ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6301/2016 от 30.03.2017 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело 2-823/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2017 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.В.,

при секретаре судебного заседания Федорчук Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, обязании назначить пенсию за выслугу лет с **.**.2015 и взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 через своего представителя обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся гражданином Республики Украина, и проживая в г.Донецке, являлся получателем пенсии за выслугу лет. Пенсия выплачена истцу Пенсионным фондом Д. с **.**. 2015 по **.**. 2015.

В июле 2014 года истец прибыл в Россию с отцом на постоянное место жительства.

С **.**.2014 ему предоставлено временное убежище на территории РФ в связи с военными действиями на его родине, а с **.**.2014 стал участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, а отец истца ФИО2 включен в состав члена семьи участника программы.

С **.**..2015 имеет разрешение на временное проживание и зарегистрирован по месту жительства в <адрес>. **.**.2016 истцом направлено в органы УФМС уведомление о подтверждении проживания в РФ.

В настоящее время истец работает в ООО «Л.». После получения статуса гражданина РФ, **.**.2016 ему был выдан паспорт гражданина РФ, а с **.**.2016 он был зарегистрирован по месту проживания, что подтверждается отметкой в паспорте.

При обращении к ответчику за пенсией, пенсия ФИО1 была назначена с **.**.2016.

Однако, он считает, что он приехал в Россию для постоянного проживания, и поэтому, пенсия на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР", должна быть ему назначена с **.**.2015 года, то есть с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии в У..

Поэтому, истец просит суд установить факт его постоянного проживания на территории РФ с **.**.2014 и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с **.**.2015 и взыскать недополученную пенсию за период с **.**.2015 по **.**.2016 – 71511 руб. 20 коп.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила суду, что на родине истец получал пенсию по линии УФСИН. С **.**. 2014 года с началом боевых действий в У. выплата пенсии истцу была прекращена, как и многим пенсионерам в У., которые и сейчас не получают пенсию. Власти Д. взяли на себя обязательства и выплатили пенсию истцу с **.**. 2015 по **.**. 2015. Приехав на постоянное проживание в Россию, он оставался гражданином У. и зарегистрирован там по месту жительства по настоящее время. Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников говорит о законности постоянного проживания истца на территории РФ. Считает, что с момента предоставления временного убежища истцу в РФ может быть установлен факт постоянного проживания в РФ.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, указав, что для назначения пенсии необходимо наличие вида на жительство или гражданства РФ. Истец до получения паспорта не имел ни того, ни другого, кроме того он являлся и до настоящего времени является гражданином У..

Представитель третьего лица УМВД РФ по ПО оставила разрешение требований на усмотрение суда. При этом пояснила, что для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников процедура получения гражданства РФ более короткая, чем для других иностранных граждан.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в органах УФСИН У., получал там пенсию за выслугу лет.

**.**.2014 истец въехал в РФ вместе со своим отцом из У..

**.**.2014 гражданин У. ФИО1 обратился к властям РФ с заявлением о предоставлении временного убежища.(л.д. 24).

Решением начальника УФМС России по ПО от **.**.2014 истцу предоставлено временное убежище на территории РФ сроком на 1 год с **.**.2014 по **.**.2015. Выдано свидетельство о предоставлении временного убежища.

На основании решения начальника УФМС России по ПО от **.**.2014 истцу **.**.2014 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637.(л.д.21-22).

В связи с этим временное убежище утрачено.

С **.**.2015 имеет разрешение на временное проживание в РФ и **.**.2015 зарегистрирован по месту жительства в г.П., <адрес>, до **.**.2018, о чем стоит отместка в паспорте гражданина У..(л.д.10).

**.**.2016 истцом направлено в органы УФМС уведомление о подтверждении проживания в РФ.(л.д.25).

**.**. 2016 г. ФИО1 подал документы на упрощенный прием в гражданство Российской Федерации на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и в соответствии с решением Управления МВД России по Псковской области, **.**. 2016 г. он приобрел гражданство РФ.

**.**.2016 ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации.(л.д.6).

**.**.2016 ФИО1 зарегистрирован в <адрес>.

Так же из материалов дела видно, что истец до сих пор значится зарегистрированным в У. по адресу: <адрес>.

**.**.2016 ФИО1 обратился с заявлением в УФСИН Росии по ПО о назначении пенсии.

Согласно уведомлению от **.**.2016 ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с **.**.2016 (с момента регистрации по месту жительства в РФ) (л.д.11-12).

Из справки Пенсионного фонда Украины - Головное управление Пенсионного фонда в Донецкой области следует, что ФИО1 получал пенсию за выслугу лет по **.**.2014.

Аттестатом о прекращении выплаты пенсии от **.**.2016 подтверждается то, что пенсия выплачена ФИО4 в Д. области по **.**.2014.

Согласно копии заявления от **.**.2016. в Пенсионный фонд Д. ФИО1 просит прекратить выплату ему пенсии.

Из ответа Пенсионного фонда Д. от **.**.2016 следует, что Пенсионный фонд республики производил ФИО1 выплату пенсии с **.**.2015 по **.**.2015.

Из Распоряжения о прекращении выплаты пенсии от **.**..2015 следует, что выплата пенсии Пенсионным фондом ДНР прекращена ФИО4 с **.**.2015 г в связи с истечением 3-х месяцев со дня приостановления выплаты пенсии на основании Указа Главы Д. №158.

Предъявляя требования об обязании ответчика назначить и выплачивать истцу пенсию с **.**. 2015 г., истец считал, что на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 г. он постоянно и непрерывно проживает на территории Российской Федерации, в связи с чем право на назначение пенсии за выслугу лет возникло у него с указанной даты, то есть с даты прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

Вместе с тем, суд не может согласиться с такой позицией истца, поскольку обстоятельства дела говорят о другом.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Как следует из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г., правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

На основании Соглашения от 13 марта 1992 г. в целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей Государства-участники, которыми, в том числе являются Российская Федерация и Республика Узбекистан, 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходим факт постоянного проживания данного лица на ее территории.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации и приобретения права на пенсионное обеспечение на ее территории иностранным гражданином является получение им в установленном порядке вида на жительство.

Как установлено судом, истец осуществил переселение на территорию Российской Федерации как участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637. Вид на жительство, подтверждающий факт постоянного проживания ФИО4 на территории Российской Федерации, им не оформлялся.

Пунктом 19 указанной Государственной программы предусмотрено, что участник программы и члены его семьи имеют право на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела видно, что право на постоянное проживание на территории Российской Федерации возникло у ФИО4 с момента приобретения им гражданства Российской Федерации 22.07.2016 и выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Письмом Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" разъяснен порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения 1992 г.

Согласно абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В настоящее время Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации подлежит применению в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии лицам без гражданства, является постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное соответствующими доказательствами: видом на жительство или паспортом гражданина РФ.

Истец же напротив получил свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

О временном характере проживания до момента получения гражданства России, свидетельствует и отметка в паспорте гражданина У., сделанная органами УФМС по Псковской области.

Истец был зарегистрирован и в настоящее время зарегистрирован по месту жительства в У..

Положение о временности проживания на территории России граждан получивших свидетельство о предоставлении временного убежища, подтверждено и в Постановлении Правительства РФ N 274 от 09 апреля 2001 года "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", которым установлено, что "на лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона "О беженцах", кроме права на получение единовременного денежного пособия" (п. 13 Постановления), а также, что "лицо, получившее временное убежище, утрачивает его в том числе при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства" (п. п. "б" п. 16 Постановления).

При этом ст. 6 закона "О беженцах" прав на получение пенсии также не предусматривает.

Не содержат сведений о прекращении выплаты пенсии в связи с выездом истца на постоянное место жительства в другую страну и материалы пенсионного дела.

Сам по себе факт невыплаты, либо задержки выплаты, соответствующей пенсии гражданину иностранного государства органами пенсионного обеспечения этого государства, не свидетельствует об автоматическом получении права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Утверждая о том, что истец приехал на постоянное место проживания в Россию с **.**. 2014, а с **.**.2015 имеет разрешение на временное проживание и зарегистрирован по месту жительства в РФ, тем не менее он получал пенсию с **.**. по **.**. 2015, выплачиваемую властями Д..

Как следует из материалов пенсионного дела заявление в Пенсионный фонд Д. о прекращении выплаты пенсии в связи с переездом на постоянное место жительство в РФ он написал только **.**.2016.

Так же суд указывает, что выплата пенсии была прекращена, как следует из аттестата о прекращении выплаты **.**.2014 г., не в связи с выездом истца на постоянное проживание в другую страну, а в связи с военными действиями в У. и прекращения властями пенсионных выплат.

То, что Пенсионный фонд Д. взял на себя обязательства и выплатил истцу пенсию за три месяца (**.**. 2015) не говорит о том, что ФИО4 обеспечивался пенсией постоянно и прекращена она ему в связи с выездом на место жительство за границу.

Выплата данной пенсии прекращена властями Д. по причине истечения трехмесячного срока со дня приостановления выплаты пенсии. (Распоряжении о прекращении выплаты пенсии).

Таким образом, не обосновано возлагать на Пенсионный орган России обязанность по выплате пенсии, которая должна была выплачиваться лицу по месту его жительства, как минимум до написания им заявления о прекращении ее выплаты в **.**. 2016.г.

Пенсионные органы РФ не могут нести ответственность по выплате пенсии гражданам У., которые не могли получать ее на родине в связи с нестабильной внутриполитической обстановкой в стране.

Кроме того, истец не лишен права, обратиться в компетентный суд о взыскании необоснованно невыплаченной ему пенсии за соответствующий период органами пенсионного обеспечения У..

Позиция высказанная Конституционным судом РФ в определении N 146-О от 04 марта 2004 года в настоящем дела по мнению суда не применима, поскольку временный характер проживания истца на территории России (до момента получения гражданства и последующего обращения за назначением пенсии), подтвержден соответствующими документами.

Истец ссылается на то, что он ранее обращался в УФСИН России по ПО за пенсией, однако, они не могли ему назначить пенсию в отсутствие пенсионного дела.

Действия УФСИН России по ПО обоснованы, поскольку выплаты пенсии истцу на территории Российской Федерации, в отсутствие достоверных сведений, свидетельствующих о том, что такая выплата по прежнему месту жительства (Республика У.) на момент обращения прекращена, невозможно.

Таким образом, оснований для признания факта постоянного проживания ФИО4 на территории РФ с **.**.2014 и назначения пенсии с **.**.2015 не имеется.

Вместе с тем, право на постоянное проживание у Зарубаева возникло с момента приобретения им гражданства РФ, то есть с **.**.2016, поэтому с указанной даты ответчик должен был назначить ему пенсию.

Данные сведения могли быть получены ответчиком при их запросе в компетентный орган.

Поэтому основываясь на расчете - справке УФСИН от **.**.2017 суд считает необходимым удовлетворить требование истца об обязании назначить пенсию с **.**.2016 и выплатить задолженность за период с **.**.2016 по **.**.2016. Всего 1 месяц и 4 дня, что составляет : за 1 месяц – 7379,07 руб., за 4 дня : 7379,07 руб./31 * 4дн. = 952,13 руб. Всего к взысканию 8331 руб. 20 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с **.**.2016 г.

Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области в пользу ФИО1 недополученную пенсию за выслугу лет за период с **.**.2016 по **.**.2016 в сумме 8331 руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2017 года.

Судья Э.В. Кузнецова