ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-62/16 от 24.11.2016 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2016 года <адрес>

<адрес>

Аяно-Майский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО1,

с участием прокурора <адрес>ФИО3,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района о возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района (далее ММУП «Коммунальник») о возложении обязанностей. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена поверка соблюдения администрацией района и ММУП «Коммунальник» требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации резервуаров с горюче-смазочными материалами, расположенных на территории склада ГСМ на берегу бухты Аянской <адрес>. В ходе данной проверки установлено, что в хозяйственном ведении ММУП «Коммунальник» находятся следующие резервуары с горюче-смазочными материалами: 1 резервуар объемом 1000 м3, 3 резервуара объемом 63 м3, 1 резервуар объемом 25 м3. Проведенной проверкой установлено, что содержание объектов топливной инфраструктуры производится с нарушением действующего законодательства. Поскольку ММУП «Коммунальник», как предприятие, в хозяйственном ведении которого находятся указанные объекты, не исполняет обязанности по их надлежащему содержанию и эксплуатации, прокурор района обратился с иском в суд и просит суд обязать ММУП «Коммунальник» в срок до ДД.ММ.ГГГГ на резервуаре объемом 1000 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенном на берегу бухты Аянской <адрес> установить пеногенераторы с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование; в срок до ДД.ММ.ГГГГ вокруг резервуаров объемом 1000 м3, 3 резервуаров объемом 63 м3, резервуара объемом 25 м3, расположенных на берегу бухты Аянской <адрес> произвести обвалование; в срок до ДД.ММ.ГГГГ резервуар объемом 1000 м3, 3 резервуара объемом 63 м3, резервуар объемом 25 м3, расположенных на берегу бухты Аянской <адрес> оборудовать устройствами молниезащиты; в срок до ДД.ММ.ГГГГ производственную площадку, примыкающую к резервуару объемом 1000 м3, 3 резервуарам объемом 63 м3, резервуару объемом 25 м3, расположенным на берегу бухты Аянской <адрес> оборудовать нефтеловушкой.

В судебном заседании прокурор <адрес>ФИО3 на удовлетворении заявленного иска настаивал и, поддержав изложенные в иске обстоятельства, уточнив исковые требования, с учетом заявленного отказа от иска к администрации района и комитету по управлению муниципальным имуществом, просил суд обязать ММУП «Коммунальник» в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: произвести обвалование вокруг резервуара объемом 1000 м3, 3 резервуаров объемом 63 м3, резервуара объемом 25 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>; установить пеногенераторы с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование на резервуаре объемом 1000 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>; оборудовать устройствами молниезащиты резервуар объемом 1000 м3, 3 резервуара объемом 63 м3, резервуар объемом 25 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>; оборудовать нефтеловушкой производственную площадку, примыкающую к резервуару объемом 1000 м3, 3 резервуарам объемом 63 м3, резервуару объемом 25 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>.

Представитель ММУП «Коммунальник» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявленным прокурором иском не согласилась, пояснила, что для обследования резервуаров на складе ГСМ <адрес>, предприятием в мае 2015 года привлекалась специализированная организация по строительству, реконструкции и обслуживанию складов ГСМ – ЗАО «Востокметаллургремонт». В заключении комиссии указано на необходимость срочной реконструкции. Для устранения нарушений законодательства, выявленных в ходе данного обследования, а также в ходе проведенной прокуратурой района проверки, необходимы значительные финансовые вложения, однако предприятие не имеет собственных средств, достаточных для проведения данных работ. Собственник имущества – администрация <адрес>, уведомлен о состоянии резервуаров склада ГСМ. Без финансирования работ со стороны собственника имущества, предприятие не сможет устранить выявленные прокурором нарушения.

Выслушав прокурора района, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом в хозяйственное ведение ММУП «Коммунальник» передано муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 242 936 914,52 рублей, износом 110 796 663,60 рублей, остаточной стоимостью 132 140 250,92 рублей. ММУП «Коммунальник» указанное имущество, согласно акту приема-передачи, принято на баланс. В числе прочего имущества ММУП «Коммунальник» принят склад ГСМ, расположенный в районе бухты Аянской <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема передачи объектов от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка соблюдения ММУП «Коммунальник» и администрацией района требований законодательства о пожарной безопасности на складе ГСМ <адрес>. Выявленные в ходе проверки нарушения отражены прокурором района в акте от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном проводившими проверку лицами. С данным актом был ознакомлен главный инженер ММУП «Коммунальник» ФИО5, который на момент ознакомления с актом заявлений и замечаний по акту не имел.

В соответствии с распоряжением главы администрации Аяно-Майского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О создании межпоселенческого муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района» создано ММУП «Коммунальник».

Данное предприятие согласно п.1.3 Устава ММУП «Коммунальник», утвержденного распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения. Учредителем предприятия от имени Аяно-Майского муниципального района является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района (п.1.4 Устава).

В соответствии с Уставом ММУП «Коммунальник», предприятие является юридическим лицом, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности. Предприятие осуществляет свою производственно-хозяйственную деятельность с целью получения дохода, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества – Аяно-Майским муниципальным районом, поставщиками, потребителями, бюджетом и банками, другими юридическими и физическими лицами.

Как следует из раздела 2 Устава ММУП «Коммунальник», целью создания предприятия в числе прочих является развитие и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства и получение дохода. Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке в числе прочих виды деятельности по электроснабжению и теплоснабжению. В соответствии с возложенными на него задачами, предприятие осуществляет производство строительных материалов, конструкций, строительство, проведение капитального и текущего ремонта зданий, находящихся в ведении. Для достижения уставных целей предприятие имеет право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры, в том числе крупные сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности предприятия.

В силу п.2.5 Устава предприятие обязано: выполнять обязательства согласно действующему законодательству и заключенным договорам; возмещать ущерб, причиненный нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции; обеспечивать своим работникам безопасные условия труда; осуществлять текущий и капитальный ремонт закрепленного имущества за счет средств предприятия.

Согласно разделу 3 Устава ММУП «Коммунальник», имущество предприятия находится в собственности <адрес>, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Предприятие в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> и настоящим Уставом, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения в отношении имущества, находящегося в собственности <адрес> и закрепленного за предприятием, возникает у предприятия с момента передачи имущества учредителем, если иное не установлено законодательством. Доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, являются собственностью <адрес> и поступают в хозяйственное ведение предприятия. Чистая прибыль поступает в полное распоряжение предприятия. Оно самостоятельно определяет направления использования этой прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется предприятием в установленном порядке на строительство, реконструкцию, обновление основных фондов.

В силу ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст.56 Водного кодекса РФ запрещен сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).

В соответствии с ч.3 ст.56 Водного кодекса РФ меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частями 1 и 2 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены прилагаемые нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 9 таблицы НПБ 110-03 наземное хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей регламентировано СНиП ДД.ММ.ГГГГ-93.

В соответствии с п.8.6 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-93 на резервуарах объемом от 1000 до 3000 куб.м следует устанавливать пеногенераторы с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование.

Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила технической эксплуатации нефтебаз. Настоящие Правила устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке (п.1.1 Правил). Положения и требования настоящих Правил распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые нефтебазы (п.1.2 Правил). Требования РД обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации нефтебаз (п.1.3 Правил).

Согласно п.2.1, п.2.9 вышеуказанных Правил складское предприятие, представляющее собой комплекс зданий, сооружений и коммуникаций, предназначенных для организации приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов (далее - нефтебаза), эксплуатируется на основании требований настоящих Правил и нормативных документов, регламентирующих требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и санитарной безопасности, охраны труда и иных документов, принятых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Допускается разработка и применение ведомственных технических инструкций, методик, связанных с эксплуатацией нефтебаз, не противоречащих действующим нормативным документам и техническим требованиям настоящих Правил. Нефтебазы укомплектовываются материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций, в том числе и для предупреждения аварийных разливов нефтепродуктов, в соответствии с утвержденным планом предупреждения и ликвидации аварий.

В соответствии с п.7.13 Правил по периметру каждой группы наземных резервуаров должно быть замкнутое земляное обвалование шириной по верху не менее 0,5 м или ограждающая стена из негорючих материалов, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости. Высота обвалования или ограждающей стены каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости, но не менее 1 м для резервуаров номинальной вместимостью до 10 000 куб. м и 1,5 м для резервуаров вместимостью 10 000 куб. м и более. Расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен следует принимать не менее 3 м от резервуаров вместимостью до 10 000 куб. м и 6 м - от резервуаров вместимостью 10 000 куб. м и более. Группа из резервуаров вместимостью 400 куб. м и менее, общей вместимостью до 4000 куб. м, расположенная отдельно от общей группы резервуаров (за пределами ее внешнего обвалования), должна быть ограждена сплошным земляным залом или стеной высотой 0,8 м при вертикальных резервуарах и 0,5 м при горизонтальных резервуарах. Расстояние от стеной этих резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования не нормируется.

Согласно п.79, п.136 Руководства по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, резервуарные парки общей вместимостью менее 100 тыс. куб. м защищаются от прямых ударов молнии следующим образом: корпуса резервуаров при толщине металла крыши менее 4 мм - отдельно стоящими молниеотводами или установленными на самом резервуаре; корпуса резервуаров при толщине 4 мм и более, а также отдельные резервуары единичной емкостью менее 200 куб. м независимо от толщины металла крыши - присоединяют к заземлителям. Нефтеловушки выполняются из негорючих материалов и предусматриваются закрытыми.

В ходе судебного разбирательства установлено и ответчиком не оспаривалось, что на резервуаре объемом 1000 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес> не установлены пеногенераторы с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование. Вокруг указанного резервуара, а также 3 резервуаров объемом 63 м3 и резервуара объемом 25 м3 отсутствует обвалование. Территория склада ГСМ не оборудована системой молниезащиты. Производственная площадка, примыкающая к резервуарам ГСМ не оборудована нефтеловушкой.

Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено, что эксплуатация резервуаров склада горюче-смазочных материалов осуществляется ММУП «Коммунальник», данным складом предприятие владеет на праве хозяйственного ведения, целью создания ММУП «Коммунальник» является выполнение работ, оказание услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию <адрес>, удовлетворение общественных потребностей и получение дохода, предметом деятельности предприятия в числе прочего является прием, хранение и реализация нефтепродуктов, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором иска и его удовлетворении в полном объеме.

Довод представителя ММУП «Коммунальник» о том, что в связи с недостаточностью средств у предприятия, финансирование работ по устранению нарушений, выявленных прокурором района на складе ГСМ, должен осуществлять собственник имущества – администрация района, судом отклоняется, как необоснованный ввиду следующего.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.1 ст.216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право хозяйственного ведения имуществом (статья 294).

Как предусмотрено ст.294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу п.1 ст.295 Гражданского кодекса РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Пунктом 6 ст.113 Гражданского кодекса РФ установлено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

Из содержания приведенных норм следует, что права собственника ограничиваются характером соответствующего вещного права и в отношении переданного имущества в силу статей 294, 295 Гражданского кодекса РФ составляют четко очерченный круг правомочий. Статьей 295 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного унитарному предприятию в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на унитарное предприятие и обязанности по его содержанию. При этом наличие титула права хозяйственного ведения предполагает возможность реализации унитарным предприятием полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

В этой связи, поскольку являющиеся предметом спора резервуары склада ГСМ находятся во владении ММУП «Коммунальник» на праве хозяйственного ведения и в соответствии с Уставом ММУП «Коммунальник» предприятие, будучи коммерческой организацией, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, целью создания предприятия в числе прочих является получение дохода, при этом в обязанности ММУП «Коммунальник» входит осуществление текущего и капитального ремонта закрепленного имущества за счет средств предприятия, именно ММУП «Коммунальник» обязано устранить выявленные прокурором района нарушения требований действующего законодательства на складе ГСМ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к межпоселенческому муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района о возложении обязанностей – удовлетворить.

Обязать межпоселенческое муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

произвести обвалование вокруг резервуара объемом 1000 м3, 3 резервуаров объемом 63 м3, резервуара объемом 25 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>;

установить пеногенераторы с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование на резервуаре объемом 1000 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>;

оборудовать устройствами молниезащиты резервуар объемом 1000 м3, 3 резервуара объемом 63 м3, резервуар объемом 25 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>;

оборудовать нефтеловушкой производственную площадку, примыкающую к резервуару объемом 1000 м3, 3 резервуарам объемом 63 м3, резервуару объемом 25 м3 склада горюче-смазочных материалов, расположенного на берегу бухты Аянской <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Аяно-Майский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.

Судья И.<адрес>