ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-630/2017 от 10.05.2017 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 мая 2017 года г. Когалым

Когалымский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего федерального судьи Фадеева С.А.,

с участием представителя истца ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности,

при секретаре ФИО4,

в открытом судебном заседании, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО2 к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о перерасчёте назначенной досрочной страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит обязать его осуществить перерасчёт назначенной пенсии с учётом справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, с даты назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и доплатить ему суммы недополученной пенсии с учётом заявленного требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Требования основаны на обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

В судебное заседание истец не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствии с участием представителя.

Представитель истца ФИО7 настаивал на удовлетворении требований, ссылался на изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика ФИО5 возражала против удовлетворения заявления и пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истец не представил справку о заработной плате за период с 1985 по 1989 годы, в связи с этим при приёме документов ФИО2 было разъяснено о необходимости предоставления указанной справки в 3-х месячный срок. В связи с не предоставлением указанной справки в указанный срок комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о назначении пенсии без учёта оспариваемого периода работы. В соответствии со статьей 23 Закона №400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии в сторону увеличения. Требование о перерасчёте размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не состоятельно, так как истец представил справку и обратился с заявлением о перерасчёте лишь в июле 2016 года. В соответствии с действующим пенсионным законодательством перерасчёт размера страховой пенсии по старости с учётом оспариваемого периода работы произведен с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении иска просит отказать в полном объёме.

Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) собранные по делу доказательства, как каждого, так и в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положением п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Сторонами по делу в судебном заседании были предоставлены доказательства, как в обоснование своих требований, так и в обоснование своих возражений, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств в судебном заседании при рассмотрении спора по существу от участников процесса не поступило.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где РП - расчётный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рубль). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, на размер пенсии существенным образом влияет страховой стаж до 01 января 2002 года (СК), а так же величина отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП).

Из административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года №14н, следует, что при ответах на обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять следующую информацию: о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги.

Административные регламенты предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственных услуг в сфере пенсионного (социального) обеспечения содержат специальный раздел, посвященный ответственности должностных лиц территориальных органов ПФР за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги. Устанавливается, что должностное лицо несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги. В свою очередь, персональная ответственность должностного лица определяется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании было установлено, что согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Когалыме от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера (РКС), кроме того указано, что заявитель вправе обратиться повторно в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии, при наличии 15 календарных лет работы в РКС, а также справок, подтверждающих периоды работы в особых условиях труда по списку №2 с ДД.ММ.ГГГГ, при условии отсутствия периодов исключаемых из льготного стажа (ученических, административных отпусков), справки о заработной плате за любые 60 месяцев подряд на территории РФ до 2000 года.

ДД.ММ.ГГГГ решением Когалымского городского суда иск ФИО2 к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Когалыме о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить трудовую пенсию был удовлетворён. Решение комиссии государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Когалыме ХМАО - Югры от 30.03.2015 №85 об отказе ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным, на пенсионный орган возложена обязанность по включению периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электросварщиком 4 разряда ручной сварки в <данные изъяты> по списку ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика ручной сварки в <данные изъяты> по списку ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика ручной сварки 4 разряда в <данные изъяты> по списку и МПКС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика 5 разряда в <данные изъяты> по списку ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ электросварщиком 5 разряда в <данные изъяты> по списку ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электросварщика ручной сварки 5 разряда в <данные изъяты> по списку и МПКС, в льготный стаж, дающий истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. При этом суд обязал государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Когалыме ХМАО - Югры назначить ФИО2 трудовую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.

Во исполнение решения Когалымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, пенсионный орган назначил пенсию ФИО2 в размере <данные изъяты>., при этом пенсионный капитал, приобретённый истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ занижен, так как пенсия была установлена без учёта справки о заработной плате, которая была представлена заявителем в июле 2016 года.

С учётом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в полном объёме, поскольку своевременно и правильно назначать, перерасчитывать и выплачивать пенсии является главной обязанностью территориальных органов Пенсионного фонда России. Пенсионное право исходит из того, что в случае неисполнения этих обязанностей пенсионный орган должен исправить допущенные ошибки и восстановить нарушенное право заинтересованных граждан.

Тем самым в пенсионном праве ответственность территориального органа ПФР выражается в обеспечении исполнения им его юридической обязанности, защите права человека на пенсию. Главное здесь - обеспечение интересов правомочного лица. Такой механизм может рассматриваться как первичные правоохранительные санкции, не исполняющие штрафную функцию, а имеющие ограниченную программу - восстановление нарушенного права. В этом случае орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обременяется лишениями организационного характера, которые возлагаются на него в связи с допущенной ошибкой при установлении или выплате пенсии правомочному лицу и выражаются, к примеру, в обязанности по формированию дополнительных документов для выплаты недополученных сумм пенсии, совершению процессуальных действий по перерасчету размера или пересмотру ранее вынесенного решения о назначении пенсии и др.

Восстановление территориальным органом Пенсионного фонда России нарушенного права всегда происходит в полном объеме. Так, на основании части 2 статьи 26 Закона №400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

К доводам представителя ответчика, что требование о перерасчёте размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не состоятельно, так как истец представил справку и обратился с заявлением о перерасчёте лишь в июле 2016 года и в соответствии с действующим пенсионным законодательством перерасчёт размера страховой пенсии по старости с учётом оспариваемого периода работы произведен с ДД.ММ.ГГГГ, суд относится критически, поскольку при должном исполнении своих должностных обязанностей специалистом пенсионного органа по изучению документов заявителя претендующего на заслуженную пенсию с тем размером, который установлен действующим законодательством для данной категории лиц, не привело бы к нарушению прав истца повторно.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о перерасчёте назначенной досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Когалыме Ханты - Мансийского автономного округа - Югры осуществить перерасчёт назначенной пенсии ФИО2 с учётом справки о заработной плате исх. от ДД.ММ.ГГГГ6 года за период с ДД.ММ.ГГГГ, с даты назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Когалыме Ханты - Мансийского автономного округа - Югры доплатить ФИО2 суммы недополученной пенсии с учётом заявленного требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путём подачи апелляционной жалобы после вынесения решения в окончательной форме в течение одного месяца через Когалымский городской суд.

Председательствующий С.А. Фадеев

Оригинал судебного решения находится в материалах гражданского дела 2-630/2017