Мотивированное решение изготовлено 14.09.2019г. Дело № 2-630/2019г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 сентября 2019г. г.Углич Угличский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Трусовой Н.В., при секретаре Седовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на ОДН сверхустановленного норматива, возложении обязанности произвести возврат денежных средств и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л : ФИО1 обратился с настоящим иском в суд к ПАО «ТНС энерго Ярославль» о признании незаконными действий ответчика по осуществлению перерасчета платы за электроэнергию на ОДН за 2016г., возложении обязанности произвести возврат платы за электроэнергию на ОДН в сумме 1758,66 руб., а также компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С 26.06.2015г. управляющей организацией дома является ООО «УК Северного жилого района». На основании дополнительного соглашения к договору снабжения электрической энергии № 3008092 от 01.04.2016г., заключенного между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК Народный управдом», ресурсоснабжающая организация обеспечивает исполнение обязанности исполнителя коммунальной услуги -электроснабжение, предоставляемой в помещения указанного жилого дома. Абоненту ФИО1 для расчетов за электроэнергию открыт лицевой счет №. В письменной форме договор электроснабжения с абонентом не заключался. Размер платы за коммунальные услуги по указанному адресу рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленными в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен, тарифов. Объем электроэнергии истца определяется в соответствии с прибором учета. Все жилые помещения жилого дома оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Расчет потребления электрической энергии в жилых помещениях производится на основании показаний ИПУ, передаваемых потребителями. Дом оборудован общедомовыми приборами учета. В соответствии с п.44 Правил объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в 2016г. рассчитывался и распределялся между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения МКД. Расчет размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в МКД, осуществлялся в пределах нормативов потребления, установленных постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 №789-п. В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом. Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям МКД весь комплекс коммунальных услуг, в т.ч. закупать электроэнергию для мест общего пользования МКД и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению. Управляющая организация на основании п. 2,3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ и п.п. "и" п. 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства МКД. При этом потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в МКД, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией. Правила не предусматривают наделение ресурсоснабжающих организаций правом взимания платы за поставленную электроэнергию с жильцов при наличии договора управления МКД управляющей организацией, в данном случае - ООО «УК Северного жилого района». Считает, что законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Расчет размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в МКД г. Углича в 2016г. осуществлялся в соответствии с данными о площадях мест общего пользования в пределах нормативов потребления, установленных постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 №789-п. В случае, если объем электроэнергии на ОДН превышал нормативное значение, между всеми помещениями МКД распределялся нормативный ОДН пропорционально размеру общей площади каждого помещения, если фактический ОДН был меньше нормативного значения – распределялся фактический объем ОДН. Из протокола общего собрания собственников жилых помещений в доме, проведенного 26.06.2015г. следует, что формулировка распределения между собственниками коммунальных услуг, предоставленных на ОДН сверхнорматива не соответствует требованиям п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. В протоколе не указан порядок распределения сверхнормативных объемов ОДН. Считает, что указанный протокол общего собрания является незаконным, подписанным под принуждением, вопрос об оплате жилищно-коммунальных услуг сверх норматива на собрании жильцов доме не рассматривался. Несмотря на то, что данный протокол был истцом подписан, он на собрании лишь озвучил требования управляющей компании, без принятия которых договор управления не был бы подписан. Об обязанности фактической оплаты сверхнормативного ОДН он, а также другие жители дома не подозревали, поскольку ранее это субсидировалось бюджетом Ярославской области. ПАО «ТНС энерго Ярославль» заключило договор снабжения электрической энергией вышеуказанного МКД с управляющей компанией 01.04.2016г. Указанным договором порядок оплаты за электроэнергию сверхустановленного норматива не урегулирован. Более того, управляющая организация не передавала право ПАО «ТНС энерго Ярославль» на выставление счетов и сбора платы с собственников, нанимателей жилых помещений МКД как агента. Ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, в отсутствие договорных отношений с управляющей организацией не вправе выставлять счета и получать оплату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды. Таким образом, действия ПАО «ТНС энерго Ярославль», по осуществлению перерасчета ему платы за электроэнергию за 2016г., являются незаконными. О нарушении его права ответчиком он узнал в феврале 2017г., когда ему был выставлен счет на оплату ОДН. В связи с нарушением его прав как потребителя просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда. В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что срок исковой давности для обращения в суд за защитой своего права он не пропустил, поскольку о нарушении права узнал в феврале 2017г, а обратился в суд с иском в июне 2019г. Действиями ответчика ему причинены нравственные страдания- он переживал из-за ситуации с начислением оплаты за ОДН, в связи с этим у него повышалось артериальное давление, он плохо себя чувствовал. Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ярославль» ФИО2, выступающая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что согласно протоколу общего собрания собственников жилого дома <адрес> жителями дома принято решение о распределении между собственниками коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды сверх норматива в полном объеме. В соответствии с п.44 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, объем коммунальной услуги, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Полагает, что ПАО «ТНС энерго Ярославль» вправе было начислять истцу оплату за ОДН на основании принятого жителями дома решения, а также в связи с тем, что управляющая компания передала обществу право требования оплаты за электроэнергию. Представитель третьего лица – Управления жилищно-коммунального комплекса и строительства Администрации УМР в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица- ООО «Управляющая компания Северного жилого района» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать Указал, что собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от 26.06.2015г. принято решение о распределении между собственниками оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды сверх норматива в полном объеме. Представитель управляющей компании на собрании не присутствовал. Жителям дома было лишь предложены условия договора управления и тариф на оказание услуг управления. Давления на жителей дома по принятию тех или иных решений не оказывалось. Принятое решение общего собрания никем не оспаривалось. Для исполнения своих обязательств перед жителями дома управляющая компания заключила договоры на поставку электроэнергии № 5900 от 01.03.2015г. с ОАО «Ярославская сбытовая компания», и договор № 3008092 от 01.04.2016г. с ПАО ТНС энерго Ярославль». Дополнительным соглашением к договору № 5900 от 01.03.2015г. управляющая компания делегировала ОАО «ЯСК» выполнять расчет объемов электрической энергии поставленной каждому потребителю, обеспечивать ежемесячное выставление счетов потребителям, принимать оплату от граждан и др. В дополнительном соглашении к договору от 01.04.2016г. содержатся аналогичные условия, а также определен порядок расчета коммунального ресурса потребленного на ОДН, а также обязательство ПАО «ТНС энерго Ярославль» принимать оплату от граждан за потребленную электроэнергию и на общедомовые нужды. Представитель Унгличской межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил исковые требования истца удовлетворить. Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ПАО «ТНС энерго Ярославль» ФИО2, исследовав материалы дела, наблюдательные производства Угличской межрайонного прокуратуры № 837-2017г. и № 936-2018г., суд приходит к выводу о том, что исковые требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Установлено, что ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.02.1999г. является собственником <адрес>. В соответствии с протоколом № 1 общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 26.06.2015г. было принято решение о выборе управляющей компании- ООО «УК Северного жилого района» ( п.5 протокола),; утвержден проект договора управления и приложения к нему с 01.07.2015г. (п. 7. протокола общего собрания) Согласно п.15. протокола, было принято решение уполномочить управляющую компанию заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, предусматривающими прямые расчеты собственников за коммунальные услуги в том числе на общедомовые нужды. В соответствии с п.9 протокола общего собрания собственников было принято решение: «распределять между собственниками коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды сверх норматива в полном объеме, за исключением расхода коммунального ресурса, связанного с аварийными ситуациями по вине управляющей компании». 01.04.2016г. между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК Северного жилого района» заключен договор № 3008092 снабжения электрической энергией вышеуказанного МКД. К указанному договору между сторонами 01.04.2016г. заключено дополнительное соглашение. (л.д 91-108). При этом суд приходит к выводу о том, что указанными договором и дополнительным к нему соглашением порядок оплаты за электроэнергию сверхустановленного норматива не урегулирован. При этом заключенные между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК Северного жилого района» соглашения об уступке права требования о передаче ответчику права требования за коммунальную услугу «электроснабжение» с нанимателей жилых помещений, также не свидетельствуют о согласовании порядка оплаты ОДН. В силу п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статья 544 ГК РФ). Часть 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 26.06.2015 г. (на момент принятия решения общим собранием собственников данного дома) содержала запрет на прямую оплату собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом. Возможность осуществления прямых расчетов собственников с ресурсоснабжающими организациями появилась лишь с 28.12.2015г., после внесения соответствующих изменений в закон. Таким образом, следует, что несмотря на принятие собственниками решения 26.06.2015года о сохранении прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями, именно управляющая организация- в данном случае ООО «УК «Северного жилого района», с которой заключен договор управления, является исполнителем коммунальных услуг. Согласно п. 2.3. ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. В соответствии с п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 ст. 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Если управление домом осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ. В соответствии с п.1, п.п.«а» п.9 Правил и положениями постановления Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг- управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. В данном случае такое решение принято решением общего собрания от 26.06.2015г. Однако, данное решение собственников о сохранении прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями, не свидетельствует о том, что данные организации стали для потребителей исполнителями услуг по содержанию и обслуживанию общедомового имущества, в объем которых включено предоставление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. На основании п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В силу п.44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Таким образом, закрепленный пунктом 44 Правил от 06.05.2011 N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании. В п.9 протокола общего собрания собственников помещений дома <адрес> от 26.06.2015г. указано о принятии решения о распределении между собственниками коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды сверх норматива в полном объеме. Вместе с тем, как уже отмечалось выше решение собственников принято 26.06.2015г., т.е. до внесения изменений в п.7.1 ст.155 ЖК РФ ( ФЗ №176-ФЗ от 29.06.15г.), при этом в решении собственников, отраженном в протоколе, не указаны ресурсоснабжающие организации, а также предоставляемые ими коммунальные услуги, не содержится указания на согласие потребителей об оплате конкретной ресурсоснабжающей организации ресурса, поставленного на ОДН, в объеме, превышающем норматив потребления, что не позволяет индивидуализировать волю граждан-потребителей услуги. Из указанного протокола также не следует, что собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения. Учитывая отсутствие соответствующего решения собственников многоквартирного дома, суд приходит к выводу о том, что начисление ФИО1 сверхнормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя их показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, является незаконным. Согласно представленным истцом квитанциям, он оплатил стоимость перерасчета ОДН за 2016г. в сумме 1758,66 руб. Ответчиком указанная сумма не оспаривалась. При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежит взысканию указанная денежная сумма. В результате незаконного начисления ФИО1 оплаты по электроснабжению на общедомовые нужды в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды ПАО «ТНС энерго Ярославль» нарушило права потребителя, чем причинило ему моральный вред, который в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит компенсации. В результате незаконных действий ответчика истцу были причинены нравственные страдания. С учетом характера спора, объема причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 1000 руб. При этом суд не соглашается с представителем ответчика ПАО «ТНС энерго Ярославль» о том, что ФИО1 РО. должно быть отказано в удовлетворении его исковых требований по причине пропуска им срока исковой давности. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре является самостоятельным основанием для отказа в иске. По пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Судом установлено, что о нарушении своего права ФИО1 узнал в марте 2017г., когда ему был выставлен первый счет за электроэнергию за февраль 2017г. с учетом перерасчета за ОДН. С настоящим исковым заявлением ФИО1 обратился в июне 2019г., т.е. в течение трех лет с момента нарушения его права. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать незаконными действия ПАО «ТНС энерго Ярославль» по начислению платы за электроэнергию на ОДН сверхустановленного норматива ФИО1 за период 2016г. в сумме 1758,66 руб. Взыскать с ПАО «ТНС энерго Ярославль» в пользу ФИО1 стоимость произведенной им оплаты за электроэнергию в сумме 1758,66 руб., а также компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме. Судья Н.В.Трусова |