ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-629/2021660038-01-2021-000883-74 от 27.07.2021 Невьянского городского суда (Свердловская область)

Копия

Дело № 2-629/2021 66RS0038-01-2021-000883-74

Мотивированное решение

принято 27.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск 20.07.2021

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Уфимцевой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Камаловой Ю.И.,

с участием лиц, участвующих в деле:

представителя истца – помощника Невьянского городского прокурора Выскребенцевой Н.А.,

представителя ответчика – администрации Невьянского городского округа Ждановой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Невьянского городского округа о возложении обязанности,

установил:

Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Невьянского городского округа со следующими требованиями:

обязать провести ремонт дорог внутридворового проезда и подъездных путей к многоквартирным жилым домам, расположенных по адресам: ...., ***, ...., ***, ...., ***;

организовать искусственное освещение дорог внутридворового проезда и подъездных путей к многоквартирным жилым домам, расположенных по адресам: ...., ***, ...., ***, ...., ***;

организовать парковки (парковочные места) во дворах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ...., ***, ...., ***, ...., ***.

В обосновании иска указано, что Невьянской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании дорог внутридворового проезда и подъездных путей к многоквартирным жилым домам.

По результатам надзорных мероприятий установлено, что на участках придомовых дорог, предназначенных для движения транспортных средств, по адресам: ...., ***, ...., ***, ...., ***, асфальтобетонное покрытие частично разрушено, по всей длине имеются загрязнения, имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия (выбоины, ямы), отсутствует надлежащее освещение дорог.

Не соответствуют установленным требованиям дворовые территории и подъездные пути к ним многоквартирных домов, расположенных по названным адресам, а именно - имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия (выбоины, ямы) и также требуется проведение ремонта дорожного полотна.

Парковочные места для автомобилей также отсутствуют.

Безопасность дорожного движения на вышеназванных участках не обеспечивается, что создает угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Приведение состояния дорог в соответствии с требованиями законодательства является необходимым условием и гарантией безопасности дорожного движения на данных участках дорог, создает более высокую степень защищенности граждан от ДТП и их последствий.

В судебном заседании представитель истца Выскребенцева Н.А. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Невьянского городского округа Жданова М.Э. возражала в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований, по обстоятельствам дела пояснила следующее.

В соответствии с постановлением главы Невьянского городского округа от 00.00.0000***-п принято решение о подготовке проекта межевания территории «Комплексное благоустройство дворовой территории многоквартирных домов ....».

Указанное постановление размещено на сайте Невьянского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступно по ссылке <*****>. Также указанное постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник Невьянского городского округа» от 00.00.0000***(155).

Согласно пункту 2 указанного постановления, со дня опубликования решения о подготовке проекта межевания территории «Комплексное благоустройство дворовой территории многоквартирных домов ***, ***, по ...., ***, ***, *** корпус 1, *** корпус 2, ***, *** по ....» физические или юридические лица в срок до 00.00.0000 вправе представить в администрацию Невьянского городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании проекта межевания территории.

После реализации проекта межевания земельный участок вместе с внутридомовыми проездами, проходами и иной территорией войдет в состав придомовой территории многоквартирных домов и перейдет в общую долевую собственность граждан.

На основании вышеизложенного, следует иметь в виду, что в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. И если дворовый проезд расположен на указанном земельном участке, то исходя из п. 17 Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, следует, что ремонт и восстановление, в частности, разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек относятся к работам по текущему ремонту и ответственность по содержанию дворового проезда и его благоустройству должна быть определена договором управления многоквартирным домом.

Администрация Невьянского городского округа полагает, что на сегодняшний день отсутствует правовое основание для удовлетворения исковых требований городского прокурора по организации парковочных мест ввиду того, что собственники многоквартирных домов не приняли соответствующего решения.

В соответствии с выпиской из ЕГРН, только земельный участок с кадастровым номером *** (...., дворовая территория многоквартирных домов ...., ....) относится к муниципальной собственности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривалось стороной ответчика, Невьянской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании дорог внутридворового проезда и подъездных путей к многоквартирным жилым домам.

Из актов от 00.00.0000 и от 00.00.0000, составленных старшим <*****>ФИО4, следует, что на участке дворовых территорий домов ...., в ...., покрытие проездов имеют многочисленные дефекты в виде выбоин, в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2019 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Стационарное уличное освещение отсутствует в нарушении п. 4.6.1.1 ГОСТ Р «Элементы обустройства. Общие требования».

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся, среди прочего, принятие первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 Закона).

Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

При этом, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Поэтому, согласно п. 11.4 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", в улично-дорожную сеть населенных пунктов входят не только магистральные городские дороги, но "улицы и дороги местного значения", включая транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения.

Ремонт автомобильных дорог в силу ч. 1 ст. 18 ФЗ Российской Федерации № 257-ФЗ осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

В соответствии с п. 5.2.4 и таблице 5.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. в том числе отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, 0,06 м.кв, равной или более.

Доказательства, опровергающие сведения, изложенные в вышеуказанных актах от 00.00.0000 и от 00.00.0000, стороной ответчика не представлено.

В соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. п. 2 - 3 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования занятые проездами, автомобильными дорогами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Доводы стороны ответчика о том, что спорная территория не относится к автомобильным дорогам в смысле Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд считает необоснованными и несостоятельными, поскольку соответствующее определение введено и используется только для целей регулирования определенных этим законом отношений.

Пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относит не только дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, но и обеспечение безопасности дорожного движения в границах населенных пунктов поселения. Последние из упомянутых отношений урегулированы примененным в рассматриваемом гражданском деле Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в ст. 12 которого определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В отличие от п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где содержится определение автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, - в абз. 8 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" для целей данного закона определено, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Поэтому буквальное прочтение ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" свидетельствует о возможности возложить обязанность по организации ремонта дороги (спорных участков на внутриквартальном проезде) на орган местного самоуправления (администрацию города), к компетенции которого отнесено содержание автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Для осуществления соответствующих полномочий используются средства дорожного фонда, который согласно п. 1 ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации представляет собой часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Из представленных документов и пояснений сторон следует, что спорные проезды и подъездные пути не являются объектами прав общей долевой собственности, принадлежащих собственникам помещений многоквартирных домов.

Стороной ответчика не оспаривалось, что в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на спорной территории отсутствует стационарное уличное освещение.

Имеющиеся материалы дела позволяют признать установленным факт того, что спорными проездами и подъездными путями пользуются не только жильцы указанных выше многоквартирных домов, но и неопределенный круг лиц для проезда и прохода к расположенным в указанном районе жилым домам. Автомобильная дорог, служит придомовым и внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, содержание которой не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца, в части возложения обязанности провести ремонт дорог внутридворового проезда и подъездных путей, а также организовать искусственное освещение, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности организовать парковки (парковочные места) во дворах многоквартирных жилых домов.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению.

Стороной истца не представлено доказательств того, что отсутствие, по его мнению, парковочных мест во дворах дома, нарушает права, как жителей указанных выше жилых домов, так и неопределенного круга лиц.

Общим собранием многоквартирных домов .... решение об организации во дворах дома парковочных мест, принято не было.

Кроме того, требования истца в данной части, суд считает не исполнимыми. Стороной истца не указано и в ходе судебного заседания не уточнено, в каком количестве ответчик должен организовать парковочные места, и в каком конкретном месте, исходя из имеющейся жилой застройки. По представленным фотографиям, истец не смог пояснить какая дворовая территория относится к каждому конкретному дому.

По мнению суда, удовлетворение заявленных исковых требований в данной части, не обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц при одновременном соблюдении баланса интересов, как неопределенного круга, так и жителей указанных выше многоквартирных домов.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию Невьянского городского округа провести ремонт дорог внутридворового проезда и подъездных путей к многоквартирным жилым домам, расположенных по адресам: ...., .... а также организовать искусственное освещение дорог внутридворового проезда и подъездных путей к многоквартирным жилым домам, расположенных по адресам: ....

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательное форме путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.

Судья: И.Н. Уфимцева

Копия верна:

Судья: Секретарь: