ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-63 от 16.02.2012 Устьянского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Устьянский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Устьянский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело 2-63/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецовой Е.В., представителя заинтересованного лица Совета депутатов МО ... ФИО1, представителя заинтересованного лица главы администрации МО ... ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству решения Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об утверждении порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ... и недействующим с момента его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия, то есть с ...г., решения Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об утверждении порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ....

Требования мотивировал тем, что установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с п.13 ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Органы местного самоуправления на основании п. 7 ст.13 указанного закона правомочны лишь на определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Приняв решение «Об утверждении порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., орган местного самоуправления -Совет депутатов МО ... вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Кроме того, определив в главе 4 полномочия, права и обязанности работников Государственной автомобильной инспекции, Совет депутатов также вышел за пределы своей компетенции, поскольку согласно п. «б» ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, в силу ФЗ « О полиции» нормативные правовые акты органов местного самоуправления не отнесены к правовой основе деятельности полиции.

В ходе судебного разбирательства гражданского дела прокурор изменил заявленные требования, просил признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня принятия, то есть с ...г., пункты : 1.1, 1.2, п. 1.3 в части слов «в отделениях ..., п. 2.1, п. 3.4, п «в» п. 6.1 в части слов «пропуск», раздел 4 Порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., утвержденного решением Совета депутатов ... городского поселения от ...г. .... В обоснование требований дополнительно пояснил, что в соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется органами местного самоуправления поселения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участками таких автомобильных дорог. Пункты 1.1 и 1.2 оспариваемого Порядка не содержат указанных условий, что противоречит федеральному законодательству, позволяют широко толковать данные положения. Тем самым орган местного самоуправления вышел за пределы полномочий, установленных п.7 ст. 13 и п.5 ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ. Пункт 1.3 Порядка в части слов «в отделениях ...» ограничивает право уплаты госпошлины в ином банке или ином органе, осуществляющем открытие и ведение счетов, что противоречит ч.3 ст. 333.18 НК РФ. Пункт 2.1 Порядка устанавливает подачу заявления на перевозку груза по форме, установленной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Вместе с тем форма заявления на перевозку опасных грузов подается по образцу согласно Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 г. № 179. Пункт 3.4 Порядка устанавливает срок согласования маршрута перевозки грузов до 7 дней. Вместе с тем, согласно абз.2 п. 3.7 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов согласование маршрута перевозки грузов категории 1 должно производиться в срок до 7 дней, категории 2- в срок до 20 дней. Определив в разделе 4 Порядка полномочия работников Государственной автомобильной инспекции Совет депутатов МО ... вышел за пределы предоставленной законом компетенции. Пунктом 5.1 Порядка сокращен перечень обязанностей должностных лиц, осуществляющих выдачу специальных разрешений по сравнению с Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Подпункт «в» п.6.1 Порядка возлагает на перевозчиков обязанность предъявлять по требованию контролирующих органов пропуска, что противоречит подпункту «в» п. 8.1 Инструкции и п.2.1 Правил дорожного движения.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецова Е.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица- главы администрации МО ... ФИО2 с заявленными требованиями о необходимости приведения принятого органом местного самоуправления «Порядка» в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, согласился, пояснил, что указанный «Порядок» был разработан и принят в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления по взиманию государственной пошлины за услугу по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участками таких автомобильных дорог.

Представитель заинтересованного лица- Совета депутатов МО ... ФИО1 возражений по заявлению прокурора не представила, поддержала доводы представителя главы муниципального образования ... ФИО2

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Кузнецову Е.В., представителей заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО1, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурору или его заместителю предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо обращения в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании правовых актов недействительными.

Следовательно, прокурор в пределах своей компетенции обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления и признании этого акта противоречащим федеральному закону в части.

В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (п.18) Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (п.23)

В силу ч.4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

На основании п.8, п.10 ст.15 Устава МО ... решения Совета депутатов ... городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также и обязанности юридических лиц, вступают в силу не ранее, чем по истечении 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования) в местной газете «...».

Судом установлено, что оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования ... «Об утверждении порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ... было принято ...г. на 34 сессии Совета депутатов муниципального образования ... второго созыва за ... и опубликовано в официальном печатном издании -газете ...- приложение к выпуску ... от ...г.

На момент рассмотрения дела в суде решение вступило в силу и действует на территории ... городского поселения, в установленном порядке не отменено и не утратило силу. Прокуратурой Устьянского района был вынесен протест от ...г. на данное решение, однако протест не был удовлетворен, что подтверждается Решением Совета депутатов от ...г. ..., опубликованным в выпуске газеты ... ... от ...г..

Согласно ст.4 Устава МО ... органом местного самоуправления ... городского поселения является, в том числе Совет депутатов ... городского поселения –представительный орган МО .... Статьей 5 Устава установлено: нормативные и иные правовые акты Совета депутатов ... городского поселения, принятые в форме решений большинством голосов от установленной численности Совета депутатов, входят в систему муниципальных правовых актов. В соответствии со ст.14 Устава решение Совета депутатов ... городского поселения может быть принято по любому вопросу, требующему принятия общеобязательных правил по вопросам местного значения ... городского поселения.

Суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов МО ... от ...г. ..., принятое большинством голосов депутатов ( по протоколу ... от ...г.- 8 голосов «за» из 10 присутствующих депутатов, при числе избранных-14) является нормативным правовым актом органа местного самоуправления МО ..., поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Указанным решением утвержден Порядок взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., который согласно п.1 «определяет процедуру выдачи администрацией МО ... специального разрешения на движение по дороге местного значения общего пользования транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 1), в соответствии с которым законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из этого Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ст.4).

Как следует из п. 13 ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе: установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки крупногабаритных грузов).

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с Порядком выдачи специального разрешения, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти -Министерством транспорта Российской Федерации.

В то же время в пункте 6 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ разграничены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по выдаче специального разрешения, указанного в части 1 ст.31, установлено, что выдача специального разрешения осуществляется органом местного самоуправления поселения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог. Данные полномочия органов местного самоуправления поселения согласуются с полномочиями, определенными статьей 14 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которой к вопросам местного значения поселений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (п.2ст.7 ФЗ №131)

Таким образом, орган местного самоуправления – Собрание депутатов МО ... в пределах своих полномочий вправе был издать оспариваемый муниципальный правовой акт, регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Между тем, реализация органом местного самоуправления своих полномочий как собственника автомобильных дорог местного значения возможна только с соблюдением прав пользователей автомобильных дорог.

Как видно из содержания Порядка, он регулирует, в том числе, вопросы выдачи специального разрешения на перевозку опасного, крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, исключительно при наличии которого может осуществляться перевозка таких грузов по автомобильным дорогам местного значения поселения.

В связи с тем, что порядок выдачи специального разрешения устанавливается на уровне федерального органа исполнительной власти, суду необходимо оценить содержание акта органа местного самоуправления по данному вопросу на предмет того, какие правоотношения им фактически урегулированы, содержит ли он положения федерального законодательства, в каких объемах это допустимо в нормативном правовом акте органа местного самоуправления, не искажает ли это изложение действительную волю федерального законодателя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что муниципальный правовой акт содержит положения, изменяющие общеобязательные правила, искажающие действительную волю федерального законодателя.

В настоящее время условия для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов установлены ст.31 Федерального закона № 257-ФЗ, Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 27.05.1996г (в редакции приказов Минтранса от 22.01.2004 г. № 8 и от 21.07.2011 г. № 191), которая применяется в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, и Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденным Приказом Минтранса от 04.07.2011 г. № 179, которые приняты в соответствии с полномочиями, предоставленными Минтрансу РФ согласно п.1 ст. 31 Федерального закона РФ № 257-ФЗ и Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07. 2004 года N 395).

Пункт 1.1. раздела 1 Порядка, утвержденного решением Совета депутатов МО ... от ...г. ..., содержит общие указания на вопросы, которые регулирует данный Порядок, как указано, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уставом МО .... В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного пункта Порядка противоречащим действующему федеральному законодательству, в том числе по доводам прокурора.

Пункт 1.2 оспариваемого Порядка регламентирует, что «движение по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования ... транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого администрацией МО ... в соответствии с настоящим положением», при этом не указано, при соблюдении каких условий администрация МО ... наделена полномочиями на выдачу специального разрешения на движение транспортных средств по дорогам местного значения, на которые указывает подпункт 5 п. 6 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ,а именно: органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями по выдаче специальных разрешений на проезд транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог.

Таким образом, данное положение нормативного правового акта органа местного самоуправления поселения устанавливает необоснованно широкие пределы усмотрения при применении данной нормы.

Суд приходит к выводу, что оспариваемая норма Прядка противоречит требованиям Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и нарушает установленную им компетенцию федерального законодателя.

Пункт 1.3 раздела 1 Порядка, указывает, что выдачу уполномоченным органом специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов уплачивается государственная пошлина в отделениях ....

Пунктом 111 ч.1 ст. 333.333 Налогового кодекса РФ установлено, что государственная пошлина уплачивается за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки (за исключением транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки): опасных грузов - ... рублей; тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов - ... рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Таким образом, оспариваемая норма Порядка (п.1.3) ограничивает право пользователей автомобильных дорог на выбор порядка уплаты государственной пошлины в отличие от установленного федеральным законодательством, противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.

Оспариваемый пункт 2.1 Порядка регламентирует : «Заявление на перевозку груза подается по форме, утвержденной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ (в редакции приказов Минтранса от 22.01.2004 г. № 8 и от 21.07.2011 г. № 191).

Принимая во внимание, что в соответствии с п.1.1 Порядок определяет процедуру выдачи специального разрешения на движение по дорогам местного значения общего использования транспортного средства, осуществляющего перевозку не только крупногабаритных и тяжеловесных, но также и опасных грузов, суд полагает указанное положение п. 2.1 Порядка противоречащим действующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку заявление на выдачу специального разрешения на перевозку опасного груза подается по форме в соответствии с Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденным Приказом Минтранса от 04.07.2011 г. № 179. Суд приходит к выводу, что пункт 2.1 Порядка в указанной редакции является неопределенным, вызывающим неоднозначное толкование.

На основании изложенного оспариваемый Порядок в данной части - пункт 2.1 суд признает недействующим.

Оспариваемый пункт 3.4 Порядка устанавливает: «Согласование маршрута перевозки грузов должно производиться в срок до 7 дней».

Суд приходит к выводу, что содержание данного пункта является не определенным, вызывает неоднозначное толкование, поскольку не регламентирует, кто осуществляет согласование маршрута, с какими органами и организациями, не конкретизирует сроки осуществления согласования в зависимости от категории груза.

Между тем, согласно п. 3.7 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 27.05.1996г (в редакции приказов Минтранса от 22.01.2004 г. № 8 и от 21.07.2011 г. № 191), согласование маршрута производится органом, выдающим специальное разрешение, с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог, службами, уполномоченными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов… Согласование маршрута перевозки грузов категории 1 должно производиться в срок до 7 дней, а категории 2 – до 20 дней.

В соответствии с п.10 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, утвержденным Приказом Минтранса от 04.07.2011 г. № 179, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с момента регистрации заявления о выдаче специального разрешения проводит проверку полноты и достоверности указанных сведений, соответствие технических характеристик транспортного средства требованиям безопасности при перевозке заявленного опасного груза и принимает одно из следующих решений:1) направить владельцам автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (далее - заявка); 2) отказать в выдаче специального разрешения. В соответствии с п. 12 Порядка решение о выдаче специального разрешения или об отказе в его выдаче принимается уполномоченным органом в течение двух рабочих дней со дня поступления от всех владельцев автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, согласований такого маршрута или отказа в его согласовании.

С учетом изложенного оспариваемый Порядок в данной части - пункт 3.4 в указанной редакции суд признает недействующим.

Раздел 4 оспариваемого Порядка регламентирует вопросы контроля за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств, по своему содержанию воспроизводит раздел 6 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 27.05.1996г (в редакции приказов Минтранса от 22.01.2004 г. № 8 и от 21.07.2011 г. № 191), и тем самым орган местного самоуправления определяет полномочия Государственной автомобильной инспекции, а именно устанавливает: п. 4.1. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют на территории МО ... органы Государственной автомобильной инспекции; п.4.2. Работники Государственной автомобильной инспекции обязаны контролировать у водителей транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, наличие оформленных в установленном порядке разрешений на перевозку и пропусков, соблюдение водителями правил перевозки грузов, включая выполнение изложенных в разрешениях требований перевозки грузов, соответствие указанному маршруту движения и сроки осуществления перевозок; п. 4.3. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов сотрудник ГАИ принимает меры в соответствии с действующим законодательством; п.4.4. В случае отсутствия у водителя разрешения на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза транспортное средство задерживается для оформления протокола, который подписывается должностными лицами, осуществляющими контроль за перевозкой и соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств, а также водителем; п. 4.5. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с настоящим положением (Инструкцией) весовой контроль или контроль за перевозкой по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов, допустившие недобросовестные действия или бездействие при исполнении своих обязанностей, повлекшие за собой ущерб в результате повреждения дорог, дорожных сооружений, грузов, возникновение аварийных ситуаций, несут ответственность в установленном порядке.

В соответствии с п. «б» ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, таким образом, оспариваемый раздел 4 Порядка принят за пределами полномочий Совета депутатов поселения, что также влечет недействительность указанных норм.

Оспариваемый п «в» п. 6.1 Порядка в части слов «…пропуска» устанавливает, что переводчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны: предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, пропуска.

Суд приходит к выводу, что оспариваемая норма не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на основании следующего.

Согласно п «в» п. 8.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 27.05.1996г (в редакции приказов Минтранса от 22.01.2004 г. № 8 и от 21.07.2011 г. № 191), перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны предъявлять по требованию контролирующих органов, указанных в разделе 6 настоящей Инструкции, разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лицензии и иные документы, предусмотренные в п. 2.1 Правил дорожного движения.

В соответствии с п. 2.1 Правил дорожного движения РФ водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения - временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Как следует из п. 3.8 Инструкции после получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с Госавтоинспекцией МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территории обслуживания которых начинается маршрут перевозки. При согласовании определяются специальные требования к порядку перевозки груза, исходя из условий обеспечения безопасности дорожного движения, и выдается специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства.

На основании совокупности изложенных правовых норм суд приходит к выводу, что перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны предъявлять по требованию сотрудников полиции специальный пропуск, предоставляющий право на движение транспортного средства. Таким образом, доводы прокурора о незаконном возложении на перевозчиков обязанности предъявлять пропуск по требованию контролирующих органов, не основаны на действующих правовых нормах.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Порядок взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., утвержденный решением Совета депутатов ... городского поселения от ...г. ... в части, а именно: п. 1.2, п. 1.3 в части слов «в отделениях ...», п.2.1, п.3.4, раздел 4 не отвечают действующему законодательству РФ, а, следовательно, подлежат признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.253 ГПК РФ сообщение о данном решении подлежит публикации в газете ... в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный акт был официально опубликован в данном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 252-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области о признании противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня принятия, то есть с ...г., п. 1.1, п. 1.2, п. 1.3 в части слов «в отделениях ..., п. 2.1, пункт 3.4, п «в» п. 6.1 в части слов «пропуск», раздел 4 Порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., утвержденного решением Совета депутатов ... городского поселения от ...г. ...- удовлетворить частично.

Признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., утвержденного решением Совета депутатов ... городского поселения от ...г. ... :

- п. 1.2 ;

- п. 1.3 в части слов «в отделениях ...;

- п. 2.1 в части слов : «Заявление на перевозку груза подается в форме, установленной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ (в редакции Приказов Минтранса РФ от 22.01.2004 г. № 8, от 21.07.2011 г. № 191) (далее Инструкция). Оно должно содержать все необходимые сведения о характере и категории груза, параметрах массы и габаритов транспортного средства, предполагаемых сроках перевозки, маршруте движения и другую информацию».

- п. 3.4 ;

- раздел 4 «Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств (п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5).

В остальной части заявленных требований о признании противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, то есть с ...г., п. 1.1, п. «в» п. 6.1 Порядка взимания средств от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования ..., утвержденного решением Совета депутатов ... городского поселения от ...г. ... - отказать.

Обязать главу муниципального образования ... опубликовать сообщение о решении суда по данному гражданскому делу в газете ... в течение 10 дней со дня вступления его в силу.

Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Архангельский областной суд в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы (представления) через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья- А.М.Рогачева.

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2012 года.

Председательствующий судья- А.М.Рогачева.