Дело № 2-62/2014
Решение в окончательной форме вынесено 31.03.2014 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Суд Охотского района Хабаровского края
В составе: единолично, председательствующий судья Джерелейко Н.Н.,
при секретаре Гориной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1:
- о признании недействительной инвентаризационной стоимости нежилого помещения и признании его не подлежащим инвентаризационной оценке, а также о возложении обязанности в уполномоченный налоговый орган сведений о действительной инвентаризационной стоимости к Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию технической инвентаризации и оценки недвижимости (далее – КГУП «Хабкрайинвентаризация»);
- о возложении обязанности исключить из лицевого счета задолженность по налогу на имущество за 2011 – 2013 гг. к МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском указав в его обоснование следующее.
По договору купли-продажи б/н от <дата обезличена> им было приобретено нежилое помещение - хлебопекарня, 1 - этажное, общая площадь <данные изъяты> кв.м.., инв. № <№ обезличен> лит <№ обезличен> расположенное по адресу <адрес>. Право собственности на указанный объект подтверждено свидетельством о праве собственности <адрес>, выданным Управлением Федеральной государственной регистрационной службы по <адрес> и <адрес><дата обезличена> г.
Стоимость пекарни по условиям указанного договора (п.3) составила <данные изъяты> руб.
Однако, согласно технического паспорта, инвентаризационная стоимость объекта недвижимости в ценах 2006 г. составляет <данные изъяты> руб.
Согласно справки Охотского районного филиала КГУП «Хабкрайинвентаризация» № 1-2-10 ОФ/675 от <дата обезличена> инвентаризационная стоимость объекта составила по состоянию на 14.02.2006 г. – <данные изъяты><данные изъяты> руб.
В дальнейшем истцом была получена справка № 1-2-10 0Ф/792 от 29.10.2012 г., согласно которой инвентаризационная стоимость объекта составила в ценах на 2009-2010 г. составила <данные изъяты> руб., в ценах на 2011 г. <данные изъяты> руб., а согласно справки № 1-2-10 ОФ/784 от 25.10.2012 г. стоимость объекта по состоянию на 2012 год составила <данные изъяты> руб.
Истец указал, что с данной инвентаризационной стоимостью не согласен. На сегодняшний день, как и на момент технической инвентаризации, указанное недвижимое имущество находится в весьма изношенном состоянии.
Указанные обстоятельства подтверждаются выданной Технической документацией на неэксплуатируемое по причине частичного или полного отсутствия отдельных конструктивных элементов, выданной Хабаровским краевым государственным унитарным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости по состоянию на 25.01.2013 г. Так согласно указанной технической документации фактический износ отдельных конструктивных элементов варьируется от 80 до 100 %, в частности;
- фундамент 80 %
- стены и перегородки - 80 %
- перекрытия - 80 %
- крыша- 80 %
- полы - 80 %
- двери - 100%
- наружная отделка - нет
- внутренняя отделка - 90 %
- водопровод, канализация, про водка - 100 %
- прочие элементы 80 %
В целях установления действительной рыночной стоимости объекта недвижимости истцом была проведена оценка рыночной стоимости пекарни, в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости, подготовленным независимым оценщиком - ООО «Консалтинговая группа АТЭКО», рыночная стоимость оставляет <данные изъяты> руб.
В свою очередь, Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон о налогах). В силу п.п. 1 и 2 ст. 5 Закона о налогах исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов. капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921, и п. 1 Порядка предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. № 36/БГ-3-08/67, организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам ма праве собственности, утвержденного Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 г. № 87 (далее - Порядок оценки): оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки (п. 1. 4).
П. 3.1 Порядка оценки предусмотрено, что оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 3.2. Порядка оценки определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Таким образом, инвентаризационная стоимость здания определена в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих проведение оценки объектов в целях налогообложения налогом на имущество физических лиц.
Согласно п.3 Инструкции МНС России от 02.11.1999 г. № 54 по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Действительная инвентаризационная стоимость определяется в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя России от 04.04.1992 г. № 87 (п.5.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ). Согласно п.1.4 данного Порядка оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. Согласно указанного порядка, оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации.
Согласно п.3.2 Порядка, определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки, при этом физический износ жилых зданий определяется по «Правилам оценки физического износа жилых зданий» (ВСН 53-86) (п. 3.2,2 Порядка).
При этом в адрес истца налоговым органом направлены налоговые уведомления № 284962, 427080 согласно который налоговая база по спорному объекту недвижимости определена в размере <данные изъяты> руб.
В свою очередь указанная инвентарная стоимость не отражает ее фактическую цену, что является недопустимым, в связи с чем, не может быть признана действительной.
В связи с изложенным просил признать недействительной инвентаризационную стоимости нежилого помещения – хлебопекарни, расположенного по адресу <...> Победы, 40 и признать его не подлежащим инвентаризационной оценке, а также обязать КГУП «Хабкрайинвентаризация» направить в уполномоченный налоговый орган – МРИ ФНС России по Хабаровскому краю № 3 в сведения о действительной инвентаризационной стоимости указанного объекта недвижимости, и в свою очередь, обязать данный налоговый орган исключить из лицевого счета истца задолженность по налогу на имущество за 2011 – 2013 гг.
В ходе досудебной подготовки ответчик КГУП «Хабкрайинвентаризация» исковые требования не признало, указав в представленном в суд письменном мнении по иску, что доводы, изложенные заявителем в исковом заявлении, носят ошибочный характер и не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с Законом РФ № 92003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
В соответствии с приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Стоимость объектов недвижимого имущества для целей налогообложения определяется Хабаровским краевым государственным унитарным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости в соответствии с действующим законодательством в ценах 1969 года по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости уменьшенной на величину физического износа в стоимостном выражении (далее действительная стоимость) с применением коэффициентов перевода стоимости строений и сооружений в уровень цен текущего года по ценовым показателям, ежегодно утверждаемым постановлением Губернатора Хабаровского края.
Ежегодно до 1 марта текущего года сведения об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, состоящих на техническом учете и находящихся в собственности у физических лиц направляются в налоговые органы для определения суммы налога, подлежащего уплате.
По состоянию на 01 января 2009 года, на территории Хабаровского края индексы были утверждены Постановлением Губернатора Хабаровского края от 16.01.2009 № 3 «Об утверждении укрупненных индексов на строительную продукцию, учитывающих удорожания, фактически сложившиеся в условиях рынка в Хабаровском крае, для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности».
По состоянию на 01 января 2010 года, на территории Хабаровского края индексы были утверждены Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.02.2010 г. № 7, утверждены по состоянию на 01 января 2010 года прилагаемые укрупненные индексы на строительную продукцию, учитывающие удорожания, фактически сложившиеся в условиях рынка в Хабаровском крае, для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности».
По состоянию на 01 января 2011 года на территории Хабаровского края индексы были утверждены Постановлением Губернатора Хабаровского края от 31.12.2010 г. № 150 «Об утверждении укрупненных средневзвешенных индексов на строительную продукцию, учитывающих рыночное удорожание, фактически сложившееся при возведении объектов недвижимости, финансируемые из бюджета Хабаровского края».
По состоянию на 01 января 2012 года на территории Хабаровского края индексы были утверждены постановлением Губернатора Хабаровского края от 31.01.2012 г. № 4 «Об утверждении коэффициентов, учитывающих изменения стоимости продукции в строительстве, фактически сложившиеся в Хабаровском крае для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Применение организациями технической инвентаризации уровня цен 1969 года не носит произвольный характер, а отражает фактическую стоимость имущества по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости, так как данные сборники составлены именно в уровне цен указанного года.
Инвентаризационная стоимость объекта капитального строительства здание «Хлебопекарня» 1987 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом процента износа на 14.02.2006 г. -31 °/о, составила <данные изъяты>
В налоговые органы, для исчисления налога на строение, предприятием были направлены следующие сведения: на 01.01.2009 г. и 01.01.2010 г. — <данные изъяты> руб.; на 01.01.2011 г. – <данные изъяты> руб.; на 01.01.2012 – <данные изъяты> руб.
По данным технической инвентаризации от 25.01.2013 г. была изготовлена техническая документация на неэксплуатируемое по причине частичного или полного отсутствия отдельных конструктивных элементов здание.
На 01.01.2013 г. сведения на указанный объект недвижимости в налоговый орган не предоставлялись, в связи с тем, что данный объект находится в руинированном состоянии, что подтверждается изготовленной 25.01.2013 г. на данный объект недвижимого имущества технической документацией.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществлялся по заявлениям заинтересованных лиц.
Указанное постановление Правительства РФ признано утратившим силу с 08.07.2013 года.
В силу указанного нормативно-правового акта Правительства РФ, организации технической инвентаризации осуществляли инвентаризационно-технические работы по заявлениям граждан, указанный вид работ носит заявительный характер.
Физический износ зданий, сооружений определяется только при проведении работ по технической инвентаризации осуществляемой по соответствующему заявлению граждан, на основании заключаемых договоров.
Полномочиями по самостоятельному осуществлению работ по технической инвентаризации, а соответственно и самостоятельному определению физического износа зданий, сооружений принадлежащих физическим лицам на праве собственности организации технической инвентаризации не наделены. В настоящее время техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляется на основании заключенных с заявителями органов технической инвентаризации договоров.
Инвентаризационная стоимость вышеуказанного объекта определена ответчиком в соответствии с действующим законодательством. Данные об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости находящихся в собственности физических лиц ежегодно предоставлялись в Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
Методика определения рыночной стоимости имущества не взаимосвязана с методикой определения инвентаризационной стоимости.
В соответствии с действующим законодательством, налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Ответчик – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (далее – МРИ ФНС № 3) в ходе досудебной подготовки исковые требования не признал, указав в представленном в суд письменном мнении по иску, указав следующее.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно с п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п.6 ст. 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Состав этих элементов и условия установления налога уточнены в п.1 ст.17 НК РФ: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ, налогоплательщик несет обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов.
Порядок налогообложения имущества физических лиц урегулирован Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
В соответствии с п.1 ст.1 Закона № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 2 Закона № 2003-1 объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
В силу п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1 ставки по налогам на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Согласно пункту 2 ст. 5 Закона № 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что для исчисления налога на имущество физических лиц необходима информация об инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений.
На основании сведений, представленных в порядке ст. 85 НК РФ уполномоченным органом инвентаризационная стоимость спорного имущества Заявителя составила за 2011 в размере <данные изъяты> руб., за 2012 в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с указанными сведениями, Инспекцией налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2011 г. в размере <данные изъяты> руб., за 2012 г. в размере <данные изъяты> рублей.
Налог на имущество физических лиц за 2013 год налоговым органом в отношении истца не исчислялся.
Таким образом, действия налогового органа по начислению налога на спорное имущество ФИО1 правомерны, в связи тем, что Инспекция действовала на основании законодательства о налогах и сборах РФ.
Кроме того, указанный ответчик указал, что в нарушение положений ст.247, ст.254, ст.255 ГПК РФ в поданном заявлении не указаны какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы ФИО1 нарушены налоговым органом, в чем заключается создание препятствий к осуществлению его прав и свобод, а также обязанность, незаконно возложенную налоговым органом на Заявителя.
В связи с этим, полагал, что требование ФИО1 об обязании Инспекции исключить из карточки лицевого счета задолженность по налогу на имущество за 2011, 2012, 2013 является необоснованным.
Кроме того, от указанного ответчика в суд поступило также дополнение к отзыву из которого следует, что по-мнению налогового органа, истцом не соблюден обязательный досудебный порядок обжалования всех актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, установленный в ст.138 НК РФ, внесенные в указанную статью в соответствии с п.4 ст.1, п.3 ст.3 Федерального закона № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившие в силу с 01.01.2014 г.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, в том числе, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств предварительного урегулирования данного налогового спора, путем обращения с соответствующим заявлением в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, изложенное свидетельствует о не соблюдении Заявителем порядка обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий (бездействие) их должностных лиц, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований ФИО1
Истец в дополнении к иску от 07.03.2014 г. указал, что письмом от 20.12.2013 г. Истец обратился в налоговый орган о внесении изменений в части налоговой базы» а также произведения перерасчета задолженности. Однако ответа на данное обращение от налогового органа не последовало.
Истец также обращался в КГУП «Хабкрайинвентаризация» с целью обследования объекта на предмет фактического износа, изменения инвентаризационной стоимости объекта. По результатам обследования была выдана техническая документация на неэксплуатируемое по причине частичного или полного отсутствия отдельных конструктивных элементов, так фактический износ отдельных конструктивных элементов варьируется от 80-100%. При указанном проценте износа использование помещения не только не возможно, но и небезопасно, т.к. процент разрушения фундамента, стен, перегородок, перекрытий, крыши, полов составляет 80 %. При этом, изменение инвентаризационной стоимости объекта не последовало.
При проведении оценки независимым оценщиком установлено, что объект не эксплуатируется уже более 10 лет, представляет собой брошенное, руинированное строение, физическое состояние которого оценивается как неудовлетворительное, не пригодное к эксплуатации. Часть конструктивных элементов утрачена с учетом местоположения объекта, сложными погодными условиями, разрушение объекта произошло ускоренными темпами. В связи с чем экспертом сделан вывод о нецелесообразности проведения ремонтных работ капитального характера для восстановления и приведения объекта в удовлетворительное состояние {стр. 41 Отчета)..
Также из отчета независимого оценщика (стр. 48 Отчета) следует, стоимость строительства спорного объекта для приведения его в удовлетворительное состояние, составляет <данные изъяты> руб.
Таким образом, оценщиком при проведении оценки рыночной стоимости объекта был выбран затратный подход, по результатам которого оценщиком установлено, что рыночная стоимость объекта составляет <данные изъяты> руб. – указанная сумма является рыночной стоимостью материалов, получаемых от демонтажа объекта. Поскольку нормами предусмотрен комбинированный метод разборки зданий, при котором каменные, бетонные и железобетонные конструкции обрушаются, а прочие конструкции разбираются элементами. В нормы включены затраты по приведению материалов, получаемых от разборки зданий, в состояние пригодное для повторного использования в строительстве или их реализации.
При этом, необходимо отметить, что применение экспертом для определения инвентаризационной стоимости здания затратного метода является обоснованным, поскольку понятие инвентаризационной стоимости действующим законодательством не раскрыто. Одним из методов определения рыночной стоимости независимым оценщиком является затратный метод (Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки»).
В соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог на имущество физических яиц исчисляется налоговым органом т месту нахождения объектов налогообложения (объектов недвижимого имущества) на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 01 января каждого года. Сумма налога на имущество зависит от инвентаризационной стоимости имущества.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. Согласно п.2.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утв. Приказом Минстроя РФ № 87 от 04.04.1992 г. оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации.
В этой связи полагал, что материалами дела в полном объеме подтверждено, что вышеуказанный объект не подлежит оценке ввиду его непригодности к эксплуатации, в связи с чем установленная ответчиком – КГУП «Хабкрайинвентаризация» инвентаризационная стоимость в размере <данные изъяты> руб. является не соответствующей действительности и как следствие – недействительной.
Стороны в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о его месте и времени проведения – не явились, при этом, истец в отдельном ходатайстве, а ответчик - МРИ ФНС № 3 в отзыве по иску, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Ответчик КГУП «Хабкрайинвентаризация» о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял, об уважительных причинах неявки представителя – суд не уведомил.
В этой связи в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон с рассмотрением дела по правилам, предусмотренным ст.233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
В этой связи и с учетом положений ст.233 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Изучив доводы сторон, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Относительно доводов налогового органа о несоблюдении истцом обязательного досудебного порядка оспаривания действий налогового органа, предусмотренного ст. 138 НК РФ, суд считает, что в данном случае такого нарушения истцом не допущено.
Пунктом 2 ст.138 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2014 г.) действительно установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Однако истцом какие-либо действия (бездействие) налогового органа сами по себе не оспариваются, поскольку рассматриваемое заявление подано и принято судом к производству в порядке искового производства исходя из характера спорных правоотношений и субъектного состава лиц, заявленных в качестве ответчиков, в числе которых помимо налогового органа заявлено также КГУП «Хабкрайинвентаризация».
Кроме того, из существа заявленного спора следует, что истец не согласен с данными об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, определенной предприятием технической инвентаризации, которые были использованы налоговым органом для последующего исчисления суммы налога на имущество, в связи с чем просит признать их недействительными.
Требование к налоговому органу в таком контексте является производным и предполагает, исходя из обстоятельств, изложенных в иске, что их удовлетворение повлечет за собой необходимость перерасчета исчисленных сумм налога на имущество за указанный в иске период времени.
Вместе с тем, оценивая заявленные требования по-существу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Так, судом установлено, и не оспаривалось ответчиками, что истец по договору купли-продажи б/н от <дата обезличена> приобрел нежилое помещение - хлебопекарня, 1 - этажное, общая площадь <данные изъяты> кв.м.., инв. № <№ обезличен>, лит <№ обезличен>, расположенное по адресу <адрес>, что подтверждено соответствующим договором. Право собственности на указанный объект за истцом зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено свидетельством о праве собственности <адрес>, выданным Управлением Федеральной государственной регистрационной службы по <адрес> и <адрес><дата обезличена> г.
В этой связи, на основании п.1 ст.1 Закона РФ № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» истец является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, отнесенного в соответствии со ст.15 НК РФ к местным налогам.
Согласно ст.3 и п.2 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Налог на имущество физических лиц за 2013 год исчисляется в порядке, установленным данным Законом (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 г. № 306-ФЗ без учета коэффициента – дефлятора.
Пункт 5 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» - в случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
Пункт 9 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» - уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Пункт 11 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» - перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
Определение инвентаризационной стоимости для целей налогообложения осуществляется соответствии и в порядке, установленном приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (далее – Порядок оценки).
В частности, данным Порядком оценки предусмотрено, что исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.
Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
Оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности (п.2.1 Порядка оценки).
При этом оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения:
- строящиеся;
- самовольно возведенные;
- признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации;
- бесхозяйные;
- назначение которых не определено (п.2.2 Порядка оценки).
В соответствии с п.3.2 Порядка оценки определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии (пункт 3.2.1 Порядка оценки).
Из материалов дела судом установлено, что инвентаризационная стоимость заявленного объекта недвижимости (пекарни) согласно технического паспорта в ценах 2006 г. определена <данные изъяты> руб.
Согласно справки Охотского районного филиала КГУП «Хабкрайинвентаризация» № 1-2-10 ОФ/675 от 24.09.2012 г. инвентаризационная стоимость объекта составила по состоянию на 14.02.2006 г. – <данные изъяты><данные изъяты> руб.
Согласно справки № 1-2-10 0Ф/792 от 29.10.2012 г., инвентаризационная стоимость объекта в ценах на 2009-2010 г. составила <данные изъяты> руб., в ценах на 2011 г. – <данные изъяты> руб.,
Согласно справки № 1-2-10 ОФ/784 от 25.10.2012 г. стоимость объекта по состоянию на 2012 год составила <данные изъяты> руб.
Ответчик – КГУП «Хабкрайинвентаризация» в отзыве по иску подтвердило, что для исчисления налога на имущество истца предприятием были направлены следующие сведения: на 01.01.2009 г. и 01.01.2010 г. — <данные изъяты> руб.; на 01.01.2011 г. – <данные изъяты> руб.; на 01.01.2012 – <данные изъяты> руб.
Истец указал, что с данной инвентаризационной стоимостью не согласен.
Свое несогласие мотивировал тем, что указанное недвижимое имущество находится в весьма изношенном состоянии, так согласно выданной Охотским районным филиалом КГУП «Хабкрайинвентаризация» 25.01.2013 г. технического паспорта, принадлежащее истцу здание пекарни – по состоянию на 25.01.2013 г. является неэксплуатируемым, по причине частичного или полного отсутствия отдельных конструктивных элементов, фактический износ отдельных конструктивных элементов варьируется от 80 до 100 %.
КГУП «Хабкрайинвентаризация» подтвердило в отзыве указанное обстоятельство, указав, что по данным технической инвентаризации от 25.01.2013 г. была изготовлена техническая документация на неэксплуатируемое по причине частичного или полного отсутствия отдельных конструктивных элементов здание.
На 01.01.2013 г. сведения на указанный объект недвижимости в налоговый орган не предоставлялись, в связи с тем, что данный объект находится в руинированном состоянии, что подтверждается изготовленной 25.01.2013 г. на данный объект недвижимого имущества технической документацией.
В отзыве налогового органа – МРИ ФНС № 3 также подтверждено, что за 2013 год налог на имущество в отношении истца не исчислялся, что не опровергнуто истцом, так как соответствующего налогового уведомления с указанием на обязанность уплатить соответствующий налог за 2013 год им в суд не представлено.
В этой связи требование истца к КГУП «Хабкрайинвентаризация» о признании не подлежащим инвентаризационной оценке указанного в иске объекта недвижимости – фактически данным ответчиком выполнено, в частности с 01.01.2013 г. сведения в налоговый орган для целей налогообложения не предоставляются, а кроме того – с 25.01.2013 г. путем выдачи соответствующего технического паспорта, в котором прямо указывается, что он оформлен на неэксплуатируемое по причине частичного или полного отсутствия отдельных конструктивных элементов, то есть, установлена его непригодность для дальнейшей эксплуатации, что в силу прямого указания п.2.2 Порядка оценки не допускает оценки для целей налогообложения указанного имущества и которая фактически предприятием технической инвентаризации с указанного периода не производится.
Что же касается требования о признании недействительной инвентаризационной стоимости здания пекарни за прошлые периоды, а также о направлении в налоговый орган сведений о действительной инвентаризационной стоимости указанного объекта недвижимости, то при оценке правомерности данных требований суд исходит из следующего.
Заявив о несогласии с суммой инвентаризационной стоимости здания пекарни за 2011 и 2012 гг. истец сослался на заключение независимого оценщика – Консалтинговой группы АТЭКО от 24.12.2013 г.
При этом, представленный в суд отчет № 454/13 содержит сведения о рыночной стоимости здания хлебопекарни, указанного в иске.
Однако, как указывалось выше, для целей налогообложения действующее законодательство предписывает использовать инвентаризационную стоимость.
Довод истца о том, что инвентарная стоимость не отражает фактическую цену имущества, что является недопустимым, в связи с чем, она не может быть признана действительной – судом не принимается.
Конституционность положений Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» в части применения инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения, а также законность положений Порядка определения инвентаризационной стоимости строений и сооружения для целей налогообложения подтверждены определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 473-O и определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2006 № 60-Г05-14.
Доводов о неправильности исчисления инвентаризационной стоимости, произведенной со стороны ответчика КГУП «Хабкрайинвентаризация» - истцом не приведено, представленный отчет определения стоимости здания пекарни № 454/13 сведений обосновывающих неправильность применения ответчиком методики исчисления инвентаризационной стоимости либо о наличии искажений в числовых показателях по восстановительной стоимости, физического износа объекта, то есть тех критериях которые используются в соответствии с действующим законодательством для определения инвентаризационной стоимости – не содержит.
Суд исходит из того, что ни в поданном заявлении, ни в представленных истцом материалах вообще не содержится указания на подобные нарушения, исковые требования основаны истцом исключительно на том, что независимым оценщиком была применена собственная методика оценки рыночной стоимости, которую истец полагает необходимым учитывать для целей налогообложения.
Довод ответчика о том, что представленный отчет определения стоимости здания пекарни № 454/13 подтверждает факт разрушения здания пекарни, одновременно с этим, не подтверждает, что в аналогичном состоянии данное имущество находилось в 2011 и 2012 годах; фактическая инвентаризация здания проведена предприятием технической инвентаризации 25.01.2013 г., при том, что, как уже указывалось, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также вышеуказанным Порядком оценки.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 и п. 1 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного совместным приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 № 36/БГ-3-08/67, организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Вышеперечисленные положения законодательства подлежали обязательному применению органами технической инвентаризации при определении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, принадлежащего истцу, в целях обложения налогом на имущество физических лиц отдельно в каждом налоговом периоде.
Не усматривает суд нарушений и в действиях налогового органа, которых как следует из материалов дела производил исчисление налога на имущество в отношении истца в соответствии с представленными предприятием технической инвентаризации сведениями, налоговая база учитывавшаяся налоговым органом для исчисления данного налога в 2011-м и 2012-м годах соответствует данным инвентаризационной стоимости представленным КГУП «Хабкрайинвентаризация» и признаны самим истцом.
При этом, указание налоговым органом в отзыве, что инвентаризационная стоимость спорного имущества Заявителя составила за 2011 в размере <данные изъяты> руб., за 2012 в размере <данные изъяты><данные изъяты> рублей – суд признает технической ошибкой.
Так в соответствии с представленными в деле истцом налоговыми уведомлениями № 284962 с внесенными изменениями согласно уведомлению № 434470 – за 2011 год налоговая база составила <данные изъяты> руб., в соответствии с налоговым уведомлением № 453973 – за 2012 год налоговая база составила <данные изъяты> руб., то есть соответствует сведениям, представленным в отзыве КГУП «Хабкрайинвентаризация» и представленных данным предприятием справках.
На неправильность расчета суммы налога в указанных налоговых уведомлениях истец не ссылался, требования в этой части не заявлял, в связи с чем указанное обстоятельство предметом судебной проверки не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Пинегину Алексею Анатольевичу в удовлетворении иска о признании недействительной инвентаризационной стоимости нежилого помещения и признании его не подлежащим инвентаризационной оценке, а также о возложении обязанности в уполномоченный налоговый орган сведений о действительной инвентаризационной стоимости к Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию технической инвентаризации и оценки недвижимости и о возложении обязанности исключить из лицевого счета задолженность по налогу на имущество за 2011 – 2013 гг. к МИФНС России № 3 по Хабаровскому краю – отказать в полном объеме.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.
Судья: Н.Н. Джерелейко