Дело №2-630/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня2016года г.Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н., с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности, ответчика ФИО2, представителя интересов ответчика ФИО3, представителя администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО4, при секретаре Косаревой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения и
встречным исковым требованиям ФИО2 к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о восстановлении положения существовавшего до нарушения права и обязании внести в список участников подпрограммы
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области обратился в Выксунский городской суд с исковыми требованиями к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения, а именно взыскании с ФИО2 в бюджет муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области хххх, а также процентовзапользование чужими денежными средствами в размере ххх, рассчитанных за период с ххх. по ххх. Просят считать прекратившим действие Соглашение №ххх года заключенное между ответчиком ФИО2, Министерством социальной политики Нижегородской области, администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №х с ххх года, с момента исключения ФИО2 из числа участников программы.
Исковые требования мотивированы следующим. В 2014 году ответчик ФИО2 стала участником целевой подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014-2024 г. с использованием ипотечного кредитования государственной программы «Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильем на 2014 год утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области № 27 от 25.01.2012г. (Далее - Программа) и в связи с этим с нею 25.11.2014г. было заключено Соглашение № хххх о предоставлении мер социальной поддержки (Далее - Соглашение). В соответствии с ЗакономНижегородской области от 04.08.2010 г. № 127-3 «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области" и Порядком бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа город Выкса Утвержденным решением Совета депутатов городского округа город Выкса от хххх. В целях исполнения взятых на себя обязательств по заключенному Соглашениюадминистрация городского округа г. Выкса предоставила ответчику ФИО2 в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: хххх, для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ххххна основании постановления администрации городского округа город Выкса Нижегородской области № ххх от хххх После чего, хххх г. ФИО2 было зарегистрировано право собственности (регистрационная запись № ххх от ххх г.) на выделенный по Программе земельный участок. Согласно протокола №ххх от хххх., утвержденного постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ххх. № ххх ФИО2 исключили из числа участников программы. В силу части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, ФИО2 нарушила существенные условия Соглашения, а именно согласно пункта хххх участник программы «Заключает в выбранной им кредитной или не кредитной организацией кредитный договор (договор займа о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение жилья, в том числе малоэтажного». Согласно письму ГПНО «*» от хххх г. № ххх и письму ххх «х» от хххх. № ххх договор заключен не был. Обязательства Соглашения были нарушены так же в п.п. ххх, а равно дом ФИО2 построен не был. В соответствии с п. ххх. действие Соглашения прекращается в случае нарушения Получателем мер социальной поддержки условий Соглашения. Кроме того, ответчик, зная, что нарушил условия Соглашения и не может являться участником Программы, ххх г. по договору купли-продажи продала предоставленный ей бесплатно земельный участок третьему лицу ФИО5 (регистрационная запись №хххх года. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Таким образом, ФИО2 без установленных законом, иными правовыми актами оснований неосновательно сберегла земельный участок, а затем денежные средства после заключения договора купли-продажи с третьим лицом. В постановлении Президиум ВАС РФ от 22.04.1997 № 802/97 разъяснил, что неосновательное обогащение возникает и в том случае, когда основание, по которому приобретено, отпадает впоследствии. В данном случае, невыполнение условий Соглашения послужило прекращением законного основания передачи ему земельного участка в собственность. Согласно п. 1 ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре. Пунктом 1 ст. 1105 ГК РФ установлено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Кадастровая стоимость имущества на момент приобретения составляла ххх рублей, на текущий год изменилась и составляет ххххх рублей. В текущем году орган местного самоуправления в соответствии со ст. 39.11 Земельного кодекса РФ имел возможность сам продать земельный участок и принести доход в бюджет муниципального образования городского округа город Выкса в размере хххх рублей, т.к. начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка. Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. На момент заключения сделки по продаже земельного участка ответчик ФИО2 знала, что уже не является участником Программы и что у неё имеется обязанность вернуть выделенный ей по Программе земельный участок органу местного самоуправления, т.е. проценты подлежат начислению с 07.08.2015г. Согласно механизма реализации Подпрограмы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015-2025 года с использованием ипотечного кредитования» социальная поддержка участникам Подпрограммы оказывается из средств областного бюджета- в форме разовой выплаты на начальном этапе на расходы, связанные с началом строительства индивидуального жилого дома малоэтажной застройки, либо на расходы, связанные с приобретением жилого помещения в строящихся/вновь построенных жилых домах либо вновь построенного индивидуального жилого дома, гражданам - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования" государственной программы "Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильем на период до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года N 748, заключившим договоры (соглашения) в целях приобретения (строительства) жилья и внесшим собственные средства (первоначальный взнос) в оплату приобретаемого (строящегося) жилья до ххх года, в размере 10% (для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 15%) от стоимости жилого помещения (индивидуального жилого дома). Таким образом, ФИО2 не был заключен договор на строительство жилого дома до хххх., требования подпрограммы не исполнены надлежащим образом. Однако земельный участок, предоставленный Ответчику не был возвращен администрации городского округа город Выкса, а напротив был продан третьим лицам. В результате недобросовестных действий ответчика, она допустила неосновательное обогащение.
Ответчик ФИО2 обратилась со встречными исковыми требованиями к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, в которых просила восстановить положение, существовавшее до нарушения права ФИО2 и обязать Администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области внести ФИО2 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014-2024 годы с использованием ипотечного кредитования. Исковые требования мотивированы следующим. ххх года Постановлением Администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области № хххх был утвержден Протокол заседания комиссии по отбору специалистов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» - указанными документами она была включена в список граждан участвующих в данной программе. хххх года между нею, Министерством социальной политики Нижегородской области, Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области и МБДОУ детский сад №х было заключено соглашение о предоставлении мер социальной поддержки №хххх года Постановлением Администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области №хххх был утвержден Протокол заседания комиссии по отбору специалистов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» согласно которому ФИО2 была исключена из числа участников указанной подпрограммы с формулировкой «В связи с нарушением условий соглашения о предоставлении мер социальной поддержки от ххх года №хххх (пунктов хххх.), а также в связи с продажей участницей программы третьему лицу земельного участка, выделенного администрацией городского округа г. Выкса в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» государственной программы «Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильем». ФИО2 считает, что решением принятым комиссией по отбору специалистов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2015-2024 годы с использованием ипотечного кредитования» 15 декабря 2015 года Протоколом №25, утвержденным Постановлением Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области №4772 от 22.12.2015 года об исключении ее из списка участников указанной программы по основаниям указанным в решении нарушено ее право на получение мер социальной поддержки. Из положений соглашения №ххх от ххх года следует что оно действует в течение 10 лет с даты его заключения соответственно срок для исполнения обязательств по нему не истек; В соответствии с п.хххх Указанного соглашения — оно может быть расторгнуто в связи с неисполнением одной из сторон его условий в установленном законом порядке с предварительным уведомлением Сторон — в нарушение указанного пункта соглашения - уведомления о расторжении указанного соглашения она не получала; Условия соглашения предусмотренные п.хххх она не нарушала, так как в соответствии с п.1 ст.420 ГК РФ «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.» Соответственно заявки на получение кредита были ею поданы, но в связи с тем, что соглашения между ею и кредитной организацией по сумме кредита было не достигнуто (по расчетам хватало только на строительство фундамента) она указанные договоры не заключила — исходя из этого без получения нужной суммы кредита она не смогла заключить договор с выбранной ею организацией на строительство жилого дома. Кроме того, в указанном соглашении нет такого основания для его расторжения как продажа мной третьему лицу участка предоставленного бесплатно Администрацией г.о.г. Выкса Нижегородской области в соответствии с законом Нижегородской области №127-3 от 04.08.2010 года; письма от ххх «х» и ГП НО «*» не свидетельствуют о том, что она не выполнила условия соглашения, так как в п.ххх. указано что она может заключить договор ипотечного кредитования или займа с любой кредитной или не кредитной организацией, а также договор на строительство жилого дома с любой выбранной ею организацией; в августе хххх года между ФИО2 и ИП ххх Ю.Е. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: хххх — в соответствии с условиями которого она передала ему часть денежных средств за указанный дом, а оставшуюся сумму обязалась возвращать частями ежемесячно по хххх рублей. Одним из видов деятельности ИП Ю.Е. - является покупка и продажа собственного недвижимого имущества - соответственно она считает, что фактически условия соглашения ею были выполнены только без получения займа или кредита — на более приемлемых для нее условиях; Никаких социальных выплат по указанному соглашению она не получала, и соответственно никаких неблагоприятных последствий вызванных не заключением ею договоров, предусмотренных п.ххх указанного соглашения для сторон не возникло; Также из смысла положений соглашения, а именно п.ххх невыполнением условий соглашения является — нарушение условий соглашения после получения мер социальной поддержки — чего в ее случае не произошло. На основании вышеизложенного считает что по основаниям указанным в Протоколе №ххх от хххх года, утвержденным Постановлением Администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области №ххх от хххх года ее не могли исключить из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014-2024 годы с использованием ипотечного кредитования», тем самым Администрацией нарушено ее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренное Областной целевой подпрограммой «Обеспечение жильем работников учреждений сфера здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014-2024 годы с использованием ипотечного кредитования».
С целью всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела исковые требования объединены в одно производство для совместного их разрешения.
В судебном заседании представитель интересов истца КУМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, действующий на основании доверенности ФИО1 исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в иске. Просил их удовлетворить. При этом отказать ФИО2 в удовлетворении встречных исковых требований, поскольку ею были нарушены условия соглашения.
Ответчик ФИО2 и представитель интересов ответчика ФИО3 с исковыми требованиями КУМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области не согласились, просили в их удовлетворении отказать, встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что спорный земельный участок передавался ответчику в собственность бесплатно в соответствии с законом № 127, возврат земельного участка не предполагается, обременений и ограничений на нем не имелось. Ответчик должна была проработать 10 лет в дошкольном учреждении, она и сейчас работает. ФИО2 был заключен договор от ххх на строительство жилого дома. Сумма кредита на тот момент была одобрена в размере хххх рублей были собственные средства, ххх тыс. рублей была разовая выплата из средств областного бюджета. Потом сумма кредита была одобрена меньше. Договор не мог быть заключен на меньшую сумму, никаких социальных выплат получено не было. Земельный участок был предоставлен на законных основаниях. Процедур по возврату земельного участка не предусмотрено. Ответчик являлась собственником участка, имела право им распоряжаться. Встречные требования поддерживают в настоящее время у ответчика получить кредит нет возможности.
Представитель ответчика (по встречным исковым требованиям) администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО4 исковые требования КУМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области поддержала, просила их удовлетворить. Встречные исковые требования полагала необоснованными и не законными, просила в их удовлетворении отказать.
Третье лицо Министерство социальной политики Нижегородской области в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном отзыве на исковые требования просит требования КУМИ администрации городского округа город Выкса Нижегородской области удовлетворить и рассмотреть исковые требования в отсутствие представителя Министерства.
Третье лицо ФИО6, в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, оставляет разрешение дела на усмотрение суда.
Третье лицоФИО5, в судебное заседание не явилась. О дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом- судебной повесткой. Суд, признав причину неявки неуважительной, постановил рассмотреть настоящее дело в отсутствие ФИО5
Третье лицоМБДОУ детский сад №х извещены о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, суду представлено не было. Суд, признав причину неявки неуважительной, постановил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя МБДОУ детский сад №х.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области от 04.08.2010 N 127-З "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области" земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или в муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в случае, установленном частью 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Нижегородской области специалистам, имеющим законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работающим по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, в государственных и муниципальных учреждениях Нижегородской области, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, в соответствии с полученной квалификацией.
В целях обеспечения населения Нижегородской области доступным жильем, развития жилищного строительства 18.10.2013 года Постановлением Правительства Нижегородской области № 748 была утверждена областная целевая программа "Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования" (далее - Программа).
В соответствии с п. ххх основной задачей Программы является: обеспечение доступным и качественным жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций на территории Нижегородской области.
Реализация Программы предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, желающим улучшить жилищные условия, являющимся работниками муниципальных бюджетных, казенных, автономных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта (далее - работники учреждений).
Социальная поддержка участникам Программы оказывается из средств областного бюджета:
- в форме разовой выплаты на начальном этапе на расходы, связанные с началом строительства индивидуального жилого дома малоэтажной застройки или жилого помещения в малоэтажном многоквартирном доме, строящегося жилищно-строительным кооперативом, создаваемым работниками учреждений сферы здравоохранения, образования и культуры, при содействии администрации муниципального района (городского округа) Нижегородской области (далее - жилищно-строительный кооператив) либо на расходы, связанные с приобретением жилого помещения в строящихся жилых домах работниками учреждений, молодыми учеными, в размере 10% (для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 15%) от стоимости жилого помещения (индивидуального жилого дома);
- в форме однократного предоставления дополнительной социальной выплаты гражданам - участникам Программы в случае рождения (усыновления) ребенка в размере 5% от стоимости жилого помещения (индивидуального жилого дома);
- ежемесячной социальной выплаты на компенсацию процентов в размере 10% годовых, но не более фактической ставки, установленной для участника в кредитном договоре (договоре займа) по ипотечному жилищному кредиту (займу) (далее - социальная выплата), предоставляемой не более 120 месяцев.
Условиями предоставления мер социальной поддержки являются:
- обязанность работника учреждения, молодого ученого, желающего принять участие в Программе, отработать в учреждениях сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организациях, не менее десяти лет с учетом уже имеющегося стажа работы в вышеуказанных учреждениях (организациях);
- работник учреждения, молодой ученый должен выразить согласие на получение кредита (займа) в выбранной им финансовой (кредитной или некредитной) организации, сроком до 30 лет;
- работник учреждения здравоохранения, образования и культуры должен выразить согласие на строительство индивидуального жилого дома малоэтажной застройки или вступление в жилищно-строительный кооператив (в случае его создания в населенном пункте, в котором проживает (хочет проживать) работник учреждения) при строительстве малоэтажного многоквартирного дома;
- работник учреждения социальной защиты и спорта, научной организации должен выразить согласие на строительство индивидуального жилого дома малоэтажной застройки.
Согласно п. ххх реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы).
Администрации муниципальных районов и городских округов Нижегородской области организуют, в пределах компетенции, работу по предоставлению участникам Программы в соответствии с действующим законодательством земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов или земельных участков жилищно-строительным кооперативам.
В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО2 являлась участником Областной целевой программы "Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 ноября 2013 года №748.
хххгода с ФИО2.было заключено соглашение о предоставлении мер социальной поддержки№ххх(далее - соглашение) (л.д.хххх).
Постановлением Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области №ххх от ххх года «Об утверждении протокола заседания комиссии по отбору специалистов для участия в подпрограмме. «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования" ФИО2 как работнику сферы образования Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области№хххх от ххх года бесплатно был предоставлен в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью ххх кв.м., с кадастровым номером № ххх, расположенный по адресу: хххх.
На основании Постановления администрации городского округа город Выкса Нижегородской области № хххх от хххх ххх г. ФИО2 было зарегистрировано право собственности (регистрационная запись № хххх) на выделенный по Программе земельный участок.
Согласно протокола №ххх от ххх утвержденного постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области ххх ФИО2 исключили из числа участников программы. Поскольку ФИО2 нарушила существенные условия Соглашения, а именно п. ххх который предусматривает, что участник программы «Заключает в выбранной им кредитной или не кредитной организацией кредитный договор (договор займа о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение жилья, в том числе малоэтажного», согласно письму ГПНО «*» от хххх г. № ххх и письму ххх «х» от ххх. № ххх договор с кредитным учреждением ФИО2 заключен не был.
Обязательства Соглашения были нарушены так же в п.п. ххх, п.п. 2.2.4, а именно дом ответчиком ФИО2 построен не был. В соответствии с п. ххх действие Соглашения прекращается в случае нарушения Получателем мер социальной поддержки условий Соглашения.
Кроме того, ответчик, зная, что нарушил условия Соглашения и не может являться участником Программы, ххх г. по договору купли-продажи продала предоставленный ей бесплатно земельный участок третьему лицу ФИО5 (регистрационная запись №хххх от хххх года.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ: Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункта 2.2.3 Соглашения участник программы «Заключает в выбранной им кредитной или не кредитной организацией кредитный договор (договор займа о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение жилья, в том числе малоэтажного».
Как следует из материалов дела, хххх года между ФИО2 и именуемой в дальнейшем «Заказчик» и ххх «***», именуемое в дальнейшем «Подрядчик» был заключен договор №х, предметом которого являлось строительство индивидуального жилого дома по адресу: хххх, в пределах земельного участка с кадастровым номером хххх, предоставленного заказчику как участнику Областной целевой программы "Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 ноября 2013 года №748.
Согласно п.ххх вышеуказанного договора стоимость объекта составляет ххххх рублей из которых хххх рублей - первый платеж, второй платеж - хххх рублей - поступление денежных средств из областного бюджета в соответствии с Программой., последующие платежи по договору производятся заказчиком частями за счет кредитных средств ххх «х» на основании договора об открытии не возобновляемой кредитной линии.
Ответчик ФИО2 и ее представитель пояснили, что строительство жилого дома не было начато, поскольку ответчику ФИО2 было отказано в выдаче кредита в необходимой сумме. Ответчик ФИО2 обращалась только в две кредитные организации ххх «х» и ГП НО «х», поскольку только в данных кредитных организациях предоставлялся льготный процент по ипотеке.
Как следует из ответа от хххх года №ххх ххх«х» на имя ФИО2 хххх года рождения в ххх «х» кредит не оформлялся.
Как следует из ответа №хххот ххх года, поступившего из ГП НО «*», государственное предприятие хххх является региональным оператором ххх «…..» на территории Нижегородской области и в соответствии со своими учредительными документами и Стандартами ххх «….» выдает ипотечные займы, заключая при этом договоры займа. ФИО2 являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014 - 2024 годы с использованием ипотечного кредитования» государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 748 (далее - Программа), на 2014 год по городскому округу городу Выкса Нижегородской области (приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 19 июня 2014 года № 259).
В соответствии с действующим законодательством, участник Программы вправе обратиться в любую кредитную/некредитную организацию по вопросу получения ипотечного кредита/займа.
В рамках Программы ГП НО «*» осуществляет консультативную помощь участникам Программы по вопросам предоставления ипотечного кредита (займа) и мер социальной поддержки.
Кроме того, в соответствии с условиями Программы ГП НО «*» ежемесячно направляет в министерство социальной политики Нижегородской области информацию об участниках Программы-получателях ипотечных кредитов/займов для производства им соответствующих социальных выплат.
ххх года ФИО2 обратилась в ГП НО «*» по вопросу определения размеров социальных выплат, предоставляемых участникам Программы за счет бюджетных средств.
Заявку на получения кредита/займа в ГП НО «*» ФИО2 не подавала.
Информацией о получении ФИО2 ипотечного кредита/займа в какой-либо кредитной/некредитной организации ГП НО «*» не располагает.
Таким образом, суд приходит к выводу, что условия Соглашения, а именно пункт ххх в соответствии с которым участник программы «Заключает в выбранной им кредитной или не кредитной организацией кредитный договор (договор займа о предоставлении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение жилья, в том числе малоэтажного» был нарушен ФИО2 без каких-либо уважительных на то причин.
Кроме того, ФИО2 своими действиями нарушила существенные условия Соглашения, не только предусмотренные пунктом. ххх Соглашения, а также пункта ххх «Заключает различные договоры (соглашения), в том числе с ГП НО «*» на выполнение предприятием функций заказчика (застройщика)», так как вопреки условиям Соглашения дом ответчикомФИО2 построен не был.
В соответствии с п. ххх действие Соглашения прекращается в случае нарушения Получателем мер социальной поддержки условий Соглашения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком ФИО2 нарушены условия Соглашения о предоставлении мер социальной поддержки№ххх от хххх года, в связи с чем указанное Соглашение должно быть признано прекратившим действие. Требование истца в данной части подлежит удовлетворению.
Согласно протокола №ххх от хххх, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области хххх ФИО2 исключили из числа участников программы, в связи с нарушением условий Соглашения о предоставлении мер социальной поддержки от хххх года №хххх (пунктов хххх) а также в связи с продажей участником программы третьему лицу земельного участка, выделенного администрацией городского округа город Выкса в рамках реализации подпрограммы.
Учитывая вышеизложенное, ввиду удовлетворения требований истца в части признания Соглашения прекратившим действие, ввиду нарушения получателем мер социальной поддержки ФИО2 его условий, встречные требования ответчика ФИО2 о восстановлении положения существовавшего до нарушения права ФИО2 и обязании администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области внести ФИО2 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014 -2024 года с использованием ипотечного кредитования необходимо отказать, поскольку ответчиком нарушены существенные условия Соглашения.
Доводы ФИО2 и ее представителя относительно того, что 10-летний срок действия исполнения обязательств по Соглашению не истек не могут быть приняты во внимание, поскольку ФИО2 распорядилась предоставленным ей земельным участком, расположенным по адресу: хххх, с кадастровым номером хххх заключив ххххгода договор купли-продажи с третьим лицом ФИО5, которая в свою очередь хххх года заключила договор купли-продажи данного земельного участка с Р.М.. Таким образом, строительство жилого дома ответчиком ФИО2 по условиям Соглашения на предоставленном ей администрацией г.о.г Выкса в рамках того же Соглашения земельном участке, расположенном по адресу: хххх, с кадастровым номером ххх при отсутствии соответствующих прав на него не представляется возможным.
Относительно доводов ФИО2 касающихся того, что она согласно п.ххх и хххх Соглашения имеет право заключить договор ипотечного кредитования или займа с любой кредитной или не кредитной организацией, а также договор на строительство жилого дома с любой выбранной ею организацией и поэтому в ххх года между ФИО2 и ИП Ю.Е. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: хххх — в соответствии с условиями которого она передала ему часть денежных средств за указанный дом, а оставшуюся сумму обязалась возвращать частями ежемесячно по хххх рублей. Поскольку одним из видов деятельности ИП Ю.Е. является покупка и продажа собственного недвижимого имущества - соответственно ФИО2 считает, что фактически условия соглашения ею были выполнены только без получения займа или кредита — на более приемлемых для нее условиях. Суд не может согласиться с данной позицией ответчика ввиду следующего.
Согласно хххх Соглашения строительство должно осуществляться на земельном участке, предоставленном администрацией в рамках программы. Кроме того, согласно предварительного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: хххх от хххх года заключенного между Ю.Е. и ФИО8 действовал как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель, одним из видов деятельности которого является покупка и продажа собственного недвижимого имущества
Относительно требований истца Комитета по управлению муниципальным имуществом о взыскании с ответчика ФИО2 в бюджет муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области суммы неосновательного обогащения в размере хххх и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме хххх- суд приходит к следующему.
Согласно п. хххх Порядка предоставления мер социальной поддержки работникам учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области, если гражданин - получатель социальной поддержки не выполняет условия Соглашения, полученные им средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме в течение семи календарных дней с даты начала невыполнения условий Соглашения или взыскиваются в судебном порядке. При этом гражданин - получатель социальной поддержки обязуется погасить ипотечный жилищный кредит (заем) в размере оставшейся задолженности финансовой организации, предоставившей ипотечный жилищный кредит (заем).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В своем постановлении Президиум ВАС РФ от 22.04.1997 № 802/97 разъяснил, что неосновательное обогащение возникает и в том случае, когда основание, по которому приобретено, отпадает впоследствии.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в целях исполнения взятых на себя обязательств по заключенному Соглашениюадминистрация городского округа г. Выкса предоставила ответчику ФИО2 в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: хххх, для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ххххна основании постановления администрации городского округа город Выкса Нижегородской области № ххх от хххх хххх г. ФИО2 было зарегистрировано право собственности (регистрационная запись № хххххххот ххххг.) Какие-либо ограничения или обременения на данный земельный участок отсутствовали.
хххх г. ответчик ФИО2 по договору купли-продажи продала предоставленный ей бесплатно земельный участок третьему лицу ФИО5 (регистрационная запись №хххх от хххх года. Как следует из договора купли-продажи (п.х) указанный земельный участок продан за ххх (л.д.ххх).
хххх года между Ю.Е. и ФИО2 был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: хххх.
Согласно пххх предварительного договора указанный жилой дом и земельный участок оцениваются сторонами вхххрублей.
Согласно п.х предварительного договора, сумма, указанная в пункте х будет уплачена в следующем порядке: сумма в размере ххх рублей будет передана продавцу в момент подписания договора, сумма в размере хххх рублей будет передана в течение 15 дней с момента подписания договора, оставшаяся сумма ххх рублей будет передана продавцу ежемесячно в размере ххххрублей.
В подтверждение исполнения обязательств по договору ответчиком ФИО2 в материалы дела представлены копии расписок в получении денежных средств хххх Ю.Е.
В судебном заседании ответчик ФИО2 пояснила, что денежные средства в сумме ххх рублей, вырученные ею от продажи земельного участка расположенного по адресу: хххх ххх, были направлены в счет оплаты по предварительному договору купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ххххх.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2);
Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2.2 Постановления Правительства Нижегородской области от 18.10.2013 N 748 (ред. от 31.12.2014) "Об утверждении государственной программы "Обеспечение граждан Нижегородской области доступным и комфортным жильем на период до 2024 года" Основной целью Программы является обеспечение доступным и комфортным жильем граждан, проживающих на территории Нижегородской области.
Задачами Программы в том числе является:
- создание благоприятных условий для проживания отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области;
- государственная поддержка молодых семей Нижегородской области в решении жилищной проблемы;
- повышение качества и условий жизни работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, научных организаций на территории Нижегородской области;
Как пояснила в судебном заседании ответчик ФИО2, в конечном итоге она улучшила свои жилищные условия, в том числе за счет продажи предоставленного ей бесплатно администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области земельного участка, расположенного по адресу: хххх. Таким образом, цель программы, участником которой она являлась, была достигнута.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества. Такими основаниями в силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ могут быть акты государственных органов, органов местного самоуправления, сделки и иные юридические факты.
Правила, предусмотренные настоящей статьей применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2 ст. 1102 ГК РФ).
По смыслу указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.
Как установлено судом в ходе рассмотрении дела, в целях исполнения взятых на себя обязательств по заключенному Соглашениюадминистрация городского округа г. Выкса предоставила ответчику ФИО2 в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: хххх, для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером ххх на основании постановления администрации городского округа город Выкса Нижегородской области № ххх от ххх. ххх г. ФИО2 было зарегистрировано право собственности (регистрационная запись № ххх от ххх г.) на выделенный по Программе земельный участок.
Таким образом, право собственности ФИО2 на спорный земельный участок было зарегистрировано на законном основании.
Каких-либо условий ограничения или обременения относительно вопросов распоряжения данным участком Соглашение №ххх от ххх года не содержит.
Кроме того, ни Соглашением, ни Программой не предусмотрены какие - либо действия получателя мер социальной поддержки по возврату предоставленного бесплатно земельного участка, в случае нарушения условий Соглашения.
Как следует из копии трудовой книжки ФИО2 с ххх года и по настоящее время она работает в должности воспитателя хххх г.Выкса Нижегородской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, суд, являющийся органом по разрешению споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение с соблюдением вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих правовых принципов таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Между тем возложение на гражданина обязанности возвратить денежные средства, которые были предоставлены ему в установленном нормативными правовыми актами порядке в качестве меры социальной поддержки, при отсутствии данных о недобросовестности с его стороны с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика ФИО2 суммы неосновательного обогащения в размере ххх и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме хххх. необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области удовлетворить частично.
Считать прекратившим действие Соглашение №ххх от ххх года заключенное между ответчиком ФИО2, Министерством социальной политики Нижегородской области, администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №х с.ххх года, с момента исключения ФИО2 из числа участников программы.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО2 в бюджет муниципального образования город Выкса Нижегородской области суммы неосновательного обогащения в размере хххи процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме ххххх отказать
ФИО2 в удовлетворении исковых требований о восстановлении положения существовавшего до нарушения права ФИО2 и обязании администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области внести ФИО2 в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем работников учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты культуры и спорта, научных организаций в Нижегородской области на 2014 -2024 года с использованием ипотечного кредитования - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
С.И. Власова