ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-62/2021 от 29.04.2021 Долинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-62/2021 (2-817/2020)

УИД 65RS0004-01-2020-001280-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Долинск 29 апреля 2021 г.

Долинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи - Пенского В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний ФИО1,

с участием истца ФИО2, представителя истца ФИО3, действующей на основании устного ходатайства, представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от 11 января 2021 г. № 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному Учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в льготный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Долинский городской суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указала, что 18 декабря 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от 16 января 2020 г. истцу в установлении досрочной страховой пенсии отказано.

В льготный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости», не включены периоды работы: с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г., с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г., с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г., с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г., с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г., с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г.: - периоды нахождения судна в отстое; с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г., с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г.: – дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое.

Не включены периоды с 1 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г, в связи с отсутствуем сведений о начислении заработной платы.

В трудовой стаж не включены периоды отгулов без оплаты с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г., с 9 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г., с 1 ноября 1994 г. по 15 декабря 1994 г., с 27 ноября 1995 г. по 5 августа 1996 г.

Не включены периоды отпусков без сохранения заработной платы с 8 февраля 1991 г. по 18 февраля 1991 г., с 22 марта 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 4 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г.

Периоды простоя с 1 февраля 2018 г. по 12 февраля 2018 г., с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г. не учтены ответчиком в трудовой стаж.

В льготный стаж работы в районах в местностях приравненных к районам Крайнего Севера не учтены периоды работы с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г., с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г., так как индивидуальные сведения в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сданы без кода территориальных условий в МКС.

С решением ответчика не согласна, так как на дату ее обращения 18 декабря 2019 г. страховой стаж работы составил 24 года 10 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 15 лет 1 месяц 5 дней.

Считает, что периоды работы с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г., с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г., с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г., с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г., с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г., с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г., должны быть включены в трудовой стаж, так как в период нахождения судна в отстое, истец выполняла возложенные на нее трудовые обязанности и получала заработную плату.

Предоставленные дни отдыха в период нахождения судна в отстое с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г., с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г. также являлись оплачиваемыми.

Считает незаконным исключение периодов работы с 1 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г., в связи с отсутствием сведений о начислении заработной платы, поскольку сведения по работникам в архив своевременно не передал <адрес>. Истцом в УПФР по Долинскому району подтверждающие документы периодов работы в Колхозе им. Котовского предоставлены, а именно трудовая книжка, в которой отражены вышеуказанные периоды.

Указывает, что несмотря на то, что периоды работы с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г., с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г. сданы без кода территориальных условий работы в МКС, это ни как не должно ущемлять ее право как работника в обеспечении пенсионных прав.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования.

При уточнении исковых требований 4 февраля 2021 г. истец полагала, что ответчик незаконно не учел периоды работы с 1 ноября 2001 г. по 28 июня 2002 г. в связи с отсутствием сведений о начислении заработной платы; с 17 сентября 1992 г. по 30 ноября 1992 г. (в архивной справке указана заработная плата в 1992 году: сентябрь – 37293,75 руб., октябрь – 15950,00 руб., ноябрь-0. В личной карточке рыб. <адрес> отгулы без оплаты с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г., плюс 6 дней неиспользованных отгулов (за фактически отработанное время в выходные дни во время рейса); с 9 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г. – отгулы (в архивной справке принята на работу с 29 мая 1993 г.; с 23 сентября 1993 г. предоставлены отгулы 28 дней -16 из них оплачиваемые (22 календарных дня с 23 сентября по 14 октября 1993 г.) и 12 неоплачиваемых (16 календарных дней с 15 октября по 1 ноября 1993 г.); с 1 ноября 1994 г. по 15 декабря 1994 г. – отгулы без оплаты (принята на работу с 23 марта 1994 г., в архивной справке с 3 октября 1994 г. предоставлено 53 дня отгулов из них 29 дней оплачиваемых (46 календарных дней с 3 октября по 17 ноября 1994 г.); 24 неоплачиваемых (33 календарных дня с 18 ноября по 15 декабря 1994 г.); с 27 ноября 1995 г. по 5 августа 1996 г. (52 календарных дня с 27 ноября 1996 г. по 16 января 1996 г. в личной карточке отгулы без оплаты 34 дня за работу в выходные дни в рейсе; с 17 января 1996 г. по 1 августа 1996 г. отгулы без оплаты; с 2 августа 1996 г. по 4 августа 1996 г.); с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г.- простои; с 22 марта 1993 г. по 21 апреля 1993 г. и с 4 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г. – в личной карточке не указан период отпуска без сохранения заработной платы.

Кроме того, указывает, что работа на судах в <адрес> экспедициях должны приравниваться к работе в районах Крайнего Севера.

С учетом уточненных исковых требований, в окончательной редакции от 15 апреля 2021 г., истец просит:

Признать решение ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от 16 января 2020 г. незаконным;

Возложить на ответчика обязанность включить:

- периоды нахождения судна в отстое с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г., с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г., с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г., с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г., с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г., с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г., дающие право на назначение досрочной льготной страховой пенсии по старости;

- дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г., с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г.;

- периоды работы за которые отсутствуют сведения о начислении заработной платы с 1 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г., с 1 ноября 2001 г. по 28 июня 2002 г.;

- периоды работы с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г., с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г., с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г.;

- периоды с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г., с 9 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г., с 1 ноября 1994 г. по 15 декабря 1994 г., с 27 ноября 1995 г. по 5 августа 1996 г.;

- периоды с 22 марта 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 4 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г.;

- период нахождения на предродовом больничном листе с 13 марта 1988 г. по 12 мая 1988 г. и период по уходу за ребенком с 4 мая 1988 г. по 4 ноября 1990 г.;

- период работы на РТМС «<адрес>» с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г.,

дающие право на назначение досрочной льготной страховой пенсии по старости.

Возложить на ответчика обязанность назначить досрочную льготную страховую пенсию по старости с 18 декабря 2019 г.

В возражениях на исковое заявление ответчик, выражая несогласие с исковыми требованиями указывает, что из справки, выданной <адрес>» от 1 марта 2017 г. подтверждаются периоды отстоя: с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г. - отстой судна (Распоряжение от 25 ноября 2004 г. к); с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г.- отстой судна (Распоряжение от 10 марта 2005 г. к); с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г.- отстой судна (Распоряжение от 22 декабря 2005 г. к); с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г. - отстой судна (Приказ от 29 января 2009 г. /к); с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г.- отстой судна (Приказ от 29 января 2009 г. /к); с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г.- отстой судна (Приказ от 1 июня 2010 г. /к); с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г. - дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое (Приказ от 29 октября 2009 г. /к); с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г. - дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое (Приказ от 29 ноября 2010 г. /к). Поскольку в период отстоя судно не выполняло свои функции, указанные периоды не были включены в льготный стаж работы в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера.

По результатам проведенной проверки, установленной актом от 16 января 2020 г. и архивной справки МУ «Архив Долинского района» от 16 января 2020 г. установлено, что в сентябре 1991 г. сведений о начислении заработной платы нет; с 27 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г. отгулы без оплаты (распоряжение от 3 сентября 1991 г. ); в декабре 1991 г. отсутствуют сведения о начислении заработной платы и количестве рабочих дней; - начисление заработной платы нет, рабочих дней нет; ноябрь 1992 г. начислений нет, рабочих дней нет, с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г. отгулы без оплаты (распоряжение от 18 сентября 1992 г. ); с апреля 1993 г. по май 1993 г. начислений нет, рабочих дней нет; с 6 апреля 1993 г. по 3 мая 1993 г. отпуск без содержания (распоряжение от 16 апреля 1993 г. ); июнь 1995 г. рабочих дней не усматривается, начислений нет. Принята на работу в качестве <данные изъяты> МПБ «<адрес>» с 27 июня 1995 г.

Таким образом, периоды работы истца в РК им. <адрес> с 1 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., в <адрес>» с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г. не включены в стаж работы дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как сведения о начислении заработной платы отсутствуют.

В соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который действовал до 1 января 2002 г., любая работа по трудовому договору включалась в общий трудовой стаж.

В связи с выше изложенным периоды работы с 1 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г. учтены в страховой стаж.

Дата регистрации ФИО2 в системе обязательного государственного пенсионного страхования - 05 февраля 2001 года.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отчетность по персонифицированному учету <адрес>» за период работы с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г., <адрес>» с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г. в отношении истца без кода территориальных условий в МКС.

В связи с чем, периоды работы истца с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г., с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г. не учтены в льготный стаж работы в МПКС.

27 февраля 2020 г. <адрес>» предоставило корректирующую форму отчетности по персонифицированному учету в отношении ФИО2 за период работы с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г., указав код территориальных условий в МКС, то есть уже после вынесения решения УПФР по Долинскому району Сахалинской области (межрайонного) от 16 января 2020 г. об отказе в установлении пенсии истцу.

Указано, что истец просит периоды нахождения на предродовом больничном листе с 13 марта 1988 г. по 12 мая 1988 г. и период по уходу за ребенком с 4 мая 1988 г. по 4 ноября 1990 г. включить в льготный страховой стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. Между тем, периоды ухода за ребенком учитываются в страховой стаж при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В трудовой книжке АТ-V ФИО2 сведения о работе с 13 марта 1988 г. по 21 июля 1989 г., с 22 августа 1989 г. по 7 февраля 1990 г., с 12 октября 1990 г. по 16 октября 1990 г. отсутствуют, начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производились.

В связи с изложенным, периоды с 13 марта 1988 г. по 21 июля 1989 г., с 22 августа 1989 г. по 7 февраля 1990 г., с 12 октября 1990 г. по 16 октября 1990 г. законно и обоснованно не учтены в страховой и льготный стаж работы в МПКС.

Обращено внимание суда на то, что периоды работы истца с 22 июля 1989 г. по 21 августа 1989 г., с 8 февраля 1990 г. по 11 октября 1990 г., с 17 октября 1990 г. по 4 ноября 1990 г. учтены в льготный страховой стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем заявленное требование не обоснованно и незаконно.

Ответчик указывает, что период работы с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не учтен в страховой и льготный стаж, в связи с тем, что отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета. Период с 1 февраля 2002 г. по 28 июня 2002 г. в качестве матроса-обработчика МБП «<адрес>» не включен в льготный стаж МКС в связи с тем, что работодателем данный период сдан без кода территориальных условий работы в МКС. Истребовать справку уточняющую периоды работы в ООО «<адрес>» не представляется возможным, данная организация ликвидирована, документы в <адрес> городской округ» не сданы, установить их местонахождение не представляется возможным.

Указано, что согласно сведений справки о стаже работы от 8 апреля 2015 г. , справки о заработной плате от 13 декабря 2016 г. , выданных муниципальным учреждением «<адрес>», акта по результатам документальной проверки факта работы застрахованного лица, ФИО2 были предоставлены отгулы без оплаты с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г., в октябре 1992 г. значатся начисления по графам «районный коэффициент», «колхозные надбавки», «за добычу рыбы» в общей сумме 15 950 рублей, рабочих дней нет, в ноябрь 1992 года начислений нет, рабочих дней нет. Сведений о том, что отгулы предоставлены за нормальную продолжительность рабочего времени в учетном периоде в имеющихся документах нет. В связи с этим период с 17 сентября 1992 г. по 30 ноября 1992 г. не включен в льготный стаж работы МКС.

Периоды с 22 марта 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 4 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г. в должности вахтера административного здания рыболовецкий колхоз им. <адрес> не были включены в страховой льготный стаж, поскольку по результатам проверки факта льготной работы (акт документальной проверки от 16 января 2020 г. ) ФИО2 установлено: с 22 марта 1993 г. по 5 апреля 1993 г. (расп. от 9 апреля 1993 г. -л), с 6 апреля 1993 г. по 3 мая 1993 г. (расп. от 16 апреля 1993 г. -л), с 25 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г. (расп. от 2 июня 1993 г. -л) ФИО2 предоставлены отпуска без сохранения заработной платы. Начисления заработной платы за апрель-май 1993 г. отсутствуют. В личной карточке периоды нахождения в отпусках без содержания не указаны, сведения на основании расчетных ведомостей по заработной платы.

Не учтен период с 9 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г. - отгулы без оплаты. Согласно сведений архивной справки от 20 декабря 2016 г. с 23 сентября 1993 г. ФИО2 предоставлены 28 дней отгулов за работу в выходные дни, из них 16 оплачиваемых. Истец просит учесть оплачиваемые и неоплачиваемые отгулы в календарных днях, то есть оплачиваемые отгулы 22 календарных дня с 23 сентября 1993 г. по 14 октября 1993 г. и неоплачиваемые отгулы 16 календарных дней с 15 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г.

Указывает, что истец просит включить в льготный стаж период с 1 ноября 1994 г. по 15 декабря 1994 г. - отгулы без оплаты. Согласно сведений архивной справки от 27 июля 2016 г. с 3 октября 1994 года ФИО2 предоставлены 53 дня отгулов за работу в выходные и праздничные дни, из них 29 дней оплачиваемых. Истец просит учесть оплачиваемые и неоплачиваемые отгулы в календарных днях, то есть оплачиваемые отгулы 46 календарных дней с 3 октября 1994 г. по 17 ноября 1994 г., неоплачиваемые отгулы 24 календарных дня с 18 ноября 1994 года по 15 декабря 1994 г. Вместе с тем, периоды оплачиваемых отгулов с 23 сентября 1993 г. в количестве 16 дней и с 3 октября 1994 г. в количестве 29 дней учтены истцу в льготный стаж МКС в календарном порядке.

Указывает, что истец просит включить в льготный стаж период с 27 ноября 1995 г. по 5 августа 1996 г. нахождения в отгулах без оплаты за работу в выходные дни в рейсе ЗАО <адрес>».

Согласно архивной справки о стаже от 8 апреля 2015 г. , архивной справке о заработной плате от 16 января 2020 г. , выданными муниципальным учреждением «<адрес>», личной карточки формы Т-2, ФИО2 были предоставлены отгулы без оплаты 34 дня с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г. (пр. от 5 декабря 1994 г. к.), отпуска без содержания с 16 января 1996 г. по 9 мая 1996 г. (пр. от 6 января 1996 г. ) с 10 мая 1996 г. по 1 августа 1996 г. (пр. от 5 августа 1996 г. ), начисления заработной платы за период с 2 августа 1996 г. по 5 августа 1996 г. в справке о заработной плате отсутствуют. Сведений о том, что отгулы предоставлены за работу в еженедельные дни отдыха и нерабочие праздничные дни в имеющихся документах нет. В связи с этим, время нахождения в отгулах без оплаты с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г., период нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 16 января 1996 г. по 9 мая 1996 г., с 10 мая 1996 г. по 1 августа 1996 г., с 2 августа 1996 г. по 5 августа 1996 г. обоснованно не учтены в льготный стаж работы МКС.

Ответчик считает, что обоснованно не включен в льготный стаж период простоя с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г. в Государственном бюджетном учреждении «Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Ответчик в возражениях указывает, что согласно сведений Морского регистра России, имеющихся в распоряжении УПФР по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное), справок работодателя, ФИО5 работала на судах имеющих порта приписки - <адрес>, которые относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В связи с чем, ее требование запросить сведения о нахождении судов и приравнять работу на судах в <адрес> экспедициях к работе в районах Крайнего Севера, является необоснованным.

Ответчик отмечает, что истец просит возложить на Управление обязанность включить периоды работы на <адрес>» с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г. дающие право на назначение досрочной льготной страховой пенсии по старости. Вместе с тем, период работы истца с 27 декабря 2000 г. по 20 января 2001 г. учтен в льготный страховой стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем заявленное требование не обоснованно и незаконно. Сведения о работе истца за период с 21 января 2001 г. по 1 июля 2001 г. в трудовой книжке истца отсутствуют. Документов, подтверждающих период работы истца в РТМС «<адрес>» с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г., не представлено. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО2 сведения о работе в РТМС «Мыс <адрес>» и уплаты страховых взносов в период с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г. отсутствуют. В связи с чем, ответчик считает, что указанный период обоснованно не учтен в льготный страховой стаж.

В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО3 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2019 г. ФИО2 обратилась в ГУ-УПФР по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ-УПФР по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) от 16 января 2020 г. ФИО2 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера 20 лет.

Дата регистрации ФИО2 в системе обязательного государственного пенсионного страхования – 5 февраля 2001 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

При этом при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ).

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Аналогичные положения содержались и в подпунктах 2 и 9 пункта 1, пункта 2, пункта 3 статьи 27, подпункте 6 пункта 1 статьи 28, пункте 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту также Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (действовавшего до 1 января 2015 г.).

В силу части 3 и части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Следовательно, для наличия у истца права на досрочную страховую пенсию по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении пятидесятилетнего возраста (с двойным понижением возраста) необходим ряд условий: наличие страхового стажа не менее 25 лет, наличие специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев, наличие стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет, либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 лет.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (далее - Правила) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утвержденным Постановлением Минтруда России от 20 февраля 1996 г. № 11 (действовавшим в спорный период), в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5.

Кроме того, из пункта 9 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У следует, что при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в специальный стаж наряду с периодами работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах, включаются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.

Из справки, предоставленной <адрес>» от 1 марта 2017 г. следует, что у ФИО2, работавшей в должностях <данные изъяты>) установлены следующие периоды отстоя судна: с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г. - отстой судна (Распоряжение от 25 ноября 2004 г. к); с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г.- отстой судна (Распоряжение от 10 марта 2005 г. к); с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г.- отстой судна (Распоряжение от 22 декабря 2005 г. к); с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г. - отстой судна (Приказ от 29 января 2009 г. /к); с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г.- отстой судна (Приказ от 29 января 2009 г. /к); с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г.- отстой судна (Приказ от 1 июня 2010 г. /к); с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г. - дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое (Приказ от 29 октября 2009 г. /к); с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г. - дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое (Приказ от 29 ноября 2010 г. /к).

Отказывая во включении вышеуказанных периодов в льготный стаж, ответчик указывает, что в период отстоя судно не выполняло свои функции.

Между тем, в судебном заседании ответчиком не оспаривалось, что в периоды отстоя судна, ФИО2 выполняла свои трудовые обязанности и ей выплачивалась заработная плата, то есть она использовалась по своей специальности.

При таком положении дела, суд приходит к выводу, что периоды отстоя судна и предоставленные дни отдыха за период нахождения судна в отстое подлежат включению в льготный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Из архивной справки МУ «Архив Долинского района» от 16 января 2020 г. следует, что за период работы истца в ЗАО <адрес>» в сентябре 1991 г. сведений о начислении заработной платы нет; с 27 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г. отгулы без оплаты (распоряжение от 3 сентября 1991 г. ); в декабре 1991 г. отсутствуют сведения о начислении заработной платы и количестве рабочих дней; - начисление заработной платы нет; ноябрь 1992 г. начислений нет, сентябрь 1992 г. – в начисление вошла графа «добыча рыбы», с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г. отгулы без оплаты (распоряжение от 18 сентября 1992 г. ); с апреля 1993 г. по май 1993 г. начислений нет, рабочих дней нет; с 6 апреля 1993 г. по 3 мая 1993 г. отпуск без содержания (распоряжение от 16 апреля 1993 г. ); июнь 1995 г. рабочих дней не усматривается, начислений нет. Принята на работу в качестве <данные изъяты>» с 27 июня 1995 г.

Рассматривая требование истца о включении в стаж работы дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды с 1 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г., суд считает, что отсутствие сведений о начислении заработной платы, при отсутствии сведений о том, что истец в указанные периоды не выполнял свои трудовые обязанности, не должно влиять на право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Между тем, ответчик обоснованно не включил в трудовой стаж истца периоды нахождения в отгулах без оплаты и отпусках без содержания.

В связи с изложенным, требование истца о включении в стаж работы периодов с 1 сентября 1991 г. по 26 сентября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г. подлежат удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований о включении в трудовой стаж периодов работы с 27 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 6 апреля 1993 г. по 21 апреля 1993 г. суд отказывает.

Поскольку <данные изъяты>» предоставило корректирующую форму отчетности по персонифицированному учету в отношении ФИО2 за период работы с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г., указав код территориальных условий в МКС, постольку оспариваемые периоды подлежат включению в льготный стаж работы.

То обстоятельство, что отчетность по персонифицированному учету <адрес>» за период работы с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г. в отношении истца сдана без кода территориальных условий в МКС, не должно, по мнению суда нарушать пенсионные права истца. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, место нахождения <адрес>» является <адрес>. В связи с изложенным, стаж работы истца за период с 1 января 2002 г. по 28 июня 2002 г. подлежит включению в льготный стаж работы в МПКС.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Таким образом, периоды ухода за ребенком учитываются в страховой стаж при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, то есть в период ухода за ребенком гражданин должен состоять в трудовых отношениях.

В трудовой книжке АТ-V на имя ФИО2, сведения о работе с 13 марта 1988 г. по 21 июля 1989 г., с 22 августа 1989 г. по 7 февраля 1990 г., с 12 октября 1990 г. по 16 октября 1990 г. отсутствуют.

В связи с изложенным, периоды с 13 марта 1988 г. по 21 июля 1989 г., с 22 августа 1989 г. по 7 февраля 1990 г., с 12 октября 1990 г. по 16 октября 1990 г. обоснованно не учтены в страховой и льготный стаж работы в МПКС, оснований для удовлетворения требований истца в данной части не имеется.

Не подлежат удовлетворению и требования истца в части учета периодов работы с 22 июля 1989 г. по 21 августа 1989 г., с 8 февраля 1990 г. по 11 октября 1990 г., с 17 октября 1990 г. по 4 ноября 1990 г., поскольку указанные периоды учтены в льготный страховой стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Ответчиком период работы с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. не учтен в страховой и льготный стаж, в связи с тем, что отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета.

Вместе с тем, из трудовой книжки истца следует, что она в период с 2 июля 2001 г. по 28 июня 2002 г. состояла в трудовых отношениях с <адрес>». То обстоятельство, что работодателем не были представлены сведения о начислении истцу заработной платы в спорный период, по мнению суда не должно ограничивать пенсионные права ФИО6

В связи с изложенным, период с 1 ноября 2001 г. по 31 декабря 2001 г. подлежит включению в льготный стаж работы в МПКС.

Согласно справки о стаже работы от 8 апреля 2015 г. , справки о заработной плате от 13 декабря 2016 г. , выданных муниципальным учреждением «Архив Долинского района», акта по результатам документальной проверки факта работы застрахованного лица, ФИО2 были предоставлены отгулы без оплаты с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г., в октябре 1992 г. значатся начисления по графам «районный коэффициент», «колхозные надбавки», «за добычу рыбы» в общей сумме 15 950 рублей, рабочих дней нет, в ноябрь 1992 года начислений нет, рабочих дней нет.

Таким образом, поскольку в период с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г. ФИО2 находилась в отгулах без оплаты, постольку ответчик обоснованно не включил указанный период в льготный стаж работы в МПКС.

Вместе с тем, отсутствие сведений о начислении заработной платы в ноябре 1992 г., в отсутствие данных о том, что ФИО2 в период с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г. были предоставлены либо отпуск либо отгулы без оплаты, по мнению суда не должно нарушать ее право на получение льготной пенсии, в связи с чем, указанный период подлежит включению в льготный стаж работы в МПКС.

По результатам проверки факта льготной работы (акт документальной проверки от 16 января 2020 г. ) ФИО2 установлено: с 22 марта 1993 г. по 5 апреля 1993 г. (расп. от 9 апреля 1993 г. -л), с 6 апреля 1993 г. по 3 мая 1993 г. (расп. от 16 апреля 1993 г. -л), с 25 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г. (расп. от 2 июня 1993 г. -л) ФИО2 предоставлены отпуска без сохранения заработной платы. Начисления заработной платы за апрель-май 1993 г. отсутствуют. В личной карточке периоды нахождения в отпусках без содержания не указаны, сведения на основании расчетных ведомостей по заработной плате.

Периоды работы с 22 марта 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 4 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г. в должности вахтера административного здания рыболовецкий колхоз им. <адрес> обоснованно не были включены в страховой льготный стаж.

Согласно сведений архивной справки от 20 декабря 2016 г. с 23 сентября 1993 г. ФИО2 предоставлены 28 дней отгулов за работу в выходные дни, из них 16 оплачиваемых. Истец просит учесть оплачиваемые и неоплачиваемые отгулы в календарных днях, то есть оплачиваемые отгулы 22 календарных дня с 23 сентября 1993 г. по 14 октября 1993 г. и неоплачиваемые отгулы 16 календарных дней с 15 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком обоснованно не учтен период с 9 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г., то есть период, когда истцу были предоставлены отгулы без оплаты.

Согласно сведений архивной справки от 27 июля 2016 г. с 3 октября 1994 года ФИО2 предоставлены 53 дня отгулов за работу в выходные и праздничные дни, из них 29 дней оплачиваемых. Истец просит учесть оплачиваемые и неоплачиваемые отгулы в календарных днях, то есть оплачиваемые отгулы 46 календарных дней с 3 октября 1994 г. по 17 ноября 1994 г., неоплачиваемые отгулы 24 календарных дня с 18 ноября 1994 года по 15 декабря 1994 г.

Периоды оплачиваемых отгулов с 23 сентября 1993 г. в количестве 16 дней и с 3 октября 1994 г. в количестве 29 дней учтены истцу в льготный стаж МКС в календарном порядке.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении в льготный стаж работы период с 1 ноября 1994 г. по 15 декабря 1994 г., поскольку в указанный период ФИО2 были предоставлены отгулы без оплаты.

Ответчик указывает, что согласно архивной справки о стаже от 8 апреля 2015 г. , архивной справке о заработной плате от 16 января 2020 г. , выданными муниципальным учреждением «Архив Долинского района», личной карточки формы Т-2, ФИО2 были предоставлены отгулы без оплаты 34 дня с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г. (пр. от 5 декабря 1994 г. №99к.), отпуска без содержания с 16 января 1996 г. по 9 мая 1996 г. (пр. от 6 января 1996 г. ) с 10 мая 1996 г. по 1 августа 1996 г. (пр. от 5 августа 1996 г. ), начисления заработной платы за период с 2 августа 1996 г. по 5 августа 1996 г. в справке о заработной плате отсутствуют. Сведений о том, что отгулы предоставлены за работу в еженедельные дни отдыха и нерабочие праздничные дни в имеющихся документах нет.

Вместе с тем, из Приказа на отпуск от 5 декабря 1995 г. -л следует, что ФИО2 работающей в должности матроса-обработчика на судне МПБ «Южные Курилы» предоставлен отгул за работу в море в праздничные и выходные дни в количестве 34 рабочих дней с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г. включительно и отпуск за работу. Сведений о том, что отгулы и отпуск предоставлены истцу без оплаты, в материалах дела не имеется. Согласно архивной справки от 16 января 2020 г. , предоставленной МУ «Архив Долинского района», в декабре 1995 г. ФИО2 произведено начисление заработной платы, то есть, в данном случае, суд приходит к выводу, что истцу в период с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г. были предоставлены оплачиваемые отгулы и отпуск.

Таким образом, по мнению суда период отгулов и отпуска подлежит включению в стаж работы в МПКС.

Вместе с тем, период нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 16 января 1996 г. по 9 мая 1996 г., с 10 мая 1996 г. по 1 августа 1996 г., обоснованно не учтены в льготный стаж работы в МПКС.

В отсутствие сведений о том, что ФИО2 не осуществляла свои трудовые обязанности в период с 2 августа 1996 г. по 5 августа 1996 г., указанный период подлежит включению в льготный стаж работы в МПКС.

Согласно справки Государственного бюджетного учреждения «<адрес>» от 12 марта 2021 г. , ФИО2 за период простоя с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г. произведено начисление простоя в сумме 13 931, 21 рублей.

При таком положении дела, период простоя с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г. подлежит включению в льготный стаж в МПКС.

Истцом заявлено требование приравнять работу на судах в <адрес> экспедициях к работе в районах Крайнего Севера.

Между тем, Верховный Суд РФ в своем Определении от 12 апреля 2013 г. № 75-КГ13-10 указал, что само по себе то обстоятельство, что суда, на которых работал истец, во время совершаемых рейсов заходили в порты, расположенные в районах Крайнего Севера, не может служить достаточным основанием для вывода о смешанном стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку данная работа должна носить стабильный характер и производиться в организациях, расположенных в этих районах.

Вместе с тем, местом нахождения организаций, с которыми истец состоял в трудовых отношениях, не относятся к районам Крайнего Севера, данных о том, что суда, на которых осуществляла трудовую деятельность ФИО2 были приписаны к порту, расположенному в районах Крайнего Севера, в материалах дела не имеется.

Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки.

При таком положении дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в данной части.

Истец просит возложить на Управление обязанность включить периоды работы на <адрес>» с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г. дающие право на назначение досрочной льготной страховой пенсии по старости.

Вместе с тем, период работы истца с 27 декабря 2000 г. по 20 января 2001 г. учтен в льготный страховой стаж работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем заявленное требование не обоснованно и незаконно.

Согласно справки, предоставленной <адрес>», ФИО6 в период с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г. в указанной организации не работала. Сведения о работе истца за период с 21 января 2001 г. по 1 июля 2001 г. в трудовой книжке истца отсутствуют. Документов, подтверждающих период работы истца в <адрес>» с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г., не представлено. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО2 сведения о работе на <адрес>» и уплаты страховых взносов в период с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г. отсутствуют.

В связи с изложенным, требование истца о включении периода работы на <адрес>» в период с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г. удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что льготный стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости превышал на момент обращения ФИО2 в пенсионный орган 18 декабря 2019 г. требуемый в 20 лет, суд приходит к выводу о том, что у пенсионного органа отсутствовали законные основания для отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ФИО2 данную пенсию со дня возникновения у нее права на такую пенсию - с 18 декабря 2019 г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) в части отказа включить ФИО2 в льготный трудовой стаж:

- периоды отстоя судна: с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г.; с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г.; с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г.; с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г.; с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г.; с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г.;

- дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г.; с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г.;

- периоды работы, за которые отсутствуют сведения о начислении заработной платы с 1 сентября 1991 г. по 26 сентября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г., с 2 августа 1996 г. по 5 августа 1996 г.;

- период нахождения в отгулах и отпуске с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г.;

- период работы в <адрес>» с 1 ноября 2001 г. по 28 июня 2002 г.;

- период работы в <адрес>» с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г., с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) включить ФИО2 в пенсионный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера:

- периоды отстоя судна: с 1 января 2005 г. по 22 января 2005 г.; с 14 марта 2005 г. по 4 ноября 2005 г.; с 22 декабря 2005 г. по 28 апреля 2006 г.; с 10 марта 2009 г. по 15 сентября 2009 г.; с 25 сентября 2009 г. по 6 октября 2009 г.; с 6 мая 2010 г. по 23 ноября 2010 г.;

- дни отдыха, предоставленные за период нахождения судна в отстое с 14 ноября 2009 г. по 17 февраля 2010 г.; с 23 декабря 2010 г. по 13 февраля 2011 г.;

- периоды работы, за которые отсутствуют сведения о начислении заработной платы с 1 сентября 1991 г. по 26 сентября 1991 г., с 1 декабря 1991 г. по 31 декабря 1991 г., с 25 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г., с 2 ноября 1993 г. по 22 марта 1994 г., с 27 июня 1995 г. по 30 июня 1995 г., с 2 августа 1996 г. по 5 августа 1996 г.;

- период нахождения в отгулах и отпуске с 27 ноября 1995 г. по 15 января 1996 г.;

- период работы в <адрес> 1 ноября 2001 г. по 28 июня 2002 г.;

- период работы в <адрес>» с 3 апреля 2017 г. по 31 января 2018 г., с 16 февраля 2018 г. по 21 февраля 2018 г., с 1 марта 2018 г. по 3 марта 2018 г., с 1 апреля 2018 г. по 6 апреля 2018 г.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) обязанность назначить ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости с 18 декабря 2019 г.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному Учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Долинскому району Сахалинской области (межрайонное) о включении периодов работы с 27 сентября 1991 г. по 28 октября 1991 г., с 17 сентября 1992 г. по 24 ноября 1992 г., с 22 марта 1993 г. по 21 апреля 1993 г., с 4 мая 1993 г. по 28 мая 1993 г., с 9 октября 1993 г. по 1 ноября 1993 г., с 1 ноября 1994 г. по 15 декабря 1994 г., с 16 января 1996 г. по 1 августа 1996 г., с 27 декабря 2000 г. по 7 мая 2001 г., с 13 марта 1988 г. по 4 ноября 1990 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Сахалинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Долинский городской суд Сахалинской области.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Мотивированное решение принято 6 мая 2021 г.

Председательствующий В.А. Пенской