ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-630/16 от 14.11.2016 Каякентского районного суда (Республика Дагестан)

Гражд. дело №2-630/16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 ноября 2016 года с. Новокаякент

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Каякентского района РД Гамзатова Р.Ю., представителя ответчика Каркесовой С.А. адвоката Казилова А.Н. представившего доверенность от 02.11.2016г. №620, представителя Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по РД Абдурашидовой А.А., при секретаре Байрамбековой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каякентского района в защиту интересов МР «Каякентский район» к Администрации МО «Сельсовет Новокаякентский», Карабудахкентскому межрайонному отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД, Каркесовой Сбаният Акаевне о призании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 за № RU 055173110-21 выданное главой МО «Сельсовет Новокаякентский» незаконным, о признании свидетельства о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 незаконным, об аннулировании записи о регистрации права собственности прав на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каякентского района РД обратился в суд с иском в защиту интересов МР «Каякентский район» к Администрации МО «Сельсовет Новокаякентский», Карабудахкентскому межрайонному отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РД, Каркесовой Сбаният Акаевне о призании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 за № <данные изъяты> выданное главой МО «Сельсовет Новокаякентский» незаконным, о признании свидетельства о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 незаконным, об аннулировании записи о регистрации права собственности прав на недвижимое имущество, по тем основаниям, что проведенной прокуратурой района проверкой во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от 24.08.2016 года на законности функционирования банкетных залов, в том числе целевого использования земельных участков, выдачи разрешений на строительство и на ввод этих объектов в эксплуатацию, установлено, что главой МО "Сельсовет Новокаякентский" Агаевым Ш.К. 20.01.2015 года за -21 гражданке Каркесовой С.А. выдано разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового центра "Империя", расположенного по <адрес>"а", <адрес> (далее - Здание), на принадлежащем ей земельном участке согласи свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2006 года серии <адрес>.

На основании указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Каркесова С.А. оформила право собственности на Здание и в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по РД получила свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ.

Проведенной проверкой выявлены существенные нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 131), а также Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ № 122)

Согласно, ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В силу ч.2 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субьектов Российской Ферерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

разрешение на строительство;

акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственной недвижимости».

Однако в нарушение вышеуказанных норм и ч.3 статьи 55 ГрК РФ главой МО «сельсовет Новокаякентский» решение о выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию принято без получения необходимых на то документов, ограничившись только правоустанавливающими документами на земельный участок и техническим паспортом Здания.

Более того, разрешение на ввод Здания в эксплуатацию выдана не уполномоченным на то лицом, то есть главой МО «сельсовет Новокаякентский» (сельсовет поселение), когда Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-ФЗ О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.14 ФЗ №131 внесены изменения, а именно с 01.01.2015года полномочия по выдаче разрешения на строительство и на ввод объектов капитального строения отнесены к вопросам органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно ч.1 ст. 18 ФЗ № 131 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ № 122 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством

Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Кроме того, согласно п. 5 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Таким образом, из вышеуказанных норм закона вытекает, что разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового центра "Империя" от 20.01.2015 года за выданное гражданке Каркесовой С.А., а также полученное на основании этого разрешения свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение от 29.04.2016 года являются незаконными.

Незаконные действия главы МО «Сельсовет Новокаякентский» Агаева Ш.К. затрагивают интересы муниципального района "Каякентский район", поскольку нарушен порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строения в эксплуатацию, а также установленные законом принципы обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Считает необходимым признать незаконным разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 года за , выданное главой МО "Сельсовет Новокаякентский" Агаевым Ш.К., свидетельство о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года и аннулировать запись о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Представитель истца старший помощник прокурора района Каякентского района РД Гамзатов Р.Ю. частично поддержал исковые требования прокурора района по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить в части признания свидетельства о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года и аннулировании записи о регистрации права собственности гражданки Каркесовой С.А. от 29.04.2016 года из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества, а от остальных требований отказался в связи с их исполнением.

Представитель ответчика Каркесовой С.А. адвокат Казилов А.Н, признал исковые требования, считает их обоснованными и законными просит их удовлетворить частично.

Представитель УФРС по РД Абдурашидова А.А. исковые требования прокурора района не признала и пояснила суду, что в Каякентский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации обратился с заявлением Каркесова С.А. о регистрации право собственности на земельный участок. При этом ею были представлены все необходимые документы. Ей было выдано свидетельство о государственной регистрации право на земельный участок. Основанием для регистрации права собственности Каркесовой С.А. в Едином государственном реестре прав и выдачи ему Свидетельства о государственной регистрации права послужило постановление главы администрации МО «сельсовет Новокаякентский» за №35 от 10.07.2006 г. В последующем 18.04.2016 г. в Управление Росреестра по РД с заявлением обратилась Каркесова С.А. о государственной регистрации ее права. При этом ею были представлены все необходимые документы. 29.04.2015г. было выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой выявлены существенные нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ ), а также Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ )

Согласно, ч.1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В силу ч.2 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Ферерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1. правоустанавливающие документы на земельный участок;

2. градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3. разрешение на строительство;

4. акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5. документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6. документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7. документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8. схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9. заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10. документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11. акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12. технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственной недвижимости».

Однако в нарушение вышеуказанных норм и ч.3 статьи 55 ГрК РФ главой МО «сельсовет Новокаякентский» решение о выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию принято без получения необходимых на то документов, ограничившись только правоустанавливающими документами на земельный участок и техническим паспортом Здания.

Согласно ч.1 ст. 18 ФЗ № 131 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями ст. 25 ФЗ № 122 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством

Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Кроме того, согласно п. 5 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113 право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Таким образом, из вышеуказанных норм закона вытекает, что разрешение на ввод в эксплуатацию здания торгового центра "Империя" от 20.01.2015 года за выданное гражданке Каркесовой С.А., а также полученное на основании этого разрешения свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение от 29.04.2016 года являются незаконными.

Незаконные действия главы МО «Сельсовет Новокаякентский» Агаева Ш.К. затрагивают интересы муниципального района "Каякентский район", поскольку нарушен порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строения в эксплуатацию, а также установленные законом принципы обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований.

Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2015 года за , выданное главой МО "Сельсовет Новокаякентский" Агаевым Ш.К. незаконным, в связи с его исполнением, которая подтверждается представленным представителем администрации МО «сельсовет Новокаякентский» Джабраиловым Д. постановлением от 26.10.2016г. за №20 об аннулировании Разрешения на ввод в эксплуатацию торгового центра «Империя» от 20.01.2015 года, <данные изъяты> выданной Каркесовой Сбаният Акаевне.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Каякентского района РД подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Каякентского района удовлетворить частично.

Признать свидетельство о регистрации права собственности гражданки Каркесовой Сбаният Акаевны от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Аннулировать запись о регистрации права собственности гражданки Каркесовой Сбаният Акаевны от ДД.ММ.ГГГГ из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано или подано представление в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд.

Судья: М.М. Гаджимурадов