Дел №№2-855/2021)
24RS0031-01-2021-001273-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года п. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Рукосуевой Е.В.,
при секретаре в лице помощника судьи Городецкой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Михасеву Г.М. о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира, причиненного в результате незаконной вырубки лесных насаждений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, субъекта РФ Красноярского края, муниципального образования Курагинский район к Михасеву Г.М.о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 58946,40 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Курагинского района проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов, по результатам которой установлено, что в конце октября 2018 года Михасеву Г.М. в квартале № выделе № Табратского участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество» Курагинского района незаконно, в нарушение ст.ст. 29,30 Лесного кодекса РФ совершил рубку одного дерева породы «береза» и одного дерева породы «пихта», за что 06.08.2020года приговором мирового судьи судебного участка № 150 в Курагинском районе Красноярского края был осужден к наказанию в виде штрафа. Приговор вступил в законную силу. В результате незаконных действий ответчика причинен вред охотничьим ресурсам, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края. Просит взыскать с Михасева Г.М.ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 58946,40 рублей.
Старший помощник прокурора Курагинского района Красноярского края Великих Л.Г.в судебном заседания исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив их, просила взыскать с ответчика 19068,59 руб. - ущерб, нанесенный охотничьим ресурсам.
Ответчик Михасев Г.М. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, направил своего представителя. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель ответчика Константинов А.Е. суду пояснил, что согласен, что был нанесен ущерб, но не согласен с размером ущерба в размере 19068,59 рублей, поскольку расчет не содержит обоснование применения зоны среднего воздействия, считает, что ущерб составляет 351,62руб.
Представители третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края и КГБУ «Курагинское лесничество» о месте и времени рассмотрения дела извещены судебной повесткой, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Выслушав старшего помощника прокурора Курагинского района Красноярского края Великих Л.Г., представителя ответчика Константинова А.ЕН., свидетеля ФИО4, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее по тексту Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 1, 3, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов, строится на принципах соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности человека среди прочего являются леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. ст. 4, 55, 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии- по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. ст. 1, 7, 56, 57, 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. К охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери и птицы, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется лицами, виновными в нарушении законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон "О животном мире").
Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 (далее - Методика исчисления размера вреда, методика), при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:
территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;
численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);
допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов;
период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ).
Приказом Минприроды России от 06 сентября 2010 г. N 344 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.
Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания согласно возложены на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края Министерство осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания.
Согласно абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" в соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение), обязательно для суда, рассматривающего данное гражданское дело по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором мирового судьи судебного участка № 150 в Курагинском районе Красноярского края от 06 августа 2020 года установлено, что Михасев Г.М. в конце октября 2018 года в квартале № выделе № Табратского участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество» <адрес> спилил дерево породы «Береза», одно дерево породы «Пихта».
В результате незаконных действий ответчика Михасева Г.М. вследствие незаконной рубки лесных насаждений, причинен вред охотничьим ресурсам в размере 19068,59 рублей, что подтверждается расчетом оценки вреда, произведенным начальником отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что вред, причиненный незаконной рубкой Михасева Г.М. охотничьим ресурсам, расположенным в квартале 217 выделе 16 Табратского участкового лесничества КГБУ «Курагинское лесничество» Курагинского района, возмещен не был.
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в соответствии с положениями Федерального закона № 209-ФЗ был произведен в соответствии с Методикой начисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 года № 948 (далее -Методика).
Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики при расчете размера вреда в связи с нарушением или уничтожением среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Расчет, представленный истцом, является арифметически верным, произведен уполномоченным должностным лицом, на основе утвержденной в установленном порядке методики, с учетом ежегодно обновляемых данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, являющегося в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, "Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", утвержденным Приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344, системой регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Доводы представителя ответчика Константинова А.Е. о неправильном расчетном способе определения размера ущерба являются несостоятельными.
Определяя размер подлежащего возмещению ущерба, суд признает правильным расчет, представленный истцом, поскольку он произведен на основании предусмотренной законом специальной методики определения ущерба.
Допрошенная в зале судебного заседания специалист Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО4 суду пояснила, что расве6т вреда выполнен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 года №948. Площадь территории необратимой трансформации составила- 0,005 га, период воздействия- 2 часа как указано в приговоре.
Оценивая расчет в размере 19068,59 руб. применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд находит его правильным, произведённым органом, уполномоченным производить такой расчет.
Расчет вреда охотничьим видам животных и среде их обитания, причиненный на площади незаконной рубки лесных насаждений, включает все необходимые параметры, предусмотренные установленной Методикой исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, на основе информации о времени негативного воздействия на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты, о месте незаконной рубки лесных насаждений и площади уничтожения лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов).
Применяя при данном расчете методику исчисления ущерба, Министерство использовало нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, показатели плотности охотничьих животных по Курагинскому району по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды обитания Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края 2018 г., приведенные в таблице 1 к данному расчету, и другие специальные методы учета.
При этом закон предусматривает именно расчетный способ определения размера вреда на основе данных государственного мониторинга, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, применяемой в силу закона.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о неправильности расчета ущерба, в связи с использованием лишь средней зоны воздействия, поскольку площадь незаконной рубки 0,005 га, и она входит в зоны слабого, среднего и сильного воздействия, поэтому при расчете брался средний уровень.
С учетом положений статьи 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания являются законодательно установленными данными, подлежащими применению при расчет ущерба, причиненного животному миру.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что для определения размера возмещения вреда судами подлежат применению утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.).
Таким образом, иной способ определения размера ущерба мог быть использован в случае отсутствия утвержденной методики.
Суд, учитывая изложенное, полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании указанной нормы с Михасева Г.М в бюджет муниципального образования Курагинского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4692,33 рублей, рассчитанная с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Михасеву Г.М. о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира – удовлетворить.
Взыскать с Михасеву Г.М. в пользу Российской Федерации в лице Министерства экологии и национального природопользования Красноярского края в бюджет муниципального образования Муниципального района Курагинского района, ущерб причиненный животному миру вследствие незаконной рубки лесных насаждений в размере 19068,59 рублей..
Взыскать с Михасеву Г.М. государственную пошлину в размере 762,76 рублей в бюджет муниципального образования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 28 января 2022 года.
Судья Е.В. Рукосуева