РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2014 года г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Каньшиной О.В.,
при секретаре Никишиной С.И.,
с участием:
представителя истца: помощника прокурора Суворовского района Колягиной С.В.,
представителя ответчика администрации МО Северо-Западное Суворовского района главы администрации ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-62-2014года по исковому заявлению прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района о понуждении к исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности,
установил:
Прокурор Суворовского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района о понуждении к исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности.
В обоснование заявления указывая на то, что прокуратурой Суворовского района Тульской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования Суворовского района полномочий в сфере дорожной деятельности, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Северо-Западное Суворовского района имеются дороги местного значения, расположенные на подъездах к населенным пунктам и в населенных пунктах муниципального образования: д. Варущицы, д. Герасимово, п. Северо-Агеевский, д. Острый Клин, д. Ившино, д. Западное, с. Доброе, п. Черепетская Коммуна, д. Болото, д. Гущино, д. Телятинки, д. Малая Алешня, д. Зеленая Роща, д. Дорофино, д. Белое, п. Збродовский, д. Балево, д. Большая Алешня, д. Зудкино, д. Бобровка, д. Знаменское, д. Лужки, д. Песочня, д. Покровское, д. Цепинка, д. Ширяево, д. Збродово, п. Лужковский, д. Горки, п. Новослободский, д. Курьяново, д. Подгородняя Слободка, д. Александрия, с. Песковатское, д. Новая Слободка, с. Кипеть, д. Измайловка, п. Лихвинка, д. Косолапово, д. Желоба-1, д. Желоба-2, с. Жеремино, д. Переславичи, д. Павловка, д. Мыжбор, п. Черепеть, п. Новая Черепеть, курорт Краинка, с. Машковичи, д. Бряньково, д. Зеленые Лужи, с. Тарасьево, д. Льшна, д. Зеленино, с. Бойтово, д. Малятино, д. Андроново, д. Веретье, п. Песоченский, д. Ржавец-1, д. Ржавец-2, д. Ржавец-3, д. Ржавец-4, д. Ржавец-5, д. Селюково, д. Добринка, д. Камышенка, д. Анино, д. Самарово, д. Митинка, п. Центральный, п. Глубоковский, п. Шахтерский, п. Агеево, что подтверждается реестром муниципальных дорог МО Северо-Западное Суворовского района и свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанные дороги.
Между тем, как показала проверка, администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области не разработаны необходимые муниципальные нормативные правовые акты в сфере дорожной деятельности, в том числе:
порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели;
порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об установлении размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Прокурор Суворовского района Тульской области просит обязать администрацию муниципального образования Северо-Западное Суворовского района разработать нормативные правовые акты в сфере дорожной деятельности, в том числе:
порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели;
порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об установлении размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
В судебном заседании помощник прокурора Суворовского района Тульской области Колягина С.В. заявленные исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района о понуждении к исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности поддержала полностью по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить полностью.
В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области глава администрации ФИО1 исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Северо-Западное Суворовского района Тульской области о понуждении к исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности и разработки нормативных правовых актов в сфере дорожной деятельности признала полностью.
Признание иска представителем ответчика принято судом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения поселения.
В силу части 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Исходя из вышеизложенных норм закона, администрация муниципального образования Северо-Западное Суворовского района является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 01.04.2013года № 1901 ЗТО «О преобразовании муниципальных образований на территории Суворовского района Тульской области и о внесении изменений в Закон Тульской области « О переименовании муниципального образования «Суворовский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Суворовского района Тульской области» преобразовать муниципальное образование Черепетское Суворовского района, муниципальное образование Песоченское Суворовского района и муниципальное образование рабочий поселок Агеево Суворовского района путем объединения их в муниципальное образование Северо- Западное Суворовского района.
Устав МО Северо-Западное Суворовского района, определяющий полномочия данного муниципального образования, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области 05.11.2013года.
В соответствии с п.5 ст.7 Устава МО Северо-Западное Суворовского района к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Суворовского района установлено, что на территории муниципального образования Северо-Западное Суворовского района имеются дороги местного значения, расположенные на подъездах к населенным пунктам и в пунктах муниципального образования: д. Варущицы, д. Герасимово, п. Северо-Агеевский, д. Острый Клин, д. Ившино, д. Западное, с. Доброе, п. Черепетская Коммуна, д. Болото, д. Гущино, д. Телятинки, д. Малая Алешня, д. Зеленая Роща, д. Дорофино, д. Белое, п. Збродовский, д. Балево, д. Большая Алешня, д. Зудкино, д. Бобровка, д. Знаменское, д. Лужки, д. Песочня, д. Покровское, д. Цепинка, д. Ширяево, д. Збродово, п. Лужковский, д. Горки, п. Новослободский, д. Курьяново, д. Подгородняя Слободка, д. Александрия, с. Песковатское, д. Новая Слободка, с. Кипеть, д. Измайловка, п. Лихвинка, д. Косолапово, д. Желоба-1, д. Желоба-2, с. Жеремино, д. Переславичи, д. Павловка, д. Мыжбор, п. Черепеть, п. Новая Черепеть, курорт Краинка, с. Машковичи, д. Бряньково, д. Зеленые Лужи, с. Тарасьево, д. Льшна, д. Зеленино, с. Бойтово, д. Малятино, д. Андроново, д. Веретье, п. Песоченский, д. Ржавец-1, д. Ржавец-2, д. Ржавец-3, д. Ржавец-4, д. Ржавец-5, д. Селюково, д. Добринка, д. Камышенка, д. Анино, д. Самарово, д. Митинка, п. Центральный, п. Глубоковский, п. Шахтерский, п. Агеево, что подтверждается реестром муниципальных дорог МО Северо-Западное Суворовского района и свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанные дороги.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в частности:
осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Доказательств, подтверждающих наличие соответствующих правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области относящихся к сфере дорожной деятельности, каковыми в соответствии с законодательством, являются решения органов местного самоуправления, суду не представлено.
Следовательно, администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области не исполняются полномочия в сфере дорожной деятельности.
На основании статей 17, 18 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 34 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области не разработаны необходимые муниципальные нормативные правовые акты в сфере дорожной деятельности, в том числе:
порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели;
порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об установлении размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Отсутствие вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере дорожной деятельности не позволяет учесть в полном объеме доходы, расходы и источники финансирования при формировании местного бюджета, в связи с чем нарушается один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных ст. 32 Бюджетного кодекса РФ – принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
Кроме того, бездействие органа местного самоуправления в части разработки муниципальных правовых актов в сфере дорожной деятельности создает условия, препятствующие обеспечению надлежащей безопасности дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Следовательно, администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области, не исполняются полномочия в сфере дорожной деятельности, что нарушает права неопределенного круга лиц в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Учитывая, что представитель ответчика администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района глава администрации ФИО1, имея на то полномочия, признала исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме, признание иска сделано добровольно, последствия признания иска представителю ответчика ФИО1 разъяснены и понятны. Признание иска интересов других лиц не нарушает. Признание иска представителем ответчика, принято судом.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п.2 ч.4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании ч.3 ст. 173 ГПК РФ и п.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявленные исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района о понуждении к исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности в полностью, на основании доказательств, предоставленных суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, для обоснования иска, а также на основании признания иска ответчиком и принятия признания иска судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области о понуждении к исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности, удовлетворить полностью.
Обязать администрацию муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области разработать нормативные правовые акты в сфере дорожной деятельности, в том числе:
порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт; ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели;
порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об установлении размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Суворовский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий