъять для государственных нужд Калининградской области у ФИО3 квартиру площадью 49,3 кв.м с кадастровым номером , расположенную по адресу: < адрес >; определить размер возмещения в связи с изъятием указанного жилого помещения в размере 3050900 рублей; прекратить ипотеку, установленную в пользу ПАО Сбербанк, в отношении данного жилого помещения.

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что она является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 39 кв.м, жилой площадью - 29,3 кв.м, расположенной по адресу: < адрес > Квартира расположена в двухквартирном многоквартирном кирпичном жилом доме общей площадью 154 кв.м, из них площадь квартир – 88,3 кв.м, общая площадь помещений общего пользования - 65,7 кв.м. Жилой дом расположен на сформированном земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 881 кв.м, кадастровой стоимостью 1441941 рубль. На придомовой территории ею установлен бетонный забор с калиткой и откатными воротами, а также располагаются принадлежащие ей хозяйственные постройки (гараж) и растут посаженные ею декоративные и плодовые деревья в количестве 9 штук. Постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Калининградской области» было принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области принадлежащей ей квартиры, расположенной по указанному выше адресу, для размещения линейного объекта «Реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом)» в границах II этапа строительства - «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно». < Дата > ею было получено письмо исх. от < Дата >, которым Агентство по имуществу Калининградской области направило ей для ознакомления проект соглашения об изъятии квартиры с кадастровым номером , площадью 39 кв.м, расположенной по адресу: г.Калининград, < адрес >, а также отчет об оценке . При согласии с проектом соглашения об изъятии ей было предложено представить в Агентство копии документов, необходимых для заключения соглашения и перечисления возмещения за принадлежащую ей квартиру. Согласно представленному Агентством отчету об оценке, размер возмещения в связи с изъятием недвижимого имущества по состоянию на дату оценки определен в размере 2244800 рублей. Не согласившись с предложенной в проекте соглашения и отчете об оценке выкупной ценой принадлежащей ей квартиры, и посчитав, что предлагаемая выкупная стоимость принадлежащей ей квартиры не достоверна, она в целях определения выкупной стоимости квартиры обратилась к иному оценщику. Согласно отчету от < Дата >, подготовленному ИП О.С.В., рыночная стоимость размера возмещения за подлежащую изъятию квартиру путем выкупа для государственных нужд Калининградской области на дату оценки составила 4293000 рублей. В < Дата > она направила в адрес Агентства по имуществу Калининградской области письмо, в котором просила рассмотреть отчет и принять за размер выкупной цены изымаемой квартиры сумму в размере 4293000 рублей, однако письмом от < Дата > Агентство по имуществу Калининградской области отказало ей в рассмотрении новой предлагаемой выкупной цены квартиры со ссылкой на то обстоятельство, что отчет, выполненный сторонней организацией, не может быть принят при подготовке соглашения об изъятии недвижимого имущества. Полагает, что выкупная цена квартиры, определенная в отчете об оценке , не учитывает рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей долевой собственности, а также рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером . Кроме того, отчет содержит арифметические ошибки в части расчета выкупной стоимость 1 кв.м. квартиры, средней продажной стоимости одного квадратного метра (при применении сравнительного метода). Представленным же ею Агентству по имуществу Калининградской области отчетом , которым по состоянию на сентябрь 2019 года была определена рыночная стоимость размера возмещения, в стоимость возмещения включена как рыночная стоимость самой квартиры, так и стоимость общего имущества в доме (пропорционально доле) в том числе стоимость доли в праве на земельный участок, рыночная стоимость построек, деревьев, расположенных и произрастающих на данном земельном участке. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения ГК РФ, ЖК РФ, ФИО2 просит суд признать недостоверным размер возмещения в связи с изъятием квартиры площадью 39 кв.м с кадастровым номером , расположенной по адресу: < адрес >, в размере 2244800 рублей; определить размер возмещения в связи с изъятием указанной квартиры в размере 4293000 рублей.

Судом указанные гражданские дела были объединены в одно производство, объединенному гражданскому делу присвоен № 2-629/2020.

Представитель Агентства по имуществу Калининградской области по доверенности ФИО7 исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

ФИО3 против удовлетворения иска возражал, не соглашаясь с размером возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Калининградской области принадлежащего ему жилого помещения.

ФИО2 ее представитель по доверенности ФИО8 против удовлетворения иска Агентства по имуществу Калининградской области возражали, настаивали на удовлетворении своих исковых требований. Не соглашаясь с размером возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Калининградской области принадлежащего ФИО2 жилого помещения, заявили ходатайство о назначении дополнительной экспертизы.

Представитель ПАО Сбербанк, а также привлеченные к участию в деле в качестве 3-х лиц ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В отзыве на исковое заявление ПАО Сбербанк заявило ходатайство, в котором просит направить часть присужденных ФИО3 денежных средств в размере задолженности по кредитному договору от < Дата > на дату фактического исполнения решения суда в погашение указанной задолженности, в связи с тем, что принадлежащая ФИО3 квартира приобретена с использованием кредитных денежных средств ПАО Сбербанк и является предметом залога, задолженность по кредитному договору в настоящее время не погашена.

Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними комитета по образованию администрации ГО «Город Калининград своего представителя в суд не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего возможным изъять принадлежащее ответчикам недвижимое имущество, размер возмещения определить в соответствии с заключением эксперта от < Дата >, выполненным ООО "Д" на основании определения суда от < Дата >, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII. 1. Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), статьями 56.2 - 56.11.

В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма (п. 56.10 ЗК РФ). После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для: направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно статье 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Судом установлено, что постановлением Правительства Калининградской области от < Дата > утверждена Государственная, программа Калининградской области «Развитие транспортной системы».

< Дата > постановлением Правительства Калининградской области утверждена документация по планировке территории. < Дата > принято постановление «О резервировании земель для государственных нужд Калининградской области».

< Дата > Правительством Калининградской области принято постановление «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области», в том числе:

- жилого помещения < адрес > (КН ) общей площадью 49,3 кв.м. в доме < адрес > (далее Квартира );

- жилого помещения < адрес > (КН ) общей площадью 39 кв.м. в доме < адрес > (далее – Квартира );

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что < адрес > принадлежит на праве собственности ФИО3, < адрес > - ФИО2

Жилой дом < адрес > расположен на земельном участке площадью 881 кв.м с кадастровым номером .

В отношении Квартиры зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона, дата регистрации < Дата >, на срок 240 месяцев с < Дата > в пользу ПАО Сбербанк. Также судом установлено, что < Дата > между ПАО Сбербанк и ФИО3 заключен кредитный договор , по условиям которого для приобретения Квартиры банк предоставил ФИО3 кредит в сумме 2040000 рублей под 13,25% годовых на срок 240 месяцев с даты фактического предоставления кредита.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что заказными письмами с уведомлением о вручении от < Дата > Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство) уведомило ответчиков о принятии решения об изъятии для государственных нужд принадлежащих им квартир.

Размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ) с учетом особенностей, установленных положениями ЖК РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке.

Согласно отчету об оценке от < Дата >, составленному ООО НЦ "Б", получившего положительное заключение саморегулируемой организации «Р», размер возмещения в связи с изъятием Квартиры составил 3050900 рублей, из них за квартиру - 2539 000 рублей; убытки, связанные с изъятием квартиры, - 511 900 рублей. Проект соглашения об изъятии, отчет об оценке были получены ФИО3 < Дата > нарочно.

В соответствии с отчетом об оценке, составленным ООО НЦ "Б" от < Дата >, получившим положительное заключение саморегулируемой организации «Р», размер возмещения в связи с изъятием Квартиры составил 2244800 рублей, из них за квартиру - 2084000 рублей; убытки, связанные с изъятием квартиры, - 160800 рублей. Отчет об оценке и проект соглашения были получены ФИО2 нарочно < Дата > для ознакомления и подписания.

До настоящего времени проекты соглашений ответчиками не подписаны.

Данное обстоятельство является препятствием для строительства линейного объекта регионального значения – транспортной развязки на автомобильной дороге «Реконструкции II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом) в границах II этапа строительства — «От транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно».

Обращаясь < Дата > и < Дата > в суд с настоящими исками, Агентство указывает на истечение установленного п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и фактический отказ ФИО2, ФИО3 заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых Агентством условиях.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии земельного участка площадью 881 кв.м с кадастровым номером и находящихся в расположенном на участке многоквартирном доме квартир ответчиков, явилась необходимость использования такого земельного участка для реконструкции транспортной развязки в Калининградской области, то есть для нужд Калининградской области.

Необходимость и обоснованность изъятия принадлежащих ответчикам квартир для государственных нужд Калининградской области при разрешении настоящего дела ответчиками не оспаривалась.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 7 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ).

При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области были представлены указанные выше отчеты, составленные ООО НЦ "Б", которые не могут быть приняты судом, поскольку они составлены без учета требований ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем определением суда от < Дата > была назначена строительно-техническая экспертиза для определения наиболее вероятной рыночной стоимости размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Калининградской области жилых помещений, принадлежащих ответчикам, производство которой было поручено экспертам ФБУ Калининградская лаборатория судебных экспертиз МЮ РФ.

Заключением экспертов ФБУ К от < Дата > наиболее вероятная рыночная стоимость размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Калининградской области принадлежащей ФИО3 квартиры < адрес > определена в размере 4433465 рублей, а принадлежащей ФИО2 квартиры < адрес > в данном доме – в размере 3483865 рублей без учета убытков, которые понесут собственники в связи с изъятием жилого помещения, в том числе, упущенной выгоды, до приобретения в собственность другого жилого помещения, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

Из указанного заключения экспертов М.М.Ю. и А.Е.А. и из их пояснений, данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что экспертиза проведена и выводы о наиболее вероятной рыночной стоимости размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд жилых помещений сделаны в отношении объекта со статусом индивидуального жилого дома, тогда как объектами оценки являлись квартиры и в многоквартирном жилом доме < адрес >, расположенном на земельном участке с целевым назначением – под многоквартирный жилой дом. В то же время при расчетах рыночной стоимости размера возмещения экспертами в качестве аналогов приняты во внимание 7 объектов, из которых 6 – индивидуальные жилые дома, расположенные в микрорайоне < адрес >, и лишь 1 многоквартирный жилой дом, расположенный на < адрес >. Как пояснила эксперт М.М.Ю., такие объекты-аналоги были учтены в связи с тем, что в ходе осмотра объектов оценки ею было установлено то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом < адрес > состоит из двух квартир и фактически используется как жилой дом, право на который зарегистрировано за собственниками в долях.

При таких недостатках заключения экспертов ФБУ К от < Дата >, определением суда от < Дата > была назначена повторная судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Д".

Согласно заключению эксперта от < Дата >, выполненному специалистами ООО "Д", размер возмещения в связи с изъятием Квартиры составляет 3241800 рублей, Квартиры рублей. При вынесении решения суд полагает возможным использовать данный отчет, поскольку размер возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества определен экспертом с особенностями определения возмещения, предусмотренными положениями ст. 56.8 ЗК РФ и п. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ФИО2 о назначении дополнительной экспертизы. Изложенные ею доводы в обоснование такого ходатайства суд отклоняет, поскольку в заключении эксперта от < Дата > имущество, расположенное на изымаемом земельном участке (зеленые насаждения, ограждение, ворота, хозяйственные постройки) учтено и оценено как улучшение земельного участка и включено в стоимость изымаемых жилых помещений пропорционально доле в праве на общее имущество многоквартирного жилого дома. Перечисленные в ходатайстве навес, гараж, сарай, ограждение с калиткой, а также зеленые насаждения не являются личной собственностью ФИО2, а в силу положений ст. 36 ЖК РФ являются общим имуществом многоквартирного дома. Судом не можем быть принят и отчет от < Дата >, подготовленный ИП О.С.В., поскольку в данном отчете общее имущество многоквартирного дома оценено как личное имущество ФИО2 и включено в размер возмещения.

Являются несостоятельными и доводы обоих ответчиков о необходимости включения в размер возмещения затрат на капитальный ремонт многоквартирного дома < адрес >, поскольку в силу положений ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда только в том случае, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитальный ремонт. Исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», статей 39, 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, если на момент приватизации жилое помещение или дом в целом не нуждались в проведении капитального ремонта, то в дальнейшем собственник такого жилого помещения обязан нести расходы по капитальному ремонту как собственного жилого помещения, так и общего имущества в многоквартирном доме.

Ответчиками не представлено суду доказательств того, что многоквартирный дом < адрес > требовал капитального ремонта на момент первой приватизации квартиры в указанном доме.

В соответствии со ст. 56.11. ЗК РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.

При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием жилых помещений, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Агентства об изъятии принадлежащих ФИО3, ФИО2 квартир, прекращении их прав собственности на изымаемые объекты недвижимости.

При определении размера возмещения в связи с изъятием квартир суд полагает необходимым исключить из размера возмещения за каждую квартиру расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению жилого помещения – 50000 рублей, а также расходы за временное пользование иным жилым помещением: для Квартиры – 28600 рублей, Квартиры – 22600 рублей, поскольку данные расходы являются предположительными, ответчики не лишены возможности в будущем, при наличии таких расходов, взыскать их в установленном порядке. Доводы ФИО3 о необходимости включения в размер возмещения за изымаемое жилое помещение процентов по кредитному договору, а также расходов, связанных с оплатой страховок по условиям кредитного договора, не основаны на номах права; заявленные ответчиком суммы не могут учтены при определении размера возмещения.

Таким образом, размер возмещения в связи с изъятием жилого помещения (квартиры) площадью 49,3 кв.м с кадастровым номером , расположенной по адресу: < адрес > составляет 3163200 рублей; размер возмещения в связи с изъятием жилого помещения (квартиры) площадью 39 кв.м с кадастровым номером , расположенной по адресу: < адрес > составляет 2399700 рублей.

Указанный размер возмещения за Квартиру подлежит выплате ФИО2 после вступления решения суда в законную силу.

Определяя порядок выплаты ФИО3 возмещения за изымаемую Квартиру , суд, руководствуясь положениями ст. 3, 41, ч. 2 ст. 74 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, исходит из того, что в связи с изъятием жилого помещения и прекращении права собственности ФИО3 на Квартиру , залогодержатель – ПАО Сбербанк, лишается возможности защиты своего права посредством установления ипотеки на иное, приобретенное ответчиком жилое помещение взамен изымаемого, а также возможности сохранения ипотечного отношения в первоначальном виде, в связи с чем суд полагает необходимым установить, что возмещение в связи с изъятием жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером , расположенного по адресу: < адрес > в сумме 3163200 рублей, подлежат уплате ФИО3, после вступления решения суда в законную силу, путем перечисления долевого взноса в размере задолженности по кредитному договору от < Дата > на дату фактического исполнения решения суда ПАО Сбербанк по следующим реквизитам < ИЗЪЯТО >. Обременение в виде ипотеки указанного жилого помещения подлежит прекращению.

Исковые требования ФИО2 в силу приведенных выше обстоятельств и выводов суда, подлежат отклонению.

В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой Агентство по имуществу Калининградской области было освобождено в силу закона, подлежат взысканию с ответчиков в равных долях по 3000 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области удовлетворить.

Изъять в собственность Калининградской области для государственных нужд у ФИО3 жилое помещение (квартиру) площадью 49,3 кв.м с кадастровым номером , расположенную по адресу: < адрес >.

Определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – в сумме 3163200 рублей, подлежащие уплате ФИО3, после вступления решения суда в законную силу, путем перечисления долевого взноса в размере задолженности по кредитному договору от < Дата > на дату фактического исполнения решения по следующим реквизитам: < ИЗЪЯТО >

Прекратить право собственности ФИО3 на жилое помещение (квартиру) площадью 49,3 кв.м с кадастровым номером , расположенную по адресу: < адрес >, а также обременение (ипотека) в пользу ПАО Сбербанк от < Дата >.

Изъять в собственность Калининградской области для государственных нужд у ФИО2 жилое помещение (квартиру) площадью 39 кв.м с кадастровым номером , расположенную по адресу: < адрес >.

Определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – в сумме 2399700 рублей, подлежащие уплате ФИО2, после вступления решения суда в законную силу.

Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение (квартиру) площадью 39 кв.м с кадастровым номером , расположенную по адресу: < адрес >.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН.

Взыскать с ФИО3, ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей в равных долях по 3000 (три тысячи) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 24.12.2020.

Судья Т.В. Мишина