ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6309/18 от 03.01.2018 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-6309/2018

66RS0003-01-2018-005675-18

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 18 октября 2018 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Лаптеве Е.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «МТС» о защите прав потребителя, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что является абонентом (клиентом) компании сотовой связи ПАО «МТС» с *** года. *** года с его номера телефона *** посредством услуги «<***>» выведены денежные средства в размере 500 рублей за несколько этапов: 5 раз по 100 рублей каждый на незнакомый истцу номер ***, за каждый перевод ответчик взял комиссию по 10 рублей. Сам истец никаких действий по оплате или переводу денежных средств не совершал. Истец обратился в техподдержку ответчика и написал заявление в полицию. *** года мошенники вновь пытались списать денежные средства с телефона истца. Ответчик незаконно подключил истцу на его номера телефона *** и + *** услугу «<***>» без согласия истца. Полагает, что в списаниях денежных средств имеется вина ответчика, который не предпринял никаких действий для обеспечения безопасности денежных средств клиента. Просит признать ответчика виновным в данном преступлении и обязать вернуть истцу понесенные материальные потери в размере 550 рублей, обязать ответчика заблокировать и удалить подключенную незаконно и без согласия истца, заключения какого-либо договора/соглашения услугу «<***>» на двух номерах истца *** и + *** и дать на них по отдельности (на каждый номер) официальный ответ компании в подтверждение выполненных данных действий, обязать ответчика выплатить компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, неустойку в размере 5610 рублей за период с *** года, штраф в размере 50% от суммы понесенных первоначальных потерь за отказ добровольно вернуть денежные средства.

В судебном заседании истец ФИО1 требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, представила возражения на исковое заявление, согласно которым неотъемлемой частью договора на оказание услуг связи являются тарифный план и Условия оказания услуг подвижной связи МТС, текст которых доведен до сведения потребителей на официальном интернет-сайте ПАО «МТС», в офисах обслуживания. ПАО «МТС» оказывает своим абонентам не только услуги телефонной связи, но и иные, сопряженные с ними услуги, сервисное, информационно-справочное обслуживание и др. Одной из таких услуг является сервис «<***>», с *** года переименован в «<***>». Условия предоставления данного сервиса при оплате с помощью средств на лицевом счете размещены на сайте ПАО «МТС». Услуга оказывается ПАО «МТС» совместно с организациями – операторами электронных денежных средств, перечень которых приведен в Условиях МТС. Операция производится на основании распоряжения клиента. Сервис предоставляет абоненту возможность совершения операций и платежей в пользу третьих лиц с использованием средств лицевого счета абонента или с использованием банковской карты. Сервис не требует дополнительного подключения, доступен всем. Регистрация и авторизация в сервисе производится в соответствии с условиями «Соглашения о пользовании сервисом «<***>» и в соответствии с Условиями предоставления сервиса «<***>». Осуществление перевода производится с помощью мобильного приложения МТС Деньги, Мой МТС, загружаемых на абонентское устройство самим абонентом. Возможно осуществление перевода через сайт Легкий платеж и сайт МТС Деньги. Для этого абоненту необходимо зарегистрироваться в личном кабинете МТС. Использование сервиса возможно только в результате совершения активных действий со стороны абонента при регистрации как в мобильном приложении, так и на сайте МТС в личном кабинете, а также при наличии распоряжения абонента на оплату. Вознаграждение за передачу распоряжения устанавливается в 10 рублей, тарифицируется в случае успешного проведения операции. При этом истец пользовался данным сервисом с 05 апреля 2012 года. Услуга «<***>» является дополнительной, абонент сам принимает решение о пользовании сервисом. В ПАО «МТС» денежные средства возвращены не были. ПАО «МТС» не является надлежащим ответчиком. Факт нарушения прав истца ПАО «МТС» не доказан. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражения на исковое заявление поддержала.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Сторонами не оспаривается, что между ФИО1 и ПАО «МТС» заключены договоры об оказании услуг связи с выделением абонентского номера *** февраля 2007 года и ****** года.

Согласно выписке по номеру *** и лицевому счету ФИО1, *** года произведены списания по 100 рублей 5 раз в качестве пополнения счета *** МТС. За данные операция ответчиком списано вознаграждение по 10 рублей за каждую операцию.

Неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи являются Условия оказания услуг подвижной связи «МТС» (далее – Условия МТС), выбранный абонентом Тарифный план, Технические требования и значения показателей качества оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи, перечень лицензий оператора, а также условия оферт, принятых абонентом в порядке и на условиях, установленных оператором (пункт 3.2 Условий МТС).

Согласно п. 1.1 Условий МТС, данные Условия регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных, оказываемых с использованием сети подвижной связи, а также сопряженных с ними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, услуги местной телефонной связи и др.). Условия МТС устанавливаются оператором самостоятельно, являются публичной офертой и могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к ним в целом. Условия, а также предложения об их изменении размещаются на сайте оператора.

Согласно п. 2.19, услуги могут оказываться с привлечением третьих лиц.

Пунктом 4 Условий МТС предусмотрено, что перечень услуг, оказываемых абоненту, определяется выбранным абонентом Тарифным планом с учетом иных услуг, заказанных абонентом дополнительно в соответствии с действующими предложениями оператора и/или третьих лиц. Перечень услуг определяется возможностями абонентского оборудования.

Сторонами не оспаривается, что списание денежных средств со счета истца произведено с помощью сервиса «<***>» (ранее – сервис «<***>»).

Согласно Условий предоставления сервиса «<***>» при оплате с помощью денежных средств с лицевого счета абонента МТС, ПАО «МТС» и АО «Сибинтертелеком» предлагает абоненту МТС по оказываемым услугам подвижной радиотелефонной (мобильной) связи воспользоваться возможностью совершения операций и платежей в соответствии с Соглашением о пользовании Сервисом «<***>», заключив на приведенных ниже условиях Публичной оферты договор об оказании Сервиса «<***>» при оплате с помощью денежных средств с лицевого счета абонента МТС, который считается заключенным путем совершения абонентом конклюдентных действий, выраженных в формировании распоряжения на осуществление операций в рамках Сервиса «<***>».

Пункт 2.4 Условий предоставления сервиса «<***>» указывает, что исполнение распоряжения абонента начинается с формирования самим абонентом распоряжения на осуществление операции в соответствии с форматом используемого мобильного приложения, USSD-портала, сайта, SMS-сообщения на короткий номер, Перевода по SMS, технических средств Поставщиков услуг, Платежной формы.

Из Соглашения о пользовании Сервисом «<***>» следует, что возможности сервиса могут быть реализованы пользователем через следующие функционалы: специализированный раздел сайта, мобильное приложение «<***>» и «<***>», ТВ-приставка, USSD-портал, перевод по SMS, перевод по SMS на карту, выдача денежных средств с телефона МТС, технические средства поставщиков услуг, платежную форму. Мобильное приложение «<***>» и «<***>» - интерфейс сервиса, программное обеспечение, поддерживающее динамическое меню, загружаемое пользователем на абонентское оборудование пользователя при условии, что такое абонентское оборудование поддерживает функционал мобильного приложения, с целью предоставить пользователю доступ к сервису. Личный кабинет пользователя – специализированный раздел сайта для доступа к данным банковских карт, электронных средств платежа для сервиса «<***>». Сайт сервиса «<***>» - интерфейс сервиса, специализированный раздел официального сайта МТС, защищенный персональными средствами защиты и содержащий персональные данные пользователя. Для пользования сервисом с помощью сайта необходимо зарегистрироваться в личном кабинете МТС либо получить пароль для входа в сервис на сайте сервиса «<***>» путем инициирования соответствующего запроса в форме авторизации.

Кроме того, пунктом 1.20 и 1.21 Соглашения предусмотрено, что пароль для входа на сайт и мобильное приложение – буквенно-цифровой код для доступа в Личный кабинет МТС, а регистрация – первичный ввод пользователя номера и пароля для доступа к сервису «Кошелек МТС Деньги» на сайте, в мобильном приложении.

Таким образом, использование сервиса возможно только в результате совершения активных действий со стороны абонента при регистрации как в мобильном приложении, так и на сайте МТС в личном кабинете, а также при наличии распоряжения абонента на оплату.

Кроме того, заключение отдельного договора в письменной форме для пользования сервисом «<***>» не требуется, достаточно совершения конклюдентных действий, выраженных в формировании распоряжения на осуществление операций в рамках Сервиса «Кошелек МТС Деньги». Указанное не противоречит гражданскому законодательству.

При этом истцом не оспаривается, и подтверждается выпиской по номеру абонента, что услугой «Легкий платеж» (впоследствии «Кошелек МТС Деньги») истец пользовался, начиная с 2012 года.

Поскольку совершение операции возможно только при совершении активных действий абонентом, а ответчик ПАО «МТС» осуществляет исполнение распоряжения абонента, предполагая, что действия абонентом совершены с использованием абонентского устройства или личного кабинета абонента на сайте МТС, поскольку для осуществления действий необходима регистрация, введение паролей, как при входе в мобильное приложение, так и при входе в личный кабинет на сайте МТС, оснований возлагать на ответчика ответственность за операции, проведенные с помощью сервиса «<***>» истцом, не имеется. Доказательств тому, что произошло стороннее вмешательство в абонентское устройств с наличием мобильного приложения или в личный кабинет на сайте МТС, не представлено.

Согласно п. 5.1 Условий предоставления сервиса «<***>», за передачу распоряжения абонента оператору электронных денежных средств с абонента взимается вознаграждение в пользу МТС, которое составляет 10 рублей, включая НДС.

Таким образом, требование истца об обязании вернуть понесенные материальные потери 550 рублей удовлетворению не подлежит. Признание ответчика виновным в совершении какого-либо преступления не является исковым требованием.

Касаемо второго требования истца о возложении на ответчика обязанности заблокировать и удалить подключенную незаконно и без согласия истца, заключения какого-либо договора/соглашения услугу «<***>» на двух номерах истца *** и + *** и дать на них по отдельности (на каждый номер) официальный ответ компании в подтверждение выполненных данных действий, то согласно представленным Условиям предоставления сервиса «<***>» и Соглашению о пользовании сервисом «<***>», данный сервис не является услугой, подключаемой оператором, использование сервиса является инициативой абонента и начинается с совершения абонентом конклюдентных действий, выраженных в формировании распоряжения на осуществление операций в рамках Сервиса «<***>», оператор исполняет уже имеющееся распоряжение. Таким образом, данное требование противоречит условиям предоставления сервиса, а потому удовлетворению не подлежит.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истца, оснований для взыскания компенсации морального вреда, штрафа и неустойки не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к ПАО «МТС» о защите прав потребителя, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Войт