ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-629/2021 от 08.09.2022 Верещагинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-629/2021

УИД 59RS0014-01-2022-000894-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года г.Верещагино Пермского края

Верещагинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Филиппенко Р.М., при секретаре судебного заседания Тетеновой Е.Н., с участием представителя истца прокурора Тетеновой И.В., представителя ответчика Голубевой В.В., на основании доверенности от 08.09.2022 №82,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности обеспечить земельные участки водоснабжением и транспортной инфраструктурой,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Верещагинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности обеспечить земельные участки водоснабжением и транспортной инфраструктурой.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что в соответствие с постановлением администрации МО «Верещагинское городское поселение» от 16.11.2018 № 777 предоставлено бесплатно в общую долевую собственность ФИО2 1/5 доля в праве, ФИО3 1/5 доля в праве, ФИО4. 1/5 доля в праве, ФИО5 1/5 доля в праве, ФИО6 1/5 доля в праве на земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 1035 кв.м, по адресу: с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, личное подсобное хозяйство. Вышеуказанный земельный участок принят на основании акта приема-передачи земельного участка от 16.11.2018. Земельный участок обеспечен ВЛ 0,4 кВ., водоснабжение на отсутствует. В муниципальной казне Верещагинского городского округа не числится, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости 19.07.2021. Между тем, администрацией Верещагинского городского округа длительное время (с момента предоставления земельного участка с 16.11.2018 г 19.07.2021) не принимались меры по постановке автомобильной дороги на учет как бесхозяйного объекта. До настоящего времени работы по созданию профиля дороги и нарезке кюветов улицы Героев России не проведены, содержание дороги, в том числе в зимний период времени не осуществляется. Кроме этого, на указанной улице сформировано 17 земельных участков с целевым назначением для ведения личного подсобного хозяйства, из них предоставлено гражданам на праве собственности 9 земельных участков. Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры. 21.02.2022 в адрес ответчика вынесено представление, с требованием устранить указанные нарушения. До настоящего времени нарушения не устранены. С учетом уточненного искового заявления просит возложить обязанность по обеспечению земельных участков, расположенных по транспортной инфраструктурой в срок до 01.10.2023, возложить обязанность по обеспечению земельных участков, расположенных по городского округа водоснабжением в срок до 01.10.2024.

Представитель истца в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований, учитывая соглашение о выделении бюджетных средств из регионального бюджета, в части возложения обязанности обеспечить земельные участки водоснабжением просят установить срок до 01.10.2024.

Представитель ответчика администрации Верещагинского городского округа Пермского края в судебном заседании с требованиями истца согласилась, просила предоставить больше времени. В настоящее время дорога принята в муниципальную собственность, изначально дорога была поставлена как бесхозяйное имущество. Обеспечение водоснабжением является затратным мероприятием. В настоящее время разработан план развития по разработке проектно-сметной документации, по выполнению инженерных изысканий по строительству инженерных сетей, затраты составят примерно 2 000 000 рублей, которые запланированы в бюджете на 2023 год, обеспечение водоснабжением запланировано на 2024 год, работа ведется. Ремонт дороги протяженностью 3,6 км запланировано на 2024 -2025 годы. Заключен муниципальный контракт на содержание дороги на три года, в который будут внесены изменения, так как спорная дорога не вошла, поскольку на учет ее поставили в августе 2022 года.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесена организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).

В силу положений п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставления земельного участка бесплатно осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Пермского края от 1 декабря 2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.3 Закона Пермского края от 1 декабря 2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах зоны отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч.6 ст.13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ч.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Федеральный закон N416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона №416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона N416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации воодоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона N416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием централизованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Между тем в системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Поскольку же земельные участки предоставляются для ведения личного подсобного хозяйства, соответственно на нем может быть возведен жилой дом, такой участок подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (п.3 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В таких регламентах, как следует из п.4 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края от 16.11.2018 №777 предоставлен земельный участок в общую долевую собственность ФИО7ФИО8ФИО9ФИО10ФИО11 по 1/5 доли в праве каждому, земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером общей площадью 1035 кв.м. по адресу: с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, личное подсобное хозяйство (л.д.11).

Право собственности на земельный участок зарегистрировано в общую долевую собственность ФИО12ФИО13ФИО14ФИО15ФИО16 по 1/5 доли в праве, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.44-46).

Прокуратурой Верещагинского городского округа в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере электро-тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) установлено, что вышеуказанный земельный участок, расположенный по с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, личное подсобное хозяйство, не обеспечен водоснабжением, а также не проведены работы по созданию профиля дороги и нарезке кюветов улицы Героев России, содержание дороги, в том числе в зимний период времени не осуществляется. Автомобильная дорога по ул. Героев России поставлена на учет как бесхозяйное имущество с 19.07.2021, меры о принятии дорог в муниципальную собственность не приняты.

21.02.2022 прокуратурой района в адрес администрации было вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений (л.д.14-19).

В судебном заседании представитель ответчика представил комплексный план развития муниципального образования Верещагинский городской округ Пермского рая на период с 2022 по 2030 годы, утвержденный главой городского округа в июне 2022 года (л.д.29-39).

Постановлением администрации Верещагинского городского округа от 22.08.2022 №254-01-01-1750 в собственность муниципального образования приняты объекты недвижимого имущества, в том числе, автомобильная дорога , протяженностью 235 м. (л.д.32-35).

Согласно комплексному плану развития администрации Верещагинского городского округа запланирован ремонт автомобильных дорог в границах населенного пункта п. Субботники, произведен локально сметный расчет в 2021-2022 г.г., заложены подготовительные работы, восстановление профиля водоотводных канав, удлинение водопропускных труб, исправление профиля оснований, замена дорожного полотна. Запланированы работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий по объекту «Строительство системы водоснабжений в п. Субботники, д. Борщовцы, д. Зайцы», обеспечение водоснабжением земельных участков для многодетных семей (п. Субботники, д. Борщовцы, д. Зайцы).

Таким образом, из вышеизложенного следует, что органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесена организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), является администрация Верещагинского городского округа, которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Верещагинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Верещагинский городской округ Пермского края, в лице администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности по обеспечению земельных участков, расположенных по водоснабжением и транспортной инфраструктурой, подлежит удовлетворению.

С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства.

С учетом представленных доказательств в материалы дела, обязанность по обеспечению земельных участков расположенных по транспортной инфраструктурой, суд полагает возможном установить срок до 01.10.2023, а обязанность по обеспечению земельных участков расположенных по водоснабжением, суд полагает возможном установить срок до 01.10.2024,

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Возложить на муниципальное образование Верещагинский городской округ Пермского края, в лице администрации Верещагинского городского округа Пермского края обязанность по обеспечению земельных участков, расположенных по округа транспортной инфраструктурой в срок до 01 октября 2023 года.

Возложить на муниципальное образование Верещагинский городской округ Пермского края, в лице администрации Верещагинского городского округа Пермского края обязанность по обеспечению земельных участков, расположенных по водоснабжением в срок до 01 октября 2024 года

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Р.М. Филиппенко