Дело № 2-6307/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,
при секретаре Фаградян Ж.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о возложении обязанности: внести изменения в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.» в отношении капитального ремонта жилого <адрес> в 2019 году; провести обследование капитального ремонта жилого дома, выполненного в 2009 году; провести обследование технического состояния кровли и системы теплоснабжения жилого дома; наказании виновных в неисполнении Закона Липецкой области от 08.10.2013 г. № 211-ОЗ; взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, в котором указал, что в соответствии с Законом Липецкой области от 08.10.2013 г. № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и Областной программой «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.» в первоочередном порядке предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации областной программы капитального ремонта. На данную дату в жилом <адрес> не был выполнен капитальный ремонт кровли и системы теплоснабжения. В 2009 году в данном жилом доме был проведен капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, который выполнен некачественно. Кровля и система теплоснабжения в указанном жилом доме эксплуатируются с 1970 года, однако Управление ЖКХ Липецкой области включило указанный многоквартирный жилой дом в Областную программу капитального ремонта многоквартирных домов на 2041 год.
Так как Областная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации, истец просит суд обязать Управление ЖКХ Липецкой области: - внести изменения в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.» включив проведение капитального ремонта кровли и системы теплоснабжения жилого <адрес> в 2019 году; - провести обследование капитального ремонта систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения жилого дома, выполненного в 2009 году; - провести обследование технического состояния кровли и системы теплоснабжения жилого <адрес>;
- одновременно обязать Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области внести изменения в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.» о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> в 2019 году;
- наказать виновных за невыполнение Закона Липецкой области от 08.10.2013 г. № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»;
- взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., поскольку нарушены права истца как потребителя услуг.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в иске. Дополнительно объяснил, что собственники многоквартирного жилого <адрес> не намерены проводить общее собрание по вопросу принятия решения о переносе работ по капитальному ремонту кровли и системы теплоснабжения на более ранний срок, у собственников помещений многоквартирного жилого дома отсутствуют денежные средства для получения заключения специализированной организации о состоянии общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Однако указанный жилой дом длительно не ремонтировался, кровля постоянно течет, система теплоснабжения работает плохо. Ответчики незаконно отказываются внести изменения в Областную программу капитального ремонта и включить работы по капитальному ремонту кровли и системы теплоснабжения указанного жилого дома на 2019 год. На обращения истца по вопросам нарушения Закона Липецкой области от 08.10.2013 г. № 211-ОЗ органы власти не реагируют. Истец является потребителем услуг, оказываемых Управлением ЖКХ Липецкой области, но ответчик не оказывает услуги по капитальному ремонту данного жилого дома с 2009 года, чем причиняет истцу моральный вред, который подлежит компенсации.
Представитель ответчика - Управления ЖКХ Липецкой области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 25 - 26).
Дополнительно объяснила, что доводы истца о некачественном капитальном ремонте систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения жилого <адрес>, выполненного в 2009 году, являются необоснованными. По результатам комиссионного визуального обследования внешних признаков износа в указанном жилом доме не требовался капитальный ремонт кровли и системы теплоснабжения. Многоквартирные дома, в которых осуществлялся капитальный ремонт, отбирались по критериям и с учетом условий, указанных в Федеральном законе № 185-ФЗ от 21.07.2007 года, и Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет средств, предусмотренных ФЗ № 185-ФЗ. Иск необоснован, поскольку собственники не лишены возможности провести собрание и принять решение о проведении капитального ремонта ранее срока, указанного в Областной программе. Управление ЖКХ Липецкой области не причиняло вреда истцу и не нарушало прав потребителя, в связи с чем требование о компенсации морального вреда заявлено незаконно. До начала капитального ремонта следить за техническим состоянием жилого дома и производить текущий ремонт кровли и системы теплоснабжения обязан организация, обслуживающая многоквартирный дом. Истец с заявлениями о залитии, необходимости ремонта кровли и теплоснабжения в управляющую компанию не обращался.
Представитель ответчика - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области ФИО3 исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, указанных в письменных возражениях (л.д. 41 - 42).
Дополнительно объяснила, что иск ФИО1 к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области заявлен необоснованно. На спорные правоотношения Закон о защите прав потребителей не распространяется, поэтому никаких оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям п. 6.1 ст. 2, п. 8.3 ст. 13, ст. ст. 167, 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником <адрес> жилом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.1999 года и не оспаривалось ответчиками (л.д. 32).
Постановлением главы Администрации Липецкой области от 28.11.2013 года № 528 утверждена Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 годы».
Указанное постановление было опубликовано 17.12.2013 г. в «Липецкой газете» № 242 (л.д. 22 - 23).
Многоквартирный жилой <адрес>, 1970 года постройки, включен в Областную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. № 528, с плановым сроком проведения капитального ремонта в 2041 году.
Формирование фонда капитального ремонта в отношении данного многоквартирного жилого дома осуществляется в соответствии с Законом Липецкой области № 211-ОЗ от 08.10.2013 г. «О правовом регулировании вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на счете регионального (областного) оператора, поскольку собственники указанного дома не выбрали иной способ формирования фонда капитального ремонта.
Заявляя исковые требования о возложении на ответчиков обязанности внести изменения в Областную программу капитального ремонта на 2014 – 2043 годы изменения в части внесения работ по капитальному ремонту жилого <адрес> на 2019 год, истец ссылается на нарушение ответчиками Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", отсутствие работ по ремонту кровли и системы теплоснабжения жилого дома в ходе выполнения капитального ремонта в 2009 году.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
В силу ст.ст. 6, 7 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
На основании ст. 16 данного Закона приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Федеральным законом от 20.12.2017 года № 399-ФЗ внесены изменения в статью 190.1 Жилищного кодекса РФ, согласно которой в случае если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 20.09.2018 года внесены изменения в Закон Липецкой области от 08.10.2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Согласно ст. 2 Закона Липецкой области от 08.10.2013 г. № 211-ОЗ, в редакции с 15.10.2018 года, установление порядка определения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести бывшим наймодателем на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, из числа установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ, относится к полномочиям Липецкого областного Совета депутатов.
В силу ст. 3 указанного Закона областная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год путем внесения изменений в областную программу капитального ремонта в порядке, установленном для подготовки и утверждения областной программы капитального ремонта не позднее 1 декабря года, предшествующего планируемому.
В приоритетном порядке областной программой предусматриваются в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
Очередность проведения капитального ремонта определяется в областной программе капитального ремонта исходя из критериев, учитываемых в следующем порядке: 1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома или дата последнего проведенного капитального ремонта; 2) техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме; 3) степень готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту (наличие протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, проектной и иной необходимой документации).
Установлено, что многоквартирный жилой <адрес> был включен в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области, на 2008 – 2009 годы», разработанную в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и утвержденную постановлением Администрации Липецкой области от 11.12.2007 г. № 174.
Из информационного письма Администрации г. Липецка от 10.10.2018 года следует, что определение состава работ при планировании капитального ремонта указанного жилого дома в 2008 году осуществлялось с учетом ограничений, установленных Федеральным законом РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ, Методических рекомендаций по формированию состава работ, финансируемых за счет средств, предусмотренных данным Федеральным законом, рамок использования средств на проведение капитального ремонта, при которых такое использование признается целевым и эффективным, а также с учетом текущего фактического состояния конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирного дома, их физического износа, степени утраты первоначальных эксплуатационных свойств, объема и состава ремонтных работ по каждому из видов работ, который должен быть не меньше объемов текущего ремонта и не более того, который рассматривается как реконструкция.
При этом физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества данного многоквартирного дома был определен путем их обследования визуальным способом (по внешним признакам износа).
В рамках указанной Областной программы в 2008 году был выполнен капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес> на сумму 6 077 762 руб., который включал выполнение работ: ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, ремонт фасада (л.д. 27 - 28).
Документы по капитальному ремонту данного жилого дома за 2008 год не сохранились в связи с истечением пятилетнего срока хранения документов, установленного Перечнем типовых управленческих архивных документов… с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.
Таким образом, из материалов дела следует, что в ходе обследования технического состояния конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирного дома в 2008 году при планировании его капитального ремонта не было установлено той степени физического износа конструкций кровли и систем теплоснабжения жилого <адрес>, которая в силу Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ являлась бы основанием для включения в состав работ по капитальному ремонту данного жилого дома в рамках Областной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 – 2009 годы работ по ремонту кровли и системы теплоснабжения.
Капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, фасада многоквартирного жилого <адрес> был выполнен в 2008 году, при этом доводы истца о некачественном капитальном ремонте являются голословными и ничем не подтверждены.
В соответствии с областной программой, утвержденной Постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. № 528, в перечень услуг по капитальному ремонту включенных в программу многоквартирных жилых домов входит: ремонт внутридомовых инженерных систем, систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление фасада, ремонт фасада, ремонт фундамента многоквартирного дома, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, разработка проектной документации для капитального ремонта, если она необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, услуги по строительному контролю.
Положения ч.ч. 1, 2, 4 и 7 ст. 168, ч. 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливают возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В связи с этим региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ, частью 2 статьи 2 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", в целях организации деятельности по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области Постановлением Администрации Липецкой области от 05.08.2016 года N 341 утвержден «Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».
Указанный Порядок применяется при принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области в случаях, установленных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса РФ, а также при установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в более ранний срок, чем предусмотрено Программой (п. 1.1).
При установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранний срок орган государственной власти Липецкой области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, каковым является Управление ЖКХ Липецкой области, принимает решение, которое оформляется приказом Управления (п. 1.2, п. 1.3)
Указанное решение принимается исполнительным органом на основании заявления лица, уполномоченного решением общего собрания собственников многоквартирного дома, к которому заявитель обязан приложить пакет документов, установленных пунктом 2.1 Порядка, в том числе:
1) заключение специализированной организации о состоянии общего имущества в многоквартирном доме и (или) отдельных конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
2) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о переносе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более ранний срок, чем предусмотрено Программой (при обращении представителя собственников, Организации);
По инициативе заявителя помимо указанных в настоящем пункте документов могут быть представлены иные документы, которые, по мнению заявителя, имеют существенное значение для принятия решения.
Согласно п. 2.8 Порядка в решении, принимаемом Управлением в соответствии с подпунктом 2 пункта 1.1 настоящего Порядка, устанавливается необходимость (отсутствие необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в более ранний срок, чем предусмотрено Программой.
В случае установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, в решении определяется срок его проведения.
В судебном заседании установлено, что собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> не проводилось общее собрание по вопросу принятия решения о переносе работ по капитальному ремонту кровли и системы теплоснабжения на более ранний срок. Истец ФИО1 и другие собственники помещений указанного дома с заявлением о переносе капитального ремонта кровли и системы теплоснабжения на более ранний срок, и соответствующим пакетом документов в Управление ЖКХ Липецкой области не обращались.
Поскольку положения Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Администрации Липецкой области от 05.08.2016 года N 341, применяемого при принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области в случаях, установленных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса РФ, а также при установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранний срок, чем предусмотрено Областной программой, не соблюдены, у суда отсутствуют основания для возложения на Управление ЖКХ Липецкой области обязанности внести изменения в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.» в отношении работ по капитальному ремонту кровли и системы теплоснабжения многоквартирного жилого <адрес> на 2019 год.
На основании ст.ст. 178, 180 Жилищного кодекса РФ и Закона Липецкой области № 211-ОЗ от 08.10.2013 года «О правовом регулировании вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области является региональным оператором, в функции которого входит:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Аналогичные положения установлены Законом Липецкой области от 08.10.2013 года № 211-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Администрации Липецкой области от 05.08.2016 года N 341, при установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем установлено Областной программой капитального ремонта многоквартирных домов на 2014 – 2043 годы, решение о внесении изменении в Областную программу принимает орган государственной власти Липецкой области в сфере жилищно-коммунального хозяйства - Управление ЖКХ Липецкой области.
Из вышеуказанных нормативных положений следует, что ответчик - Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области законодательно не наделен компетенцией по внесению изменений в Областную программу капитального ремонта многоквартирных домов на 2014 – 2043 годы, следовательно, в удовлетворении заявленного истцом требования о возложения обязанности на указанного ответчика внести изменения в Областную программу в отношении работ по капитальному ремонту кровли и системы теплоснабжения многоквартирного жилого <адрес> на 2019 год, следует отказать.
Свои доводы о некачественном выполнении капитального ремонта в 2009 году истец доказательствами не подтвердил, претензий о ненадлежащем качестве ремонтных работ не направлял, о нарушении прав потребителя не заявлял и за судебной защитой не обращался, в связи с чем исковое требование ФИО1 о возложении на Управление ЖКХ Липецкой области обязанности провести обследование капитального ремонта систем водоснабжения, водоотведения, электроснабжения жилого <адрес>, выполненного в 2009 году, то есть спустя 9 лет после выполнения ремонтных работ, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса РФ и Законом Липецкой области от 08 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" постановлением администрации Липецкой области от 07.11.2013 г. N 505 утвержден Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области.
Данный Порядок определяет требования к проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Управление ЖКХ Липецкой области осуществляет мониторинг на основании данных о техническом состоянии многоквартирных домов, количественных и качественных характеристиках многоквартирных домов, предоставленных органами местного самоуправления Липецкой области.
Результаты проведенного мониторинга утверждаются приказом Управления ЖКХ Липецкой области.
Таким образом, исковое требование ФИО1 о возложении на Управление ЖКХ Липецкой области обязанности провести обследование технического состояния кровли и системы теплоснабжения многоквартирного жилого <адрес>, является необоснованным, поскольку в соответствии с п. 4 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, обязанность по обследованию технического состояния многоквартирных домов, и направлению в уполномоченный орган ежегодно до 1 сентября данных о техническом состоянии, количественных и качественных характеристик многоквартирных домов по формам, утвержденным нормативным правовым актом уполномоченного органа, возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований.
Поддержанное истцом ФИО1 требование о наказании виновных в нарушении Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" не соответствуют способам защиты прав, установленных гражданским законодательством, и не подлежит удовлетворению.
Поскольку положения Закона о защите прав потребителей не распространяются на правоотношения по заявленному в настоящем деле ФИО1 спору, при этом права истца ответчиками не нарушены, то основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда - отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о возложении обязанности внести изменения в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.», включив проведение капитального ремонта кровли и системы теплоснабжения жилого <адрес> в 2019 году; провести обследование капитального ремонта систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения жилого дома, выполненного в 2009 году; провести обследование технического состояния кровли и системы теплоснабжения жилого <адрес>;
к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области о возложении обязанности внести изменения в Областную программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области на 2014 – 2043 г.г.» о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> в 2019 году;
наказании виновных за невыполнение Закона Липецкой области от 08.10.2013 г. № 211-ОЗ; взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья А.Н. Малыхина
Мотивированное решение
составлено 20.11.2018 года.