ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-62/2022 от 05.04.2022 Мильковского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2-62/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Мильково 5 апреля 2022 года

Мильковский районный суд Камчатского края

в составе председательствующего судьи Курданова В.О.,

при секретаре Собяниной Г.Ш.,

с участием помощника прокурора Мильковского района Камчатского края Ким В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мильковского района Камчатского края Новицкого М.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мильковского сельского поселения, администрации Мильковского муниципального района о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Мильковского района Новицкий М.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мильковского сельского поселения о возложении обязанности - обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторной подстанции <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, отпайки трансформаторной подстанции <данные изъяты> на автомобильной дороге с. Мильково-Петропавловск-Камчатский, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование своих требований указал, что по итогам проведения проверки прокуратурой <адрес> установлено, что на территории <адрес> имеется 2 объекта недвижимости в виде бесхозяйных, брошенных инженерных объектов электросетевого хозяйства: трансформаторная подстанция ТП 38 (районе здания ДРСУ), расположенной по адресу: <адрес>, отпайки трансформаторной подстанции <адрес> на автомобильной дороге <адрес>-Камчатский. Прокурор указывает, что указанные объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие жизненно необходимые потребности населения, проживающего на территории муниципального образования, фактически не имеют собственника, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, органы местного самоуправления, на территории которых они расположены, обязаны в кратчайшие сроки осуществить полномочия по принятию мер для постановки на учет бесхозяйных объектов энергетики и признанию права собственности на них.

Представитель истца помощник прокурора Ким В.В. в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Ответчики администрация Мильковского муниципального района, администрация Мильковского сельского поселения, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании представителей не направили. Согласно направленным в адрес суда отзывов против исковых требований возражений не имеют, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации.

Третье лицо ПАО «Камчатсэнерго» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании представителей не направили, против исковых требований возражений не имеют, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц участвующих в деле.

Исследовав и огласив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса (далее ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно правовому содержанию вышеуказанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет и признании за ними права собственности на данное имущество.

Порядок принятия на учет бесхозяйных движимых вещей установлен ст. 290 ГПК РФ, в соответствии с требованиями которой, заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 и 7 организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, спорными объектами недвижимости являются объекты электросетевого хозяйства: трансформаторной подстанции <данные изъяты>), расположенной по адресу: <адрес>, отпайки трансформаторной подстанции <данные изъяты> на автомобильной дороге <адрес>-Камчатский.

Согласно перечню, представленному ПАО «Камчатскэнерго» спорные объекты располагаются на территории Мильковского муниципального района (л.д. 9)

В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Мильковского муниципального района спорные объекты в качестве бесхозяйного недвижимого имущества на учете в Росреестре не состоят. Органами местного самоуправления планируется поставить на бесхозяйный учет спорные объекты недвижимости. До настоящего времени органами местного самоуправления в отношении соответствующих объектов электросетевого хозяйства мероприятий по определению собственников, инвентаризации, установлению степени ветхости – не проводились. В отношении спорных объектов недвижимости ведется работа по изготовлению технической документации (л.д. 11, 13).

Согласно п. 3 ст. 5 Устава Мильковского сельского поселения к вопросам местного значения относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют информация об объекте недвижимости трансформаторной подстанции <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, отпайки трансформаторной подстанции <данные изъяты> на автомобильной дороге <адрес>-Камчатский.

На основании вышеизложенных доказательств по данному делу, в отношении спорного объекта недвижимости, проведя анализ юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора района являются законными и обоснованными, поскольку вышеуказанные требования законодательства свидетельствует о том, что законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования поселения, на территории которых они находятся, так как отсутствие собственника таких объектов влечет за собой несвоевременное решение вопросов по обеспечению их надлежащего технического состояния, когда данные объекты недвижимого имущества обеспечивают жизненно необходимые потребности населения, проживающего на территории муниципального образования.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Мильковского района Камчатского края Новицкого М.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать администрацию Мильковского сельского поселения Камчатского края в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества трансформаторная подстанция <данные изъяты>), расположенной по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Мильковского муниципального района Камчатского края в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества отпайки трансформаторной подстанции <данные изъяты> на автомобильной дороге <адрес>-Камчатский.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий

судья