ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-62/18 от 30.01.2018 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-62/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленск РС (Я) 30 января 2018 года

Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Герасимовой У.А.,

при секретаре Хайрулиной П.А.,

с участием истца Поливода В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поливода В.И. к ООО «Максим» о возложении обязанности предоставить скидку по оплате коммунальных услуг, как многодетной семье,

У с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к ООО «Максим», ссылаясь на то, что она является многодетной матерью, проживает со своей семьей по адресу г.Ленск, [АДРЕС], водоотведение (канализация) данного многоквартирного жилого дома обеспечивает ответчик. Считает, что на основании Указа Президента РФ от 05.05.1992 №431 ответчик обязан предоставлять скидку в размере 30 %, однако при обращении с заявлением к ответчику ей было отказано. Считает, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по предоставлению скидки на коммунальные услуги, поскольку выступает в качестве исполнителя. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ. Указывает, что в настоящее время в РС (Я) отсутствует порядок предоставления скидки многодетным семьям на коммунальные услуги, то есть данный вопрос не урегулирован, то 30% скидка должна предоставляться в сроки по аналогии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761.

Просит суд обязать ответчика предоставить с 01.10.2016 многодетной семье 30% скидку по водоотведению на жилое помещение, расположенное по адресу г.Ленск, [АДРЕС] с перерасчетом за февраль-декабрь 2016 года и январь-сентябрь 2017 года.

В судебном заседании истец Поливода В.И. требования поддержала, ссылаясь на вышеизложенные доводы.

Представитель ООО «Максим» в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Поливода В.И. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу г.Ленск, [АДРЕС], что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от [ДАТА].

Ответчик ООО «Максим» обслуживает многоквартирный жилой дом по указанному адресу, в котором проживает семья Поливода В.И.

20.06.2017 при обращении истца в адрес ответчика о предоставлении 30% скидки по оплате коммунальных услуг, как многодетной семье, ей было отказано.

Указом Президента РФ от 05.05.1992 N431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

В соответствии со статьей 2.2 Закона РС (Я) от 17.12.2008 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС (Я)" семья истца имеет статус многодетной. Так, указанным Законом установлено, что многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.

В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от б октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Настоящим Законом закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта статьи 1 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Закона).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон РС (Я) от 17.12.2008 643-З N147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС (Я)", который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (статья 17 Закона).

Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Проанализировав приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами, не имеется.

ООО «Максим» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, у которого отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцам скидки по оплате коммунальных услуг.

Кроме того, ООО «Максим» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям и не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями вышеприведенных ном права, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска отсутствуют.

Следует отметить, что в настоящее время имеется механизм реализации государственных полномочий по предоставлению скидки по оплате коммунальных услуг, осуществляемый Службой адресных субсидий на ЖКУ.

При этом не каждая многодетная семья является получателем скидки. Предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг оформляется в Службе адресных субсидий на ЖКУ при условии, если плата за ЖКУ составляет более 20% совокупного дохода семейного бюджета. Среднедушевой доход многодетной семьи определяется согласно Федеральному закону от 05.04.2003 N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В соответствии со ст. 15 указанного Закона среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании её малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Постановление Правительства РФ от 22.02.2000 N152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставлении им государственной социальной помощи" утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Поливода В.И. к ООО «Максим» о возложении обязанности предоставить скидку по оплате коммунальных услуг, как многодетной семье, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 31 января 2018 года.

Судья п/п У.А. Герасимова.

Копия верна:

Судья