Дело № 2-62/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«23» мая 2019 года с. Тигиль Камчатского края
Тигильский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Симонович М.Н.,
при секретаре Куликовой Р.А.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Тигильского района Камчатского края Надеждина А.С.,
ответчика – индивидуального предпринимателя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тигильского района Камчатского края в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тигильского района Камчатского края Черных А.Г. обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование иска указал, что прокуратурой Тигильского района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение жилищных прав граждан на получение жизненно необходимых коммунальных услуг в 2018-2019г.г.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 не соблюдаются требования законодательства в данной сфере. ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор аренды коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «<адрес>» с последующим предоставлением услуг по водоснабжению между администрацией сельского поселения «<адрес>» и ИП ФИО1 Согласно акта приема-передачи, ИП ФИО1 переданы в аренду объекты коммунальной инфраструктуры водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения «<адрес>». Срок аренды устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ. до подписания концессионного соглашения. ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о заключении концессионного соглашения с ИП ФИО1 Согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ. № в МО СП «<адрес>» из 2,01 км водопроводных сетей, 1,57 км. являются ветхими и аварийными, в связи с чем им необходим капитальный ремонт либо замена. В 2018г. замена ветхих сетей не проводилась.
Учитывая изложенное, прокурор Тигильского района Камчатского края просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01 августа 2021 года принять меры, направленные на капитальный ремонт (замену) ветхих сетей водоснабжения, общей протяженностью 1,57 км, расположенных в муниципальном образовании сельское поселение «<адрес>» Камчатского края.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Тигильского района Камчатского края Надеждин А.С. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам, суду пояснил, что исковое заявление в суд было направлено на основании сообщений Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» из которых следует, что общая протяженность ветхих сетей холодного водоснабжения в <адрес> составила 1,57 км. Непосредственно с ИП ФИО1 прокуратура не связывалась и никаких сведений у нее не запрашивала, акта проверки не составляла. Помощник прокурора Надеждин А.С. просил суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01 августа 2021 года принять меры, направленные на капитальный ремонт (замену) ветхих сетей водоснабжения, общей протяженностью 1,57 км, расположенных в муниципальном образовании сельское поселение «<адрес>».
Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание явилась, суду пояснила следующее. Она не согласна с доводами прокуратуры о том, что ею не производятся работы по замене ветхих сетей трубопровода. Прокуратура ее работу не проверяла, с ней никаким образом не связывалась, никаких запросов в ее адрес не делала и она не давала никаких пояснений ни устных ни письменных. В 2018-2019г.г. ею проводилась работа по подготовке к осенне-зимнему периоду, составлен соответствующий план. Совместно с администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. ею была составлена дефектная ведомость на проведение ремонта и акт о необходимости замены трубопровода ХВС от расширительного бака до выхода из здания котельной. ДД.ММ.ГГГГ. комиссией с участием главы администрации <адрес>, начальника УТО <адрес> и ФИО1 составлен акт о проведении полной замены участка трубопровода холодного водоснабжения (ХВС) длиной 30 метров с трубы диаметром 40 мм на трубу диаметром 108 мм, участок от накопительного бака до ввода в село. ДД.ММ.ГГГГг. ею составлен план по подготовке к осенне зимнему периоду 2019-2020г.г., согласно которого в августе 2019г. планируется замена трубопровода ХВС Котельная-ТК1, длинною 32 м. Кроме того, еще выявлен участок трубопровода длиною 5 м., который требует срочной замены и будет заменен. В настоящее время концессионное соглашение, которое подписано ею и администрацией <адрес>, находится на согласовании в правительстве Камчатского края. Согласно приложению к концессионному соглашению, в том числе и замена ветхих сетей должна быть произведена до 2028 года. В срок до 2021 года как просит прокуратура, ФИО1 произвести замену всех ветхих сетей не сможет, т.к. не хватает денежных средств, дотаций с бюджета так же никаких нет. Если не платить арендную плату, то можно в год примерно поменять 30 метров трубопровода ХВС. В настоящее время ею также проводятся работы по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды. О том, что в 2018 году ею была произведена замена ветхих сетей ХВС протяженностью 30 метров, она в администрацию Тигильского муниципального района не сообщала, т.к. думала, что это сделает администрация <адрес>.
Третье лицо - Администрация муниципального образования сельского поселения «<адрес>», при надлежащем извещении, своего представителя в суд не направила, сведений о причинах неявки не сообщила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно ст. 10 Федерального закона №416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Судом установлено, что спорные водопроводные сети переданы Администрацией сельского поселения «село <адрес>» в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО2 на основании договора аренды муниципального имущества объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «село <адрес>», с последующим предоставлением услуг по водоснабжению населению и прочим потребителям сельского поселения «с. <адрес>» от 01.02.2018г.
В соответствии с п. 5.2.9 указанного договора арендатор обязуется осуществлять капитальный ремонт, а так же работы по реконструкции и модернизации имущества в пределах средств, включенных в экономически обоснованных тариф на услуги бани на текущий календарный год.
Согласно п. 3.1 срок аренды устанавливается с 01 февраля 2018г. до подписания концессионного соглашения.
В материалах дела имеется концессионное соглашение №01 от 01.04.2019г., заключенное муниципальным образованием сельское поселение «село <адрес>», индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Камчатским краем. Концессионное соглашение подписано представителем Администрации МО СП «село <адрес>» и ФИО3 и находится на согласовании у губернатора Камчатского края.
Согласно условиям концессионного соглашения спорные водопроводные сети переданы муниципальным образованием сельское поселение «село <адрес>» во владение и пользование индивидуальному предпринимателю ФИО3
Как следует из п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 26.12.2018г. №02-09/4236 следует, что общая протяженность сетей холодного водоснабжения в с. <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. составила 2,01 км., общая протяженность ветхих сетей холодного водоснабжения в с. <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. составила 1,57 км. Отремонтированных ветхих сетей в 2017г. и 2018г. не было. (л.д. 12-15)
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом и экономической политике администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 28.03.2019г. №02-09/996 общая протяженность сетей холодного водоснабжения в с. <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. составила 2,01 км., общая протяженность ветхих сетей холодного водоснабжения в с. <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. составила 1,57 км. Отремонтированных ветхих сетей в 2018г. не было, ремонт ветхих сетей холодного водоснабжения в 2019г. не запланирован. (л.д. 8-11)
Как установлено в судебном заседании в 2018 году ИП ФИО1 была произведена полная замена участка трубопровода ветхих сетей холодного водоснабжения длиной 30 метров (участок от накопительного бака до ввода в село). Таким образом, на день рассмотрения спора в суде, общая протяженность ветхих сетей водоснабжения расположенных в муниципальном образовании сельское поселение «село <адрес>» Камчатского края составила 1, 54 км.
Судом установлено, что ИП ФИО1 требования законодательства, о принятии должных мер, направленных на капитальный ремонт и замену ветхих коммунальных сетей соблюдаются не в полном объеме, что нарушает права граждан на получение жизненно необходимых коммунальных услуг в соответствии с предъявляемыми к ним требованиям.
При таких обстоятельствах факт нарушения ИП ФИО1 вышеприведённых требований законодательства нашёл своё подтверждение в суде.
Несоблюдение ИП ФИО1 требований законодательства направленных на обеспечение жилищных прав граждан на получение жизненно необходимых коммунальных услуг, нарушает права неопределённого круга лиц, в связи с чем требования прокурора признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, а также требования разумности, суд считает необходимым установить срок ответчику для исполнения настоящего решения суда до 01 ноября 2022 года.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно, в соответствии с требованиями статьи 45 ГПК РФ, является истцом по делу.
Требования прокурора заявлены в интересах неопределённого круга лиц – физических лиц.
Так как в силу статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера физическими лицами размер госпошлины составляет 300 рублей, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина именно в таком размере, то есть 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тигильского района Камчатского края удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 01 ноября 2022 года принять меры, направленные на капитальный ремонт (замену) ветхих сетей водоснабжения, общей протяженностью 1,54 км., расположенных в муниципальном образовании сельское поселение «село Седанка» Камчатского края.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья подпись М.Н. Симонович
Копия верна:
Судья М.Н. Симонович
Секретарь судебного заседания Р.А. Куликова