копия
Дело № 2-62/2020
(24RS0007-01-2019-001573-83)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максимовой О.В.,
при секретаре Гориновой Л.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Богучанского района Буц А.А., действующего по поручению,
представителя соответчика Управления муниципальной собственностью Богучанского района Кулаковой Н.В., действующей на основании распоряжения и.о. Главы Богучанского района № 04-лс от 14.01.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к администрации Богучанского района Красноярского края, закрытому акционерному обществу «Новоенисейский ЛХК», Управлению муниципальной собственностью Богучанского района о запрете эксплуатации несамоходного судна,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Богучанского района Красноярского края, закрытому акционерному обществу «Новоенисейский ЛХК» о запрете эксплуатации несамоходного судна, мотивируя свои требования тем, что администрация Богучанского района Красноярского края является собственником несамоходного судна – паром «<данные изъяты> с идентификационным номером №, которое на основании договора аренды от 01.08.2012 года передано в пользование ЗАО «Новоенисейский ЛХК». По результатам проведенной проверки установлено, что ЗАО «Новоенисейский ЛХК» 04.08.2019 года эксплуатировало указанное несамоходное судно в составе с теплоходом № при отсутствии проведенного несамоходным судном технического осмотра, подтверждающего годность судна к плаванию. В ходе эксплуатации указанных судов 04.08.2019 года произошло транспортное происшествие с маломерным судном № в результате которого погибла пассажир лодки – ЕАГ Несоблюдение ответчиками законодательства о безопасности плавания создает угрозу безопасности плавания в акватории Енисейского бассейна внутренних водных путей, может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. До настоящего времени нарушения не устранены, внесенные прокуратурой представления не исполнены. Просит запретить администрации <адрес>, закрытому акционерному обществу «Новоенисейский ЛХК» эксплуатацию несамоходного судна – <данные изъяты> с идентификационным номером № до прохождения судном освидетельствования в <данные изъяты> и внесения соответствующих сведений о годности судна к плаванию в судовой билет.
Определением Богучанского районного суда Красноярского края от 09.12.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципальной собственностью Богучанского района.
Представитель истца помощник прокурора Богучанского района Буц А.А., действующий по поручению, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель соответчика Управления муниципальной собственностью Богучанского района Кулакова Н.В., действующая на основании распоряжения и.о. Главы Богучанского района № 04-лс от 14.01.2020 года, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Управление является собственником парома <данные изъяты> с идентификационным номером №, который в настоящий момент находится в <адрес>, ЗАО «Новоенисейский ЛХК» на контакт с ними не идет, при первой возможности намерены вернуть паром в свое пользование.
Ответчики администрация Богучанского района Красноярского края, закрытое акционерное общество «Новоенисейский ЛХК» в зал суда своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей суду не сообщили, возражения относительно заявленных требований не представили.
Третье лицо <данные изъяты> в зал суда своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменный отзыв на исковое заявление, где согласился с требованиями прокурора в части возложения запрета эксплуатации спорного судна <данные изъяты> до прохождения освидетельствования в <данные изъяты> с оформлением документов, подтверждающих годность судна к плаванию, в том числе свидетельства о классификации и свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна. Указал, что указанное судно по состоянию на 14.01.2020 года снято с классификационного учета <данные изъяты>, маломерным не является, в связи с чем, судовой билет на него выдаче не подлежит.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. ст. 17, 55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в числе иного путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта; судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании; маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Как следует из ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на подлежащих государственной регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы: 1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации; 2) свидетельство о праве собственности на судно; 3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна); 4) мерительное свидетельство; 5) свидетельство о минимальном составе экипажа судна; 6) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; 7) судовая роль; 8) судовой журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 9) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна); 10) судовое санитарное свидетельство о праве плавания; 11) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Пунктами 23, 24, 27, 31, 32 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утв. приказом Министерства транспорта РФ от 14 апреля 2016 г. № 102, предусмотрено, что освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя:
проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;
наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов;
оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами.
Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, требованиям Правил не выдает документы или аннулирует ранее выданные документы, предусмотренные Правилами.
Снятие судна с классификационного учета организации по классификации производится, помимо прочего, если судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет подряд, а в случае маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов - более пяти лет подряд.
При осуществлении классификации организация по классификации проводит ежегодное освидетельствование судов по истечении 12 месяцев с даты первоначального, последнего очередного или последнего ежегодного освидетельствования.
Освидетельствование судов, за исключением освидетельствования при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым в организацию по классификации не менее чем за десять дней до предлагаемой даты проведения освидетельствования.
На судне, кроме спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов, должен храниться акт о готовности судна к эксплуатации, подготовленный по результатам проверки судна комиссией судовладельца после зимнего или другого длительного отстоя. При отсутствии указанного акта судно считается не готовым к освидетельствованию.
Исходя из п.п. 36, 39 указанного Положения при первоначальном освидетельствовании организацией по классификации проверяется соответствие элементов судна согласованной технической документации и Правилам, выявляются их конструктивные особенности и техническое состояние для присвоения судну класса или категории плавания, на судно выдаются документы, предусмотренные настоящим Положением.
В случае если по результатам освидетельствования установлено, что предъявленное судно не соответствует установленным Правилами требованиям, согласованной организацией по классификации технической документации или не соответствует заявленному классу/категории, указанная информация отражается в акте первоначального освидетельствования.
Ежегодное освидетельствование судна (за исключением маломерного, прогулочного и спортивного парусного судов) проводится в период между очередными освидетельствованиями, включает в себя контрольную проверку технического состояния судна с целью определения соответствия судна требованиям Правил.
При ежегодном освидетельствовании проводятся наружные осмотры элементов судна, выполняются проверки их в действии, объем которых определяется Правилами.
Дата ежегодного освидетельствования назначается уполномоченным лицом организации по классификации в пределах трех месяцев до или трех месяцев после даты, отсчитываемой от назначенной даты последнего ежегодного, очередного или первоначального освидетельствования. Дата фактического прохождения освидетельствования не изменяет назначенную дату следующего освидетельствования.
По результатам ежегодного освидетельствования уполномоченное лицо организации по классификации составляет акт ежегодного освидетельствования.
В соответствии с пунктами 216, 217 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623, к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.
Перед вводом в эксплуатацию судна, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, после зимнего или другого длительного отстоя комиссией судовладельца (эксплуатанта) производится проверка готовности судна к эксплуатации. При положительных результатах проверки и после получения судового санитарного свидетельства комиссия эксплуатанта составляет акт о готовности судна к эксплуатации.
В случае отказа органа классификации судов в выдаче свидетельства о классификации, предусмотренного пунктом 216 настоящего технического регламента, или в случае приостановления его действия эксплуатация судна запрещается (п. 266 указанного Технического регламента).
В соответствии с п. 517 Технического регламента судовладелец (эксплуатант) обязан предъявлять объекты регулирования к классификационному освидетельствованию органом классификации судов через 5 лет от даты проведения первоначального или последнего классификационного освидетельствования.
В период между классификационными освидетельствованиями орган классификации судов осуществляет контроль технического состояния объектов регулирования в виде ежегодных освидетельствований, результаты которых оформляются актами. В случае выявления при ежегодных освидетельствованиях несоответствия объектов регулирования требованиям настоящего технического регламента орган классификации судов приостанавливает действие свидетельства о классификации до устранения выявленного несоответствия.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.
Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Как установлено судом, собственником судна <данные изъяты> с идентификационным номером №, тип и назначение – паром, класс <данные изъяты> проект № 81212, 1993 года постройки, длиной 38 м., шириной 8,07 м., грузоподъемностью 225 тонн, пассажировместимостью 15 человек, валовой вместимостью 320 куб.м., является Управление муниципальной собственностью Богучанского района, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно от 25.05.2001 года. Указанное судно согласно выписке от 12.11.2019 года внесено в Государственный судовой реестр 25.05.2001 года под № 1-0315.
Согласно договору № 11 аренды имущества муниципальной собственности от 14.05.2014 года указанное судно <данные изъяты> идентификационным номером № муниципальным образованием Богучанский район в лице Управления муниципальной собственностью Богучанского района (арендодатель) было предоставлено ЗАО «Новоенисейский лесохимический комплекс» (арендатор) во временное пользование на период с 22.05.2014 года до 20.05.2019 года, о чем составлен акт приема-передачи. Договор прекратил свое действие, сведений о продлении срока аренды, заключении нового договора аренды в материалах дела не имеется.
На основании приказов от 24.07.2016 года № Л-73А, 24.08.2016 года № Л-91А в период с 24.07.2016 года по 25.07.2016 года и с 24.08.2016 года по 25.08.2016 года, соответственно, <данные изъяты> были проведены плановые (рейдовые) проверки судна «<данные изъяты> с идентификационным номером №, по результатам которых обнаружены нарушения обязательных требований, а именно на судне отсутствовали документы о праве собственности и документы Российского Речного Регистра о готовности судна к плаванию, послужившие основанием для временного задержания судна, судно задержано, выданы предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № Л-73А от 24.07.2016 года, № Л-91А от 25.08.2016 года.
По сообщению <данные изъяты> от 09.09.2019 года последнее освидетельствование судна «БСП-20» с идентификационным номером Е-1-0315 было проведено в 2017 году, снято с классификационного учета приказом № 24-П от 16.10.2017 года в связи с непредъявлением к освидетельствованию более двух лет.
Как установлено судом и подтверждается заключением государственного инспектора Енисейского линейного отдела № 05-19 по результатам расследования транспортного происшествия от 12.09.2019 года, утвержденным решением и.о. начальника управления от 12.09.2019 года, письменными объяснениями БАВ, АГН, СИВ, полученными в рамках указанного расследования, 04.08.2019 года в 15 часов 00 минут при выполнении рейса <адрес> – <адрес> маломерным судном <данные изъяты> составе с толкаемым несамоходным паромом <данные изъяты> с идентификационным номером № на <адрес> от <адрес> произошло столкновение стоящим на якоре маломерным судном <данные изъяты> с левым бортом несамоходного парома <данные изъяты> на судовом ходу, на середине <адрес>. В результате столкновения из маломерного судна <данные изъяты> выпала гражданка ЕАГ, которая погибла на месте. Причинами транспортного происшествия послужили: отсутствие визуального и слухового наблюдения со стороны капитана маломерного судна <данные изъяты>ААГ, то есть несоблюдение требований п. 121 ПП по ВВП РФ, невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства; стоянка на якоре в пределах судового хода маломерного судна «Казанка» и отсутствие визуального и слухового наблюдения со стороны судоводителя СПГ, то есть несоблюдение п. 95, п. 121 ПП по ВВП РФ, судоводительские ошибки. По результатам расследования ЗАО «Новоенисейский ЛХК» рекомендовано прекратить эксплуатацию судов, не прошедших техническое освидетельствование, зарегистрировать суда, использовать при их эксплуатации только квалифицированный персонал, обеспечить наличие на судах радионавигационного оборудования. Указанные заключение, решение и постановление 12.09.2019 года направлены в ЗАО «Новоенисейский ЛХК», СПГ
На основании вышеизложенного судом установлено и подтверждается материалами дела, что судно <данные изъяты> с идентификационным номером № не имеет действующих документов <данные изъяты>, срок действия классификационного свидетельства истек, судно снято с классификационного учета приказом № 24-П от 16.10.2017 года в связи с непредъявлением к освидетельствованию более двух лет, по состоянию на 14.01.2020 года на классификационном учете в Российском Речном Регистре не состоит, заявок на постановку на учет, а также с целью подтверждения готовности судна к плаванию в Енисейский филиал РРР не поступало.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанное судно эксплуатируется с нарушением требований по обеспечению безопасности судоходства, установленных законодательством Российской Федерации.
Ответчики в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного суду не представили.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения не позволяют обеспечить безопасность при эксплуатации судна, его эксплуатация создает потенциальную опасность судоходства, угрозу жизни и здоровья судового экипажа, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, реальную угрозу возникновения происшествий и причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, обращение прокурора с заявленными исковыми требованиями является правомерным.
В виду изложенного, учитывая, что Управление муниципальной собственностью Богучанского района является собственником судна <данные изъяты> с идентификационным номером № и как законный судовладелец обязано осуществлять подготовку судна к плаванию, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, ответчику Управлению муниципальной собственностью Богучанского района надлежит запретить эксплуатацию судна <данные изъяты> с идентификационным номером № до прохождения судном освидетельствования в Федеральном автономном учреждении «Российский Речной Регистр» с оформлением документов, подтверждающих годность судна к плаванию. При этом, оснований для возложения на администрацию Богучанского района Красноярского края, ЗАО «Новоенисейский ЛХК» указанного запрета в силу вышеприведенных положений закона, того факта, что договор аренды от 14.05.2014 года прекратил свое действие, сведения о том, что судно находится в настоящий момент в фактическом пользовании последнего, в материалах дела отсутствуют, не имеется, в удовлетворении к ним исковых требований, как заявленных к ненадлежащим ответчикам, суд считает необходимым отказать, как и считает необходимым отказать в удовлетворении требований в части запрета эксплуатации судна до внесения соответствующих сведений о годности судна к плаванию в судовой билет, поскольку в соответствии с п.п. 6, 7 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовой билет выдается и является документом, удостоверяющим право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность на праве собственности лицу и годность к плаванию маломерного судна, каковым судно <данные изъяты> с идентификационным номером №, исходя из его габаритной длины (38,30 м.), не является.
Исходя из требований п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Запретить Управлению муниципальной собственностью Богучанского района эксплуатацию судна <данные изъяты> с идентификационным номером №, тип и назначение – паром, класс «Р», проект № 81212, 1993 года постройки, валовой вместимостью 320 куб.м., до прохождения судном освидетельствования в Федеральном автономном учреждении «Российский Речной Регистр» с оформлением документов, подтверждающих годность судна к плаванию.
В удовлетворении исковых требований к администрации Богучанского района Красноярского края, закрытому акционерному обществу «Новоенисейский ЛХК», исковых требований в части требований о запрете эксплуатации судна до внесения соответствующих сведений о годности судна к плаванию в судовой билет отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Богучанский районный суд Красноярского края в срок месяц со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.В. Максимова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2020 года.
Копия верна
Судья Богучанского районного суда
Красноярского края О.В. Максимова