Дело № 2-62/2022
УИД 37RS0015-01-2022-000013-85
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирнове Д.С.,
с участием представителя истца прокурора Приволжского района Ивановской области ФИО1,
представителя ответчика Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Горки Чириковы ФИО9,
представителя ответчика Муниципального казенного учреждения отдела образования администрации Приволжского муниципального района ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2022 года гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Горки-Чириковы, Муниципальному казенному учреждению отделу образования администрации Приволжского муниципального района о возложении обязанности оборудовать системой видеонаблюдения здание учреждения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Приволжского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с иском к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад с. Горки-Чириковы (далее МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы, учреждение), Муниципальному казенному учреждению отделу образования администрации Приволжского муниципального района (далее МКУ отдел образования), Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Приволжского муниципального района), в котором просит обязать:
- МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы в срок до 31 декабря 2022 года оборудовать здание данного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца;
- Администрацию Приволжского муниципального района в срок до 1 июля 2022 года обеспечить финансирование МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы в целях оборудования здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца;
- МКУ отдел образования обеспечить своевременное доведение лимитов бюджетных средств в целях оборудования здания учреждения МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы, расположенного по адресу: <адрес>, до 31 декабря 2022 года системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца (л.д. 3-7).
Определением Приволжского районного суда от 17 января 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое управление администрации Приволжского муниципального района (далее Финансовое управление) (л.д. 2).
Определением Приволжского районного суда от 8 февраля 2022 года (л.д. 104-107) прекращено производство по настоящему иску в части возложения на Администрацию Приволжского муниципального района и Финансовое управление обязанности в срок до 1 июля 2022 года обеспечить финансирование МКДОУ д/с с. Горки Чириковы в целях оборудования здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Приволжского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и об образовании в Российской Федерации в деятельности МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41, ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ч. 4 ст. 3, п.п. 4 и 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-Ф3 от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 года, п. 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, п. 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 390, приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», здание МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца. Выявленные нарушения в деятельности МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы создают угрозу для жизни и здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения. В связи с чем у истца и возникла необходимость обращения в суд с настоящим иском (л.д. 3-7).
В ходе судебного заседания представитель истца прокурора Приволжского района Миронова А.А. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы Куваева В.М. (л.д. 22) не возражает против заявленных требований, пояснила, что МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы произведен расчет и составлена смета выполнения работ по оборудованию здания учреждения системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца на сумму 39 385 рублей 50 копеек. 11 января 2022 года МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы заключен Договор монтажных услуг № 4 на выполнение устройства системы видеонаблюдения в здании учреждения с Индивидуальным предпринимателем Рубан А.С. (далее ИП Рубан А.С.) указанной стоимостью. Все необходимые работы будут выполнены в течение 20 рабочих дней.
Представитель ответчика МКУ отдела образования по доверенности Шмигельская А.А. (л.д. 58) не возражает против заявленных исковых требований, пояснила, что 13 января 2022 года МКУ отделом образования утверждена бюджетная смета на 2022 год финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов в отношении МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы. В последней предусмотрены расходы на монтаж системы видеонаблюдения в МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы в 2022 году. После предоставления последним в адрес МКУ отдела образования документов, подтверждающих выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения, до МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы своевременно и в полном объеме будет доведено финансирование на оплату указанных мероприятий. Более подробно позиция ответчика изложена в письменном Отзыве на исковое заявление (л.д. 56-57).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму и об образовании в Российской Федерации в деятельности МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы. В ходе проверки установлено, что здание МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца. Данные обстоятельства также подтверждаются сообщением МКУ отдела образования от 23 декабря 2021 года № 575 (л.д. 26) и не оспариваются сторонами.
В соответствии с Уставом МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы (Казенное учреждение) (л.д. 11-21), данное учреждение является некоммерческой организацией, собственником имущества которой является муниципальное образование - Приволжский муниципальный район (п. 1.4); от имени собственника его полномочия осуществляет администрация Приволжского муниципального района (далее - Учредитель) (п. 1.5); часть полномочий Учредителя исполняет МКУ отдел образования администрации Приволжского муниципального района (п. 1.6). Казённое учреждение обязано создавать безопасные условия пребывания воспитанников, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранение жизни и здоровья воспитанников, работников казённого учреждения (подп. 3 п. 4.5). Источниками формирования имущества, в том числе финансовых средств Казённого учреждения являются: имущество, закрепленное в установленном порядке, на праве оперативного управления; средства бюджета Приволжского муниципального района; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации, Ивановской области, органов местного самоуправления (п. 6.2).
Согласно п. 1.3 Устава МКУ отдела образования администрации Приволжского муниципального района (Казенное учреждение) (л.д. 59-82), данное учреждение является некоммерческой организацией, собственником которой является муниципальное образование - Приволжский муниципальный район. От имени муниципального образования права и обязанности собственника осуществляет администрация Приволжского муниципального района (Учредитель). В ведении Казённого учреждения находятся муниципальные казённые учреждения, среди которых указано МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы (п. 1.13). В силу п. п. 3.1.10, 3.12.1, 3.12.2 Устава МКУ отдел образования определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных смет подведомственными муниципальными учреждениями в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации; финансирует затраты на дошкольное, дополнительное образование детей, реализацию муниципальных программ развития системы образования района, осуществляет мероприятия по разработке в соответствии с действующим законодательством бюджетов образовательных учреждений; утверждает сметы доходов и расходов образовательных учреждений.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Детство находится под защитой государства (ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством-участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» среди основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации указаны: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Юридические лица обязаны обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной деятельности и принадлежащих им на вещном праве (ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из содержания п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10, также следует, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
В силу п. 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Таким образом, из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что они содержат императивное предписание по оборудованию образовательных учреждений системами видеонаблюдения. Установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием антитеррористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей учреждения. Системное толковое вышеуказанных положений действующего законодательства Российской Федерации предусматривает обязанность образовательного учреждения изыскать возможность установки системы видеонаблюдения на уже существующий объект без его реконструкции или капитального ремонта, а при отсутствии такой возможности - запланировать и провести реконструкцию или капитальный ремонт объекта с целью установки необходимой системы видеонаблюдения.
Установленная статьей 38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений как титульных владельцев зданий, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений, органов, наделенных публичными функциями защиты пребывающих в нем людей от различных незаконных посягательств.
Отсутствие системы видеонаблюдения в МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы Плеса не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности и комплексной безопасности образовательного учреждения и лиц, пребывающих в нем, что в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1).
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (ч. 2).
В настоящее время МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы произведен расчет и составлена смета выполнения работ по оборудованию здания учреждения системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца на сумму 39 385 рублей 50 копеек (л.д. 91-97).
13 января 2022 года МКУ отделом образования утверждена бюджетная смета на 2022 год финансовый год и плановый период 2023 и 2024 годов в отношении получателя бюджетных средств МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы (л.д. 83-90). В последней предусмотрены расходы на монтаж системы видеонаблюдения в МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы в 2022 году на сумму 39 385 рублей 50 копеек.
13 января 2022 года МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы заключен Договор монтажных услуг № 4 на выполнение устройства системы видеонаблюдения в здании учреждения с ИП Рубан А.С. стоимостью 39 385 рублей 50 копеек, срок исполнения 20 рабочих дней (л.д. 98-102).
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы обязанности по оборудованию здания данного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца, а на МКУ отдел образования - по обеспечению своевременного доведения лимитов бюджетных средств в целях оборудования последнего указанной системой. Заявленный срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года суд признает разумным.
Таким образом, исковые требования прокурора Приволжского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу положений ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением закона на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Общие положения об участии в деле прокурора закреплены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве соистцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).
Принимая во внимание, что отсутствие оборудования МКДОУ с. Горки-Чириковы системой видеонаблюдения создает угрозу для жизни и здоровья воспитанников, работников данного дошкольного образовательного учреждения и лиц пребывающих в нем, то обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с иском о возложении на МКДОУ д/с с. Горки-Чириковы и МКУ отдел образования заявленных обязанностей является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Горки-Чириковы в срок до 31 декабря 2022 года оборудовать здание Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Горки-Чириковы, расположенное по адресу: <адрес>, системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.
Обязать Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации Приволжского муниципального района обеспечить своевременное доведение лимитов бюджетных средств в целях оборудования здания учреждения Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад с. Горки-Чириковы, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 31 декабря 2022 года системой непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с архивированием и хранением данных в течение одного месяца.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Виноградова Е.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2022 года.