Гражд. дело №2-630/16
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 ноября 2016 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Каякентского района РД Гамзатова Р.Ю., представителя ответчика Каркесовой С.А. адвоката Казилова А.Н. представившего доверенность от 02.11.2016г. №620, представителя Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по РД Абдурашидовой А.А., при секретаре Байрамбековой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каякентского района в защиту интересов МР «Каякентский район» к Администрации МО «Сельсовет Новокаякентский», Карабудахкентскому межрайонному отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД, Каркесовой Сбаният Акаевне о призании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 за № RU 055173110-21 выданное главой МО «Сельсовет Новокаякентский» незаконным, о признании свидетельства о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 № незаконным, об аннулировании записи о регистрации права собственности прав на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каякентского района РД обратился в суд с иском в защиту интересов МР «Каякентский район» к Администрации МО «Сельсовет Новокаякентский», Карабудахкентскому межрайонному отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД, Каркесовой Сбаният Акаевне о призании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 за № <данные изъяты> выданное главой МО «Сельсовет Новокаякентский» незаконным, о признании свидетельства о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 № незаконным, об аннулировании записи о регистрации права собственности прав на недвижимое имущество, по тем основаниям, что проведенной прокуратурой района проверкой во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от 24.08.2016 года № на законности функционирования банкетных залов, в том числе целевого использования земельных участков, выдачи разрешений на строительство и на ввод этих объектов в эксплуатацию, установлено, что главой МО "Сельсовет Новокаякентский" Агаевым Ш.К. 20.01.2015 года за №-21 гражданке Каркесовой С.А. выдано разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового центра "Империя", расположенного по <адрес>"а", <адрес> (далее - Здание), на принадлежащем ей земельном участке согласи свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2006 года серии <адрес>.
На основании указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Каркесова С.А. оформила право собственности на Здание и в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по РД получила свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проведенной проверкой выявлены существенные нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 131), а также Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ № 122)
Согласно, ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу ч.2 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субьектов Российской Ферерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
правоустанавливающие документы на земельный участок;
градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
разрешение на строительство;
акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственной недвижимости».
Однако в нарушение вышеуказанных норм и ч.3 статьи 55 ГрК РФ главой МО «сельсовет Новокаякентский» решение о выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию принято без получения необходимых на то документов, ограничившись только правоустанавливающими документами на земельный участок и техническим паспортом Здания.
Более того, разрешение на ввод Здания в эксплуатацию выдана не уполномоченным на то лицом, то есть главой МО «сельсовет Новокаякентский» (сельсовет поселение), когда Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-ФЗ О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.14 ФЗ №131 внесены изменения, а именно с 01.01.2015года полномочия по выдаче разрешения на строительство и на ввод объектов капитального строения отнесены к вопросам органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч.1 ст. 18 ФЗ № 131 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ № 122 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством
Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Кроме того, согласно п. 5 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Таким образом, из вышеуказанных норм закона вытекает, что разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового центра "Империя" от 20.01.2015 года за № выданное гражданке Каркесовой С.А., а также полученное на основании этого разрешения свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение от 29.04.2016 года № являются незаконными.
Незаконные действия главы МО «Сельсовет Новокаякентский» Агаева Ш.К. затрагивают интересы муниципального района "Каякентский район", поскольку нарушен порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строения в эксплуатацию, а также установленные законом принципы обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Считает необходимым признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 года за №, выданное главой МО "Сельсовет Новокаякентский" Агаевым Ш.К., свидетельство о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года № и аннулировать запись о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года № из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Представитель истца старший помощник прокурора района Каякентского района РД Гамзатов Р.Ю. частично поддержал исковые требования прокурора района по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить в части признания свидетельства о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года № и аннулировании записи о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года № из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества, а от остальных требований отказался в связи с их исполнением.
Представитель ответчика Каркесовой С.А. адвокат Казилов А.Н, признал исковые требования, считает их обоснованными и законными просит их удовлетворить частично.
Представитель УФРС по РД Абдурашидова А.А. исковые требования прокурора района не признала и пояснила суду, что в Каякентский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации обратился с заявлением Каркесова С.А. о регистрации право собственности на земельный участок. При этом ею были представлены все необходимые документы. Ей было выдано свидетельство о государственной регистрации право на земельный участок. Основанием для регистрации права собственности Каркесовой С.А. в Едином государственном реестре прав и выдачи ему Свидетельства о государственной регистрации права послужило постановление главы администрации МО «сельсовет Новокаякентский» за №35 от 10.07.2006 г. В последующем 18.04.2016 г. в Управление Росреестра по РД с заявлением обратилась Каркесова С.А. о государственной регистрации ее права. При этом ею были представлены все необходимые документы. 29.04.2015г. было выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой выявлены существенные нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №), а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ №)
Согласно, ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу ч.2 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Ферерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1. правоустанавливающие документы на земельный участок;
2. градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3. разрешение на строительство;
4. акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5. документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6. документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7. документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8. схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9. заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10. документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11. акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12. технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственной недвижимости».
Однако в нарушение вышеуказанных норм и ч.3 статьи 55 ГрК РФ главой МО «сельсовет Новокаякентский» решение о выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию принято без получения необходимых на то документов, ограничившись только правоустанавливающими документами на земельный участок и техническим паспортом Здания.
Согласно ч.1 ст. 18 ФЗ № 131 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ № 122 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством
Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Кроме того, согласно п. 5 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Таким образом, из вышеуказанных норм закона вытекает, что разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового центра "Империя" от 20.01.2015 года за № выданное гражданке Каркесовой С.А., а также полученное на основании этого разрешения свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение от 29.04.2016 года № являются незаконными.
Незаконные действия главы МО «Сельсовет Новокаякентский» Агаева Ш.К. затрагивают интересы муниципального района "Каякентский район", поскольку нарушен порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строения в эксплуатацию, а также установленные законом принципы обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 года за №, выданное главой МО "Сельсовет Новокаякентский" Агаевым Ш.К. незаконным, в связи с его исполнением, которая подтверждается представленным представителем администрации МО «сельсовет Новокаякентский» Джабраиловым Д. постановлением от 26.10.2016г. за №20 об аннулировании Разрешения на ввод в эксплуатацию торгового центра «Империя» от 20.01.2015 года, <данные изъяты> выданной Каркесовой Сбаният Акаевне.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Каякентского района РД подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Каякентского района удовлетворить частично.
Признать свидетельство о регистрации права собственности гражданки Каркесовой Сбаният Акаевны от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Аннулировать запись о регистрации права собственности гражданки Каркесовой Сбаният Акаевны от ДД.ММ.ГГГГ№ из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано или подано представление в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд.
Судья: М.М. Гаджимурадов