Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 05 марта 2020 года
Дело № 2-62/2020
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Уваровской О.А., при секретаре Кудиной Е.А., с участием представителя истицы ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика – Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о перерасчете отпускных в 2019 году,
установил
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в котором просила обязать Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Саянский детский дом для умственно отсталых детей» произвести перерасчет начисленных отпускных в 2019 году за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 и в соответствии со статьей 392 ТК РФ выплатить недоначисленную и недополученную сумму отпускных.
В обосновании иска истец указала, что она работает в СДДИ с ДД.ММ.ГГГГ в должности младшей медицинской сестры, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ ей был установлен оклад 4400 руб. на основании штатного расписания. Штатное расписание по СДДИ было составлено на основании Приказа Министерства социального развития, опеки и попечительства <номер изъят>-мпр от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства <номер изъят> -мпр от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства <номер изъят>-мпр от ДД.ММ.ГГГГ, которым были внесены изменения, в части пересмотра минимальных размеров окладов по профессионально-квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и профессионально-квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих. На основании данного приказа с ДД.ММ.ГГГГ в СДДИ введено в действие новое штатное расписание, с истцом было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ДД.ММ.ГГГГ об установлении минимального оклада в размере 6800 руб.
При расчёте отпускных в 2019 году за вторую часть отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 43 кал. дн. (приказ 423 от ДД.ММ.ГГГГ) к расчету средней заработной платы не было применено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённое постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (с изменениями и дополнениями). К расчету средней заработной платы согласно п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо было применить коэффициент увеличения минимального оклада, который рассчитывается путем деления нового оклада на предыдущий до повышения, т.е. 6800: 4400 получается коэффициент 1,5. В связи с этим произошло уменьшение размера отпускных.
Истец обращалась к директору СДДИ произвести перерасчет отпускных, но ей было отказано, со ссылкой на разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ, выраженные в Письме от 12 мая 2016 г. № 17-1/В-447, из которого следует, что корректировка среднего заработка производится только в тех случаях, когда тарифные ставки (оклады) повышаются всем работникам.
Пункт 16 гласит так « При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; и т.д. », и ни слова не говорится о том, как разъясняет Министерство труда и социальной защиты РФ в Письме от 12 мая 2016 г. № 17-1/В-447.
Письмо это не нормативный акт, и применяться оно не может.
Истец обращалась в Государственную инспекцию труда в <адрес изъят> 21. 08.2019 г., на данное обращение получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что вопрос не перерасчёта средней заработной платы для начисления отпускных при повышении в ОГБУСО «СДДИ» должностных окладов подлежит рассмотрению в судебном порядке, поскольку относится к категории индивидуальных трудовых споров.
В СДДИ работников более 260 человек. И только не произошло повышение окладов директору, заместителям директора, главному бухгалтеру и главной медицинской сестре. По должностям, по которым не произошло повышение окладов, указанных в ответе Государственной инспекции труда, это административный персонал, им установлены должностные оклады согласно контрактам, они (оклады) уже значительно больше, чем минимальные оклады, предусмотренные для этих должностей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика было привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят>.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила исковое заявление рассмотреть в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО2
В этой связи суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствии истца.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, выданной директором ОГБУСО «СДДИ» ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Из письменных возражений следует, что по условиям трудового договора <номер изъят> от 01.04.2003г. ФИО1 работает в ОГБУСО «СДДИ» санитаркой, младшей медицинской сестрой по уходу за больными. Трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, ФИО1 установлен оклад в размере 4 400 рублей. Заработная плата начислялась ФИО1 в соответствии с условиями трудового договора.
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 января 2019года №53-4/19-мпр в Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 24 марта 2017 года №45-мпр внесены изменения в структуру заработной платы, в части пересмотра минимальных размеров окладов (должностных окладов) для увеличения доли выплат по окладам и компенсационным выплатам и уменьшением стимулирующих выплат, с учетом установленных рекомендуемых минимальных размеров окладов (должностных окладов) по профессионально - квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и профессионально - квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ министерства труда и занятости Иркутской области от 30 ноября 2018 года №66-мпр «Об установлении рекомендуемых минимальных размеров дифференциации заработной платы и рекомендуемых минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений Иркутской области»).
Министерством социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят> в адрес подведомственных учреждений было направлено письмо о необходимости предоставления в министерство штатного расписания до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом произведенных изменений, а также о внесении изменений в трудовые договоры с работниками учреждений (Исх. <номер изъят> от 22.01.2019г.).
На основании изложенного, с 01.04.2019г. в ОГБУСО «СДДИ» введено в действие новое штатное расписание, с ФИО1 подписано дополнительное соглашение б/н от 01.04.2019г. о внесении изменений в трудовой договор. Новым штатным расписанием изменен размер должностных окладов в сторону увеличения. Так, ФИО1 установлен оклад в размере 6800 руб. При этом, увеличения окладов произошло не в результате повышения уровня реального содержания заработной платы, а в результате изменения структуры заработной платы в учреждении.
Статья 134 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает индексацию зарплаты в соответствии с инфляцией и ростом потребительских цен на товары и услуги.
Принимая во внимание, что ОГБУСО «СДДИ» является государственным бюджетным учреждением, индексация заработной платы в учреждении должна производиться в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом, документ, являющийся основанием для увеличения окладов с целью повышения уровня заработной в учреждении отсутствует.
В 2019г. ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлялся ФИО1 с 17.02.2019г. по 20.03.2019г., а также с 15.07.2019г. по 26.8.2019г. Начисление отпускных произведено по общим правилам без учета корректировки.
Пунктом 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 установлен порядок повышения среднего заработка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных) окладов, денежного вознаграждения.
Из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Письмо от 12 мая 2016 года № 14-1/В-447) следует, что корректировка среднего заработка производится только в случае, когда тарифные ставки оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение повышаются всем работникам организации, филиала. иного структурного подразделения. Этой же позиции придерживается Роструд (Письмо от 31.10.2008 N5920-T3).
С 01.04.2019г. в Учреждении произошло изменение окладов (должностных окладов) в части их повышения, не по всем должностям. Так, должностные оклады директора, заместителей директора, главного бухгалтера и главной медицинской сестры оставлены без изменения. Ссылка истцом на то, что данные должности относятся к административному персоналу и им изначально установлены оклады значительно больше, чем минимальные оклады, предусмотренные для этих должностей, считаю не обоснованной. Приказ Министерства социальной защиты опеки и попечительства <адрес изъят><номер изъят>-мпр от 14.01.2019г. не содержит размеров минимальных окладов (должностных окладов) директора, заместителей директора, главного бухгалтера и главной медицинской сестры. Оклады вышеназванным должностям устанавливаются Министерством социальной защиты опеки и попечительства <адрес изъят> самостоятельно.
С учетом изложенного, учитывая, что изменения размеров должностных окладов в учреждении произошло не в рамках индексации заработной платы, а в связи с изменением структуры заработной платы считает, что средний заработок работников Учреждения не подлежит корректировке, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Третье лицо - Министерство социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят> в судебное заседание представителя не направило, представитель министерства по доверенности, выданной министром социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят>, ФИО5 представил письменные возражения.
В этой связи суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица.
В письменных возражениях третьего лица указано, что по условиям трудового договора <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 работает в ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (сокращенное наименование ОГБУСО «СДДИ») с ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки. Трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему ФИО1 установлен должностной оклад в размере 4400 руб. Заработная плата начислялась в соответствии с условиями трудового договора.
Вопросы оплаты труда работников учреждений социального обслуживания подведомственных министерству регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), федеральными законами, Законом Иркутской области от 27 декабря 2016 года № 131-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» (далее - Закон № 131-ФЗ), Примерным положением об оплате труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, осуществляющих деятельность по видам экономической деятельности «Деятельность по уходу с обеспечением проживания», «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания», «Образование профессиональное среднее», «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки», утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 24 марта 2017 года№ 45-мпр с изменениями от 14 января 2019 года № 53-4/19-мпр (далее - Примерное положение об оплате труда), Положением об оплате труда работников областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее - учреждение), и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 15 ТК РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Пунктом 10 Примерного положения об оплате труда установлено, что заработная плата работника учреждения состоит из: оклада (должностного оклада); выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.
Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждения устанавливаются руководителем учреждения на основе минимальных размеров окладов (должностных окладов), установленных по занимаемым ими должностям служащих и профессиям рабочих, отнесенным к соответствующим профессиональным квалификационным группам (пункт 11 Примерного положения об оплате труда).
Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14 января 2019 года №53-4/19-мпр в Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 24 марта 2017 года №45-мпр внесены изменения в структуру заработной платы, в части увеличения минимальных размеров окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в адрес подведомственных учреждений было направлено письмо о необходимости предоставления в министерство штатного расписания до 01.02.2019 года, с учетом произведенных изменений, а также о внесении изменений в трудовые договоры с работниками учреждений (Исх. <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, с ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУСО «СДДИ» введено в действие новое штатное расписание, с ФИО1 подписано дополнительное соглашение б/н от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в трудовой договор».
Должностной оклад, установленный ФИО1, дополнительным соглашением б/н от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> в размере 6800,0 руб., соответствует минимальному размеру оклада (должностного оклада) по профессиональной квалификационной группе «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня» 1 квалификационного уровня, т.е. занимаемой работником должности санитарки.
В 2019 году ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлялся ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Начисление отпускных произведено общим способом без учета корректирующего коэффициента.
Пунктом 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее -Положение от 24 декабря 2007 года №922), установлен порядок повышения среднего заработка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного поощрения.
В пункте 2 Положения от 24 декабря 2007 года №922 в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения, утвержденным настоящим Постановлением (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2013 №257).Из разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Письмо от 12 мая 2008 года №14-1/В-447) следует, что корректировка среднего заработка производится только в случае, когда тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение повышаются всем работникам организации, филиала иного структурного подразделения. Этой же позиции придерживается Федеральная служба по труду и занятости (Письмо от 31.10.2008 №5920-ТЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении произошло изменение окладов (должностных окладов) в части повышения, не по всем должностям. Так, должностные оклады директора, заместителей директора, главного бухгалтера и главной медсестры оставлены без изменения.
Приказ Министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области от 14.01.2019 №53-4/19-мпр не содержит размеров минимальных окладов директора, заместителей директора, главного бухгалтера и главной медицинской сестры.
Оклады вышеназванным должностям устанавливаются Министерством социальной защиты, опеки и попечительства <адрес изъят> самостоятельно.
С учетом изложенного, учитывая, что изменения размеров должностных окладов в учреждении произошло не в рамках индексации заработной платы, а в связи с изменением структуры заработной платы, министерство считает, что средний заработок работников ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» не подлежит корректировке.
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении требований ФИО1 к ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о перерасчете отпускных в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, возражения, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска ФИО1 в связи с далее изложенным.
В ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) приведено понятие заработной платы работника, которая определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст.114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии со ст.139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного исполняющим обязанности министра социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят>Р.В.А.ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением министра социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят>Р.В.А.<номер изъят>-рм-л от ДД.ММ.ГГГГФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность директора с оплатой согласно заключенному срочному трудовому договору.
Из материалов дела усматривается, что 01.04.2003г. г. между Областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» и ФИО1 заключен трудовой договор <номер изъят>. Согласно трудовому договору ФИО1 была принята на основную работу на должность младшей медицинской сестры по уходу за больными детьми, с должностным окладом в 610 руб. С ДД.ММ.ГГГГФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> была переведена санитаркой в отделение социально- медицинского обслуживания.
Дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор от 01.04.2003г. ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, касающиеся изменения оплаты труда: с ДД.ММ.ГГГГФИО1 был установлен должностной оклад в размере 4400 руб.
Приказом директора ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» ФИО4<номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь Примерным положением об оплате труда работникам государственных учреждений социальной защиты населения <адрес изъят>, утвержденным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-мпр с ДД.ММ.ГГГГ в учреждении было введено штатное расписание, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14.01.2019 года №53-4/19-мпр в Примерное положение об оплате труда работников государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, осуществляющих деятельность по видам экономической деятельности «Деятельность по уходу с обеспечением проживания», «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания», «Образование профессиональное среднее», «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки», утв. Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 24.03.2017 года №45-мпр внесены изменения в структуру заработной платы, в том числе, в части минимальных размеров окладов (должностных окладов) для увеличения доли выплат по окладам по профессионально - квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и профессионально-квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ министерства труда и занятости Иркутской области от 30.112018 года №66-мпр «Об установлении рекомендуемых минимальных размеров дифференциации заработной платы и рекомендуемых минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений Иркутской области»).
На основании указанного приказа приказом директора ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» ФИО4<номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в учреждении введено штатное расписание, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ
Новым штатным расписанием изменен размер должностных окладов всем группам работников учреждения в сторону увеличения, за исключением директора, заместителей директора, главного бухгалтера, главной медицинской сестры.
Дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, касающиеся изменения оплаты труда: с ДД.ММ.ГГГГФИО1 был установлен должностной оклад в размере 6800 руб. Должностной оклад, установленный ФИО1, соответствует минимальному размеру оклада (должностного оклада) по профессиональной квалификационной группе «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня» 1 квалификационного уровня, т.е. занимаемой работником должности санитарки.
С ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>) и по настоящее время работает младшей медицинской сестрой по уходу за больными в отделение социально-медицинского обслуживания (записи в трудовой книжке 23-29). Должностной оклад в размере 6800 руб. согласно штатного расписания соответствует занимаемой работником должности.
В 2019г. ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлялся ФИО1 с 17.02.2019г. по 20.03.2019г. (приказ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по 26.08.2019г. (приказ <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ).
Порядок исчисления среднего заработка установлен ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации. Во исполнение ст. 139 ТК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Пунктом 16 Положения установлено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
При расчёте ФИО1 отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по 26.08.2019г. к расчету средней заработной платы не было применено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённое постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (с изменениями и дополнениями). Начисление отпускных произведено ФИО1 по общим правилам без учета корректировки, что подтверждается запиской-расчетом об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях и не оспаривается представителем ответчика, тогда как в расчетный период имело место повышение должностного оклада.
Пояснения представителя ответчика о том, что увеличение окладов произошло не в результате повышения уровня реального содержания заработной платы, а в результате изменения структуры заработной платы в учреждении не могут быть приняты во внимание. В соответствии с п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922, повышение среднего заработка производится в каждом случае, когда имеет место повышение заработной платы работника, независимо от того, в связи с чем, такое увеличение имело место, что не исключает применение пункта 16 Положения и в случаях, когда увеличение оклада произошло в связи с переходом на новую систему оплаты труда.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что должностной оклад ФИО1 изменился: был до ДД.ММ.ГГГГ 4400 руб. согласно штатному расписанию, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, стал с ДД.ММ.ГГГГ 6800 руб., в связи с чем, подлежит применению коэффициент индексации среднего заработка, который составляет, как разница между существующим и предыдущим окладом работника. Перерасчет по оплате отпускных за 2019 год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" работодателем не был сделан, тем самым работодатель нарушил требование трудового законодательства РФ.
Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению и перерасчет отпускных истице в соответствии с п.16 Положения от 24 декабря 2007 года N 922 не может быть произведен в связи с тем, что изменение окладов в учреждении произошло не по всем должностям, так как должностные оклады директора, заместителя директора, главного бухгалтера, и главной медсестры оставлены без изменения, являются необоснованными и противоречащими положению об оплате труда работников ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
В соответствии с коллективным договором ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», принятом на общем собрании трудового коллектива 23 ноября 2017 года и Приложению №22 к коллективному договору по регулированию социально-трудовых отношений в ОГБУСО «СДДИ» на 2018-2020 годы, должностной оклад директора устанавливается Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на основании расчета размера средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу и коэффициента в зависимости от отнесения учреждения к группе по оплате труда директора (Приложение <номер изъят>). Должностной оклад заместителей директора устанавливается в размере на 20% ниже, главного бухгалтера на 10%, главной медицинской сестры на 30% ниже должностного оклада директора учреждения.
Следовательно, проанализировав штатное расписание, действующее до ДД.ММ.ГГГГ, и новое штатное расписание, суд пришел к выводу, что повышение должностных окладов произведено всем категориям работников основного персонала учреждения.
Должностные оклады директора, заместителей директора, главного бухгалтера, главной медицинской сестры не могут быть изменены правами руководителя учреждения, поскольку, устанавливаются Министерством социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят>, в связи с чем, не подлежали изменению в штатном расписании, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, должностные оклады директора, заместителей директора, главного бухгалтера, главной медицинской сестры в соответствии с Положением об оплате труда также подлежат установлению Министерством социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят> на основании расчета размера средней заработной платы работников, относимых к основному персоналу, и коэффициента в зависимости от отнесения учреждения к группе по оплате труда директора.
То обстоятельство, что Министерством социального развития, опеки и попечительства <адрес изъят> не приведены в соответствие должностные оклады директора, заместителей директора, главного бухгалтера, главной медицинской сестры, не может служить основанием для отказа в перерасчете отпускных истцу в соответствии с учетом правил индексации, указанных в п.16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №922.
Из текста письма Роструда от 31.10.2008 №5920 – ТЗ следует, что в случае повышения заработной платы конкретному работнику (а не всем работникам), размер сохраняемого среднего заработка не корректируется.
Анализируя данное письмо о разъяснении порядка применения п.16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, суд пришел к выводу, что начальник управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости Ш.И. указал именно о различии правовых последствий применения данного порядка при повышении заработной платы индивидуально отдельно взятому работнику и при повышении заработной платы в организации в целом. При этом, в данном письме не указано о необходимости повышения заработной платы 100% работникам для применения п.16 Положения.
Ссылка представителя ответчика на письмо Министерство труда и социальной защиты РФ от 12 мая 2016 года № 17-1/В-447 также не может повлиять на решение суда в части удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку, разъяснения, данные Министерством труда, не противоречат указанному выше законодательству и нормативным актам в рамках рассматриваемого спора.
На основании изложенного, исковые требования истца подлежат удовлетворению, работодатель обязан сделать перерасчет средней заработной платы при начислении отпускных с учетом правил индексации, указанных в пункте 16 Положения.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с ч. 3 ст. 333-19 НК РФ государственная пошлина, по исковым требованиям неимущественного характера составляет 300 рублей. Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, составляет 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил
Исковые требования ФИО1 к Областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о перерасчете отпускных в 2019 году, удовлетворить.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Саянский детский дом для умственно отсталых детей» произвести ФИО1 перерасчет начисленных отпускных в 2019 году за период с ДД.ММ.ГГГГ по 26.08.2019г. согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 и в соответствии со статьей 392 ТК РФ выплатить недоначисленную и недополученную сумму отпускных.
Взыскать с Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в доход бюджета городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд <адрес изъят>.
Председательствующий: О.А. Уваровская