ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-630/2023 от 27.06.2023 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-630/2023

УИД: 67RS0007-01-2023-000792-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сафоново 27 июня 2023 года

Сафоновский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,

с участием прокурора : Малютиной А.Д.,

при секретаре : Кайченковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о возложении обязанности осуществить мероприятия по внесению объектов транспортной инфраструктуры в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом его уточнения) к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (далее также – Администрация).

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

В ходе указанной проверки установлено, что на территории Сафоновского района расположено 4 мостовых сооружения, не подлежащих категорированию согласно разделу V п. 2 Приложения к приказу Минтранса России от 28.08.2020 № 331, а именно: путепровод через железнодорожные пути, расположенный на ул. Октябрьская г. Сафоново, протяженностью 93,19 м; мост через реку Величка, расположенный по ул. Октябрьская г. Сафоново, протяженностью 49,70 м; мост через реку Величка, расположенный по ул. Дорогобужский проезд г. Сафоново, протяженностью 27,20 м; мост через реку Вопец, расположенный по ул. Городская г. Сафоново, протяженностью 59,20 м.

Вместе с тем, в нарушение действующего нормативного регулирования паспорта обеспечения транспортной безопасности на указанные объекты транспортной инфраструктуры Администрацией не разработаны.

В связи с этим, просит обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области осуществить мероприятия по внесению вышеназванных объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также разработать на данные объекты паспорта обеспечения транспортной инфраструктуры в течение 6 месяцев со дня их включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора Малютина А.Д. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Федькина Н.В. против удовлетворения требований не возражала.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (далее также – Закон № 16-ФЗ).

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе, нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (пункты 1, 4, 5, 6 части 2 статьи 2 Закона № 16-ФЗ).

При этом, в статье 1 приведены основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона.

В частности, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1); категорирование объектов транспортной инфраструктуры (далее также - категорирование) - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (пункт 2); обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4); объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты (подпункт «в» пункта 5); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9); транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).

В силу части 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Исходя из положений статьи 6 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1).

Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 5).

В соответствии с Приложением к приказу Минтранса России от 28 августа 2020 года N 331 к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащими категорированию по видам транспорта, отнесены, в частности, мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок.

При этом, частью 4 статьи 6 Закона № 16-ФЗ определено, что категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Во исполнение указанной нормы закона приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 377 утвержден Порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно названному Порядку компетентные органы включают в Реестр и исключают из Реестра категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1, а также частью 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2019, N 31, ст. 4429), а также вносят изменения в Реестр (пункт 2).

В отношении не подлежащих категорированию объектов транспортной инфраструктуры реестр включает, в том числе, следующие сведения: полное наименование объекта транспортной инфраструктуры; информацию о субъекте транспортной инфраструктуры; место нахождения объекта транспортной инфраструктуры, включая наименования населенного пункта (при наличии) и субъекта Российской Федерации, на территории которых расположен объект транспортной инфраструктуры (подпункт 4.2 пункта 4).

Основанием для включения в Реестр не подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства - является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации (пункт 8).

Положениями статьи 9 Закона № 16-ФЗ также определено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1).

Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию (часть 1.3).

Из материалов дела (в том числе, технических паспортов мостовых сооружений) следует и не оспаривается сторонами, что в муниципальной собственности находятся объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию, а именно: путепровод длиной 93,19 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Октябрьская г. Сафоново; мост через р. Величка длиной 49,70 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Октябрьская г. Сафоново; мост через р. Величка длиной 27,20 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Красногвардейская г. Сафоново; мост через р. Вопец длиной 59,20 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Советская г. Сафоново.

Вместе с тем, в нарушение приведенного выше нормативного регулирования органом местного самоуправления меры по внесению в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств вышеназванных мостовых сооружений не приняты, паспорта обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры не разработаны.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (ИНН 6726003059) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по внесению объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, а именно: путепровода протяженностью 93,19 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Октябрьская г. Сафоново; моста через р. Величка протяженностью 49,70 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Октябрьская г. Сафоново; моста через р. Величка протяженностью 27,20 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Красногвардейская г. Сафоново; моста через р. Вопец протяженностью 59,20 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Советская г. Сафоново, в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (ИНН 6726003059) разработать паспорта обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию, а именно: путепровод протяженностью 93,19 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Октябрьская г. Сафоново; мост через р. Величка протяженностью 49,70 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Октябрьская г. Сафоново; мост через р. Величка протяженностью 27,20 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Красногвардейская г. Сафоново; мост через р. Вопец протяженностью 59,20 м на автомобильной дороге общегородского значения по ул. Советская г. Сафоново, в течение шести месяцев со дня включения объектов транспортной инфраструктуры в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ С.А. Дроздов

Копия верна.

Судья Сафоновского районного суда

Смоленской области С.А. Дроздов