Дело № 2-629/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 17 июня 2014 года
Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Якименко Н.В.
с участием старшего помощника прокурора Апшеронского района Зайцева Г.В.
представителя Федеральной противопожарной службы МСЧ России - главного государственного инспектора Апшеронского района по пожарному надзору Богданова Ю.С.
представителя ТО Роспотребнадзора в Апшеронском, Белореченском районах, г. Горячий Ключ - Перякиной Н.М.
представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края - ведущего специалиста ГБУ КК «КИАЦЭМ» Алешечкиной И.В.
при секретаре Карамышевой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ефремову КЛ о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением требований действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ефремову КЛ о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением требований действующего законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Апшеронского района в 2013 году проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, защиты прав потребителей, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности базы отдыха «Термальный источник» индивидуального предпринимателя Ефремова К.Л. В ходе проверки зданий и сооружений, находящихся на данной территории были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 на объекте отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности (ППР, п. 2); к работе на объекте допущены лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности (ППР, п. 3); на объекте не назначено лицо ответственное за пожарную безопасность (ППР, п. 4); на объекте отсутствуют: инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (ППР п. 9); не обеспечена (ежедневная) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект, информации о количестве людей, находящихся (в том числе в ночное время) на объекте (ППР п.10); на объекте отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (ППР п. 12); не произведена огнезащитная обработка деревянных домиков, предназначенных для проживания людей. (ППР п. 21, СНиП 21-01-97* п. 7.12, п. 7.13); не обеспечено ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих на объект, с правилами пожарной безопасности (ППР п. 89); на огнетушителях, установленных на объекте, отсутствуют паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской ( ППР п. 475); на объекте не ведется учет наличия, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, в специальном журнале произвольной формы. (ППР п. 478); здания и помещения, расположенные на территории объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 п.4, п. 6 таб.1); здания и помещения, расположенные на территории объекта, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара (НПБ 104-03 п. 12 таб.2).
Также были выявлены нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства: прачечная для стирки используемого белья расположена в вагончике, состоит из 1 помещения, поточность чистого и грязного белья не соблюдается, в помещении захламлено, на момент проверки на стеллаже навалом хранится чистое и грязное белье, здесь же организована сушка белья, на полу стоит пылесос, личная обувь, посуда, личные вещи. Не организовано централизованное хранение чистого и грязного использованного белья, что является нарушением п.2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.12, 4.1, 4.3, 4.4, СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; внутренняя поверхность бассейнов не имеет гигиенического покрытия, дно и стены бассейнов выполнены бетоном; три кабинки крытых раздевалок (для не проживающих в номерах) выполнены из деревянного материала, в раздевалках оборудовано водяное отопление. В нарушение п.2.5, п.2.6.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» в раздевалках отсутствуют гардероб, душевые. В раздевалках (для не проживающих в номерах) не предусмотрено разделение зон для посетителей в обуви и без обуви ; в нарушение п.1,3, 1.4, 1.5, 2.1, п.2.15, 3.1, 3.8.1,3.9, 3.9.3, СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»» не представлена информация: на использование бассейнов, о проведении механической очистки и дезинфекции бассейнов; обеззараживании воды, о режимах уборки; нормативах сброса воды в водоем. Сброс использованной воды от бассейнов осуществляется в расположенный на территории базы отдыха водоем, нормативы допустимых сбросов не представлены, что является нарушением п. 2.20 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; до сведения потребителей не доведена информация о качественном химическом составе воды, используемой в бассейнах, а также информация о медицинских противопоказаниях для купания. Документарное подтверждение проведения инструктажа о правилах нахождения в бассейнах, в том числе детьми отсутствует. В соответствии с п. 3.12.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» персонал должен контролировать соблюдение посетителями правил пользования бассейном, где должны быть отражены меры по санитарно-эпидемиологической безопасности: противопоказания для пользования бассейном, обязанности посетителей по соблюдению личной гигиены; не представлена информация о прохождении обучения персонала по оказанию первой медицинской помощи. Дежурство спасателей у бассейнов не организовано. Выдача спасательных жилетов осуществляется по требованию посетителей базы отдыха, без залога. Дезинфекция жилетов после использования не проводится, жилеты хранятся навалом на скамье у проходной, часть жилетов хранится на земле, что является нарушением п. 3.12.5 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; не представлены данные о программе производственного контроля и результатах лабораторных исследований воды, что является нарушением: п. 1.5, 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6, п.5.1.1, п. 5.2, п. 5.2.2, п. 5.3.1. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; на территории базы отдыха не организован питьевой режим, краны с водопроводной питьевой водой и питьевые фонтанчики отсутствуют, что является нарушением п. 3.11. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; у проходной и на всей территории базы отсутствуют вывески с наименованием объекта, режимом работы, правилами пребывания, проживания, посещения бассейна, пользования автостоянкой и прейскуранты цен на оказываемые услуги. Правила посещения бассейнов отсутствуют. В нарушение ст. 9 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе услуг (индивидуальном предпринимателе) и фактическом адресе осуществления деятельности; не представлена информация о проведении очистки канализационных выгребов, на вывоз сточных вод, что является нарушением п. 2.1.5, п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; список сотрудников базы отдыха и личные медицинские книжки не представлены, что является нарушением п. 3.12.1 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; медицинское обслуживание на базе отдыха не обеспечено, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; на территории ИП Ефремов К.Л. установлен контейнера для сбора мусора ТБО, однако не соответствует требованиям, правилам и нормативам в области обращения с отходами; на территории базы отдыха ИП Ефремов К.Л. обнаружены и зафиксированы свалки мусора ТБО, а так же несанкционированная свалка мусора ТБО морфологический состав которой: текстиль; отходы стекла; отходы полипропилена, полиэтилена; пластиковая тара (бутылки); изделия из пластмассы, вышедшие из употребления; отработанные покрышки; тара алюминиевая из-под напитков; строительные отходы. картон тара - огороженная сеткой «Рабица» земляная яма общей площадью около 20 м2 высота кучи около 1,5 метров, на которую постоянно сваливается мусор ТБО для сжигания. База отдыха ИП Ефремов К.Л. располагается на одной площадке. На территории имеются следующие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: сжигаемая свалка мусора ТБО, септик, стоянку для автотранспорта посетителе, мангалы, так же по территории предприятия передвигается спец автотранспорт для погрузки-разгрузки; в атмосферу выделяются следующие вещества от автомобильной стоянки: диоксид азота; оксид азота; сажа; сернистый ангидрид; углерод оксид; бензин и т.д.
По результатам проведенной проверки в отношении ИП Ефремова К.Л. прокурором Апшеронского района возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.8.1, ст.8.2, ст. 6.3, ст. 20.4, ч. 1 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако, сведения об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, в прокуратуру района и иные контролирующие органы до настоящего времени не поступали.
02 октября 2013 года в прокуратуру Апшеронского района поступило обращение КМА о нарушениях санитарно - эпидемиологического законодательства со стороны ИП Ефремова при использовании скважины №. По информации ГУЧ Управление по недропользованию по Краснодарскому краю, лицензия на право разведки и добычи имеется только у КМА, следовательно, ИП Ефремов незаконно добывают и используют термальную воду.
07 февраля 2014 года представителем прокуратуры с привлечением специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» в присутствии ЕЕЮ была осмотрена территория базы отдыха, расположенной по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Нижегородское сельское поселение, район тепличного хозяйства и установлено, что выявленные ранее нарушения ИП Ефремовым не устранены. Имеющийся на территории базы пожарный щит не укомплектован первичными средствами пожаротушения, немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (п. 481 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г., ст. 43 № 123 ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; допущено размещение двух газовых баллонов для бытовых газовых приборов (кухонной плиты), объемом более 5 литров и газового баллона объемом более 5 литров, подключенного к газовой плите под навесом, которые необходимо помещать в специальные пристройки (шкафы или под кожухи, закрывающие верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов. Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ» (п. 92, п. 93 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г.); не представлены документы, подтверждающие прохождение обучения мерам пожарной безопасности работников; не представлены инструкции о мерах пожарной безопасности (п. 461 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г.); не представлена распорядительная документация назначения лица, ответственного за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п. 4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г.). Осмотреть комнаты гостевых домиков не представилось возможным, так как присутствующая при осмотре ЕЕЮ отказалась их открывать. Также при обследовании территории базы отдыха установлено, что в процессе хозяйственной деятельности образуются отходы 3-5 классов опасности.
В ходе осуществления предпринимательской деятельности ИП Ефремов К.Л. грубо нарушает требования по обращению с отходами производства и потребления. На земельном участке с кадастровым номером №, расположенного в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги ... ..., принадлежащий на праве собственности Ефремову КЛ зафиксировано нарушение в области обращения с отходами, а также несанкционированная свалка мусора ТБО морфологический состав которой: текстиль, отходы стекла, отходы полипропилена, полиэтилена, пластиковая тара (бутылки), изделия из пластмассы, вышедшие из употребления, отработанные покрышки, тара алюминиевая из под напитков, строительные отходы, картон-тара, огороженную сеткой «Рабица» земляная яма общей площадью около 20 кв. м., высота кучи около 1,5 м., на которую постоянно сваливается мусор ТБО для сжигания. Поскольку индивидуальный предприниматель Ефремову КЛ предоставляет услуги купания в бассейнах, отдыха в домиках, отдыха на территории базы неопределенному кругу лиц, в том числе - детям и указанные нарушения могут способствовать возникновению угрозы причинения вреда здоровью, а также жизни граждан, а антисанитарное состояние базы отдыха, противопожарная незащищенность объектов, находящихся на ее территории, отсутствие организации работы с ответственными лицами может привести к тяжким последствиям, в том числе к массовой гибели людей, просит суд запретить эксплуатацию базы отдыха, предоставляющей следующие виды услуг: размещение отдыхающих в домиках (предоставление бассейна для купания, предоставление беседок и автостоянки) с нарушением указанных требований законодательства Российской Федерации, расположенной по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги ... на земельном участке с кадастровым номером № до полного устранения нарушений действующего законодательства.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Апшеронского района Зайцев Г.В. уточнил заявленные требования, просил суд запретить эксплуатацию базы отдыха, предоставляющей следующие виды услуг: размещение отдыхающих в домиках (предоставление бассейна для купания, предоставление беседок и автостоянки) с нарушением указанных требований законодательства Российской Федерации, расположенной по адресу: <адрес>, в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги ... на земельном участке с кадастровым номером № и обязать ИП Ефремова К.Л., ИП ЗВА устранить нарушения действующего законодательства.
В судебном заседании ИП Ефремов К.Л. и его представитель - Данилов А.В. заявленные требования признали частично и суду пояснили, что часть выявленных нарушений уже устранена, а оставшиеся нарушения будут устранены в ближайшее время.
Представитель ИП ЗВА - Попов В.П. в судебном заседании заявленные требования признал и суду пояснил, что на основании договора аренды земельного участка с недвижимым имуществом от 20 мая 2013 года, ЗВА является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 51568 кв.м и недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, находящихся по адресу: Апшеронский район, Нижегородский сельский округ, .... В ближайшее время выявленные нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства и требования пожарной безопасности будут устранены.
ЕЕЮ в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.
Представитель Федеральной противопожарной службы МЧС России - Богданов Ю.С. в судебном заседании требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Ефремову КЛ, ЗВА о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением требований действующего законодательства поддержал и суду пояснил, что в ходе выездного судебного заседания 09.06.2014 года на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности при эксплуатации базы отдыха КФХ Ефремов расположенного по адресу: ст. Нижегородская, были выявлены следующие недостатки: к работе на объекте допущены лица не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 3); на объекте отсутствуют, инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 9); не обеспечена (ежедневная) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект, информация о количестве людей, находящихся на объекте (в том числе в ночное время). (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 10); на объекте отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводится не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 12); не произведена огнезащитная обработка деревянных домиков предназначенных для проживания людей. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 21, СНиП 21-01-97* п. 7.12, п. 7.13); не обеспечено ознакомление(под подпись) граждан, прибывающих на объект, с правилами пожарной безопасности. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 89); здания и помещения расположенные на территории объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. НПБ 110-03 п.4, п. 6 таб.1); здания и помещения расположенные на территории объекта не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. НПБ 104-03 п. 12 таб.2). Указанные нарушения могут способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Представитель ТО Роспотребнадзора в Апшеронском, Белореченском районах, г. Горячий Ключ - Перякина Н.М. в судебном заседании пояснила, что по состоянию на 09.06.2014г. на базе отдыха, расположенной на территории ст. Нижегородская, Апшеронского района не устранены следующие нарушения: не соблюдается поточность чистого и грязного белья в прачечной, для стирки постельных принадлежностей установлена одна стиральная машина, здесь же организована сушка и глажка белья, что является нарушением п.2.1, 2.3, 2.4, 2.12, 4.1, 4.3, 4.4, СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; в нарушение п.2.5, п.2.6.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» в раздевалках отсутствуют гардероб, душевые; сброс использованной воды от бассейнов осуществляется в расположенный на территории базы отдыха водоем, нормативы допустимых сбросов не представлены, что является нарушением п. 2.20 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; не представлена программа производственного контроля и результатах лабораторных исследований воды и смывы с объектов внешней среды на паразитологические показатели, что является нарушением: п. 1.5, 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6, п.5.1.1, п. 5.2, п. 5.2.2, п. 5.3.1. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; до сведения потребителей не доведена информация о качественном химическом составе воды, используемой в бассейнах, а также информация о медицинских противопоказаниях для купания. Документарное подтверждение проведения инструктажа о правилах нахождения в бассейнах, в том числе детьми отсутствует. В соответствии с п. 3.12.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» персонал должен контролировать соблюдение посетителями правил пользования бассейном, где должны быть отражены меры по санитарно-эпидемиологической безопасности: противопоказания для пользования бассейном, обязанности посетителей по соблюдению личной гигиены; отсутствует информация для посетителей с наименованием объекта, режимом работы, правилами пребывания, проживания, посещения бассейна, пользования автостоянкой и прейскуранты цен на оказываемые услуги. До сведения посетителей не доведены правила предоставления гостиничных услуг, перечень льготных категорий граждан. Правила посещения бассейнов отсутствуют. В нарушение ст. 9 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе услуг (индивидуальном предпринимателе) и фактическом адресе осуществления деятельности; уведомление о начале осуществления деятельности по оказанию услуг проживания не представлено, что является нарушением п. 2 ст. 8 ФЗ № 294 от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; территория не очищена от сорной растительности. Для сбора ТБО имеется 1 контейнер, контейнерная площадка оборудована твердым основанием, твердые бытовые отходы хранятся в пакетах навалом на земле; не представлена информация о проведении очистки канализационных выгребов, подтверждающие документы на вывоз сточных вод, что является нарушением п. 2.1.5, п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; список сотрудников базы отдыха и личные медицинские книжки не представлены, что является нарушением п. 3.12.1 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; медицинское обслуживание на базе отдыха не обеспечено, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды». Просила суд запретить эксплуатацию базы отдыха до полного устранения нарушенияйдействующего законодательства.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края - ведущий специалист ГБУ КК «КИАЦЭМ» Алешечкина И.В. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время на базе отдыха, расположенной на территории ст. Нижегородская, Апшеронского района используется мусорный контейнер, который расположен на специализированной бетонированной площадке. Ранее выявленные нарушения требований по обращению с отходами производства и потребления, полностью устранены.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Ефремову КЛ, ИП ЗВА о запрещении деятельности, осуществляемой с нарушением требований действующего законодательства обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 года каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 11 данного Федерального Закона индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4; пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу требований приказа министерства природных ресурсов №30 от 1 февраля 2010 года установлен порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов для объектов малого и среднего предпринимательства. приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010) «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.04.2010 N 16938) Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Основываясь на требованиях части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 39 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия, хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озонный слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживание выбросов и сбросов загрязняющих вещество, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройства территории в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского Кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В судебном заседании установлено, что Ефремов К.Л. и ЗВА осуществляют деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и предоставляют услуги Базы отдыха «Термальный источник», находящейся по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ст. Нижегородская. На территории базы отдыха располагается: 12 деревянных домиков; 2 бассейна; несколько беседок для клиентов с мангалами; скважина - для добычи воды; котел; септик; автостоянка для автотранспорта, пруды, выгребные туалеты, раздевалки, вагончики для персонала, сторожевой домик, недостроенное кирпичное здание под столовую.
Из информационного письма Апшеронского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 10.02.2014 года № следует, что по состоянию на 07 февраля 2014 года, согласно сведений государственного кадастра недвижимости, единого государственного реестра прав, государственного фонда - земельный участок с кадастровым номером №, расположенному по адресу: в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги ... принадлежит на праве собственности Ефремову КЛ (рег.запись от 18.07.2012).
Согласно акту проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности от 14.05.2013 года следует, что в ходе проверки зданий и сооружений, находящихся на данной территории были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 на объекте отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности (ППР, п. 2); к работе на объекте допущены лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности (ППР, п. 3); на объекте не назначено лицо ответственное за пожарную безопасность (ППР, п. 4); на объекте отсутствуют: инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (ППР п. 9); не обеспечена (ежедневная) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект, информации о количестве людей, находящихся (в том числе в ночное время) на объекте (ППР п.10); на объекте отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (ППР п. 12); не произведена огнезащитная обработка деревянных домиков, предназначенных для проживания людей. (ППР п. 21, СНиП 21-01-97* п. 7.12, п. 7.13); не обеспечено ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих на объект, с правилами пожарной безопасности (ППР п. 89); на огнетушителях, установленных на объекте, отсутствуют паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской ( ППР п. 475); на объекте не ведется учет наличия, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, в специальном журнале произвольной формы. (ППР п. 478); здания и помещения, расположенные на территории объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 п.4, п. 6 таб.1); здания и помещения, расположенные на территории объекта, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара (НПБ 104-03 п. 12 таб.2).
Из акта проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности от 09.06.2014 года следует, что при эксплуатации базы отдыха КФХ Ефремов расположенной по адресу: ст. Нижегородская выявлены недостатки: к работе на объекте допущены лица не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 3); на объекте отсутствуют, инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 9); не обеспечена (ежедневная) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект, информация о количестве людей, находящихся на объекте (в том числе в ночное время). (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 10); на объекте отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводится не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 12); не произведена огнезащитная обработка деревянных домиков предназначенных для проживания людей. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 21, СНиП 21-01-97* п. 7.12, п. 7.13); не обеспечено ознакомление(под подпись) граждан, прибывающих на объект, с правилами пожарной безопасности. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. ППР п. 89); здания и помещения расположенные на территории объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. НПБ 110-03 п.4, п. 6 таб.1); здания и помещения расположенные на территории объекта не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара. (№ 123-ФЗ от 22.07.08 г. НПБ 104-03 п. 12 таб.2).
Согласно информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ от 16.05.2013 года № 30/841,при проведении проверки базы отдыха Ефремова К.Л. было выявлено, что прачечная для стирки используемого белья расположена в вагончике, состоит из 1 помещения, поточность чистого и грязного белья не соблюдается, в помещении захламлено, на момент проверки на стеллаже навалом хранится чистое и грязное белье, здесь же организована сушка белья, на полу стоит пылесос, личная обувь, посуда, личные вещи. Не организовано централизованное хранение чистого и грязного использованного белья, что является нарушением п.2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.12, 4.1, 4.3, 4.4, СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; внутренняя поверхность бассейнов не имеет гигиенического покрытия, дно и стены бассейнов выполнены бетоном; три кабинки крытых раздевалок (для не проживающих в номерах) выполнены из деревянного материала, в раздевалках оборудовано водяное отопление. В нарушение п.2.5, п.2.6.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» в раздевалках отсутствуют гардероб, душевые. В раздевалках (для не проживающих в номерах) не предусмотрено разделение зон для посетителей в обуви и без обуви ; в нарушение п.1,3, 1.4, 1.5, 2.1, п.2.15, 3.1, 3.8.1,3.9, 3.9.3, СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»» не представлена информация: на использование бассейнов, о проведении механической очистки и дезинфекции бассейнов; обеззараживании воды, о режимах уборки; нормативах сброса воды в водоем. Сброс использованной воды от бассейнов осуществляется в расположенный на территории базы отдыха водоем, нормативы допустимых сбросов не представлены, что является нарушением п. 2.20 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; до сведения потребителей не доведена информация о качественном химическом составе воды, используемой в бассейнах, а также информация о медицинских противопоказаниях для купания. Документарное подтверждение проведения инструктажа о правилах нахождения в бассейнах, в том числе детьми отсутствует. В соответствии с п. 3.12.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» персонал должен контролировать соблюдение посетителями правил пользования бассейном, где должны быть отражены меры по санитарно-эпидемиологической безопасности: противопоказания для пользования бассейном, обязанности посетителей по соблюдению личной гигиены; не представлена информация о прохождении обучения персонала по оказанию первой медицинской помощи. Дежурство спасателей у бассейнов не организовано. Выдача спасательных жилетов осуществляется по требованию посетителей базы отдыха, без залога. Дезинфекция жилетов после использования не проводится, жилеты хранятся навалом на скамье у проходной, часть жилетов хранится на земле, что является нарушением п. 3.12.5 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; не представлены данные о программе производственного контроля и результатах лабораторных исследований воды, что является нарушением: п. 1.5, 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6, п.5.1.1, п. 5.2, п. 5.2.2, п. 5.3.1. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; на территории базы отдыха не организован питьевой режим, краны с водопроводной питьевой водой и питьевые фонтанчики отсутствуют, что является нарушением п. 3.11. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; у проходной и на всей территории базы отсутствуют вывески с наименованием объекта, режимом работы, правилами пребывания, проживания, посещения бассейна, пользования автостоянкой и прейскуранты цен на оказываемые услуги. Правила посещения бассейнов отсутствуют. В нарушение ст. 9 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе услуг (индивидуальном предпринимателе) и фактическом адресе осуществления деятельности; не представлена информация о проведении очистки канализационных выгребов, на вывоз сточных вод, что является нарушением п. 2.1.5, п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; список сотрудников базы отдыха и личные медицинские книжки не представлены, что является нарушением п. 3.12.1 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; медицинское обслуживание на базе отдыха не обеспечено, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; на территории ИП Ефремов К.Л. установлен контейнера для сбора мусора ТБО, однако не соответствует требованиям, правилам и нормативам в области обращения с отходами; на территории базы отдыха ИП Ефремов К.Л. обнаружены и зафиксированы свалки мусора ТБО, а так же несанкционированная свалка мусора ТБО морфологический состав которой: текстиль; отходы стекла; отходы полипропилена, полиэтилена; пластиковая тара (бутылки); изделия из пластмассы, вышедшие из употребления; отработанные покрышки; тара алюминиевая из-под напитков; строительные отходы. картон тара - огороженная сеткой «Рабица» земляная яма общей площадью около 20 м2 высота кучи около 1,5 метров, на которую постоянно сваливается мусор ТБО для сжигания. База отдыха ИП Ефремов К.Л. располагается на одной площадке. На территории имеются следующие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: сжигаемая свалка мусора ТБО, септик, стоянку для автотранспорта посетителе, мангалы, так же по территории предприятия передвигается спец автотранспорт для погрузки-разгрузки; в атмосферу выделяются следующие вещества от автомобильной стоянки: диоксид азота; оксид азота; сажа; сернистый ангидрид; углерод оксид; бензин и т.д.
Согласно информационного письма Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий Ключ № от 09.06.2014 года,на базе отдыха, расположенной на территории ст. Нижегородская, Апшеронского района не устранены следующие нарушения: не соблюдается поточность чистого и грязного белья в прачечной, для стирки постельных принадлежностей установлена одна стиральная машина, здесь же организована сушка и глажка белья, что является нарушением п.2.1, 2.3, 2.4, 2.12, 4.1, 4.3, 4.4, СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; в нарушение п.2.5, п.2.6.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» в раздевалках отсутствуют гардероб, душевые; сброс использованной воды от бассейнов осуществляется в расположенный на территории базы отдыха водоем, нормативы допустимых сбросов не представлены, что является нарушением п. 2.20 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; не представлена программа производственного контроля и результатах лабораторных исследований воды и смывы с объектов внешней среды на паразитологические показатели что является нарушением: п. 1.5, 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6, п.5.1.1, п. 5.2, п. 5.2.2, п. 5.3.1. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; до сведения потребителей не доведена информация о качественном химическом составе воды, используемой в бассейнах, а также информация о медицинских противопоказаниях для купания. Документарное подтверждение проведения инструктажа о правилах нахождения в бассейнах, в том числе детьми отсутствует. В соответствии с п. 3.12.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» персонал должен контролировать соблюдение посетителями правил пользования бассейном, где должны быть отражены меры по санитарно-эпидемиологической безопасности: противопоказания для пользования бассейном, обязанности посетителей по соблюдению личной гигиены; отсутствует информация для посетителей с наименованием объекта, режимом работы, правилами пребывания, проживания, посещения бассейна, пользования автостоянкой и прейскуранты цен на оказываемые услуги. До сведения посетителей не доведены правила предоставления гостиничных услуг, перечень льготных категорий граждан. Правила посещения бассейнов отсутствуют. В нарушение ст. 9 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе услуг (индивидуальном предпринимателе) и фактическом адресе осуществления деятельности; уведомление о начале осуществления деятельности по оказанию услуг проживания не представлено, что является нарушением п. 2 ст. 8 ФЗ № 294 от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; территория не очищена от сорной растительности. Для сбора ТБО имеется 1 контейнер, контейнерная площадка оборудована твердым основанием, твердые бытовые отходы хранятся в пакетах навалом на земле; не представлена информация о проведении очистки канализационных выгребов, подтверждающие документы на вывоз сточных вод, что является нарушением п. 2.1.5, п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; список сотрудников базы отдыха и личные медицинские книжки не представлены, что является нарушением п. 3.12.1 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; медицинское обслуживание на базе отдыха не обеспечено, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды».
Поскольку в судебном заседании с достоверностью было установлено, что ИП Ефремов К.Л. и ИП ЗВА предоставляют услуги купания в бассейнах, отдыха в домиках, отдыха на территории базы неопределенному кругу лиц, в том числе - детям, и выявленные нарушения могут способствовать возникновению угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, а противопожарная незащищенность объектов, находящихся на ее территории, отсутствие организации работы с ответственными лицами может привести к тяжким последствиям, в том числе к массовой гибели людей, то суд считает необходимым запретить эксплуатацию базы отдыха, предоставляющей следующие виды услуг: размещение отдыхающих в домиках (предоставление бассейна для купания, предоставление беседок и автостоянки), расположенной по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги ...) на земельном участке с кадастровым номером 23:02:1005000:192 и обязать ИП Ефремова К.Л. и ИП ЗВА полностью устранить нарушения действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Запретить эксплуатацию базы отдыха, предоставляющей следующие виды услуг: размещение отдыхающих в домиках (предоставление бассейна для купания, предоставление беседок и автостоянки) с нарушением указанных требований законодательства Российской Федерации, расположенной по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги ...) на земельном участке с кадастровым номером № и обязать ИП Ефремова К.Л. и ИП ЗВА полностью устранить нарушения действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья